Воспитательная работа в начальной школе
классный час на тему

Воронченко Галина Леонидовна

Классные часы в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Россия – Родина моя!»

Ход занятия: 

Определение темы.

 - О чем мы будем говорить сегодня?

Тему вы сможете сформулировать сами после того, как разгадаете ребус. (См. слайд 2)

-Какое слово получилось? (Родина)

-Как называется наша Родина?

-Тема нашего занятия: «Россия – Родина моя» (См. слайд 3)

Ученик:

Мы будем о России говорить

Да так, чтоб  сердце защемило,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех, конечно же, Россия!

- Ребята, а что мы называем Родиной?

Ученик:

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой, мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовем.

- А откуда появилось такое название – Россия?

В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают учёные, произошло от слова «русло». Русло –  это  ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь – страна озёр и рек. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских ещё называют россами, а страну, где они живут, Россией.

- Ребята, а что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе?

- Все мы – россияне. Живём в одной стране, говорим на одном языке, подчиняемся одним законам.

  1. Вступительное слово:

«Родина одна» М.Пляцковский

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она!

На свете много разных стран,

Но есть одна страна –

Ее мы Родиной зовем

А Родина – одна.

  1. Беседа «Россия»:

Наша страна раскинулась на тысячи километров с севера на юг и с запада на восток. Прекрасны российские поля, леса, реки. Гости из разных стран мира восхищаются красотой российских городов. В России живут умные, талантливые, добрые люди. Издавна красота русской природы воспевалась поэтами, писателями, художниками, музыкантами.

-!- Сегодня мы будем говорить о нашей Родине. А как вы понимаете слово «Родина»?

(ответы учеников)

Чтение стихотворения подготовленными учениками:

Что мы Родиной зовём?                     Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растём                Солнце в небе голубом

И березки у дороги,                               И душистый, золотистый хлеб

По  которой мы идем.                           За праздничным столом.

                           Что мы Родиной зовем?

                           Край, где мы с тобой живем,

                           И рубиновые звезды-

                           Звезды мира над Кремлем.

-!- Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

Как  называется наша Родина?

(ответы учеников)

Россия или Российская Федерация.

-!- Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса.

Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.

Россия – самая большая страна на свете.

Границы России проходят и по суше, и по морю.

Наша страна очень красива и богата.        

II. Беседа по теме урока.

1.Как часто мы слышим громкое, звучное слово – Родина. А что связано, с этим понятием? (учитель бросает мяч, и каждый поймавший,  заканчивает фразу словом: «Родина – это…»)

-Подберите синонимы к слову Родина. (После ответов учащихся см. слайд 4)

Все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает и учиться, где живут его родные и близкие.

Отечеством мы зовем её потому, что в ней испокон веков жили отцы и деды.

Родиной мы зовем её потому, что здесь родились, все вокруг нас родное. Слово родина произошло от слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.

-Как называется страна, где мы живем? (России, Российская Федерация)

-Как называют граждан, живущих в России? (россияне)

-Выберите из списка прилагательные, которые вы подобрали бы к слову Родина.

(См. слайд 5)

Ученики рассказывают стихотворение М.Пляцковского «Родина»

«Родина» - мы произносим тихо,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспомнится, наверное,

Чистая, прозрачная до дна,

И сережки светятся на вербе,

И в траве тропинка не видна.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле, от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на ставенку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

-Как вы представляете свою Родину, мы видим на ваших рисунках, которые вы приготовили к классному часу.

2.-Наша страна отличается от других государств: (См. слайд 6)

  • языком, на котором разговаривает народ;
  • своими символами;
  • историей;
  • обычаями, традициями;
  • географическим положением.

Наша страна самая большая по площади. Её площадь составляет 17,1 млн.кв.км. Находится на материке Евразия. Имеет морские и сухопутные границы. Граничит с 14 соседями, омывается 13 морями. (См. слайд 7)

Для сравнения приведу примеры: на нашей территории может поместиться 2  таких материка, как Австралия и  5 таких стран, как Индия. (См. слайд 8)

(Слайд   физминутка)

Наша страна очень велика. Чтобы ее пересечь с востока на запад, надо ехать на скором поезде целую неделю, а самолетом 15 часов. Вот мы и отправимся в путешествие.

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре

Полетел наш самолет.

Мах крылом туда – сюда,

Делай раз, делай два.

Раз и два, Раз и два.

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите,

Раз и два, Раз и два.

Опустите руки вниз,

И на место все садись!

3.У каждой страны есть свои официальные символы, означающие независимость. из толкового словаря: “Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран”.

 Это гимн, герб и флаг. (См. слайд 9)

 Имеет флаг, и гимн, и герб

 Российская держава.

 И, как и все символы, они

  Жизнь нашу отражают.

- Еще один важный символ нашего государства – флаг.

Ученик 2: А флаг России - триколор,

 Полотнище в три цвета.

 В нем яркой красной полосой

 Страна наша воспета.

 В России так заведено,

 Что любят красный цвет давно.

 Не зря ведь названы у нас

 И площадь Красной, и изба.

