Конспект бинарного урока "Открытое письмо ветеранам"
презентация к уроку (3 класс) по теме

Данный материал содержит конспект бинарного урока"Русский язык + классный час" на тему: "Открытое письмо ветеранам". 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бинарный урок «классный час + русский язык» Тема: «Открытое письмо ветерану» 3 класс Составитель: Молчанова Ольга Владимировна, учитель начальных классов Разделы: классное руководство, преподавание в начальной школе, история ( окружающий мир)

Слайд 2

22 июня 1941 года мирную жизнь прервала война – Германия напала на нашу страну

Слайд 3

Ростовчане строят оборонительные сооружения

Слайд 4

Генерал-полковник Черевиченко Я. Т. Эвальд фон Клейст

Слайд 6

Хоть, спору нет, тебе досталось. Не смыты копоть, кровь и пот, Но та усталость – не усталость, Когда победа жить дает. Ты поработал не задаром: Настанет срок – народ – герой Сметёт врага с земли родной, И слава первого удара – Она навеки за тобой. Александр Твардовский

Слайд 7

Памятник артиллеристам-Огановцам Памятник Вите Черевичкину

Слайд 8

Писем белые стаи Прилетали на Русь. Их с волнением читали, Знали их наизусть. Эти письма, поныне Не теряют, не жгут, Как большую святыню Сыновьям берегут.

Слайд 9

Е.Ф. Степанова – мать девяти сыновей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Город Ростов-на-Дону.

Слайд 10

Капитан Г. П. Масловский

Слайд 11

Поблекли строчки писем фронтовых, назад полвека присланных тобою... Порой я перечитываю их. Последнее - из Ржева, с поля боя. Притихла ночь, но тишина - ловушка, в безмолвии тревожном трудно спать: "Какие любит доченька игрушки? Вернусь и будем вместе с ней играть..." Ты не вернулся к нам, а жизнь идет, внучат уже имеет наша дочка... И им она когда-нибудь прочтет отцовских писем ласковые строчки.

Слайд 12

На свой страх и риск пятеро мальчишек (возраст неизвестен): Ваня Зятин , Коля Кизим , Игорь Нейгоф , Витя Проценко и Коля Сидоренко вытащили раненных бойцов из-под обломков.

Слайд 14

Бои за освобождение Ростовской области

Слайд 16

И вот она пришла – Победа!

Слайд 17

Южный красавец – город был фактически полностью разрушен Жительница г.Ростова Евдокимова с сыном везут на санках гроб мужа и отца, расстрелянного немцами

Слайд 18

С первых дней освобождения ростовчане активно включились в работу по возрождению любимого города

Слайд 19

5 мая 2008 г. городу Ростову-на-Дону присвоено почетное звание «Город воинской славы»

Слайд 20

Подвиг народа бессмертен

Слайд 21

План письма Приветствие Рассказ о себе Что сегодня узнал, понял Наша благодарность ветеранам Пожелания

Слайд 22

Источники: http://festival.1september.ru/articles/584843/ https://ru.wikipedia http://www.bibliotekar.ru/encGeroi/117.htm http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=90852 http://www.gosarhro.ru/collections/1/?PAGEN_1=28 http://victory.sokolniki.com/rus/History/LettersFromWar.aspx http://wiki.ivanovoweb.ru/index.php/%D0%A4%D0%A0%D0%9E%D0%9D%D0%A2%D0%9E%D0%92%D0%AB%D0%95_%D0%9F%D0%98%D0%A1%D0%AC%D0%9C%D0%90 http://glory.rin.ru/cgi-bin/article.pl?idp=13 http://krasnoeznamya.tomsk.ru/?news-name=1364 http://www.smol.kp.ru/daily/25877/2842987/ http://sitdikovafm.net/front-pisma/ http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=31&photo_id=1594 http://blogrostova.ru/gorodskoj-stil-2/kulturnoe-nasledie-osvobozhdenie-rostova http://cdn.topwar.ru/uploads/posts/2014-09/1410163900_wow_011.jpg http://victory.rusarchives.ru/rgakfd-vstavaj-strana-ogromnaya.php



