внеклассное мероприятие " Лесные загадки зимушки-зимы"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

мероприятие для учащихся 1-2 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnye_zagadki_zimushki.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Лесные загадки зимушки – зимы.

Цель: познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе зимой ;учить устанавливать экологические связи; показать красоту зимнего времени года; развивать наблюдательность, память; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: иллюстрации зимнего леса; таблица « Следы животных»; таблица

« Растения под снегом»; запись пьесы « Времена года» П.И. Чайковского.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы занятия.

Учитель . Послушайте стихотворение. О каком времени года в нем рассказывается?

Ученик :

С неба падают снежинки,

Словно белые пушинки,

Покрывая всё кругом

Мягким бархатным ковром

Солнце полно светлой ласки,

Всё блестит , ка в дивной сказке,

Пруд зеркальный недвижим

Под покровом ледяным.

Уча-ся: О зиме.

Учитель: Сегодня мы подведём итог наших наблюдений за признаками зимы, изменениями в жизни растений и животных зимой, составим экологические знаки о том , как мы можем помочь животным зимой.

  1. Приметы зимы.

-Давайте вспомним основные приметы зимы. Отгадайте загадки.

- Скатерть бела, весь свет одела. ( Снег)

-Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке,

Все сквозные , вырезные, а возьмёшь- вода в руке.( снежинки)

-Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. ( лёд)

- И не снег, и не лёд,

   А серебром деревья уберет ( иней)

Учитель: Лес, поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейкою зимой. Русские поэты очень любили воспевать такие картины природы.

Заранее подготовленные дети читают стихи Ф . Тютчев « Чародейкою зимою…»,

И. Суриков « Белый снег пушистый….», С. Есенин « Заколдован невидимкой….»,

А. Пушкин « Под голубыми небесами….», С. Державин « Снег летает и сверкает…».

Учитель: Что же такое снег? ( Это замёрзший водяной пар)

- И снег, и иней, и лёд- всё это различные состояния воды.

Снежинки- это замёрзший водяной пар. Пар есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и , если нет сильного мороза, образуются хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится много воздуха.

  1. Растения зимой.

Сценка « Заяц и полёвка»

Действующие лица: Заяц, Мышь- полёвка.

Автор. Пришла суровая зима. На заснеженной лесной поляне встретились заяц и мышь- полёвка.

Заяц. Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зеленую понюхать захочешь, листиков сочных погрызть- терпи до весны. А где ещё та весна- за горами да за морями…

Полёвка. Не за морями, заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли- там и брусничка зеленая, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься и наешься.

Учитель. Как же зимуют растения?( Зимой все растения находятся в оцепенении. Но готовы встретить весну и начать развёртывать свои почки.)

- Где же зимуют эти почки? ( у деревьев высоко над землёй, а у травы – под снегом)

- Вот у лесной звездчатки они в пазухах листьев на поникшем стебле. Почки то у неё живы и зелены, а листья уже с осени пожелтели и засохли, и растение кажется мёртвым.

А кошачьи лапки, ясколка, дубровка и много других низких трав берегут под снегом не только почки- сами там сохраняются невредимыми, чтобы встретить весну зеленея.

От прошлогодних полыни, вьюнка, мышиного горошка, купавки и калужницы над землёю сейчас уже не осталось ничего, кроме полусгнивших листьев и стеблей.

А если поискать их почки, найдёшь их у самой земли.

У земляники, одуванчика, кашки, щавеля и тысячелистника почки тоже на земле, но они окружены розетками зелёных листьев. Эти травы тоже выйдут из-под снега зелёными.

К этой группе морозоустойчивых растений относится и озимая рожь, которую сеют под зиму.

  1. Животные зимой.

Учитель. Все ли животные спят зимой? ( Нет)

- Жизнь продолжается под снежным покровом. Глубоко в земле, в своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покрывалом снега прячутся лесные мыши.

Кто такие «братья наши меньшие», и как мы можем им помочь зимой?( это птицы. Зимой птиц надо подкармливать, устраивать птичьи « столовые»)

Многие зимующие  птицы не доживают до весны из-за голода. Если мы будем подкармливать их зимой, то спасём им жизнь.

  1. Встреча Зимы.

Учитель. Ребята, оком а лесу принято говорить, что разносит новости? ( сорока)

Выбегают две сороки ( на голове у девочек шапочки с клювиками, на руках крылья, на груди плакатики с надписями « Лесная почта») У одной сороки в руках огромный жёлтый лист, у другой большая снежинка, на них написано: « Телеграмма». Это телеграммы Осени и Зимы.