 А также девица красна,

Ведь красный- это красота.

И цвет крови, и цвет жизни,

И цвет верности Отчизне.

Ученик 3:Продолжим экскурс в старину,

Тогда узнаем, почему

У флага есть еще  цвета

Что означают цвета два.

Синий - Украины цвет,

Белый - Белоруссии.

Народы их объединились

Чтоб жить в согласии.

День рожденья есть у флага

В середине августа.

Символы страны родной

Помните, пожалуйста!

- Флаг нашей страны тоже имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывали к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом.

 Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин красного цвета прикрепляли к древку. Стяг развивался на ветру, придавая мужество и уверенность воинам.

  Затем на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамена тогда были разных цветов. Их украшали богатые узоры.

  Наш российский флаг – трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

   День 22 августа отмечается в нашей стране, как день Государственного флага Российской Федерации.

Слово «флаг» греческого происхождения. Произошло от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть». Наиболее древнее название флага – «стяг», оно сохраняется и в наше время.

-Сколько цветов на нашем флаге?

- В каком порядке они расположены на флаге?

-Что означает каждый цвет?

- Где можно увидеть государственный флаг?

  • Государственный флаг развивается над правительственными учреждениями. Флаг имеет три горизонтальные полосы: белая, синяя, красная.  С 1993 года – государственный флаг Российской Федерации.

Белый цвет означает благородство и чистоту, это цвет свободы и независимости.

Синий - верность и честность, стремление к миру.

Красный – отвагу, героизм, огонь и готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

Воины всегда шли в бой под флагом, давали присягу, целуя край флага, флаг ставили на завоеванную землю, город, высоту. Тот, кто нес флаг, считался лучшим, это особая честь.

Вопрос о цветах государственного флага обсуждался впервые в 1667 году, в правление царя Алексея Михайловича. В 1667-1669 годах на реке Оке была построена флотилия: парусный корабль «Орел», яхта и легкие корабли. Флотилия должна была защищать торговые суда на Волге и Каспийском море. И флаг должен был указывать на государственную принадлежность корабля.

Было проведено целое историческое исследование знамён разных государств. Царь Алексей Михайлович издал указ о том, чтобы корабельный флаг был трёхцветным: белым, синим, красным. (См. слайд 10)

Описание флага России: “Флаг России – трехцветный: бело-сине-красный. С 21 августа 1991 года официальным флагом Российской Федерации считается полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос”.

Белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность.

Синий – небо, целомудрие, верность, духовность, веру.

Алый (красный) – символизирует отвагу, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой.

Практическая работа

Перед каждым первоклассником стоит на парте 1 баночка с чистой водой и две баночки с красками (синей и красной), 2 кусочка поролона размером примерно 3 х 5 х 5. Учащимся раздаются альбомные листы с разлинованными равновеликими тремя горизонтальными полосками. На нижней полосе листа парафином заранее написано имя ребенка, который получает этот лист.

Учащимся предлагаю кусочком поролона закрасить среднюю полосу аккуратно синей краской, а верхнюю полоску оставляют белой.

Вторым кусочком поролона закрасить нижнюю полоску. (Учитель все это проделывает на листе ватмана прикрепленного к доске, где парафином написано заранее его имя, например: Юлия Евгеньевна).

При закрашивании нижней полосы красным цветом проявляются буквы, которые обозначают имя учащегося. Как правило, все дети умеют печатными буквами читать и писать свое имя. Прочитав свое имя они приходит в восторг. Таким образом, они приходят к заключению, что получилось изображение флага России, на котором написано его собственное имя.

При проведении практической работы желательно присутствие родителей первоклассников, которые сидят или стоят рядом с партой учащегося и помогают ребенку выполнить работу аккуратно.

Все работы по очереди прикрепляются скотчем к стенду или доске вокруг плаката с изображением флага России.

Герб( Можно детям предложить из ряда флагов и гербов найти флаг и герб России.)

Герб- это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах и других официальных документах. (Показывает монету.) Слово «герб» означает «наследство». В нем отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нем изображено? ( Рассматривают герб).

Наш герб.

  Ученик 2: Различным образом державы

   Свои украсили гербы.

   Вот леопард, орел двуглавый,

   И лев, встающий на дыбы.

   Таков обычай был старинный-

   Чтоб с государственных гербов

   Грозил соседям лик звериный

   Оскалом всех своих зубов.

   То хищный зверь, то птица злая

   Подобье потеряв свое

   Сжимает в лапах, угрожая,

   Разящий меч или копье.

- Золотой двуглавый орел изображен на фоне красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.

Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама птица – на солнце.

  На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне. За его плечами развивается синий плащ. В правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

  Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

  Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников     Отечества. Образ его изображали на иконах. В некотором царстве – государстве случилось несчастье, напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю. Разрушал дома. Взмолились жители того государства. Змей же потребовал, чтобы его кормили досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить каждый день приводить  к нему человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить  царевну в беде сразился со змеем и победил его.

