Тематический урок-путешествие "Как сберечь волшебную страну?"
классный час (2 класс) по теме

Тематический урок-путешествие в рамках Международного года света и световых технологий в целях поддержки инициативы ЮНЕСКО, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 с Арзгир

 Арзгирского района Ставропольского края

Тематический урок- путешествие

 в рамках Международного года света и световых технологий

 в целях поддержки инициативы ЮНЕСКО,

одобренной Генеральной Ассамблеей

 Организации Объединенных Наций (ООН)

«Как сберечь волшебную страну?».

2 класс

Классный час в 3 классе

Галда Т.Н.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3

2015год

Цели:

  1. Создание условий для формирования у школьников потребностей разумной экономии и бережливости, рационального использования энергетических ресурсов
  2. Изучение элементарных правил энергосбережения и их практического применения
  3. Формирование социально-активной позиции в отношении нерационального потребления энергетических ресурсов

Задачи:

  1. Выявление представления детей об электричестве, тепле, воде, различных видах энергии
  2. Повышение информированности по проблеме ограниченности природных ресурсов
  3. Знакомство детей с понятиями «энергосбережение», «экономить», «энергетические ресурсы» и др.
  4. Развитие мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы
  5. Выработка стратегии поведения в природе и в обществе
  6. Стимулирование интереса детей к творческой и исследовательской деятельности

Ход урока

1.Сообщение темы и задач  урока.

  • Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами пройдет необычный урок – сегодня мы совершим с вами путешествие по необычной  волшебной стране. Она нуждается в нашей защите. И от нас с вами зависит, как ей дальше быть. Как она называется? Вы узнаете, собрав её название из слогов

(Э-НЕР-ГО-СБЕ-РЕ-ЖЕ-НИ-Е)

Страна Энергосбережение

  • А нашим экскурсоводом  станет житель этой страны -  электромобиль Электроша

      - Это не совсем обычный автомобиль.  Кто мне из вас может сказать почему?

        (Дети предлагают варианты) 

  • Да, все правильно. Электромобилю Электроше, чтобы ехать, не нужно заправляться бензином, он работает от электричества. Поэтому у него нет выхлопных газов, он практически бесшумен. И он, как никто другой, знает все о своей стране.

Электроша нас провезет по городам этой замечательной страны, расскажет о каждом из них . В каждом городе мы будем получать специальные задания, которые  будем вклеивать в «Паспорт бережливых ребят»

  • Ну  что, поехали?

2. Работа по теме урока.

А)Правила пользования водными ресурсами.

Загадка о воде

Прозрачная, питьевая

Ключевая и речная

Ни запаха, ни цвета,

Что за жидкость это? (вода)

  •  В какой город нас привез «Электроша»? Прочитайте,  как он называется! (ВОДОсити)

  • Правит этим городом  царица Вода,  в этом городе очень много воды.
  • А вы, ребята, что знаете о воде, для чего она нужна? (Человек пьет, для животных и прочее)
  • Может ли пить человек пить любую воду? (Нет)
  • А какую воду можно пить? (Из крана, бутилированную, из колодца, из родника – из подземных озер)
  • А в реке какая вода? (Пресная, не соленая)
  • Где больше воды: в реках или в океанах? (В океанах)
  • Почему мы не берем воду в дом из океана? (Она соленая, не пригодная для питья)
  • Пресной воды много или мало? ( Мало)
  • Можно ли пить воду из рек, открытых водоёмов? (Нет, можно заболеть)
  • Из крана течет чистая или грязная вода? (Чистая)
  • А как она оказывается в кране чистой? (По трубам с водоочистных станций, она проходит долгий и дорогой путь очистки из рек, из озер, из-под земли)
  • Вот посмотрите на картинку,  как вода попадает к нам в краны.

G:\Конкурс Детский 2013 по энергосбережению\слайд схема вода.jpg

  • Вода попадает в реки во время осадков (снега и дождя). На водоемах установлены насосы – они качают воду из рек, озер и других источников. Воду пропускают через фильтры, которые не пропускают крупные частицы мусора, грязи. Затем вода попадает в огромные резервуары, где она отстаивается и проходит через 2-хслойную очистку – песок и гравий, где застревают уже мелкие пылинки и соринки. Воду хлорируют, чтобы убить вредные микробы и бактерии. И затем вода закачивается насосами через водонапорные башни в трубы наших домов.
  •  Вот видите, какие коммуникации пришлось построить людям, чтобы вода попала к нам в дом чистой и вкусной. На это тратится огромные денежные средства, ваши родители тоже участвуют в этом - оплачивают квартплату.
  • У кого дома есть счетчик на воду? Поднимите руку?
  • Видели,  как он крутится: если включить сильный напор – быстрее, маленький – медленно. Чем больше вы потратите воды, тем больше родители заплатят за нее.

