Лесные загадки зимушки-зимы
методическая разработка по окружающему миру на тему

Цель данного мероприятия - познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnye_zagadki_zimushki-zimy.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Лесниковская основная общеобразовательная школа

Гусь-Хрустального района Владимирской области

 Провела:

 Кепина Елена Анатольевна

учитель начальных классов

д. Лесниково

Цели: познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе зимой; учить устанавливать экологические связи; показать красоту зимнего времени года; развивать наблюдательность, память; воспитывать бережное отношение к природе.

         Оборудование: иллюстрации зимнего леса; таблица «Следы животных»; таблица «Размер под снегом»; запись пьесы « Время года» П. И. Чайковского.

   Учитель. Послушайте стихотворение. О каком времени года в нём рассказывается?

    Ученик. С неба падают снежинки,

                   словно белые пушинки,

                   покрывая всё кругом

                    мягким бархатным ковров.

                    Солнце полно светлой лаской,

                     Всё блестит, как в длинной сказке.

                      Пруд зеркальный недвижим

                      Под ковром ледяным.

Учащиеся. О зиме.

Учитель. Сегодня мы подведём итог наших наблюдений за признаками зимы, изменениями в жизни растений и животных зимой, составим экологические знаки о том, как мы можем помочь животным зимой.

Учитель. Давайте вспомним основные приметы зимы. Отгадайте загадки.

1. Скатерть бела, весь свет одела.               (Снег)

2. Что за звёздочки на пальто и на платке,

     Все сквозные, вырезные, а возьмёшь- вода в руке.           (Снежинки).

3.  Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.         (Лёд)

4.  И не снег, и не лёд,

     А серебром деревья берёт.       (Иней)

Учитель. Лес, поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейскою зимою. Русские поэты очень любили воспитывать такие картины природы.

     Конкурс стихов «Зимушка – зима»

Учитель. Что же такое снег?(Снег- это замёрзший водяной пар.)

    - И снег, и иней, и лёд- всё это различные состояние воды.

Снежинки- это замёрзший водяной пар. Пар есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой в снежинки.

  Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звёзды обращаются в снежную пыль.

Падая на землю снежинки летят друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.  

   Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится много воздуха.

Сценка «Заяц и полевка»                                                            

Действующие лица:  Заяц, Мышь- полевка.

Автор.  Пришла суровая зима. На заснеженной лесной поляне встретились заяц и мышь- полевка.

Заяц.  Мороз и вьюга, мороз и холод. Травку зелёную понюхать захочешь, листиков сочных погрызть – терпи до весны. А где ещё та весна- за горами да за морями…

Полевка.  Не за морями! Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами. Прокопай снег до земли – там и брусничка зелёная, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься и наешься.

Учитель.  Как же зимуют растения? ( Зимой все растения находятся в оцепенении. Но готовы встретить весну и начать развёртывать свои почки.)

     - Где же зимуют эти почки? (У деревьев – высоко над землёю, а у трав – под снегом.)

     - Вот у лесной звёздчатки они в пазухах листьев на поникшем стебле. Почки- то у неё живы и зелены, а листья уже с осени пожелтели и засохли, и растение кажется мёртвым.

      А кошачья лапка, ясколка, дубровка и много других низких трав берегут под снегом не только почки- сами там сохраняются невредимыми, чтобы встретить весну зеленея.

      От прошлогодних полыни, вьюнка, мышиного горошка, купавки и калужницы над землёю сейчас уже не осталось ничего, кроме полусгнивших листьев и стеблей.

      А если поискать их почки, найдёшь их у самой земли.

      У земляники, одуванчика, кашки, щавеля и тысячелистника почки тоже на земле, но они окружены розетками зелёных листьев. Эти травы тоже выйдут из- под снега зелёными.

      К этой группе морозоустойчивых растений относится и озимая рожь, которую сеют под зиму.