 – это знак государства, города, изображенного на флаге, монетах, печатях, официальных документах, паспорте, дипломах.

-Какой основной цвет на нашем гербе?

-Какая птица изображена на гербе? Почему именно орел?

-Почему у орла две головы?

- Что держит в лапах орел?

-Кому раньше принадлежали скипетр и держава? (царям, напоминают об историческом прошлом страны)

-Что ещё напоминает об историческом прошлом? (корона)

-Что вы видите в центре? (герб Москвы)

-Кто изображен на гербе Москвы?

-Что делает всадник?

  • Слово «герб» произошло от немецкого слова «эрбе», что обозначает «наследство, фамильное достоинство». В 10-12 веках так называли отличительные знаки, которыми рыцари украшали свои щиты. Лица не видно, но на щите рисунок, по которому сразу определяли, кому он принадлежит. Дальше герб стал передаваться от отца к сыну. Возникла наука геральдика – об искусстве составления и толкования гербов.

Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен двуглавый орел. Правой лапой сжимает скипетр, в левой – держава. Скипетр и держава напоминают об историческом прошлом нашей Родины. Когда-то они служили знаками царской власти. Скипетр - жезл, украшенный золотом и драгоценными камнями. Держава – золотой шар с крестом наверху. Крылья птицы похожи на солнечные лучи. А сама золотая птица – солнце. Орел – царь птица, которая символизирует силу, мудрость и мужество. Над головой орла три короны, которые означают единую связь трех дружественных народов- русских, украинцев и белорусов. Одна голова орла обращена на восток, другая на запад. Так как наша страна расположена в Европе и Азии. На груди орла – герб Москвы. Он представляет всадника на белом коне. В правой руке – серебряное копье, которое помогло победить змея. Черный змей – символ зла. Всадник – Георгий Победоносец. С именем Георгия Победоносца связана легенда.

Жители одного государства каждый год отдавали на съедение дракону (змею) собственных детей, чтобы избежать разорения страны. Однажды настал черед царской дочери. И тогда появился в этой стране молодой воин по имени Георгий. Он вступил в поединок со змеем и победил его.

Издавна змей считается олицетворением зла, образом врага. Святой Георгий стал символом храброго рыцаря, защитника от сил зла.

Двуглавый орёл как символ Русского государства появился в xv веке при великом князе московском Иване Ш Васильевиче. Изображение орла было помещено на государственной печати. На лицевой стороне изображался всадник, убивающий дракона, на обороте – двуглавый орёл с распростертыми крыльями и двумя коронами. (См. слайд 11)

Иван IV Грозный (16в.)– первый правитель, получивший титул царя. При нем символами царской власти становятся шапка Мономаха, скипетр и держава. Изменяется и герб. На груди орла появляется щит с изображением святого Георгия, убивающего змея. (См. слайд 12)

Перемены в государстве отражались и на изображении герба. Вот так выглядел герб при императоре Александре I в начале 19 века. (См. слайд 13)

Таким герб был в середине 19 века.

Таким был в конце 19 века.

-Что в них общего и чем отличаются?

В декабре 1922 года образовался СССР. Щит заменили на изображение земного шара, а девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» расположили на лентах, обвивающих колосья. Девиз был написан на языках народов, которые подписали первый союзный договор. Вначале их было 6, а со временем стало 15.  В верхней части герба появилась пятиконечная звезда. (См. слайд 14)

Гербы не только красивые картинки, они наполнены глубоким смыслом, который открывается лишь тем, кто хочет заглянуть в историю городов и государств. Все люди с уважением должны относиться к гербу своей страны и родного города – символам, дошедших до нас из глубины веков.

  • Гимн – торжественная песня, славящая страну. Звучит в особо торжественных случаях. Например, при награждении победителей спортивных соревнований. При исполнении гимна встают, проявляя тем самым уважение к стране, чей гимн звучит. Слова гимна отражают историю страны.  Гимн прославляет могущество и величие государства. Музыку сочинил композитор А.Александров, а слова С.Михалков (звучит гимн)

-Что вы чувствуете?

Первые боевые песни исполнялись в честь воинов, защищавших Русскую землю. Военные марши появились в России при Петре I.

Символы России воплотили в себе историю и традиции нашего народа и Отечества. Государственные символы достались нам от предков.

Учитель: Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн – это  торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.

Ученик 4: Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия- любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

А Александров ноты сложил,

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем молча и стоя всегда:

Его нам включают в момент торжества!

Учитель:  Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров. Слова написал Сергей Владимирович Михалков.

      (Звучит гимн, дети слушают, стоя).

Закончить предложение:

Моя Родина - …   (Россия).

Родина – это место, где …   (ты родился и вырос).

Столица нашей Родины – город …   (Москва).

Президент нашей страны …  (Дмитрий Анатольевич Медведев).

Символы нашего государства - …  (герб, флаг, гимн).

4 ноября – День … (народного единства).

Пословицы:  Всякому  мила  родная  сторона.  

                        На  чужой  сторонушке  рад  своей  воронушке.  