Предварительный просмотр:

Составитель:  Молчанова Ольга Владимировна, учитель начальных классов

Место работы: МАОУ гимназия № 76

Номинация: «Методическая разработка классного часа для 1 – 4 классов»

Наименование работы: Бинарный урок «Классный  час + русский язык»

                                    по теме «Открытое письмо ветеранам»

Бинарный урок «Классный час + русский язык»

«Открытое письмо ветеранам»

Разделы: классное руководство, преподавание в начальной школе, история (окружающий  мир) 

Классный час проводят два учителя: учитель истории (далее – историк) и учитель начальных классов (далее – учитель)

Цель: создание условий для формирования патриотических чувств обучающихся.

Задачи: 

  • формировать у обучающихся понимание  масштабов трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа;
  • формирование понимания значимости Победы в Великой Отечественной войне, способность выражать благодарность людям, пережившим войну и трудные послевоенные годы;
  • воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения, развитие интереса к героическому прошлому своей страны, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны;
  • через знакомство с  письмами фронтовой почты дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости  и добра;
  • развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям;
  • активизировать словарь детей, обогащать его путём уточнения понятий:  героизм, подвиг, треугольные письма, вторжение, оккупация, фашизм, вермахт.

Оборудование: 

  • мультимедийная презентация;
  • для каждой рабочей группы подготовлены листы с толкованием из словарей слов: героизм, подвиг, треугольные письма, вторжение, оккупация, фашизм, вермахт; копии писем, сложенные треугольником, выдержки из дневниковых записей немецкого офицера  и воспоминаний участников войны;
  • лист формата А 3, оформленный в стиле слайдов, для составления коллективного открытого письма;
  • листки с заданием (с названием части письма).

Оформление доски: на обычной доске мелом написаны слова: героизм, подвиг, треугольные письма, вторжение, оккупация, фашизм, вермахт. 

Предварительная работа:

  • Участие в конкурсе рисунков  «Я только слышал о войне»
  • Проектно-исследовательская работа «Ветераны в моей семье»
  • Знакомство с песнями военных лет, разучивание песен
  • Участие в гимназическом конкурсе инсценированной военной  песни

Ход классного часа

1. Организационный момент.

Учитель. Для работы нам необходимо поделиться на группы. Игровое задание «Разведчики». Оборудуйте рабочие места для рабочей группы.

http://www.openlesson.ru/?p=1384

2. Основная часть.

Учитель.  Прочтите слова, написанные на доске. Можете ли вы дать им объяснение? (Ответы детей) Найдите толкование этих слов на ваших столах.

Как вы думаете, какое историческое событие объединяет все слова?

Вы уже многое знаете о той страшной войне и Великой Победе. Сегодня вы ближе познакомитесь с историей нашего города, Ростова – на – Дону, во время ВОВ.

Слайд 2

Историк. 22 июня 1941 года мирную жизнь прервала война – Германия напала на нашу страну  (демонстрация фильма на слайде).

Слайд 3

Историк. Ростов в планах фашистского командования был важной  целью – как «ворота на Кавказ» - к нефти, пшенице, углю, руде.  Десятки тысяч ростовчан ушли на фронт в Действующую армию.

Из добровольцев, не подлежащих призыву в армию, в Ростове были сформированы полки народного ополчения.  Десятки тысяч ростовчан строили оборонительные сооружения и укрепления вокруг города, чтобы танки и боевая техника врага не смогли через них пройти.