Учитель.  Все ли животные спят зимой? (Нет)

- Жизнь продолжается под снежным покровом. Глубоко в земле, в своих коридорах, в поисках личинок и червей бродит не засыпающий на зиму крот. Под покрывалом снега прячутся лесные мыши.

   Кто такие «братья наши меньшие», и как мы можем им помочь зимой? (Это птицы. Зимой птиц надо подкармливать, устраивать птичьи «столовые».)

    Можно долго идти по лесу и не услышать ни одного голоса, а потом на опушке встретить целую стаю синиц. Будут слышны тихие, неясные писки, и вдруг вырывается громкое гнусавое «хеее»- это синица- гаечка, непременный участник смешанных синичьих стай. Если рядом держится поползень, то время от времени он будет подавать звучное «теть…теть…теть». А из тёмных еловых крон доносится звон стеклянных колокольчиков. Это корольки- самые мелкие птички нашей страны.

     Многие зимующие птицы не доживают до весны из- за голода.

Если мы будем подкармливать их зимой, то спасём им жизнь.

Учитель.  Ребята, о ком в лесу принято говорить, что разносит новости? (О сороке).

     Выбегают две сороки (на голове у девочек с клювиками, на руках крылья, на груди плакатики с надписями «Лесная почва»). У одной сороки в руках огромный желтый лист, У другой большая снежинка, на них написано: «Телеграмма». Это телеграмма осени и зимы.

 Сороки, перебивая друг друга, кричат;

 - Телеграмма! Телеграмма!

   На осеннем листочки- телеграмме написано: «Свои владенья сдала в отличном порядке! Ушла в другие страны. Д свидания! Осень».

   На снежинке – телеграмме написано: «Иду на смену Осени. Несу снега белые, вьюги да метели. Встречайте меня пословицами и поговорками. Зима».

          Учащиеся называют пословицы и поговорки о зиме.

- Снег глубок - год хорош.

- Снегу надует – хлеба прибудет.

- Мороз не велик, да стоять не велит

- Волку зима за обычай.

- Декабрь год кончает, зиму начинает.

- Береги нос в большой мороз.

- Много снега – много хлеба.

- Жаворонок – к теплу, а зяблик- к стуже.

- Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.

- Январь – к весне поворот.

- Январь – году начало, зиме середка.

- Январь – солнце на лето, зима на мороз.

- Февраль придёт, все пути заметёт.

- Февраль – кривые дороги.

Звучит запись музыкальных пьес о зиме из альбома П. И. Чайковского «Времена года».

Ученик.  Зима пришла… За окнами,

                Где чёрных ёлок ряд,

                Пушистые и лёгкие

               Снежиночки летят.

                               Летят, порхают, кружатся,

         Пушистые летят

         И белым мягким кружевом

         Окутывают сад.

В класс входит Зима.

Зима.  Здравствуйте, ребята! Много пословиц и поговорок вы обо мне знаете! Молодцы!

  Но я пришла не одна. Со мной пришли мои братцы, красавцы – молодцы! Кто же это? Отгадайте загадку – узнаете.

  «Махнул старик – годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз».

    Входят братцы- месяцы: декабрь, январь, февраль.

- Узнали, кто это? (Это зимние месяцы: декабрь, январь и февраль.)

Зима         Назовите- ка, ребятки

                 Месяц в этой вот загадке:

                 Дни его- всех дней короче,

                 Всех ночей длиннее ночи.

                                    На поля и на луга

                                   До весны легли снега.

                                    Только месяц наш пройдёт.

                                    Мы встречаем Новый год.

                                                                 (Декабрь.)

-По каким признакам вы догадались, что это декабрь?

Декабрь.  Я декабрь, первый месяц зимы. Ещё только вчера уныло чернели голые, хмурые поля и леса, а наутро- всё кругом бело. Снег лежит на земле, на крышах домов, сараев, на заборах и даже на ветках деревьев. Хорошо! Воздух чистый, свежий. И морозец уже пощипывает уши и нос.

