Праздник "Жаворонки"
методическая разработка на тему

Никитина Татьяна Владимировна

Тип занятия – стандартное.

Формы работы: групповая.

Методы – словесный (использую прием беседа), наглядный (демонстрация картинок, презентация), практический (хоровод ,лепка).

Оборудование: Компьютер, проектор.

 Оформление:

·        Демонстрационный: электронная презентация "Праздник Жаворонки", предметные картинки "Весна. Природные явления".

Записи П.И. Чайковский «Времена года», «Голоса птиц».

·        Раздаточный: тесто, стеки на каждого ребенка.

Тема занятие: «Праздник Жаворонки»

Цель: Познакомить с традициями русского народа – праздником    «Жаворонки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc402 КБ

Предварительный просмотр:

ГКСОУ  ВО «Малышевская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

"Праздник Жаворонки"

(конспект занятия)

                                                                    Воспитатель: Никитина Т.В.

Март 2015 год.

Тип занятия – стандартное.

Формы работы: групповая.

Методы – словесный (использую прием беседа), наглядный (демонстрация картинок, презентация), практический (хоровод ,лепка).

Оборудование: Компьютер, проектор.

 Оформление: 

  • Демонстрационный: электронная презентация "Праздник Жаворонки", предметные картинки "Весна. Природные явления".

Записи П.И. Чайковский «Времена года», «Голоса птиц».

  • Раздаточный: тесто, стеки на каждого ребенка.

Тема занятие: «Праздник Жаворонки»

Цель: Познакомить с традициями русского народа – праздником                «Жаворонки».

Задачи:

- Образовательные:

1. Способствовать формированию представления об истории русского народа, через знакомство с обрядом дня весеннего равноденствия - праздника «Жаворонки»

2. Продолжать знакомить детей с перелётными птицами.

3. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, образуются сосульки, прилетают птицы, солнце светит ярче и пригревает, текут ручьи.

- Воспитывающие:

1. Воспитывать нравственные качества патриотизм любовь к природе.

2. Воспитывать трудолюбие.

4. Воспитывать   доброжелательность, самостоятельность.

 - Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать долговременную память через разучивание стихов.
  2. Разговорную речь через участие в беседе и инсценированном представлении.
  3. Обогащать словарный запас через запоминание  новых слов.
  4. Устойчивость внимания через сюрпризные моменты.
  5. Коммуникативные навыки через игру - хоровод .
  6. Осязательное восприятие через пальчиковую игру «птичка».
  7. Развивать мелкую моторику  при работе с тестом.
  8. Развивать словарно-логическое мышление через загадки.


Ход занятия.

  • Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на занятии гости. Давайте мы с ними поздороваемся. Ведь когда мы говорим "Здравствуйте!" - значит, желаем друг другу здоровья и хорошего настроения, особенно когда мы это делаем с улыбкой! Мы с вами поздоровались, улыбнулись друг другу - и теперь у всех хорошее настроение! А у меня сегодня такое хорошее настроение еще потому, что мы сегодня с вами много интересного узнаем и даже побываем на необычном старинном празднике. А для этого нам надо отправиться в прошлое, в то время, когда наши прабабушки и прадедушки были, как вы, маленькими девочками и мальчиками. Вам это интересно узнать?

Давайте посмотрим с вами в окошко - ведь у нас уже должна наступить весна! А какой месяц сейчас идёт? Наступил март месяц. В народе говорят: «Пришел март - капельник и зима заплакала». Согласны?

А по каким признакам мы можем почувствовать приближение весны?

Ответы детей - появляются проталинки, сосульки, капает капель, текут ручьи, день длинный, а ночь короткая, солнце ярко светит, прилетают птицы, снег становится рыхлый, мокрый. Вывешиваются демонстрационные картинки.

Но март еще очень холодный месяц, зима не хочет уходить, сыплет снегом, ночью замораживает лужи - не желает уступать весне место! И как раз сегодня, 22 марта, мы с вами можем помочь весне! Хотите?

  • Основная часть

Беседа с просмотром презентации.

Слайд1. Вчера, ребята, был необычный день. Он называется день весеннего равноденствия, именно вчера померились силами зима и весна - кто сильнее? Ведь зимний день очень короткий, а зимняя ночь длинная, а весной все наоборот. Весной день становится длиннее и вчера они сравнялись, день и ночь теперь равны, весна сравнялась по силе с зимой.

Слайд2. И сегодня, 22 марта, люди всегда помогали весне победить. 22 марта отмечается праздник «Жаворонки". Есть поверье, что в этот день из тёплых стран прилетают 40 разных птиц. "День с ночью равняется, 40 разных птиц из дальних стран возвращаются". Как называются птицы, которые возвращаются к нам весной? (перелетные)

Я сейчас загадаю загадки, а вы угадайте, какие птицы прилетают к нам. Нужно быть внимательными. Если отгадаете, на экране появится эта птичка.

Слайды 3- 7

На шесте — веселый дом

С круглым маленьким окном.

На крыльце поет певец

А зовут его ... (скворец)\

Ты его узнаешь сразу:

Черноклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит (грач)

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко (ласточка)

Кто эта птица? Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает (кукушка)

В синем небе голосок

Будто крохотный звонок (жаворонок)


Молодцы, всех птичек угадали. Давайте поближе познакомимся с птичкой, которая прилетает к нам самой первой - жаворонком.

