Беседа по картине В. М. Васнецова «Алёнушка». (внеклассное мероприятие)
методическая разработка (3 класс) на тему

Грачёва Лариса Ивановна

Цель:

1.     Познакомить детей с биографией художника М. В. Васнецова, его картиной «Алёнушка».

Задачи:

1.     Рассказать детям о художнике и раскрыть содержание картины «Алёнушка».

2.     Учить детей правильно рассматривать картину В.М. Васнецова «Алёнушка».

3.     Учить детей чувствовать настроение, которое художник хотел передать в своей картине «Алёнушка».

4.     Развивать у детей способность точно употреблять слова в устной речи, формировать умение строить текст в определенной композиционной форме.

5.     Расширять кругозор, любознательность у детей.

6.     Вызвать у детей сочувствие к горю Алёнушки.

7.     Воспитывать любовь к искусству, творческую активность и эстетическое восприятие произведений живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasnetsov.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Валуйская специальная  общеобразовательная

 школа – интернат № 1»

Беседа по картине

В. М. Васнецова

«Алёнушка».

(внеклассное мероприятие)

Составила:

 воспитатель I категории

Лариса Ивановна Грачёва

Цель:

  1. Познакомить детей с биографией художника М. В. Васнецова, его картиной «Алёнушка».

Задачи:

  1. Рассказать детям о художнике и раскрыть содержание картины «Алёнушка».
  2. Учить детей правильно рассматривать картину В.М. Васнецова «Алёнушка».
  3. Учить детей чувствовать настроение, которое художник хотел передать в своей картине «Алёнушка».
  4. Развивать у детей способность точно употреблять слова в устной речи, формировать умение строить текст в определенной композиционной форме.
  5. Расширять кругозор, любознательность у детей.
  6. Вызвать у детей сочувствие к горю Алёнушки.
  7. Воспитывать любовь к искусству, творческую активность и эстетическое восприятие произведений живописи.

Дидактическая база: репродукция картины В. М. Васнецова «Алёнушка», портрет В. М. Васнецова, портрет А. В. Васнецова, книги. Словарные слова: Апполинарий, отец, Москва, картина, Петербург.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели занятия.

На сегодняшнем занятии мы поговорим об эстетическом восприятии окружающего мира. Наше занятие посвящено беседе по картине В. М. Васнецова «Алёнушка».

  1. Беседа по картине В. М. Васнецова «Алёнушка».

3.1История жизни художника.

Виктор Михайлович Васнецов родился 5 мая 1848 года, провёл своё детство среди дремучей природы Вятской губернии в селе Лоньял (Уржумский уезд). Его отец сельский священник не препятствовал своим сыновьям  (брат Виктора Васнецова – Апполинарий тоже стал художником) дружить с их сверстниками – крестьянскими подростками. Словарное слово : Апполинарий. Словарное слово: отец. Как вы понимаете слово «отец»? (Отец – папа, родитель.) Давайте вместе с вами вспомним поговорки и пословицы, связанные со словом «отец».  (Каков отец, таков и молодец. Отец и мать – священные слова. Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.)  В детстве Виктор Васнецов слышал много рассказов, песен  и сказок о разных чудесах, о русских богатырях и их подвигах.

По решению семейного совета, когда ему исполнилось 10 лет, Виктора стали готовить к званию священника – определить в духовное училище, откуда он перешёл в Вятскую духовную семинарию. Но Виктор не хотел учиться в духовной семинарии и в 1867 году уехал в Петербург, где начал учиться в рисовальной школе, а через год поступил в академию художеств. Словарное слово: Петербург. В академических классах он занимался старательно и успешно, одновременно для заработка давал уроки и выполнял рисунки для книг и журналов. На всю жизнь сохранил Виктор Васнецов любовь к народным сказкам и написал на их темы немало картин. За свою жизнь В.М.Васнецов написал множество картин на сказочные темы. До самой смерти работал над ними любовно, неустанно. И мастерская его превратилась постепенно в чудесный мир русской сказки. Некоторые из картин вы знаете по  книжкам, где сказки иллюстрированы произведениями Васнецова: «Ковёр – самолёт», «Три царевны подземного царства», «Иван – царевич на Сером волке», «Три богатыря» и др.

     В Москве есть Дом – музей М. В. Васнецова, построенный по его собственному рисунку, где собраны картины, рисунки, акварели, книжные и журнальные иллюстрации, образцы старинного оружия, служившего натурой. Словарное слово: Москва. Что вы можете сказать о Москве? (Москва – столица нашей великой России.) А какие вы знаете пословицы и поговорки о Москве? (Москва – мать городов русских. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. Москвой – столицей весь народ гордится.)