 Учитель. И солдаты на линии фронта, и горожане готовы были встать на защиту Родины. Как ещё мы называем нашу Родину? (На доску вывешивается альбомный лист  со словами: Россия, Отчизна, Отечество, отчий дом)

Историк: Немецкие войска занимали Ростов дважды: осенью 1941 года и летом 1942 года.  Дату первого освобождения Ростова от захвативших его в ноябре 1941 г. войск Вермахта, широко отмечать не принято. 

Слайд 4

Немецкие части подошли к городу 17 ноября 1941 года. Общая расстановка сил на тот день была следующая: войсками  нашего Южного фронта командовал  генерал-полковник Черевиченко Я.Т.,   Первой  танковой  армией  вермахта командовал  – генерал-полковник Э. Клейст. 20 ноября немцы вошли в город.

В Германии уже чеканилась бронзовая медаль «За взятие Ростова». Гитлер намеревался  переименовать Ростов – на – Дону в честь  танкового генерала  в  Клейст – на – Дону.

Первая оккупация города длилась всего восемь дней, но  вошла в историю как «кровавая неделя». Фашисты расстреляли и замучили сотни мирных граждан – стариков, женщин, детей. Именно в это время погиб юный герой Витя Черевичкин.

Слайд 5

Учитель. На ваших столах лежат треугольные письма и дневниковые записи.

Найдите листок с именем Генриха Тивеля. Это страница из  дневника убитого немецкого унтер-офицера Тивеля. Прочтите её.

Читает ученик: «Я поставил себе цель – истребить за эту войну 250 русских, евреев, украинцев – всех без разбора. Если каждый солдат убьёт столько же, мы истребим Россию в один месяц и всё достанется нам, немцам. Я, следуя призыву фюрера, призываю к этой цели всех немцев». Вот такой враг пришёл на нашу землю: безжалостный, бездушный, бесчеловечный.

Как вы думаете, какие чувства испытывали люди -  старики, женщины и дети  - на  оккупированной фашистами территории? Какие беды принесли им захватчики?  (На доску вывешивается альбомный лист  со словами: страх, боль, голод, смерть, разрушения)

Учитель. Найдите листок с именем Лиды. Это запись сделана со слов Лидии Ивановны Портной. В мае 1941 года она закончила 1 класс, т.е. была чуть моложе вас.

(Со слов Портной Лидии Ивановны).

Читает ученица: Я, Портная Лидия Ивановна, родилась в городе Керчи, Крымской области в 1932 году. В мае 1941года закончила первый класс. А в июне 22 числа началась Великая Отечественная война с Германией. Всех школьников до 14 лет из города Керчи  эвакуировали на Урал. По просьбе родителей меня эвакуировали к родным мамы на Кубань в станицу Старотитаровскую. Но и здесь пришлось встретиться с фашизмом. Немцы пришли в тёплый солнечный сентябрьский день, когда люди занимались своими хозяйственными делами.

 Три дня стоял стон и плач над станицей. Грабили. Начали с живности. Солдаты шастали по дворам и угоняли скот: свиней, барашек, гусей, кур. Всё уносили и бесновались, готовя это на кострах, ликовали

Второй раз я была во дворе одна. Мимо двора шёл в боевом снаряжении немец. Приказал мне нести котелок. Я отказалась. После этого последовал удар прикладом по рукам. Я взяла котелок и понесла. Надо было идти два квартала по улице Береговой до конца станицы. Там стояла немецкая автоколонна, которая собиралась ехать в сторону Краснодара. Как только подошли к машине, я быстро бросила котелок в машину и бегом обратно. А меня уже начала искать тётя. (Соседи сказали, что меня увёл немец). Я целый день пролежала с компрессами на руках. Тряслась от страха и всё время вздрагивала. 
Началось выселение из лучших хат и домов. Дома занимали офицеры, а хозяева ютились в подвалах и сараях. Затем начались аресты. Коммунистов, активистов и всех подозрительных для них людей забирали и расстреливали. 
Мне дважды надавали прикладами по рукам.
При отступлении по улице Береговой и в округе немцы взрывали все колодцы с питьевой водой. Взорвали клубы, среднюю школу в центре станицы, мельницу. Заложили в них мины с часовым механизмом. 