Сороки , перебивая друг друга, кричат;

- Телеграмма! Телеграмма!

На осеннем листочке- телеграмме написано: «Свои владенья сдала в отличном порядке! Ушла в другие страны. До свидания! Осень.»

На снежинке- телеграмме написано: « Иду на смену осени. Несу снега белые, вьюги да метели. Встречайте меня пословицами и поговорками. Зима.»

Учащиеся называют пословицы и поговорки о зиме.

Звучит запись музыкальных пьес о зиме из альбома П.И. Чайковского « Времена года»

Ученик.

Зима пришла …. За окнами,

Где чёрных ёлок ряд,

Пушистые и лёгкие

Снежиночки летят.

Летят , порхают, кружатся,

Пушистые летят

И белым мягким кружевом

Окутывают сад

В класс входит Зима.

Зима. – Здравствуйте ,ребята! Много пословиц и поговорок вы обо мне знаете! Молодцы!

Но я пришла не одна. Со мной пришли мои братцы, красавцы- молодцы! Кто же это? Отгадайте загадку- узнаете.

« Махнул старик-годовик первый раз- и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз».

Входят братцы –месяцы: декабрь, январь, февраль.

Зима.

Назовите –ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его- всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год.( Декабрь)

- По каким признакам вы догадались, что это декабрь?

Выслушиваются ответы детей о декабре.

Игра « Книга зимы»

Декабрь . Определите , каким животным принадлежат эти следы.

Зима.

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду- упадёт

Не вода уже , а лёд

Даже птицы не летится,

От мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету.

Что, скажите, за месяц это?( Январь)

- По каким признакам вы догадались, что это январь?

Выслушиваются ответы детей о январе.

Игра « Прилетели птицы»

Январь проводит игру.

Зима.

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню полетели.

По ночам мороз силён,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?( февраль)

- По каким признакам вы догадались, что это февраль?

Выслушиваются ответы детей о феврале.

Игра « Под снегом на лугу».

Февраль проводит игру с детьми.

-Назовите, какие растения луга я, февраль, укрыл снежным одеялом.

Учащиеся называют растения, изображённые на плакате.

Зима. – Ребята, вы хорошо потрудились. А сможете ли ответить на мои вопросы?

( За верный ответ учащиеся получают жетон в виде снежинки)

Проводится викторина.

Братья – месяцы подводят итог игры.

  1. Итог занятия.

Учитель. Какие подарки готовит нам каждый год Зимушка-зима?( белый снег, чистый воздух, красоту засыпанных снегом деревьев и др.)

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение И. Бунин « На окне, серебряном от инея….»,В. Брюсов « Серебро, огни и блески…»

Учитель. Какую помощь вы можете оказать животным зимой?

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Н. Рубцова.

« Воробей»

- В чём смысл стихотворения?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие 1класс. "Здравствуй Зимушка-зима"

Праздник "Здравствуй зимушка-зима" проводитися в первом классе, создает атмосферу праздничного дня. способствует сплоченности коллектива. При проведении праздника используется презентация "Зима", музы...

Внеклассное мероприятие Устный журнал "Зимушка - зима"

Мероприятие проводится в начале зимы. Дети знакомятся с приметами зимы, знакомятся с перелётными и зимующими птицами, учатся правильно ввести себя в на природе зимой....

Лесные загадки зимушки-зимы

Цель данного мероприятия - познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе зимой....

Внеклассное мероприятие 1 класс "Зимушка- зима" устный журнал

Внеклассное мероприятие для 1 класса с использованием здоровьесберегающих технгологий...

Внеклассное мероприятие Устный журнал "Зимушка-зима"

Внеклассное мероприятие Устный журнал "Зимушка-зима" посвящено знакомству учащихся с новогодними традициями на Руси и в других странах,  развивитию познавательную активность детей....

Внеклассное мероприятие Устный журнал "Зимушка-зима"

Внеклассное мероприятие Устный журнал "Зимушка-зима" посвящено знакомству учащихся с новогодними традициями на Руси и в других странах,  развивитию познавательную активность детей....

Внеклассное мероприятие. Устный журнал "Зимушка-зима"

Цели: - выяснить и пополнить знания детей о зимних явлениях природы,-  показать красоту зимней природы, -  воспитывать любовь и бережное отношение к ней.Оборудование: рисунки на тему о ...