Классный час на тему "Настоящий друг"
классный час (1, 2, 3 класс) по теме

Арсланова Гузаль Минивазировна

Разработка классного часа для начальных классов на тему "Настоящий друг"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         Нош д. Каримово

Арсланова Гузаль Минивазировна            

 Тема: «Настоящий друг: каков он?»

Цель:

        - раскрыть сущность понятия «дружба»;

        - помочь детям разобраться в том, какими качествами должен обладать настоящий друг;

         - показать какую роль играют друзья в нашей жизни;

         - развить стремление дружить с окружающими;

Форма работы: разговор-рассуждение.                                                                   

                                                    План классного часа.

  1. Разбор ситуаций. Диалоги друзей.
  2. Сообщение темы и цели занятия.
  3. Знакомство с понятием «дружба».
  4. Чтение и обсуждение стихотворений.
  5. Рассуждение.
  6. Физминутка.
  7. Продолжение беседы.
  8. Мозговой штурм. Настоящий друг, какой я?
  9. Беседа «Друзья и товарищи».
  10.  Деловая игра «Учимся сотрудничать».
  11. Составление цветка «Дружбы» из качеств настоящего друга.
  12. Определение «Законов дружбы».
  13. Самоанализ и саморефлексия.
  14. Чтение стихотворения «Что такое дружба?
  15. Подведение итогов.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

  1. Разбор ситуаций. Диалоги друзей.

     Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей.  Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.

                              Ситуация 1. Знакомьтесь: Маша и Даша.

     Итак, Даша уже два часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.

Маша:  Гулять пойдешь?

Даша: Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается, а еще      сочинение по русскому языку писать.

Маша: Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!

Даша: О! Ес! Ты настоящая подруга!

Кл.рук: -  Ребята, как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой?

          - Как вы думаете, как поступила Маша по отношению к своей подруге?

 - Как бы вы поступили на месте Маши?

       Вывод: настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.

 

                           Ситуация 2. В ней участвуют Денис и Антон.

 Кл.рук: На самостоятельной по математике Денис обнаружил, что чернила в ручке закончилась.

Денис: Ой, чернила в ручке закончилась.

Антон: А у меня запасная ручка есть!

Денис: Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!.

Антон: А что ты мне за это дашь?

Денис: Ну, денег дам, сколько ручка стоит?

Антон: Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю. Годится?

Денис: Да ладно, давай уж!

 Кл.рук:  - Как вы считаете, Антон поступил как настоящий друг?

  - Как бы вы поступили на его месте?

  - Ребята, хотели бы вы иметь такого друга, как Антон?

 Вывод: настоящий друг должен быть бескорыстным

II. Сообщение темы и цели занятия

  Итак, какова же тема нашего классного часа? (Ответы детей)

Сегодня мы подумаем и  выясним, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом, каким он должен быть, определим законы дружбы и станем еще дружнее!

 

III. Знакомство с понятием "дружба”.

  Вы, ребята слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Но чтобы познакомиться с ними нам нужно будет поработать в группах. У вас на каждом ряду лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её.

 

  • 1-я группа "Не имей сто рублей, а имей сто друзей”
  • 2-я группа "Без друга на душе вьюга”.
  • 3-я группа "Старый друг лучше новых двух”

Каждый ряд после составления читает пословицу.

Молодцы!

- Прочитайте хором ещё раз пословицы и скажите:

- Какая общая тема пословиц? (дружба)

- А как вы понимаете слово "дружба”? (ответы детей)

 

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

 

-Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга.

-Хорошо! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья!

     Человек – это социальное, или общественное существо. Он не может жить и существовать без других людей. Все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими – отдыхаем, с третьими – встречаемся на секции, в кружке. То есть мы связаны совместной деятельностью, занятием. И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг к другу, то можно назвать нас товарищами. А высшей степенью товарищества является дружба.

IV. Чтение и обсуждение стихотворений.

 

1 (Учащиеся читают стихи «Сонечка» и «Жадина»)

 

«Сонечка»

Тронь её нечаянно – сразу: 
-Караул 
Ольга Николаевна, он меня толкнул! 
Ой, я укололась, - слышен Сонин голос 
Мне попало что-то в глаз, 
Я пожалуюсь на вас! 
Дома снова жалобы: - Голова болит… 
Я бы полежала бы – мама не велит, 
Сговорились мальчики: - Мы откроем счет 
Сосчитаем жалобы– сколько будет в год
Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.