Учитель. Как вели себя фашисты на нашей земле? Почему Лида не смогла отказаться выполнять требование немецкого солдата?

Историк. Через неделю, 28 ноября, В результате успешного наступления  войск Южного фронта Ростов–на – Дону был освобожден, а отборные танковые и дивизии армии барона фон Клейста разбиты и отброшены от границ города.

Победа под Ростовом стала зарею нашего наступления под Москвой и первым успехом советских войск в Великой Отечественной войне. До этого момента ни одно сражение немецкими войсками не было проиграно!

Слайд 6

Учитель. В те дни Александр Твардовский писал, обращаясь к бойцу Южного фронта:

Хоть, спору нет, тебе досталось.

Не смыты копоть, кровь и пот,

Но та усталость – не усталость,

Когда победа жить дает.

Ты поработал не задаром:

Настанет срок – народ – герой

Сметёт врага с земли родной,

И слава первого удара –

Она навеки за тобой.

Пророчество великого поэта сбылось: сегодня мы склоняем голову пред подвигом, совершенным 64 года назад на донских просторах.

Историк. Войска, освободившие Ростов-на-Дону, уже вечером 29 ноября получили приветственную телеграмму Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина: «Поздравляю вас с победой над врагом и освобождением Ростова от немецко-фашистских захватчиков. Приветствую доблестные войска, водрузившие над Ростовом наше славное советское знамя!»

Слайд 7

Память о незабываемых днях  осени сорок первого запечатлена в сердцах ростовчан. Именами отважных защитников города и воинских частей  названы улицы и площади Ростова: так именами Героев Советского Союза, артиллеристов С. А. Оганова и С.В. Вавилова названы улицы Ростова, а на месте их гибели установлен величественный мемориал. Есть в нашем городе улица, названная в честь 339 стрелковой дивизии, героически оборонявшей  город. Именем  юного героя  Вити Черевичкина назван парк, возведен памятник, на котором рядом с ним его  любимые голуби

Учитель. Солдаты нашей армии, от мала до велика, какие они? Какими качествами обладали защитники и освободители нашего города?

(На доску вывешивается альбомный лист  со словами: смелые, храбрые, сильные, добрые, героические)

Историк. Семь месяцев, до конца июля 1942-го года, Ростов был прифронтовым городом, часто подвергавшимся бомбежке немецкой авиацией. Но предприятия города продолжали работать, изготавливая для фронта оружие и боеприпасы, обмундирование и снаряжение для солдат. В городе размещались десятки госпиталей для раненых воинов, которым жители отдавали кровь, окружали заботой и вниманием. Школьники и студенты дежурили в палатах госпиталей, ухаживали за ранеными, помогали им писать письма домой.

Слайд 8

Учитель. Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали,
Знали их наизусть.
Эти письма, поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновьям берегут.

В годы войны почта была единственной нитью, связывающей фронт с родными и близкими. В каждом доме, в каждой семье ждали весточку – солдатский треугольник. Фронтовики тоже бережно хранили письма из дома, именно они помогали им отважно сражаться и жить.

У вас на столах лежат треугольные письма. Найдите среди них письмо, отправленное Василисой Глазыриной своим сыновьям на фронт. Разверните его и прочтите.