Картина В. М. Васнецова «Алёнушка» была и остаётся одним из наиболее известных и любимых народом произведений живописи, которая была написана в 1881 году.  Ребята, а как вы понимаете слово «картина»? (Картина – произведение живописи в красках на куске холста, доске, листе бумаги. Картина – полотно, холст, пейзаж (картина природы, местности), вид (сельский вид.)

3.2. Беседа по картине «Алёнушка».

Все вы читали народную сказку про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку, а теперь посмотрите на картину и скажите, кого изобразил художник на ней? (Это Алёнушка) Правильно! Художник Виктор Михайлович Васнецов  так и назвал картину «Алёнушка». А почему она такая печальная и задумчивая? (Алёнушка – сирота, её родители умерли и Алёнушка с братцем остались одни. Пошли они по белу свету. Когда они шли по дороге, братец захотел пить, а на дороге им попадались сначала коровье, потом, конское, затем козье копытца, наполненные водой. Алёнушка не разрешала братцу пить, но он не послушался, напился из козьего копытца и превратился в козлёнка. Алёнушке очень жаль братца, поэтому она такая грустная и печальная.) А как художник показал, что девочка горюет? (У девочки печальное лицо и сидит она на амне, согнувшись, обхватив колени руками.) Правильно. Присмотритесь внимательнее, как художник написал лицо девочки. Алёнушка, убежавшая с горя из дому, попала в лесную чащу, к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесённую злыми людьми, попечалиться о своей тяжёлой жизни. Гаснет заря. Сумерки спускаются. На белом камне одиноко сидит Алёнушка и смотрит в холодную воду омута. Во всей её поникшей фигуре, в печальном лице выражены безысходное горе и недетская печаль. Глаза большие, грустные, застилают слёзы, взгляд остановился в одной точке,  шелковые каштановые волосы рассыпались по плечам длинными прядями, руки крепко охватили колени. Из полуоткрытого рта, кажется, готов вырваться стон. Но кто услышит этот стон, если на всём белом свете нет ни одного человека, который бы пожалел и приласкал девочку. А сколько горя в её позе! Вся фигура поникла, голова опущена на сцепленные пальцы рук. Расскажите, как одета Алёнушка? (Одета Алёнушка бедно, на ней старенький порванный сарафан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень.) Тяжело жилось детям – сиротам до революции. Ходили сироты по деревням с котомками за плечами и просили милостыню. Бедные люди сочувствовали им, делились последним, хотя им и самим голодно жилось. А богатые обычно бывали жадными и нечего не давали, наоборот, обижали сирот и надсмехались над ними.  Сравните жизнь детей – сирот  до революции и сейчас. (После революции всё изменилось. Советское государство заботится о детях - сиротах. Им предоставляются дома и квартиры. Они обучатся в школах, училищах,  техникумах, университетах. Посещают  пионерские лагеря, санатории,  Дворцы культуры.)

Физкультминутка.

Но вернёмся к Алёнушке. Не кому позаботится о ней. Посмотрите внимательно на картину, кто же сочувствует Алёнушке? (Алёнушка одна, никого из людей нет. Вокруг неё тёмный лес. А вон там, на ветке берёзы, над головой Алёнушки, сидят ласточки.) В народном творчестве ласточки являются символом дружелюбия к простым и добрым людям. Ласточки у злой семьи под стрехой крыши гнезда не вьют, - говорят в народе. Слетевшие к Алёнушке ласточки расположились на веточке осины группами по три. Этот приём означает число множественности – много ласточек сочувствуют горю Алёнушке. Они не улетают от неё, а сидят на ветке и нежным щебетанием как будто стараются успокоить её. Да и не только ласточки, вся природа сочувствуют горю девочки, в печальном молчании застыли вокруг тонкие молодые берёзки и осины. Природа созвучна настроению Алёнушки. Наступила первая пора увядания природы. Пожелтевшие листочки, медленно кружась в воздухе, опускаются на зеркальную поверхность пруда. Острая осока топорщит вверх свои длинные узкие листья, как бы собираясь защитить Алёнушку, если кто – нибудь вздумает обидеть её. Тихая и грустная природа перекликается с печалью и тоской девочки. Какое время года изображено на картине? (Раняя осень. Листья  желтеют и падают. Осока кое – где поникла. Небо серое и хмурое.)  Осень – самое печальное время года. Природа умирает, только весной она снова возродится к жизни. Осень и выбрал В. М. Васнецов, чтобы сильнее подчеркнуть настроение Алёнушки. И краски художник выбрал неяркие.  Что вы знаете о значении цвета в живописи?