 

«Жадина» 
Кто держит конфету свою в кулаке, 
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке 
Кто выйдя во двор, никому из соседей 
Не даст покататься на велосипеде, 
Кто мелом, резинкой, любою безделицей 
В классе ни с кем никогда не поделится? 
Имя тому подходящей дадено 
Даже не имя, а прозвище Жадина! 
Жадину я ни о чем не прошу 
В гости я жадину не приглашу 
Не выйдет из жадины друга хорошего, 
Даже приятелем не назовёшь его 
Поэтому – честно, ребята, скажу – 
С жадными я никогда не дружу

 

Кл. рук.: Каким же должен  быть настоящий друг? (ответы детей)

 

Хорошо, когда рядом есть надежный верный друг, с которым можно  поиграть, поговорить или просто погулять.

 

 А сейчас послушайте еще одно стихотворение, в котором друзьям хорошо вместе. Это настоящие друзья!

2.(Учащийся читает стихотворение «Мы с приятелем» Михалков С.В.)

Мы с приятелем вдвоём Замечательно живём!
Мы такие с ним друзья - Куда он, Туда и я!

Мы имеем по карманам: Две резинки, Два крючка,
Две больших стеклянных пробки,

Двух жуков в одной коробке,
Два тяжёлых пятачка.

Мы живём в одной квартире,
Все соседи знают нас.
Только мне звонить - четыре,
А ему - двенадцать раз.

И живут в квартире с нами Два ужа И два ежа,
Целый день поют над нами
Два приятеля-чижа.

И про наших двух ужей, Двух ежей И двух чижей
Знают в нашем новом доме Все двенадцать этажей.

 

V. Рассуждение.

 

Кл. рук.: А сейчас давайте посмотрим сценку «Одинаковые». Подумайте и скажите, как поступила Соня по отношению к своей подруге в этом рассказе.

(Дети инсценируют рассказ)

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые…

Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

-Я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!

Кл. рук.: За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне? (ответы детей)

VI. Физминутка (дети выполняют в парах)

Викторина «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон

VII. Продолжение беседы. 

     – Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

– Дружите ли вы со своими родителями? 
– Должны ли родители быть друзьями детства?

 VIII. Мозговой штурм. Настоящий друг, какой он?

            Кл.рук: А сейчас мы проведем операцию под названием «Мозговой штурм». Эту операцию проводят, когда нужно быстро решить какую-нибудь проблему. Мы будем решать с вами следующую проблему: настоящий друг, какой он?

           Ваша задача: называть слова или словосочетания, относящиеся к данной проблеме. Ваши слова я буду записывать  на доске.

 Ребята называют слова: помогает, доверяет, уважает, защищает, говорит правду, поддерживает в беде, откровенный.

               Ну а теперь попробуем ответить на вопрос: кого можно назвать настоящим другом?

 - Настоящий друг – тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту.

- Настоящий друг – тот, что не льстит тебе, а говорит правду.

- Настоящий друг – тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным.

- Настоящий друг – тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде.

- Настоящий друг – тот, кто умеет хранить тайны.

IX.     Беседа «Друзья и товарищи».

Кл.рук: - Ребята, как вы думаете, много ли должно быть у человека настоящих друзей? (ответы учащихся)

Кл.рук:  - Чтобы узнать, кто твой настоящий друг, нужно с ним съесть пуд соли. Многие мыслители говорят о том, что настоящих, близких друзей немного, не у каждого человека они есть. Но мы живем среди людей. Даже все одноклассники не могут быть близкими друзьями. Какие же отношения должны быть в классном коллективе? (ответы учащихся)

Вывод: отношения в классе должны быть дружескими, товарищескими, доброжелательными.

 

XДеловая игра «Учимся сотрудничать».

 Кл.рук: Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела. Недаром многие современные бизнесмены  тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников: устраивают совместные вечера, путешествия, собрания. От этого выигрывает бизнес.

   И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.

   Сейчас я предлагаю вам провести деловую игру под названием «Учимся сотрудничать». Нужно подобрать такие группы людей, которые смогут вместе решать трудные задачи.  Всем претендентам нужно пройти испытание – за определенное время собрать картинку из нескольких деталей, наклеить эти детали на лист бумаги и прикрепить к доске.

   Итак, кто хочет пройти испытание? Желающие 9 человек прошу  подойти ко мне.

   Предлагаю каждому выбрать по одному кружочку. Те, у кого оказались кружки одного цвета, оказываются в одной группе.

   Итак, претенденты выбраны. А все остальные будут выступать в роли специалистов, которые будут оценивать, какая тройка оказалась самой сплоченной и дружной. Пожалуйста, группы занимайте свои рабочие места.

  Время на решение задачи – 5 минут. Не забудьте прикрепить лист бумаги на доску.