      В лесу теперь очень тихо. Можно ходить иной раз целый день и не встретить ни одной живой души. Кажется, вымер лес, но это только кажется. Присмотритесь хорошенько: весь снег в нём испещрен разными следами и следочками.

     Самих лесных обитателей иной раз не скоро увидишь, зато свой след никто из них не сумеет спрятать до следующего снегопада, до новой пороши.

     Но для того чтобы свободно уметь читать по следам, надо сперва научиться распознавать сами следы, определять, кому они принадлежат.

     Вот через поляну тянется ровный следок, он будто по нитке выведен. По размеру следок похож на собачий . Это разгуливала лиса.

        В молодом осиннике совсем другие следы: впереди рядом два больших отпечатка, а позади них, один за другим, два маленьких. Такой след оставляет после себя заяц. И по другим приметам можно сразу узнать, что здесь недавно хозяйничал косой. Поглядите, кора осинок внизу сильно обглодана – чья же это ещё работа?

          Много интересного из жизни лесных обитателей сумеете вы прочитаете в белой книге зимы. Учитесь читать по следам лесных  происшествиях.  Это должен уметь каждый натуралист.

                                         Игра «Книга Зимы»

   Декабрь. Определите, каким животным принадлежат эти следы.

Ответы. Голубь, мышь- полевка, собака.

Зима.        Щиплет уши, щиплет нос,

                 Лезет в валенки мороз.

                 Брызнешь воду – упадёт

             Не вода уже, а лёд.

                                    Даже птице не летится,

                                    От мороза стынет птица.

                                    Повернуло солнца к лету.

                                    Что, скажи, за месяц это?

                                                                                   (Январь).

Январь. Я – второй зимний месяц. Как меня зовут?

Январь – это самая середина зимы, пора лютого холода. Поглядите, какими узорами разрисовал мороз стёкла окон. Холодно. Пруды и реки закованы льдом. Поля и луга занесены снегом.

         Загляните зимним утром во двор. По снегу прыгают воробьи. От холода они нахохлились , распушились, стали похожи на шарики. Прыгают, подбирают крошки. Тут же разгуливают вороны, а между ними суетятся галки. Так всё и смотрят, чем бы поживиться.

         В деревни зимой можно увидеть не только этих птиц. Сюда прилетают синицы, овсянки и осторожные сороки. Голодно им в лесу, они и летят поближе к жилью человека.

        Вон порхает с ветки на ветку синица. Посмотрите, как заглядывает она в каждую щёлку на дереве, как старательно ищет, не спрятался ли там какой – нибудь жучок. Только не часто ей удаётся найти такую добычу. Много крылатых друзей с трудом добывают еду в эту суровую пору.

  Зима.   Снег мешками валит с неба,

              С дом стоят сугробы снега.

              То бураны и метели

              На деревню полетели.

                        По ночам мороз силён,

                        Днём капели слышен звон.

                        День прибавился заметно.

                        Ну, так что за месяц это?

                                                                (Февраль.)

Февраль.  Я Февраль, самый младший зимний месяц. Я самый снежный, самый метельный месяц. Снег всё сыплет и сыплет, а ветер кружит его, вздымает и гонит белым крутящимся вихрем. Много выпало снега за этот месяц. Кажется, что зима решила всю землю упрятать в непролазных белых сугробах, сровнять бугры и овражки в полях, укрыть кустарники и даже молодые деревья.

         Дремлют они под снегом, там им теплее, чем на холодном ветру, в особенности когда разгуливает непогода.

        В такую пору все животные – звери и птицы – ищут, где бы спрятаться от ледяного ветра. Многим из них глубоким служит хорошим укрытием. Под снегом не так донимают мороз и ветер.

       От холода прячутся в снег тетерева и другие лесные птицы – рябчики, глухари.

       Снег лежит надёжным укрытием так же для различных зверей и зверюшек.