Слайд 9

Читает ученица. «Дорогие мои сыновья, Петя, Порфирий и Александр! Шлю вам свой горячий материнский привет и желаю боевых успехов в вашей солдатской жизни.
Радостно сейчас жить и работать, когда знаешь, что коварный враг скоро будет разбит, и что вы бьете его уже в проклятой Германии. Успехи Красной Армии дают нам бодрость в работе, жить стало лучше и веселее.
В эти решающие дни боев, Я, ВАША МАТЬ, ОБРАЩАЮСЬ К ВАМ, МОИ ДЕТИ-СОЛДАТЫ.
У меня вас трое в Красной Армии, ваш отец пал смертью героя на поле брани. И вот теперь, когда настал грозный час расплаты с врагом, не забывайте о том, что немцы убили вашего отца.
Я, ВАША МАТЬ, ПРИЗЫВАЮ ВАС – бить лютого врага беспощадно, отомстите за гибель вашего отца. Я благословляю вас на священную борьбу. Но если придется умереть вам на поле боя, то я уверена, что умрете, как и подобает русским, с оружием в руках, убивая немцев.
Так будьте же верны военной присяге, будьте беспощадны к врагу. И с победой я вас жду домой.
Ваша мать Василиса Глазырина  с. Гусево”.

Учитель. И сыновья, отцы были верны своему народу! Беспощадно боролись с врагом! Они знали, что идут на святую гибель не зря, и их подвиг нельзя принизить никакой клеветой врагов разных времен и народов. Как тяжело понять родным, что они никогда больше не увидят своих сыновей, отцов и дедов.

Отыщите ещё один треугольник. Адресант – капитан Г.П. Масловский.

Это письмо-завещание защитник Ленинграда написал своему маленькому сыну.

Слайд 10

Читает ученик.  Ну вот, мой милый сын, мы больше не увидимся. Час назад я получил задание, выполняя которое живым не вернусь. Этого ты, мой малыш, не пугайся и не унывай. Гордись такой гордостью, с какой идет твой папа на смерть: не каждому доверено умирать за Родину.  Я хочу, чтобы ты знал, кто был твой отец, как и за что отдал жизнь.  Вырастишь большим – осмыслишь, будешь дорожить Родиной.
У меня есть сын. Жизнь моя продолжается, вот почему мне легко умереть. Я знаю, что там, в глубоком тылу, живет и растет наследник моего духа, сердца, чувства. Я умираю и вижу свое продолжение. Сын, ты в каждом письме просил и ждал моего возвращения домой с фронта. Без обмана: его больше не жди и не огорчайся – ты не один. При жизни нам, сынка, мало пришлось жить вместе, но я на расстоянии любил тебя и жил только тобой. Вот и сейчас, думается, хоть я буду мертвый, но сердце продолжает жить тобой, даже смерть не вытеснит тебя из моего скупого сердца…
Прощай мой сын! Прощай дорогая жена! Поля, Юра! Жена, сын! Радость вы моя, кровь моя, жизнь моя! Люблю, Люблю до последней капли крови!
Выполняйте мое завещание. Целую.  Искренне любящий Гавриил. 4 января 1944 года».

Учитель. Уже смеркалось, когда Гавриил Павлович кончил писать письмо-завещание сыну Юрию и жене Полине, которая тоже была на фронте, работала врачом в полевом госпитале. «Последнее письменное слово и мое завещанное пожелание для сына» — так назвал это письмо Гавриил Масловский — человек железной воли и беспредельной преданности своему народу.

Приближалось время идти на задание... Капитан Масловский еще раз прочитал письмо. Он представил себе, как его сынишка Юрка сейчас ложится в теплую постельку и, наверное, вспоминает: «А где сейчас мой папка?» И ему захотелось увидеть сына, погладить его вихрастую голову, прижать к себе. Но законы войны неумолимы, надо было идти... А через несколько часов в ночное небо взметнулся столб пламени и содрогнулась земля от мощного взрыва. Задание было выполнено, но капитан Г. П. Масловский не вернулся.

Почему капитан Г.П. Масловский пошёл на задание, заранее зная, что погибнет?

Каким он был человеком? С каким чувством будет читать строчки письма сын героя, когда подрастёт?