  - А после того как мы ее использовали, в природу какой вода возвращается?      

          (Грязной,  это сточные воды)

        -А кому будет плохо, если вода будет грязная? (Людям – не смогут купаться,    

          рыбам – погибнут, исчезнут; птицам – нет корма и др.)

  •  А если бы произошла беда и на Земле исчезла вода? (Рассуждения детей)
  •  Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды было больше? (Предложения детей)
  • Да все верно. Каждая группа выберет из предложенных советов  те, которые мы назовём « Правила сбережения воды дома, в школе» и наклеит в «Паспорт бережливого школьника»под гербом города Водосити

  • Напрасно воду не лить;
  • Плотно закрывать краны;
  • Если обнаружим, что где–то протекает вода, то говорим об этом  

          взрослым;

  • Закрывать воду, когда чистим зубы;
  • Пользуемся стаканом, чтобы споласкивать рот.

  • Беречь воду — это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы и денежные средства вашей семьи, школы, страны!
  • Отлично, ребята, теперь вы много знаете о воде и о правилах ее сбережения, и мы можем отправляться дальше!

Б) Правила пользования теплоресурсами.

Загадки о теплоносителях.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все... (Солнце)

     Что, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова? (Огонь)

     Я — особенная печь.

     Дров во мне не надо жечь,

     Но зимой квартиру грею,

Называюсь... (Батарея)

Попало наше тесто

 в горячее место.
Попало — не пропало,

румяной булкой стало. (Печь)

- Что общего у этих предметов?(Они дают тепло)

    -  В какой же город нас сейчас привез наш друг электромобиль Электроша, ребята! (ТЕПЛОсити)

  • Как вы думаете почему так называется этот город? (Ответы ребят)
  • Правильно! Здесь всегда тепло, светит яркое солнце, а на деревьях растут кокосы и бананы!
  • Дети, а какое время года в наших краях самое теплое? Почему? (Ответы детей)
  • А самое холодное? Почему? (Рассуждения детей)
  • Правильно, потому что солнце является источником не только света, но и тепла.
  • А кто знает почему зимой в домах, школах, на заводах тепло? (Батареи, нагревательные приборы)
  • Действительно, они нагреваются и отдают свое тепло окружающему воздуху и предметам.
  • А почему от батарей идет тепло? Почему они горячие? (Потому что внутри них горячая вода)
  • Как она туда поступает? (Люди построили большие теплоэлектростанции, котельные, там нагревают воду и пускают ее по трубам, проложенным под землей)
  • А чтобы нагреть воду, что делают? (Варианты ответов детей)
  • Да, все так: сжигают газ, уголь, нефть и другие природные богатства, которые увы, ребята, могут быстро закончиться. Ведь их добывают глубоко из земли, в которой они образовались миллионы лет. Поэтому тепло, вырабатываемое с помощью природных богатств,  нужно беречь.
  • Всегда ли люди берегут тепло, закрывают окна и двери?
  • К сожалению, встречаются дети и взрослые, которые не закрывают двери при входе домой, в школу или в подъезд. О таких людях в народе говорят: неэкономный, недисциплинированный, небережливый человек. А ведь если люди открывают окна, двери, тогда не спасет от холода и теплые батареи.
  • Вот мы узнали где живет тепло, почему оно так важно и что его надо беречь.
  • Выберем и наклеим в «Правила бережливого школьника» правила сбережения тепла под гербом города Теплосити.

  • Утепляйте окна и входные двери!
  • Установите на батареи теплоотражающие экраны!
  • Не задвигайте батареи мебелью и не занавешивайте их шторами!
  • Посадите деревья вокруг дома!

3.Физминутка «Маленькая страна»

4. Работа по теме урока.

В) Правила электросбережения

  • И мы можем двигаться дальше, ведь солнце освещает нам путь!

   - Чтобы узнать в теперь какой город мы попадем, нужно разгадать кроссворд

                 Разгадывание кроссворда по группам

http://domovenok-as.ru/images/77%281%29.jpg

1. К дальним селам, городам

Что идет по проводам?

Светлое величество,

Это... (электричество).

 

2. Кто-то утром не спеша

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце.)