                        Дома  и  стены  помогают.  

                        Родина -  мать,  чужая  сторона – мачеха.

                        Кто  с  мечом  к  нам  придёт,  тот  от  меча  и  погибнет.

                        Человек  без  Родины,  что  соловей  без  песни.

                        За  Родину – мать не  страшно  умирать.

                        Родной  куст  и  зайцу  дорог.

                        Мала  птица,  а  та  своё  гнездо  бережёт.

                        На  чужой  стороне  Родина  милей  вдвойне.)

Викторина.

1. Назовите день рождения флага.

2. Что обозначает красный цвет флага?

3. Что обозначает синий цвет флага?

4. Что обозначает белый цвет флага?

5. Где можно увидеть государственный флаг?

6. На каких зданиях нашего села развевается флаг?

Берегите Россию – нет России другой.

Берегите её тишину и покой.

Это небо и солнце. Этот хлеб на столе.

И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию – без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

р 1 а

Слайд 2

Россия - Родина моя

Слайд 3

Родина - это ...

Слайд 4

Родина Отечество Отчизна родная сторона родная страна

Слайд 5

Моя Родина: прекрасная любимая великая могучая единственная необъятная

Слайд 6

Географическое положение 17,1 млн. кв. км

Слайд 7

Россия Австралия Индия

Слайд 8

Символы государства флаг герб Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твоё достоянье на все времена! гимн 1497

Слайд 9

Мои чувства Я люблю, горжусь восхищаюсь своей Родиной! патриот

Слайд 10

Старая пословица век не сломится Одна у человека мать, одна у него и Родина. Человек живет век, а доброе дело-два. Родина - мать, умей за неё постоять. Своя земля и в горести мила. Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

Слайд 11

Сегодня я узнал... Мне было интересно... Я хочу узнать ...

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Классный час-игра

"Толерантность — это дружба!"

Цели.1.Выявление представления детей о том, что такое дружба  и каким должен быть настоящий друг.

2.Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу.

3.Содействие формированию дружного коллектива.

Оборудование. Компьютер, проектор, коллаж, сочинение, разрезанные пословицы (4х4), 4 цветика - семицветика, шкатулка, ситуации, напечатанные на листочках, листы (для законов), модели рук (ладошки)

Ход классного часа.

1.Орг. момент. Эмоциональный настрой.

-Тому в жизни все удается,

Кто улыбается и смеется.

Тот болезням не поддается,

Кто улыбается и смеется.

На того дождик счастья льется,

Кто улыбается и смеется.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.

2.Вступительное слово учителя. (На фоне музыки)

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.

-Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.

- Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь – выбирай сам!

Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

- Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? (Кому открыть дверь)

- Какое решение он принял?  

- Сегодня мы с вами обсудим очень важную тему, и я, думаю, вы уже догадались, о чем мы будем говорить. О чем же? (о дружбе)

- Как вы думаете, почему у нас с вами возникла необходимость поговорить о дружбе? (возникают конфликты)

-Давайте отложим дела «на потом»,

О дружбе расскажем, о дружбе споем.

Пусть искорка дружбы, что вместе зажжем,

Подарит нам радость, согреет теплом!

3.Постановка цели.

-Наш сегодняшний классный час посвящен дружбе. К нему мы очень увлеченно готовились: писали сочинения, рисовали, собирали пословицы, проводили опрос.

- Что бы вы еще хотели узнать сегодня? Какие проблемы обсудить? На какие вопросы получить ответ?

- Итак, сегодня мы постараемся выяснить:

1. Что такое дружба?

2. Кого можно назвать настоящим другом?

3. Какими качествами должен обладать настоящий друг? Каких друзей нам хотелось бы иметь?

4. Определим законы (правила) дружбы.

5. Постараемся помочь тем ребятам, у которых еще не очень хорошо получается дружить.

 

4.Знакомство с понятиями «дружба», «друг», «настоящий друг», «товарищ».

- Вы связаны по жизни с разными людьми: с одними учитесь в классе, с другими проводите свободное время, с третьими встречаетесь  в кружке, в секции. Можно ли всех этих людей по отношению к вам назвать друзьями? (Нет)

- А кто они?

- Если вы связаны совместной деятельностью (занятием), у вас общие интересы, симпатия, вы близки по деятельности, то вас можно назвать товарищами.

(Товарищ - человек, близкий кому-либо по взглядам, деятельности, по условиям жизни, дружески расположенный к кому-нибудь.)

- А могут ли среди одноклассников, ребят, с которыми занимаетесь в кружке быть ваши друзья?

- А кто такой «друг», как вы понимаете?

- Друг – это человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т.е. несет ответственность за другого.

- Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

- А что такое дружба?

- Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах. (Словарь С.И.Ожегова)

Дружба – это высшая степень товарищества.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Настоящий друг везде

Верен: в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может,

И всегда, без лишних слов,

Он помочь тебе готов.

5.Результаты работы групп.

-В ходе подготовки к классному часу вы объединились в группы, чтобы выполнить выбранное вами задание. Давайте послушаем ребят, которые проводили опрос в нашем классе.