Слайд8. Жаворонок птичка небольшая, размером с воробья. Обитают полевые жаворонки в полях, лугах и степях. Никогда не встречаются в лесу, никогда их не не увидишь на дереве, даже лапки у них устроены так, что им неудобно держаться за ветку. Жаворонки держатся стайками по проталинам, обнажившимся на солнечных пригорках. Говорят: «Сколько проталинок, столько и жаворонков». Обычно они сидят на земле или на кочках.

Слайд9. Гнездо располагает всегда на земле: в ямке, сделанной либо самой птицей, либо копытом лошади или коровы.

Слайд10.Жаворонки ищут корм на земле - едят семена разных трав и охотятся на насекомых - гусениц, муравьев, червячков.

Слайд11. Петь жаворонки начинают сразу в марте. Полевой жаворонок обладает очень звонким и чистым голосом. Поднимаясь высоко в небо, превращаясь в невидимую точку, жаворонок поёт так громко, что звук песни раздаётся на километры. Интересно, что жаворонки очень точно передают звуки и могут копировать пение других птиц и даже, например, лягушек!

Поскольку в марте начинали возвращаться из теплых краев перелётные птицы, считалось, что именно они на своих крыльях и приносят весну. В этот день существовал такой обряд - (ритуал, действия, которые люди делают. Вот, например, есть обряд сжигать Масленицу) - пели коротенькие песенки, которые называются веснянками. Как раньше думали в народе, весна сама не придет, ее нужно пригласить. Вот и зазывали весну, исполняя такие песни - «заклички», песни – веснянки. Песни эти зиму провожают, а весну приглашают. Люди водили в праздник хороводы, которые изображали солнышко. Давайте и мы с вами сделаем такое солнышко и поводим хоровод и позовем весну.

Физкультминутка - хоровод:

Приди Весна, приди красна!Растопи снега, принеси тепла!

Пусть зима уходит впрок! Весну пустим на порог!Нам, зима, ты надоела, и весь хлеб у нас поела,Все дрова у нас пожгла, с крыш солому унесла!

Весна, весна, проснись ото сна!Нам зима наскучила, холодом измучила!

Птички, прилетайте!

Гнёздышки свивайте!

Летите, залетайте,

Весну прославляйте!

«Мороз - красный нос
Вот тебе хлеб и овёс.
А теперь убирайся по добру — поздорову!

Жавороночки, перепёлочки,
Прилетайте к нам,
Принесите нам:
Весну-красну,
Гладенько яичко,Чистеньку водичку!».

Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,Унесите от нас зиму холодную.
Принесите нам весну красную,
Нам холодная зима наскучила,
Руки, ноги отморозила. 

Жаворонки, прилетайте!

Весну-красную закликайте,

Чтоб снега покатились,

В речке воды появились.


Вот мы с вами позвали птичек, чтобы они побыстрее принесли нам на крыльях весну.

Слайд12. А раньше существовал еще и такой обряд: желая поторопить птиц, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками, глазками  из сушеной черемухи - «жаворонков». Печенье раздавали детям со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели» - тем самым благословляя детей.

Слайд13. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле, и что есть силы кричали, закликали весну.

Слайд14.    Жаворонки, жаворонки
                           Прилетите к нам, 
                 Принесите нам весну красную…

                  Унесите от нас зиму холодную!

Слайд15.Вечером печеных птичек обычно съедали, а головки крошили, разбрасывая на четыре стороны птицам на корм. Хозяйки, выпекая булочки, обязательно прятали в некоторые какой-то сюрприз. Кольцо предрекало скорое замужество или женитьбу, монетка – богатство, а девушки иногда кидали испеченных жаворонков через сарай, чтобы посмотреть, в какую сторону оно укажет. Считалось, что с той стороны у девушки и будет жених.

Слайд16. Вот сегодня мы с вами будем учиться печь такие булочки из теста, которые называются «жаворонками». А сначала давайте приготовим к работе наши пальчики и сделаем для них зарядку.

Пальчиковая гимнастика "Птички"

Ну-ка пой-ка, подпевай-ка: (встряхиваем кисти рук, чтобы их расслабить)
Эти десять птичек – стайка. (переворачиваем ручки ладошками вверх)
Эта птичка – соловей. (далее на каждую птичку берем один пальчик и слегка трясем его)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель.
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж,
Ну а эта – злой орлан.
Птички, птички, – по домам! (кладем кисти за запястья, трясем, изображая птичек, и уводим руки за спину – прячем)

Сейчас мы с вами превратимся в поваров и приступим к работе с тестом. С тестом надо работать аккуратно, с любовью, чтобы получились красивые «жаворонки».

Сначала раскатаем колбаску из теста (так, как мы делаем из пластилина). Затем завяжем узелком, чтобы один конец был длиннее, это будет хвостик. Приплющим его немного и стекой сделаем надрезы. Оформим головку, вытянем маленький клювик. По бокам сделаем глазки из изюма. Вот и получились у нас птички, «жаворонки».

А теперь мы отнесем птичек на кухню, и наш повар Ольга Николаевна их испечет в духовом шкафу.

Сегодня, ребята, мы с вами побывали на празднике. На каком? Для чего наши бабушки и дедушки его отмечали? Вам было интересно на нашем занятии? Что вам понравилось больше всего?

И вместе с детьми повторяем закличку:

Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,

Унесите от нас зиму холодную.
Принесите нам весну красную!

Дети поднимают жаворонков вверх и зовут Весну.



Описание: http://dsuz1070.mskobr.ru/images/cms/data/4384.jpg