 

3. Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море. (Река.)

 

4. Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер.)

5. Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки. (Утюг.)

 

6. Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник.)

 

7. Устройство, которое служит для подачи потока воздуха. (Вентилятор.)

- Какое слово у вас получилось в выделенном столбике? (Энергия.)

Энергия - это сила, приводящая предметы в движение. Человек научился использовать энергию рек, ветра, солнца, чтобы заставить работать механические устройства. Мы живем в благоустроенных квартирах, живем с комфортом, всю тяжелую работу в доме нам помогают выполнять разнообразные электрические приборы.

  • - И вот нас встречает следующий город ЭЛЕКТРОсити – это родной город нашего электромобиля Электроши!  А кто из вас знает для чего нужно электричество? (Чтобы свет горел, электроприборы работали и др.)
  • Правильно! Вот и наш Электроша тоже работает от электричества – он заряжается на электрической заправке и ездит как обычный автомобиль, только он экологичный, потому что не загрязняет окружающую среду.
  • А давайте подумаем много ли в ваших домах электрических приборов?

Загадки «Электроприборы в доме»

Что за чудо, что за ящик? Сам певец и сам рассказчик, И к тому же заодно Демонстрирует кино. (Телевизор.)

Полюбуйся, посмотри -

Полюс Северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет. (Холодильник.)

 

Ходит-бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошел - там пыли нет,

Пыль и сор - его обед. (Пылесос.)

 

Хоть и задрал он кверху нос,

Но это вовсе не всерьез.

Ни перед кем он не гордится,

Кто пить захочет - убедится. (Чайник.)

Электрический ток необходим не только в наших квартирах, но и на заводах и фабриках, на животноводческих фермах и в поездах, на телевизионных станциях и в магазинах. Везде нужны электродвигатели, электроприборы или просто электрические лампочки.

У каждого из вас дома, в школах, на заводах есть счетчики, которые показывают сколько тратится электроэнергии.  И затем за потребленное количество электроэнергии ваши родители платят немаленькие денежки. Ведь электроэнергия, как вы уже знаете, тоже достается не легко, и в ее производстве задействовано много людей, оборудования, природных ресурсов.

  • А давайте вспомним у кого дома сколько лампочек, посчитайте сейчас в уме и назовите мне цифры. (Дети называют)
  • Вот видите, а ведь лампочка так же потребляет электроэнергию, и дома и в школе порой горит целый день, порой даже без нужды. Как вы думаете? Это правильно? (Нет)
  • А давайте на минутку представим, что вы главные энергетики. Как можно экономить электроэнергию дома и в школе?
  • Наклеим в «Паспорт бережливого школьника» полезные советы там, где стоит герб города Электросити.

  • Уходишь из дома — выключи свет.
  • Если сидишь за столом — выключи общую люстру и включи настольную лампу.
  • Выключай электроприборы, когда ими не пользуешься.

Свет нужно использовать рационально. Не забывайте всегда выключать за собой свет там, где он не нужен. Ведь только представьте себе: за 10 часов бесполезного горения лампочка мощностью 100 Вт израсходует столько же электроэнергии, сколько необходимо, чтобы испечь 38 кг хлеба. А если учесть, что в день человек съедает примерно 200 г хлеба, то получается, что 38 кг хлеба ему хватило бы на полгода. Не допускайте, чтобы были включены ненужные лампочки или горел свет тогда, когда в помещении и так светло от солнечного света.

-       Здорово!  Мы побывали в прекрасном городе Электросити и можем направляться дальше.

  • А почему Электроша грустный?  Он не может дальше ехать, у него закончился заряд электричества. Давайте подзарядим Электрошу.

Игра «Правильно- неправильно»

У каждого из вас на столе лежит две карточки: на одной изображены две лампочки, одна горящая, другая – выключенная. Я буду читать фразы. Если вы считаете, что фраза правильная поднимайте зажженную лампочку, если нет –выключенную:

-Папа с мамой заменили все старые лампочки в доме на новые энергосберегающие. Правильный поступок? (Да)

-Мальчик Петя сделал все уроки и побежал гулять на улицу с друзьями, забыв выключить свет в комнате? Правильно? (Нет)

-Папа сел смотреть телевизор и уснул? Оцените поступок. (Нет)

-Когда на улице стало светло, учитель выключил в коридорах школы свет! (Да)

-Мама, поработав за компьютером, оставила его включенным и пошла готовить ужин. Правильный поступок? (Нет)

-Молодцы, вы справились со всеми вопросами на отлично, а Электроша заправился электричеством! И можем отправляться дальше.