 

Выступление учащихся по результатам опроса.

Опросник.

1.Есть ли у тебя друг?

2.Где ты встретил своего друга (во дворе, в классе, в кружке, секции, другое)

3.Можешь ли ты доверить тайну своему другу?

4.Какими качествами должен обладать друг?

Вторая группа «Художники-иллюстраторы» рисовала рисунки на тему «Дружба». Что же у вас получилось?

- Объясните, что вы отразили в своих рисунках.

Выступление учащихся.

Третья группа» Литературная гостиная» писала сочинение на тему «Дружба».

Выступление учащихся

Четвертая группа «Хранители Мудрости» подбирала пословицы и поговорки о дружбе.  Чем вы нас порадуете?

Выступление учащихся (какие пословицы подобрали, игра «Собери пословицу»)

Каждой группе предлагается составить 4 пословицы.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Нет друга - ищи, а нашел – береги.

Дерево живет корнями, а человек друзьями.

-Выберите одну из них и попробуйте объяснить значение.

Объяснение пословиц детьми по выбору. Те, которые не выбрали, объясняем коллективно.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

-Спасибо всем за работу. Я уверена, что работая в группе, вы лучше узнали друг друга, кто-то открыл новые черты характера в одноклассниках, другой оказал помощь советом или делом. А в целом, это стало очередным развитием нашего коллектива.

-Кто из мультипликационных героев может так сказать:

«Ребята, давайте жить дружно!»

Физминутка

«Это я, это я. Это все мои друзья» 
Дети должны хором отвечать на вопросы – как поступают настоящие друзья.
- Кто поможет другу в беде?
- Кто обидит слабого?
- Кто любит учиться?
- Кто любит трудиться?
- Кто любит улыбаться?
- Кто любит плакать?
- Кто любит Обижать других?
- У кого много друзей?

6.Составление цветка «Дружбы» из качеств настоящего друга.

- Настоящий друг должен обладать определенными качествами характера.

И сейчас мы с вами попробуем вырастить цветок «Дружбы - цветик - семицветик». Перед вами цветки с лепестками, на которых написаны различные качества.  Выберите только те, которые должны быть у  настоящего друга, лишние вычеркните. Вспомните, о чем мы говорили, это поможет вам сделать правильный выбор.

Варианты для цветка:

1группа - обидчивый, драчливый, верный, ответственный, добрый, честный, справедливый

2 группа – жадный, завистливый, готов выручить в любое время, справедливый, дорожит дружбой, терпеливый, помогает в случае необходимости

3 группа – грубый, задиристый, умеет хранить тайну, не завидует, делится новостями о своих успехах, защищает друга, не предает. 

4 группа -  не умеет хранить тайну, злой, помогает справиться с бедой, считается с мнением друга, с чувством юмора,

-Посмотрите, какой большой и  красивый  цветок  у нас получился!

7.Анализ ситуаций.

-Я принесла сегодня шкатулку, в которой лежат ситуации из жизни нашего класса. Имена ребят изменены. Мы попробуем найти выход из них. Работать будем в группе.

Ситуации по очереди достают из шкатулки.

 1 ситуация.

Уроки закончились. Собираясь домой, Сережа нечаянно толкнул портфелем Петю. Петя накинулся на Сергея. Ведь папа учил, что надо давать сдачу.

-Правильно ли поступил Петя?

-Как должен был повести себя Серёжа?

-Как повели бы себя вы?

-Как поступил Петя?

-Что он должен был сделать, чтоб избежать ссоры?

-Что не должен был делать Петя?

-Какой вывод можно сделать?

(Надо быть вежливым и аккуратным, тогда можно будет избежать ссоры)

2 ситуация.

Оля вешала свою куртку в раздевалке. Подружка случайно наступила ей на ногу и пошла дальше. Оля обозвала подругу.

-Почему девочки поругались?

-Что должна была сказать подруга Оле?

-А что она сделала?

-Как поступили бы вы?

-Что сделала Оля?

-Что должна была сделать Оля?

- Что бы сделали вы?

-Какой вывод мы можем сделать из этой ситуации?

(Надо быть аккуратным и вежливым, тогда можно избежать ссоры)

3 ситуация.

Таня с Наташей очень любили шушукаться, когда находились рядом с другими ребятами. И ребята обижались на них.

-Почему обижались ребята?

-Что можно посоветовать девочкам?

-Что в таком случае, чтоб не возникло ссоры можно посоветовать ребятам?

-Какой вывод можно сделать из этой ситуации?

(Если вы находитесь среди ребят, то секретов быть не должно. Больше двух – говорим вслух)

4 ситуация.

Лена ни за что не хотела сидеть с Петей за одной партой и говорила об этом всем.

-Что чувствовал при этом Петя?

-Права ли Лена?

-Как нужно было поступить Лене, чтоб не обидеть Петю?

-Какой вывод можно сделать из этой ситуации?

(Если тебе кто-то не симпатичен, не нужно об этом рассказывать всем. Это может обидеть этого человека)

Учитель – А сейчас давайте посмотрим сценку «Одинаковые». Подумайте и скажите, как поступила Соня по отношению к своей подруге в этом рассказе.