Слайд 11

Учитель: 

Поблекли строчки писем фронтовых, 
назад полвека присланных тобою... 
Порой я перечитываю их. 
Последнее - из Ржева, с поля боя. 
Притихла ночь, но тишина - ловушка, 
в безмолвии тревожном трудно спать: 
"Какие любит доченька игрушки? 
Вернусь и будем вместе с ней играть..." 
Ты не вернулся к нам, а жизнь идет, 
внучат уже имеет наша дочка... 
И им она когда-нибудь прочтет 
отцовских писем ласковые строчки.

Сегодня почти в каждой семье есть шкатулка, где хранятся фронтовые письма, фотографии и боевые награды.

Почему письма с фронта хранят, как драгоценность?

У каждой семьи своя история. Но всех объединяет одно — общая причастность к трагическим событиям Великой отечественной войны. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души.

Слайд 12
Историк: Ростов оставался советским до июля 1942 года. 24 июля 1942 в Ростов вошла 17-я армия вермахта. На этот раз советские войска не смогли оказать врагу должного сопротивления.

Вторая оккупация Ростова длилась  двести  пять суток. За эти семь месяцев было угнано на принудительные работы и  расстреляно несколько десятков тысяч мирных жителей и военнопленных. Только в карьерах Змиевской балки фашисты уничтожили свыше 27 000 человек. Зверства и уничтожение  мирного населения города фашисты начали с первых дней оккупации. Уже 25 июля 1942 года они расстреляли мальчишек из дома номер 40 на Ульяновской улице – Витю Проценко, Ваню Зятина, Игоря Нейгофа и двух их друзей за укрывательство тяжелораненых советских воинов.

Учитель.  Эти мальчишки – ваши ровесники. Какие они были? Было ли им страшно? Почему, рискуя жизнью, они спасали раненых солдат?

Слайд 13

 Историк. Не смотря на то, что захватчики устраивали свои жестокие порядки, были в Ростове-на-Дону смелые люди, патриоты – подпольщики и партизаны, которые  днем и ночью не прекращали борьбу: уничтожали живую силу и технику врага, линии и средства связи, спасали военнопленных, передавали через линию фронта ценную разведывательную информацию, взрывали мосты и эшелоны с фашистами.

Слайд 14

Немецким оккупантам не удалось покорить ростовчан, борьба с врагом продолжалось вплоть до освобождения донской столицы.

Современные улицы и парки Ростова названы именами юных героев – Володи Щербакова, Саши Чебанова, Зиновия Знаменского, Кости Поповского, погибших в схватках с оккупантами.

Путь к победе был трудным и долгим. И каждый из дней – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед.

Слайд 15

Учитель. В снег, в дождь, в короткие перерывы между атаками, в любую погоду, в любом месте они писали домой письма. Это единственная связь с родными согревала, помогала солдатам в трудные минуты военной жизни.

Один из треугольников на вашем столе – письмо гвардии майора Даниила Ивановича Погуляева, написанное 13 марта 1944 года. Он писал жене и детям.

Читает ученик: Дорогая, любимая Татьяна! Маленький мой, родной мой Юрка! Сегодня тебе, Юрка, исполнилось три года. Родился ты в грозный тяжелый для Родины год — 1941-й. Папа твой в тот же год, как и многие папы таких же маленьких детей, ушли защищать родную землю, поля, реки, луга и леса, которыми богата наша страна; ушли защищать свободу и независимость советских людей — больших и малых, защищать твою маму, твоих сестер, тебя и многих, очень многих людей, которых ты видишь и знаешь...

...Ты этого не понимаешь сейчас, но ты это поймешь тогда, когда вырастешь большим, а теперь кое-что мама тебе расскажет про немцев, какие они людоеды, изверги и насильники.

Папа твой скоро три года как на войне. Он не знает покоя ни днем, ни ночью. Ему приходится почти все время жить в земле — в землянках. По нем стреляют немцы. Но он и другие папы и старшие твои братья радуются, что с каждым днем очищается наша страна, наша любимая Родина от проклятых немцев...