  Кл.рук-ль: Испытание закончилось. У меня по два вопроса к каждой команде.

       - Участники, довольны ли вы своей работой?

       - Что вам мешало работать?

 Кл.рук-ль: А теперь послушаем мнение специалистов.

       - Ребята, как вы считаете, какая группа была самой сплоченной, дружной и показала лучший результат?

       - Кто показал себя лидером, командиром? (ответы учащихся)

   Кл.рук-ль: Итак, специалисты пришли к выводу, что команда под номером ____достойна прошла свое испытание и в будущем, возможно,  их можно пригласить для выполнения ответственной научной работы.

 

XI. Составление цветка "Дружбы” из качеств настоящего друга.

 

   Итак, ребята, сегодня мы прочитали с вами столько стихов, рассмотрели столько ситуаций, где герои вели себя как настоящие друзья, а иногда – наоборот. Какими же качествами должен обладать настоящий друг?? 

В ходе игры из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять цветок "Дружбы”.

 У нашего цветка нет лепестков, лепестки лежат на столе.

1. честность

  • враньё

2. доброта

3. верность

  • грубость

4. взаимовыручка

  • предательство
  • драчливость

5. справедливость

  • задиристость;

6. ответственность

7. сострадание.

 - Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получился красивый цветок. – Вам нравится?

 Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне.

 XII. Определение "Законов дружбы”

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

-Вы согласны с этими законами? (ответы детей)

- Принимаем? (Да.)

– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

XIII. Самоанализ и саморефлексия.

Давайте каждый для себя сделает вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет смотреть. Возьмите листочки, на которых записаны противоположные нравственные качества. Оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки ближе к тому качеству, которое у вас больше развито.

http://festival.1september.ru/articles/584738/img1.jpg

Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить.

Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом. Выбросите эти листочки, будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чём признались только себе.

XIV. Чтение стихотворения «Что такое дружба?»

 

И в заключение, ребята, у вас на столах лежит текст стихотворения «Что такое дружба?». Прочитайте про себя. А сейчас давайте все вместе хором прочитаем его!

 

– Что такое дружба? –

Спросила я у птицы.
– Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

Что такое дружба?
– Это когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила у девочки:

– Дружба – что такое?
– Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют.
Это когда мальчишки

Девчонок не обижают.

 

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети.

 

XV. Подведение итогов.

Песня «Если с другом вышел в путь».

  Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!

Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!

Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей! 

1) А дома подумайте и запишите, как вы поступите в данных ситуациях.

Если мой друг добился в чём-то успеха, то я

Если я обидел своего друга, то я

Если я думаю, что мой друг предал меня, то я

Если друг ошибается и может совершить опасный поступок, я…

Если мой друг предлагает мне похулиганить, то я

Если моего друга ругают за меня, то я

Если моего друга не справедливо ругают, то я

Если мой друг называет меня грубо, то я

Если я вижу, что моему другу не нравится, как я с ним поступаю, то я

Если у меня есть конфета, то

Если у меня есть интересный фильм, то я

Если мой друг не сделал домашнее задание, то я

Если мой друг не умеет играть в игру, то я

2) Творческое задание.

Придумайте и нарисуйте эмблему настоящего друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Огонь – наш друг или враг?"

Классный час "Огонь – наш друг или враг?"Цель:закрепить правила пожарной безопасности, изученные ранее, умение соблюдать их;довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного о...

Сценарий классного часа «Огонь – наш друг или враг…»

Классный час "Огонь - наш друг или враг..." проходит в виде "круглого стола" с приглашением гостей: начальник Нововеличковской ВДПО - Иванько Г.М., главный врач Нововеличковской участковой больни...

Классный час : «Ты мой друг и я твой друг»

Классный час 1 класс  Тема: «Ты мой друг и я твой друг»...

Классный час. "Давайте говорить друг другу комплименты".

Классный час "Давайие говорить друг другу комплименты"....

Классный час" Ты мой друг и я твой друг".

Классный час о дружбе,товариществе,взаимоподдержке....

Классный час "Ты - мой друг, и я-твой друг"

Данный классный час я подготовила для  учащихся 2 класса. Это мероприятие поможет стать ребятам более дружными. Именно в начальной школе формируется понятие дружбы. Очень надеюсь, что мои второкл...

Классный час «Давайте говорить друг другу комплименты»

Цели:Формировать коммуникативные умения и навыки;Учить применять полученные знания в речевом взаимодействии в социуме;Содействие развитию эмоционально-чувственной сферы обучающихся;Формирование предст...


 

Комментарии

Очень содержательное мероприятие