(Дети инсценируют рассказ)

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые…

Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!

Учитель – За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне?

-Если мы хотим иметь друзей, мы должны четко представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Дружба – это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить должен посмотреть в себя, в себе найти ответ на вопрос: «Готов ли он встретить друга?»

Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен.

Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга – ищи, а нашел – береги»

8.Составление памятки «Законы дружбы»

Ребята, часто бывает так, что даже лучшие друзья ссорятся. Вот пример. Три ученика стихотворение " Друзья" ( инсценировка)

Кто кого обидел первым?

Он меня..

Нет он меня.

Кто кого ударил первым?

Он меня..

Нет он меня.

Вы же раньше так дружили.

Я дружил.

И я дружил.

Что же вы не поделили?

Я забыл.

И я забыл.

Все в мире существует по правилам и законам, есть законы и для дружбы.

-Давайте попробуем  и мы с вами создать законы дружбы. Поработайте в группах.

Работа в группах по составлению законов.

Законы дружбы.

Помогай другу в беде.

Умей с другом разделить радость.

Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.

Останови друга, если он делает что-то плохое.

Не ябедничай, лучше сам поправь.

Помоги друзьям в беде.

Не обманывай друга.

В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.

Уступать

Не бояться просить прощения, если обидел друга

Не грубить

Не злиться

Не жадничать

Помогать другу

Быть честным

Помогать другу в беде

Делить с другом радость

Не смеяться над недостатками друга

Останови друга, если он делает что-то плохое

Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.

Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

Не предавай своего друга.

Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтоб относились к тебе.

-Вы согласны с этими законами?

-Принимаем?

-Эти законы мы напишем красиво на альбомном листе, повесим в классе и будем выполнять. В случае необходимости,  мы можем к ним обратиться.

9.Итог классного часа. Рефлексия.

«Мостик дружбы»  

Построим мостик дружбы  ( 2 человека)

Как сделать больше? ( постепенно дети выходят, образуя всё больший мостик).

Чтобы солнышко светило

Чтоб на всех его хватило,

Чтоб цвели в лугах цветы,

 Чтоб дружили я и ты.

За руки возьмёмся, встанем в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Пусть будет шире дружбы круг.

В кругу стоят друзья твои.

Ты им свою улыбку подари.

Много в мире нужных вещей,

 Но друга иметь - намного важней!

Нет пословицы, ребята, верней,

Той, что гласит «имей сто друзей».

Пусть растёт и ширится Дружбы круг,

Чтобы рядом всегда был верный друг!

-Хочется верить, что этот классный час заставил вас еще раз задуматься о значимости дружбы, о том, каким надо быть человеком, чтобы рядом всегда были друзья.

- Предлагаю наш урок закончить песней «Если с другом вышел в путь..»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка

Слайд 2

печаль доброта красота радость дружба

Слайд 3

ДРУЖБА

Слайд 4

"Дружба- чудесное слово!"

Слайд 5

Что такое дружба? Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Слайд 6

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ - скромный доброжелательный общительный отзывчивый завистливый равнодушный хвастливый злой добрый жадный

Слайд 7

а нашёл - береги. Нет друга - ищи, ____ Один за всех ______ а имей сто друзей. Не имей сто рублей, ______ и все за одного. Человек без друзей, ______ что дерево без корней.



Предварительный просмотр:

Классный час в 3 «Б» классе по теме "И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова…" (посвящённый 65-й годовщине Великой Победы)

Цели: 

  • формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г, ее защитниках и подвигах;
  • способствовать нравственно - патриотическому воспитанию школьников;
  • воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

                                 Ход занятия

  1. Вход в класс под песню "С чего начинается Родина" (слова М.Матусовского, муз. В.Баснера). У детей на левой стороне пиджака прикреплены бейджики “Мы – Россияне”.
  2. Приветствие гостей.

(На сцену выходят школьники)

I ведущий

Здравствуйте воины, здравствуйте зрители,
Дедушки, бабушки, гости, родители!
А ветеранам особый поклон!
Славному празднику он посвящен!
Нынче повсюду слова  стали звучать,
Великой Победе – 65!

Ученик:

А я - школьник, мне 9 лет, дайте кто-нибудь ответ!
Я спросил у всех ребят,
Что такое “65”?
Может быть столько погибло людей?
Или война эта шла столько дней?

2 ведущий.

Шла война 4 года, много полегло ребят,
Но закончилась Победой 6 десятков и 5 лет назад.
65 лет назад расцвела та весна,
Когда, наконец, прекратилась война.
Я не знаю про эту войну ничего,
Книгу я прочитаю, увижу в кино.
Но так трудно сегодня поверить мне,
Что прадедушка мой был убит на войне.
Спасибо ветеранам
должны мы все сказать.
Что землю защищали много лет назад.
Мы не должны забывать наших дедов,
Что одержали в войне той Победу!