...Но мы скоро должны вернуться в тот город, где ты родился. Еще несколько месяцев надо бить немцев, уничтожать их из пушек, минометов, пулеметов, автоматов, винтовок, чтобы совсем очистить от них леса, поля, деревни, города. Много пап советских детей еще погибнет, но много вернется к своим детям. Это будут счастливые папы. Папы — победители. И твой папа постарается вернуться к тебе, когда кончится война, он быстро вернется.

Учитель. Это письмо с фронта. Как думаете, оно пронизано счастьем или страданием? Отчего счастлив автор письма?

Ни в одном письме не найдем строк отчаяния и пессимизма. Глубокая уверенность в будущем, пусть не для себя, но для всех! Удивительная объединяющая сила во всех письмах. Написано ли оно для дочери, матери, жены, а читается как для всех живущих на этой земле, как послание людям, которые будут жить и ценить эту жизнь.

Слайд 16

И вот она пришла – Победа!

Как же узнала об этом маленькая Лида Иванова? Найдите небольшой листочек, написанный детским почерком.

Читает ученица: «И вот наступил октябрь 1943 года. Рассвет. Всходит солнышко, тепло. Мы с дядей во дворе (дядя инвалид) слышим гул машин. Спрятались и наблюдаем. И вдруг, и вдруг – русская речь! Мы с дядей вышли из укрытия. Нас заметили. Солдаты начали нам кричать, махать руками. Говорят: «Есть жители в станице, вот девочка и мужчина!» А я им уже кричу: «Наши! Наши!» Эту радость мой детский мозг запомнил на всю жизнь».  

Историк. Город был окончательно занят Красной армией 14 февраля 1943 года в результате отступления вермахта.

Долгожданная победа! Нам нельзя забывать какой ценой она досталась!

Слайд 17
Историк. Страшные разрушения увидели воины нашей армии в освобожденном от врага городе. Все центральные улицы представляли собою огромную груду развалин. Радость освобождения  была омрачена горем от потери родных и близких, ставших жертвами злодеяний оккупантов.

На фронтах Великой Отечественной войны погибли смертью храбрых 46 734 жителя Ростова. Южный красавец – город был фактически полностью разрушен.

 Специальная государственная комиссия, расследовавшая все злодеяния немецких захватчиков, отнесла город Ростов-на-Дону к пятнадцати городам СССР, наиболее пострадавшим от оккупации в годы Великой Отечественной войны.

Учитель. За что отдали свою жизнь герои той войны – солдаты и генералы, пожилые и совсем юные? Что защитили и отстояли для нас с вами? (На доску вывешивается альбомный лист  со словами: мир, свобода, счастливое детство)

Слайд 18

Историк. С первых дней освобождения ростовчане активно включились в работу по возрождению любимого города — разбирали развалины, очищали улицы и скверы от мусора и завалов, восстанавливали заводы и фабрики, линии электропередач и водопровод.

Город вправе гордиться своими героями. 270 ростовчан удостоены звания Героев Советского Союза, из них 31 человек — дважды, 2 человека — трижды, 10 человек удостоены звания Героев России.

За героические боевые и трудовые подвиги, совершённые ростовчанами, воинами частей и соединений, в составе которых воевали солдаты, сержанты, офицеры и генералы всей страны в ходе ожесточённых боёв за «врата на Кавказ»,  5 мая 2008 года городу Ростову-на-Дону, было  присвоено почётное звание «Город воинской славы».

Слайд 19

Го́род во́инской сла́вы — почётное звание Российской Федерации, присваиваемое отдельным городам «за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества».

Учитель: С годами не забываются уроки той войны — горькие и победные. И всякий раз 9 Мая как-то по-особенному торжественно звучат слова: «Подвиг народа бессмертен».

Слайд 20

Пусть память о защитниках Родины будет вечной! Почтим минутой молчания всех, кто не вернулся с этой ужасной войны, всех, кто отдал жизнь ради нашей с вами жизни.

