"Социально- педагогические основы этнокультурного воспитания детей в современных условиях."
статья на тему

Предпосылками этнокультурного воспитания подрастающего поколения выступили идеи народности (принципы воспитания, роль и значение родного языка, принципы социальности и этничности, национальная школа, народные воспитательные системы и др.) в общественном воспитании. Это отразилось еще  в трудах выдающихся педагогов и общественных деятелей таких, как С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, П.И. Ковалевский, В.О. Ключевский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, В.Н. Сороки - Росинский, В.А. Сухомлинский, А.А. Царевский, К.Д. Ушинский и других.

Актуальность значимости, на современном этапе развития общества,  культуры в развитии личности и общества определена необходимостью интеграции ценности культуры в содержание образования, чтобы раскрыть потенциал человека, изменить его взгляды на мир, изменить самого человека в восприятии мира. Взаимосвязь образования и культуры рассматривается исследователями под разными углами: описание и прогнозирование процесса становления образа человека конкретной исторической эпохи в культурно-образовательной среде; поиск путей и способов развития субъектов образования и воспитания; обобщение, сохранение и возрождение культурно-образовательных традиций народа, этноса, нации в целях воспитания подрастающего поколения; система организации процесса воспитания в пространстве поликультурного образования. Об этом можно найти в трудах Е.В. Бондаревской, У.С. Борисовой, Е.Д. Висангириевой, Т.И. Власовой, Б.С. Гершунского, Н.В. Гусевой, М.С. Кагана, Е.Н. Шиянова и других. 

О вопросах  развития личности на основе теории становления системы ценностей, приобретаемых в ходе освоения личного опыта, принятия личностной этнокультурной значимости можно прочесть в работах И.В. Абакумовой, Е.В. Бондаревской, М.С. Кагана, В.Т. Фоменко, Л.В. Трубайчук, Н.Л. Худяковой, Р.М. Чумичевой и других. О сущности этнокультуры,  о её функциях, тенденциях развития, о ее возрождении и сохранении в современных условиях образования - в исследованиях А.Б. Панькина, Е.А. Слушкиной, В.К. Шаповалова, С.Н. Федоровой, А.Н. Фроловой, и других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokulturnoe_vospitanie_detey.odt20.83 КБ

Предварительный просмотр:

     "Социально- педагогические основы этнокультурного воспитания детей в современных условиях."

Этнокультурное воспитание – это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Задачи этнокультурного воспитания.

1.                Создание условий для приобщения детей, воспитателей, учителей, родителей к основным этнокультурным ценностям российской цивилизации.

2.                Создание условий для успешного овладения детьми навыками в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, способствовать развитию детского творчества.

3.                Обеспечение единства умственного и эмоционально-нравственного развития человека.

Создание  единого этнокультурного аспекта в воспитании и общении  в образовательных учреждениях и в семье, а так же повышение педагогической культуры родителей .         

5.    Включение в систему «детский сад – семья – школа» учреждений культуры, которое  приведет к созданию общности людей – носителей ценностей отечественной культуры.

6.   Обеспечение воспитателей, учителей этнокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренний потенциал ребенка.

Этнопедагогизация образования во многом обусловлена работами Г. Н. Волкова, который ввел в науку  сам термин «этнопедагогика», выделяя гуманистические основы народной педагогики, обозначая ее проблемы, выделяя факторы и средства воспитания.

Этнокультурное воспитание на современном этапе направлено на развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, на воспитание культуры межнационального общения, на развитие их способности мыслить образами и выражать свое отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности.

Наиболее ценной для воспитания и обучения ребенка становится духовная культура и особенно искусство. Произведения разных видов искусства близки эмоциональной природе ребенка, его способности мыслить образами и выражать свое отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности.

Наиболее доступными из них для дошкольников являются следующие:

·                    народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные);

·                    народные игрушки;

·                    народные праздники;

·                    народный театр.

 

В связи с этим, в наше время необходимо помнить о народности и национальном характере образования, это  главный  принцип   развития.  У К.Д. Ушинского можно прочесть следующее: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…. Это говорит о том, что автор считал очень важным воспитательную направленность  народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах,- писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…»

Народное воспитание  -  это общественное воспитание. Опыт, который накопили веками, заключающийся  в сочетании воспитания с эмпирическими знаниями, подтвержденными практикой и составляет ядро этнопедагогики. Стоит, все же, обратить внимание, на то, что это сочетание носит все же  стихийный характер. Сам процесс воспитания, повседневный педагогический контакт с детьми не всегда был осознанным. "В этих условиях поражает умение народа по крупицам отобрать все лучшее, разумное, отвечающее народному идеалу в воспитании настоящего человека."

 С этих позиций народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического творчества, как итог своеобразного исторического народного педагогического эксперимента. До сих пор являются поучительным, вдохновляющим примером выработанные народными воспитателям и приемы и методы трудового, нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания.

Опираясь на народные методы воспитания педагоги – теоретики и практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Однако ядро народной мудрости всегда присутствует в любой воспитательной теории.

В современных условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и обогащаются. Это и есть проявление народной педагогики в действии, в жизни. Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества.

Исследования проблем этнопедагогики  утверждают, что концепция народной педагогики сложилась. Установлен предмет этнопедагогики, определены её источники, принципы, методы, характерные особенности. Концепция этнопедагогики рассматривает педагогические воззрения народа как выражение практической народной философии, как сгусток веками накопленного коллективного опыта народных масс по воспитанию и обучению молодого поколения, гениально воплощённых в разнообразных памятниках устного народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Воспитание школьников в современных условиях

Статья посвящена изменениям в современном обществе и в связи с этим - проблемам воспитания школьников...

статья "Воспитание школьников в современных условиях

Статья посвящена изменениям в современном обществе и в связи с этим - проблемам воспитания школьников...

Педагогический совет "Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в современных условиях"

Педагогический совет " Создание условий для выявления , поддержки и развития одаренных детей  в современных условиях"...

«Профессионально-педагогическая деятельность учителя начальных классов в современных условиях»

     С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменились требования к педагогической деятельности учителя. Способ моделирования широко признан как акт...

«Воспитании школьников в современных условиях»

laquo;Воспитании школьников в современных условиях»...