Классный час "4 ноября. День народного единства"
классный час (3, 4 класс) на тему

Соловченкова Евгения Андреевна

ЦЕЛЬ: воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, интереса к историческому прошлому и настоящему России.

ЗАДАЧИ:    познакомить с новыми страницами нашей  истории; подвести детей к пониманию смысла праздника, воспитывать бережное отношение к окружающим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solovchenkova_e.a.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «4 ноября. День народного единства»

КЛАСС:  3-4

ЦЕЛЬ: воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, интереса к историческому прошлому и настоящему России.

ЗАДАЧИ:    познакомить с новыми страницами нашей  истории; подвести детей к пониманию смысла праздника, воспитывать бережное отношение к окружающим людям.

ОБОРУДОВАНИЕ: электронная презентация.

Ход мероприятия:

Актуализация знаний учащихся о государственных праздниках

Учитель: Сегодня, ребята,  мы поговорим об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать в группах.

Работа в паре:

Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами. Соотнесите даты и их названия.

12 декабря

День Победы

12 июня

Рождество Христово

4 ноября

Праздник Весны и Труда

23 февраля

День защитника Отечества

9 мая

День независимости России

1 мая

День народного единства

1 января

Новый год

8 марта

День Конституции

7 января

Международный женский день

(ребята, посоветовавшись  в группах, называют по очереди дату и соответствующий праздник)

Формулирование темы

Учитель:

 Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна? (День народного единства)

 Кто из вас знает, что символизирует этот праздник? (предположения учащихся)

 Более полно о празднике – Дне народного единства узнаем на классном часе (с какого времени празднуется и что символизирует).

Слайд. Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия.) А как называется столица?

Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству.

Видео «Славяне – дети богов»

Учитель:

Какие чувства вызвало у вас это видео? (Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ)

Пословицы о Родине.

Работа в паре. Соберите пословицы о Родине и ее главных городах.

После составления – защита.

• Своя земля и в горсти мила.

Своя земля — свой прах.

• Без корня и полынь не растет.

• Всяк кулик своё болото хвалит.

• Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.

• Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.

• Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова.

• Москва всем городам мать.

• Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Из истории праздника.

Учитель: 

Праздник 4 ноября - День народного единства был установлен в честь победы русского народа в 1612 году над поляками.

Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника?

(В единстве, единении народа — сила России)

Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории!

Ушли в историю года.

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Учитель:

Давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века. (слайды 10-21)

 Вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.

А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву, стольный град русский. Воевать задумали обманом – царя с собою привели фальшивого, самозваного. Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя, открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота.

Однако самозванец и не думал исстрадавшийся русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, трон да корону царскую, принялся пировать да веселиться! Смертельная опасность нависла над землёю Русской – везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!

Но нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту был не богатырского, но была в нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое и гордое, ум острый да смелый. В лихую годину выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против Самозванца.

Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко-накрепко связаны единою бедой, единою надеждой. Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь, полную лишений, стали отдавать на ополчение.

Собрать деньги на рать важно, но это ещё не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.

Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили нижегородские мастера оружие и доспехи.

А народ всё прибывал в Нижний Новгород для защиты святой Руси!

И вот настал день, когда Нижний провожал ратников на битву. Грянули медью колокола. (Звучит в записи колокольный звон)

Ударили со стен пушки, развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского. И вот сошлись противники в страшной сече. Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы.

Звучит в записи песня «Богатырская наша сила» (муз.А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова)

Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилели враги, сдались войску Минина и Пожарского. Славил народ освободителей земли русской. И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.

- И 4 ноября 1612 года Москва была освобождена от польских интервентов, конечно же, под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности.

Бегут годы, медленно текут столетия, и каждое выдвигает своих героев, но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю. Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, такими остались в веках.

Стихотворение «Не забудет наш народ доблесть наших воевод» Н. Кончаловской. (слайд 21)

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

Он отмечен годом, днём,

И начертано на нём:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому -

Благодарная Россия».

От сверженья власти царской

Столько много лет подряд

Смотрят Минин и Пожарский

На торжественный парад.

Указав рукой литою

На величественный вид

И на племя молодое,

Минин словно говорит:

«Полюбуйся ныне, княже,

На страны родной дела.

Не могли мы думать даже,

Чтобы Русь такой была!

Подивись-ка их военной

Силе необыкновенной,

И послушай эти песни,

И на лица погляди…

Их дела ещё чудесней

Ожидают впереди!»

Блиц-опрос

Ребята, так кто же такой патриот? (Тот, кто любит свою Родину, защищает её от врагов.)

Кто прославил землю Нижегородскую? (Князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.)

Что помогло победить врага? (Единение народа.)

- День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как праздник дружбы и единения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе.

Помните    лозунг победителей?

«Держаться вместе,

любить и помогать друг другу,

уметь искренне прощать обидчика»

- В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем главные слова:

Главное — вместе!

Главное — дружно!

Главное — с сердцем горящим в груди!

Нам  равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

Учитель. Ребята, а как вы понимаете, что это такое – единство?

Просмотр видео «Я, ты, он, она – вместе целая страна»

 Итог классного часа

Учитель.  Вы ещё дети. Но всё-таки давайте и мы с вами подумаем, чем можем помочь объединению и единству.

Учащиеся.  Дружить, сделать наш класс дружным, ведь мы – это маленькое общество.

Учитель.  На празднике всегда звучат пожелания. Какие пожелания вы бы хотели сказать всем людям нашей Родины?

Учащиеся.  1. Я желаю людям нашей страны дружбы и красоты.

                    2. Я желаю, чтобы ум был в ладу с сердцем.

                    3. Я желаю жить в согласии со своей совестью.

                    4. Я желаю единомыслия.

                    5. Я желаю людям моей Родины быть едиными и мирно жить всем народам.

Литература

1. Архипова И. Ю. Славься, Отечество наше! / И. Ю. Архипова, С. М. Даниленко //Читаем, учимся, играем. - 2006. - N 4. - C. 4-8.

2. Барыбин А. Как появился двуглавый орел в гербе России // Наука и жизнь. – 2001. - № 3. – С 47-51.

3. Степанов П.В. «Феномен толерантности», // «Классный Руководитель»,

№ 3, 2004 г.

4. Сукиасян Э.Р. «Толерантность – это только начало», // «Час ноль», №

6, 2005 г.

5. «Пакет-комплект документальных материалов «История Холокоста»,

М., 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "4 ноября - день народного единства"

Этот классный час, посвященный Дню народного единства и освободителям нашей земли от иноземных захватчиков Минину и Пожарскому, с презентацией может облегчить подготовку учителя к соответствующему уро...

Классный час на тему:"4 ноября- День народного единства и примирения"

Классный час на тему:" 4 ноября- День народного единства и примирения".Цель:  углубить знания детей о Дне единства и примирения, дать представление о событиях начала ХVII века; содействовать усил...

Классный час "4 ноября - День народного единства и примирения"

Классный час проводится с учащимися 1 -го класса...

Классный час "4 ноября – День народного единства"

В настоящее время в России отмечаются 7 основных государственных праздников. Среди них есть праздники, которые остались от предыдущих исторических эпох. Таковым праздником является – День народного ед...

Классный час: «4 ноября – День народного единства и примирения »

4 ноября Россия отметила государственный праздник – День народного единства.     Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке свершались подвиг...