I ведущий

- Сегодня у нас необычный день, мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника-дня Победы над фашистской Германией. 65 лет наша страна не видела ужасов войны. 65 лет наша земля не вздрагивала от взрывов снарядов, но в этой светлой полосе мирной жизни были черные годы войны в Афганистане и в Чечне, где гибли наши ребята.

(На экране  фото ветеранов). 

2 ведущий.

- Глянь на живых,
Пока они живы...
Запомни шрамы их и седину.
Их мужество в те годы грозовые,
Спасло от рабства вольную страну.

1 ведущий.

- Глянь на живых. Они ведь смерть встречали,
И смерть поныне снится им порой.
Они грустят,
Они скорбят ночами,
О тех друзьях, что спят в земле сырой.

Исполняется песня “Ветераны”

Ученик:

Еще тогда нас не было на свете

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май, победный май!

Этого праздника люди ждали 1418 дней и ночей. Столько дней продолжалась Великая Отечественная война. Советские воины прошагали тысячи километров, освободив нашу страну и страны Европы от фашистов.

Ученик:

Такою все дышало тишиною,

Что вся земля еще спала казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось.

 

Предрассветную тишину разорвали  залпы тысяч орудий. Мирный труд  советских людей оборвала война.

Этот день стал для нашей страны началом долгой кровопролитной войны с гитлеровцами.

Тяжелейшим испытанием для нашей страны стала Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.

Со всех сторон звучала как призыв песня "Священная война".

(Звучит грамзапись песни «Священная война»)

Пять учащихся держат в руках по букве от слова “В О Й Н А”, стоят отвернувшись от слушателей, по очереди поворачиваются, произнося: 

“Война” - жесточе нет слова.
“Война” - печальней нет слова.
“Война” - святее нет слова.
“Война” - твой страшный след в полотнищах побед...
“Война” - твой горький след и в книгах, что на полке...

1 ведущий

- Война- жесточе нету слова,
Война - печальней нету слова,
Война- святее нету слова,
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть, и нет.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все 4 года.

(Музыка песни “Вставай страна огромная”.) 

Слова этой песни вселяли мужество в сердца, уверенность в победе.

Горькими были первые дни войны. Мы отступали. Немецкие солдаты шли по разоренной земле, распевая песню:

Если весь мир будет лежать в развалинах
К черту! Нам на это наплевать.
Сегодня нам принадлежит Германия,
А завтра будем миром всем повелевать.

К началу наступления фашистских войск на Москву сложилось такое соотношение сил:

(На доске появляется таблица соотношения сил).

 

Германия

СССР

Войска

1,8 млн. чел

1,25 млн. чел

Танки

1700

990

Орудия и минометы

14000

7600

Самолеты

1390

677

Их армия была во много раз больше и сильнее нашей.

Фашисты были настолько уверены в успехе наступления, что заранее разработали даже план уничтожения Москвы. Гитлер приказал: "Город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один его житель – будь то мужчина, женщина или ребенок – не мог его покинуть… Там, где стоит Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет столицу русского народа.

И тогда все, от мала до велика, поднялись на защиту своей Родины

2 ведущий

 - 22 июня. Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9 мая 1945 года. Между двумя датами прочная нить. Без одной не было бы другой. Точнее сказать, другой просто не могло не быть. Потому что наш народ, сделал, казалось, все, невозможное.

1 ведущий

- 4 года.1418 дней, 34000 часов, и более 20 миллионов погибших людей. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать 38 лет.

2 ведущий.

Помните!
Через века, через года,-
Помните, о тех,
Кто уже не придет
Никогда-помните!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших,
Будьте достойны!
Вечно достойны!

1 ведущий.

Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали , уходя на войну.
Сколько юных тогда, не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат,
Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье..
Ты послушай святую минуту молчанья.

(Минута молчания.) 

2 ведущий.

- Не обожженные сороковыми,
Сердцами, вросшими в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными,
На нашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам,
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
дорогой страданья пройти.

1 ведущий.

- И мы разобраться обязаны сами,
В той боли, что мир перенес.
Конечно, мы смотрим иными глазами,
Такими же, полными слез.

2 ведущий

 - Отечественная война - это не только кровь, страдания и смерть, но ещё и взлёты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства верности.

1 ведущий

- После тяжёлых боёв солдатам необходим был отдых, хотя бы и короткий, иначе невозможно выдержать чудовищное напряжение.

(исп. Песня “Землянка”). 

2 ведущий.

- Солдаты знали, что многих ожидает смерть - может быть, уже завтра. Но все же звучали на войне шутки, пелись веселые песни.

1 ведущий 

- Чувство юмора на фронте создавало хорошее настроение, облегчало трудности походов, поднимало дух солдат. Юмор рождался вопреки и наперекор опасности.

2 ведущий.

 - Каких только курьёзов не происходило с русским солдатом на войне, из каких переплётов выбирались. Аж дух захватывало!

(На сцену выходят все участники сценок и располагаются по своим местам).

1 сценка (два солдата сидят возле костра и ведут беседу).

1 солдат - А я расскажу, как я однажды за “языком” ходил.