(Цвет в картине - это главное. Живопись – искусство говорящих красок. С помощью цвета художник создаёт образ, добивается нужного впечатления. Жёлтый, розовый, красный –это тёплые цвета, они создают радостное настроение у человека. Но, используя холодные тона тёмно-зелёных, синих, серых красок, художник вызывает у зрителя чувство тоски, печали, грусти.)

 Какие цвета преобладают в картине? (В картине больше всего тёмно – зелённых, коричневых, бурых цветов. Яркие цвета тоже есть, но их мало: за лесом виднеется светлая розовая полоска зари, на сарафане Алёнушки яркие розовые цвета, осока тоже яркая, зелённая.) Ярких красок мало, ими художник хотел ещё больше подчеркнуть серовато – зеленый тон картины. Здесь художник изобразил Алёнушку, опечаленную своей горькой жизнью. Почему художник выбрал именно осенний пейзаж? (Осенью умирает природа, это навевает грусть. Такой пейзаж перекликается с настроением Алёнушки).

-Давайте дадим характеристику некоторым деталям пейзажа:

1.Небо – осеннее, хмурое, унылое, сумрачное, серое, неприветливое, тоскливое, пасмурное.

2. Листья – опавшие, жёлтые, пожелтевшие.

3.Омут – глубокий, глухой.

4. Вода – тёмная, холодная, тёмно-коричневая, почти чёрная, неподвижная, застывшая.

5. Осинки  - тоненькие, задумчивые, трепетные.

6. Лес – дремучий, хмурый, тёмный, мрачный, глухой, угрюмый.

-Почему художник выбрал для фона картины раннюю осень, а не пору её расцвета, «в багрец и золото одетые леса?»

(Ранней осенью всё начинает увядать, и это увядание природы вызывает грустное настроение).

 Вы читали сказку об Алёнушке и помните, что всё окончилось хорошо. Расскажите, как заканчивается сказка «Алёнушка». (Дети рассказывают.)

Художник тоже уверен, что наступят для Алёнушки хорошие дни. Он желал ей счастья и радости, поэтому старался своей картиной вызвать сочувствие у зрителя к судьбе бедных детей и сирот. Образ Алёнушки, созданный художником, пленяет глубокой человечностью, искренностью и обаянием. В разных сказках по – разному складывается судьба Алёнушки, но конец везде одинаков: светлое и доброе побеждает тёмное и злое, смотришь на картину и хочется верить, что пройдёт время и наступят для Алёнушки светлые, счастливые дни.

  1. Итог занятия.

Вопросы:

  1. Понравилась ли картина?
  2. Кто написал картину «Алёнушка»?
  3. Что вам запомнилось о семье Васнецовых?
  4. Кем по решению семейного совета стал бы Виктор Васнецов?
  5. Какое  вызывает чувство картина «Алёнушка»?
  6. Что хотел показать художник в картине «Алёнушка»?
  7. Где вы ещё встречались с творчеством В. М. Васнецовым?
  8. Какие краски преобладают на картине?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка».

Развивать умение составлять план сочинения; научить читать картину, осмысливать ее содержание, выбирать точные слова для ее описания, для реализации идеи; расширить лексику школьников, их кругозор; ...

Урок развития речи. Написание сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"

Урок развития речи по русскому языку.Тема: Обучение написанию сочинения с элементами описания по картине В.Васнецова "Алёнушка"Цели:Обучающая: Учить отбирать и систематизировать материал, а так же лог...

Урок развития связной речи на тему: "Подготовка к сочинению по картине В. М. Васнецова "Алёнушка".

В конспекте представлено содержание работы по картине В. М. Васнецова....

Конспект урока развития связной речи по теме: "Редактирование сочинения по картине В. М. Васнецова "Алёнушка".

Урок редактирования - урок работы над речевыми ошибками занимает особое место в системе уроков по развитию связной речи младших школьников. В конспекте представлена подробная работа над текстом сочине...

Презентация к сочинению по картине.В.М. Васнецова "Алёнушка"

Презентация позволяет наглядно представить материал урока....

Описание картины В.Васнецова "Алёнушка".

Одной  из основных задач учебного предмета "Развитие речи" в школе I вида является развитие самостоятельной устной монологической и диалогической речи, формирование навыков культуры речи во...

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка» в национальных классах.

Развивать связную устную и письменную речь уч-ся используя подстановочные таблицы....