      В наших лесах есть и такие звери, которые всю зиму спят, не вылезая из своего убежища. Зарывшись в опавшие листья, спит под снегом непробудным сном колючий ёжик. Спит в глубокой норе барсук. А в самой чаще леса дремлет в своей берлоге медведь.          

                                 

Игра «Под снегом на лугу»

Февраль.  Кругом бело, и снег глубок. И грустно было бы думать, что сейчас на земле нет ничего, кроме снега, что все цветы давно отцвели и вся трава засохла.

     Назовите, какие растения луга я, Февраль, украл снежным одеялом .                                                          

 Учащиеся называют растения, изображенные на плакате

Зима.  Ребята, вы хорошо потрудились. А сможете ли ответить на мои вопросы? ( За верный ответ учащиеся получают жетон в виде снежинки.)

 ВОПРОСЫ:

  1. Какие природные явления можно наблюдать зимой? (Снегопад, метель, изморозь, оттепель.)
  2. Что происходит в зимнее время с лиственными деревьями?(Сбросив листву, они засыпают.)
  3. А почему не засыпают хвойные деревья? (Смола мешает промораживанию ствола, в нём сохраняются соки.)
  4. А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами? (Он хрустит оттого что под тяжестью вашего тела ломаются звёздочки и лучи.)
  5. Какое  хвойное растение является чемпионом по выделению фитонцидов? (Можжевельник.)

-Один гектар можжевельника выделяет 30 кг фитонцидов в сутки. Этим количеством можно уничтожить всех микробов в большом городе.

  1. О чём беспокоятся рыбы подо льдом? ( Рыбы боятся задохнуться подо льдом. Необходимо делать лунки.)
  2. Где зимой прячутся тетерева? (Под снегом.)
  3. Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи перебираются поближе к человеческому жилью? (Зимой мало корма в лесу.)
  4. Все ли грачи улетают от нас на зиму? (Нет.)
  5. Куда на зиму исчезают летучие мыши? (Спят в дуплах, пещерах.)
  6. Все ли зайцы белы зимой? (Русаки остаются серами.)
  7. Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? (Клёст.)
  8. Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег.)
  9. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь, барсук, и другие звери, зимой впадающие в спячку.)
  10. С прилёта каких птиц мы считаем начало весны? (Грачей.)
  11. В новой стене, в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь во льду ночью затягивается.)
  12. В избе мёрзнут, а на улице – нет. (Окна замерзают только изнутри.)
  13. С какого дня начинается зима (по календарю), и чем этот день замечателен? (С 22 декабря. Это самый короткий день в году.)
  14. Бежит по снегу, а следа нету. (Ветер, позёмка.)
  15. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, от матери рождён и мать рождает. (Лёд.)
  16. Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга, буран.)
  17. Стоит Ермак, на нём колпак: ни шит, ни бран, ни поярковый. (Пень, а на нём снежная шапка.)

Братья-месяцы подводят итог игры.

УЧИТЕЛЬ. Какие подарки готовит нам каждый год Зимушка-зима? (Белый снег, свежий воздух, красоту засыпанных снегом деревьев и другие.)

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения.

На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели.

В верхних стёклах – небо ярко-синее

И застреха в снеговой пыли.

Всходит солнце, бодрое от холода,

Золотится отблеском окно,

Утро тихо, радостно и молодо,

Белым снегом всё запушено.

И всё утро яркие и чистые

Буду видеть краски в вышине,

И до полдня будут серебристые

Хризантемы на моём окне.

И.Бунин

Серебро, огни и блёстки –

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят берёзки,

Чёрно-белые вчера.

Это – область чей-то грёзы,

Это – призраки и сны!

Все предметы старой прозы

Волшебством озарены.

В.Брюсов

УЧИТЕЛЬ. Какую помощь вы можете оказывать животным зимой?

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Н.Рубцова.

ВОРОБЕЙ

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зёрнышком бедным,

И летит к чердаку своему…

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.

- В чём смысл стихотворения?