Вот сижу я, значит, братцы.
Под покровом темноты.
Слышу шорох. Вижу братцы,
Немец лезет,

2 солдат - Но, а ты?

1 солдат.

- Но, а я конечным делом,
Притаился меж сосён,
Белый снег, и я, весь в белом.
Жду бандита...

2 солдат - Но, а он?

1 солдат.

- Ну а он. Ползёт по лесу.
Только вижу, я братцы.
Много, в том фашисте весу,
Как бугай он...

2 солдат - ну а ты?

1 солдат.

– Ну, а я по весу муха,  как полезешь на рожон?
Ах ты, думаю, поруха,
Как с ним сладить?

2 солдат - Ну, а он?

1 солдат.

– Ну, а он всё ближе, ближе... вижу только я браты,
Брюхом он лежит на ложе,
Снег глубокий...

2 солдат  Ну, а ты?

1 солдат.

- Ну, а я решил упрямо;
Взять живым его должен,
Автомат наставил прямо.
Будь что будет...

2 солдат - Ну, а он?

1 солдат.

- Ну, а он совсем уж рядом,
Норовит вильнут в кусты.
Водит, вижу, волчьим взглядом.
Подползает...

2 солдат - Ну, а ты?

1 солдат - Тут меня и осенило!

Взял я в бок одним прыжком.
И на фрица, на верзилу,
Прямо с маху сел верхом.
“Хальт”, - кричу, - не то стреляю!
Ходу, чертова душа!
И к затылку приставляю,
Свой заветный “пэ-пэ-ша”.

2 солдат - Ну, а он?

1 солдат - Куда ж деваться? 

Подчинился мне, подлец,
И повёз меня он, братцы,
Как хороший жеребец.
Ох, уж утром было смеху!
Из лесочка под уклон
Так на пленном я и въехал
В свой гвардейский батальон. (солдаты уходят )

1 ведущий

Война была тяжелым испытанием не только для мужчин, но и для женщин. В эти суровые дни женщина заменила отца, брата и мужа.

Песня (Вдовы России).

2 ведущий

 - В эти дни, когда оживает природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь. Как дорога она нам! И понимаем, что за всё, что мы имеем - жизнь и праздники в нашей жизни, - мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех условиях, когда казалось, что невозможно было выжить.

(звучит песня “Поклонимся тем годам”). Выходят участники со свечами.

1 - Помните!
Через века, через года. Помните,
О тех, кто уже ни придет никогда,
Помните!
2 - Тех. Кто шел в бой за Родину. Выстоял и победил.
3 - Тех, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей.

 4 - тех, кто улетел вместе с дымом из Бухенвальдских печей.
5 - Тех, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну.
6 - Тех, кто на века безымянный канул в фашистском плену.
7 - Тех, кто ради победы сердце отдать был готов.
8 - Тех, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Все вместе: Всех, кто ушел в бессмертие. Помните!

Звучит отрывок из песни “Журавли”

Ученик:

Вам обязана жизнью страна-
Это скажешь какими словами?
В карауле почётном она
Будет вечно стоять перед вами.

Детям раздаются “белые голуби”, на которых они должны написать слова, символизирующие “МИР”.( Работы вывешиваются на доску, на которой  сначала висит белый лист)

 

1 ведущий.

- В девятый день ликующего мая.
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края.
Мир победил! Окончилась война!

2 ведущий.

- Сегодня праздник входит в каждый дом.
И радость к людям с ним приходит следом
Мы поздравляем всех с великим днём,
С днём нашей славы.

Все вместе: С 65-летием Победы!

1 ведущий.

- Пусть дети повсюду встречают рассвет
Улыбкой ясной, спокойной.
Давайте же скажем все вместе

Все : Нет!

2 ведущий - Нет! - грабительским войнам.

Школьники: ( составляют картину мира)

Я нарисую яркое солнце,
Я нарисую синее небо.
Я нарисую свет в оконце.
Я нарисую колосья хлеба.
Мы нарисуем осенние листья, школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнем нашей общей кистью.

Все: Выстрелы, взрывы, огонь и войны!

Учитель: 

Поднимите рисунки выше,
Чтобы все их видеть могли,
Чтобы всем был сегодня слышен,
Голос юных граждан Земли.

(Звучит песня “День Победы” Дети вручают ветеранам цветы и подарки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

Программа по воспитательной работе в начальной школе.

Авторская программа по воспитательной работе в начальной школе....

Воспитательная работа в начальной школе. Мой 4 класс

Воспитательная работа в начальной школе. Мой 4 класс...

Организация воспитательной работы в начальной школе (из опыта работы)

Из статьи узнаете, как я организую воспитательную работу в школе, начиная с 1 класса....

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.

Воспитательная программа  класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...

"Воспитательная работа в начальной школе". ( Выступление на РМО начальных классов).

Данный материал предназначен  для учителей  начальных классов....

"Воспитательная работа в начальной школе". ( Выступление на РМО начальных классов).

Данное выступление предназначено для учителей начальных классов....