Г) Правила использования энергии природы.

  • Добро пожаловать в город Энергосити! Это очень молодой город. Хоть он и появился совсем недавно, но уже стал столицей страны Энергосбережение. И сейчас мы с Электрошей расскажем вам почему?
  • Сегодня мы уже не раз говорили, что нефть, газ, уголь – это природные энергетические ресурсы, запасы которых в мире ограниченны, и в ближайшем будущем они могут закончиться. Поэтому люди нашли замену этим ресурсам. Особенностью данных источников энергии является то, что постоянное  их использование не приведет к их исчезновению, так как они постоянно восстанавливаются. К таким видам энергии относятся: энергия солнца, воды, ветра, земли, энергия приливов и отливов в морях и океанах, биоэнергия:
  • Так энергию солнца научились использовать, создав солнечные батареи – это плоские пластины, на которые падает солнечный свет и превращается в тепловую энергию.  В тех местах, где солнце светит круглый год,  все чаще люди стали устанавливать солнечные батареи на крыши своих домов, и все электроприборы в их домах работают от полученной от этих батарей электроэнергии.
  • Энергию ветра используют в местах, где постоянно дуют сильные ветра, например, на морских побережьях. Там устанавливают ветряные мельницы. Ветер, проходя сквозь лопасти мельницы, заставляет их вращаться – за счет чего вырабатывается электрическая энергия.
  • Энергия земли – это тепловая энергия горячей воды, поднимающейся на поверхность из глубин земли в местах сильной вулканической активности.
  • А на реках с сильным течением строят гидроэлектростанции, где под воздействием движения воды вращаются большие лопасти, вырабатывая при этом электричество.
  • Вот это самые волшебные источники энергии. В «Паспорте бережливого школьника» под гербом города Энергосити наклеим полезные советы:

-Береги природные энергетические ресурсы!

- Используй энергию солнца, воды, ветра, земли!

     - Вот и подошло к концу путешествие в волшебную страну Энергосбережение

Проведем небольшой тест «Подбери пару»:

(Каждый учащийся получает карточку  со словами «пылесос», «электрочайник», «стиральная машина», «холодильник», «кондиционер», «окно» и  с рекомендациями по экономии электроэнергии. Им необходимо так объединить карточки в пары, чтобы получился правильный ответ на вопрос «Как сберечь электроэнергию?»)

Пылесос. (Своевременно заменять пылесборник.)

Электрочайник. (Вовремя удалять накипь.)

Стиральная машина. (Не превышать норму максимальной загрузки.)

 Холодильник. (Своевременно размораживать, не ставить рядом с радиатором или плитой.)

 Кондиционер. (Включать только при закрытых окнах и дверях.)

Окна. (Своевременно мыть, так как грязь уменьшает естественную освещенность.)

5. Итог урока.

      - Мы узнали много нового сегодня. Вы такие молодцы, помогли Электроше в трудных ситуациях, а самое главное - учились беречь тепло, воду и электричество. А, значит, мы теперь знаем, как  помочь волшебной стране Энергосбережение выжить.  Теперь у вас есть «Паспорт бережливого школьника», который всегда будет напоминать  о правилах  бережливости. Судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!

-Ребята,  у вас еще один гость – Генеральный директор ЮНЕСКО И.Г. Бокова.

Видео выступление 

6.Рефлексия.

Занятие подошло к концу! Если вам было интересно  и познавательно путешествовать по волшебной стране, поднимите  желтую ленточку, если нет- красную.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность для учащихся 2-х классов. Тематическое планирование ФГОС студии «Волшебные пальчики»

Тематическое планирование ФГОС студии «Волшебные пальчики» для учащихся 2 классов. Поделки из макаронных изделий, круп, семян. (с фотографиями)...

Презентационный материал к уроку экологии в 3 классе "Сберечь воду - сберечь жизнь!"

В данном материале представлена теоретическая информация по остроте проблемы сохранения воды из-за экологической катастрофы в наши дни....

тематическое планирование. Внеурочная деятельность "Волшебная палитра", "Информатика в играх и задачах" Горячев.

Тематическое планированиеВнеурочная деятельность "Волшебная палитр" "Информатика в играх и задачах"...

Тематический классный час "Дружба - волшебное слово"

Методическая разработка представлена конспектом мероприятия и презентацией....

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Волшебное слово»

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Волшебное слово»...