Минута молчания.

Учитель. Давайте напишем письмо ветеранам, солдатам, победившим в этой страшной войне, погибшим в боях и ныне живущим, и поблагодарим за Великую Победу над фашизмом. В живых их осталось так мало, тех, кто сохранил для нас мирное небо и счастливое детство.

Мы напишем открытое письмо.

Открытое письмо (Публичное письмо) жанр публичных выступлений,

 обращение к широкой публике с целью привлечь внимание общества к определённому вопросу. Открытые (публичные) письма, как правило, публикуются для общественного прочтения и подписываются всеми участниками, писавшими письмо.

Мы с вами уже писали различные письма и поздравления. Давайте подумаем, из каких частей будет состоять наше открытое письмо.

Слайд 21

  1. Приветствие. Рассказ о себе (о нашем коллективе).
  2. Что сегодня узнал, понял.
  3. Наша благодарность ветеранам.
  4. Пожелания.

Работа над текстом письма

Пожалуйста, по ходу наших рассуждений делайте пометки в черновиках

Давайте подумаем, как мы можем обратиться к ветеранам?(ответы детей, запись в черновиках).

(Дорогие герои Великой войны)

Во второй части письма уместно будет написать о том, что мы знаем, какие трудности приходилось переносить солдатам той войны. Что мы сегодня поняли, узнали? (ответы детей, запись в черновиках)

За что мы благодарны ветеранам и будем передавать это чувство нашим потомкам? От чего они нас защитили? Что сохранили для нас? (ответы детей, запись в черновиках)

Что мы можем пожелать этим героическим людям, сохранившим нам мирное небо?

        Каждая группа будет писать свою часть письма.  Подумайте, обсудите и сформулируйте общее  высказывание. Аккуратно и красиво запишите его на карточке.         Как можно организовать работу с записью своей части? (По очереди. Пишет тот, у кого самый красивый почерк и т.д.)

        Для написания используйте ключевые (главные) слова, которые мы вывешивали на доску. Посыльные, подойдите за заданием. ( После окончания работы посыльный от каждой группы прикрепляет  свою часть письма на подготовленный лист А 3. Каждый обучающийся ставит свою подпись)

Учитель. Закончить письмо я предлагаю синквейном, который мы составим вместе. (Мои ученики уже знакомы с данной стихотворной формой, т.к. составляли синквейны к различным темам по русскому языку и литературному чтению)

Вот такое письмо у нас получилось:

Дорогие ветераны!

        Пишут Вам ученики 3 класса «Д» гимназии № 76.

        Мы знаем, как тяжело Вам приходилось на войне, с каким жестоким и опасным врагом Вы боролись, как вы терпели  холод в землянках, теряли друзей в бою.

        Мы благодарны Вам за смелость, стойкость и волю к  Победе! Мы гордимся Вами! Спасибо Вам, дорогие ветераны, за счастливое детство и мирное небо! Спасибо за мир!

Мы желаем Вам крепкого здоровья, счастья и долголетия! Мы никогда не забудем, что Вы сделали для нас!

Ветераны!

Смелые, стойкие, героические!

Защищали, сражались, освобождали!

Мы им бесконечно благодарны!

Победители!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Письмо ветерану" 2 кл.

Урок развития речи. На данном уроке учим детей писать письма....

Конспект урока по русскому языку. Развитие речи. 3 класс. Письмо ветерану.

Тема  урока:   Учимся  писать письма. Письмо ветерану.            Данная тема изучается в рамках уроков блока «Развития...

Письмо ветерану

Сочинение "Письмо ветерану" ученицы 4 - Б класса Шмаровой Сони...

План-конспект урока чтения во 2 классе "Письмо ветерану"

План-конспект урока чтения во 2 классе "Письмо Ветерану"...

План-конспект урока чтения во 2 классе "Письмо ветерану"

План-конспект урока чтения во 2 классе "Письмо ветерану"...