Доклад "Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников"
презентация к уроку на тему

В данной презентации раскрыты суть понятия, цели и задачи, принципы, направления, условия реализацииЮ, технологии, методы и приемы патриотического воспитания в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_grazhdanstvennosti_i_patriotizma.pptx278.47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников Подготовила: учитель нач . классов Гахраманова А.С.

Слайд 2

«Гражданин - это патриот, обладающий чувством национального самосознания .» Идея народности воспитания в его педагогической теории является основополагающей .. К.Д.Ушинский

Слайд 3

В развитии образовательной системы России начинается новый этап. В настоящее время уже опубликован пакет документов ФГОС НОО. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Слайд 4

Нормативно-правовая база гражданско-патриотического воспитания Закон «Об образовании» Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010) Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011–2015 г.» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС)

Слайд 5

В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения отражена программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Слайд 6

Патриотическое воспитание целенаправленный процесс взаимодействия учащихся, педагогов, родителей и социальных работников по формированию патриотизма и гражданственности.

Слайд 7

Патриотизм любовь к Отечеству, к родной земле, родному языку, к своей культурной среде (см.: Педагогический энциклопедический словарь . - М., 2003. - С. 185 ). уважение и знание истории своей Родины, традиций и обычаев своего народа; нетерпимость к расовой, национальной неприязни, стремление к отстаиванию чести и достоинства Родины; осознание своего патриотического долга; уважение армии, готовность служить и защищать интересы Родины ; активно участие в трудовой деятельности , сочетая личные и общественные интересы.

Слайд 8

Гражданственность интегральное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живет и трудится.

Слайд 9

Компоненты гражданственности: политическая, правовая, духовно-нравственная, трудовая культура человека, чувство собственного достоинства, уважение и доверие к государственной власти , соблюдении своих прав и обязанностей при одновременном доверии и уважении к живущим рядом людям, сочетании патриотических и интернациональных чувств.

Слайд 10

Гражданско - патриотическое воспитание (по ФГОС) Цель: формирования гражданско-патриотической культуры личности ребёнка в духе миротворчества через учебно-воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Задачи: Формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине. Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству. Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края. Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни. Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.

Слайд 11

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в нашей школе - социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника начальной школы: умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками; владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней; обладающий основами коммуникативной культуры ( умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение); любознательный , интересующийся, активно познающий мир; любящий свою семью, свой край, свою Родину; уважающий и принимающий ценности общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Слайд 12

Компоненты гражданско - патриотического воспитания Знание человеком фактов культуры, истории, которые он воспринимает как факты, события нашей, своей истории, культуры ( «Я знаю, что это наше!»). Положительное отношение к определенным «нашим» фактам истории и культуры («Я горжусь, одобряю такие-то события, факты нашей культуры, истории»). Деятельный - готовность участвовать в деятельности по развитию культуры, жизни в нашей стране (позиция - «Я готов, настроен действовать на благо своей страны»).

Слайд 13

Высшая цель образования высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную; осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны; укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Слайд 14

Задачи В области формирования личностной культуры В области формирования социальной культуры В области формирования семейной культуры

Слайд 15

В процессе гражданско-патриотического воспитания мы опираемся на базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Ценности : Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Труд и творчество Наука

Слайд 16

Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе ведется по следующим направлениям: военно-патриотическое (70 %) историко-краеведческое архивно-поисковое культурно-патриотическое научно-патриотическое спортивно-патриотическое гражданско-правовое

Слайд 17

принцип целостно-смыслового равенства. принцип непрерывности и системности . концептуальные принципы совместного образования принцип творчества и успеха. принцип развития нравственный пример педагога социально-педагогическое партнёрство индивидуально-личностное развитие интегративность программ духовно-нравственного воспитания социальная востребованность воспитания Основные принципы организации гражданско-патриотического воспитания:

Слайд 18

Базовые нравственные ценности Воспитание нравственных чувств и этического сознания Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни . Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание ) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание ). Направления

Слайд 19

« Портфолио выходного дня» «Школа — территория здоровья» «Зелёные лёгкие школы» «Я – маленький гражданин России»» «От сердца к сердцу» «Чистый берег» «Встречи с интересными людьми» «Школьный дворик» «Искусство» . Формирование базовых ценностей школьников происходит и через реализацию следующих социальных проектов:

Слайд 20

Приёмы : чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; личный пример. этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты.

Слайд 21

знакомство с государственной символикой РФ; героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников Содержание гражданско-патриотического воспитания в нашей школе:

Слайд 22

участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам ); знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, с правами гражданина; участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии;

Слайд 23

организация конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими ; получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России ; ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Слайд 24

Формы организации деятельности по формированию гражданственности и патриотизма, применяемые в нашей школе: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы , диспуты, викторины, игры, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы , выставки, соревнования, экскурсии , поездки, походы, трудовые дела, тренинг , знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором; поисково-исследовательская деятельность, туристско-краеведческая работа, беседы.

Слайд 25

Таким образом, воспитание культуры межнационального общения, толерантности, веротерпимости, патриотизма и интернационализма в современных условиях являются неотъемлемой частью государственной политики, воспитательно-образовательного процесса образовательных и социокультурных учреждений . Укрепление национальных устоев России, ее связей с другими странами - это забота всех и каждого, начиная с родителей и заканчивая государством в целом. Образование – это трехсторонний процесс взаимодействия школы, родителей и учащихся. И конечно же в этом процессе незаменима и неоценима роль школы и, в частн ости, начального звена.

Слайд 26

Анкетирование для родителей: Считаете ли вы себя патриотом? Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка? Какие мероприятия, на ваш взгляд, способствуют формированию патриотизма и гражданственности у учащихся?

Слайд 27

Анкетирование для учащихся: Хотелось ли тебе жить в какой-нибудь другой стране? Как ты думаешь, трудно ли человеку жить без Родины? Интересуешься ли ты историей своей Родины? Какие мероприятия надо проводить в классе, чтобы дети больше любили свой город, свою Родину, знали об истории своей Родины?

Слайд 28

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Краеведение, как основа воспитания гражданственности и патриотизма у младших школьников"

Статья для педагогического форума. В ней говорится о том, как в нашей школе реализуется предмет "краеведение"....

Воспитание гражданственности и патриотизма младших школьников

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека – одно из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начальн...

Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников.

Сообщение о патриотической работе, проводимой в классе....

Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников.

Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возраждения. Маленький гражданин -это тот, кто любит свою Родину, умеет реагировать на изменение в обществе...

Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников

Чтобы «увлечь сразу троих – ребенка, учителя, родителя», классный руководитель должен хорошо изучить коллектив, с которым ему предстоит работать....

Введение элементов краеведения в образовательный процесс в начальной школе как способ формирования гражданственности и патриотизма младших школьников.

Виды деятельности и формы занятий с учащимися по воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека....

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников.

Обобщение опыта работы по созданию системы воспитания гражданской позиции младших школьников, обеспечения связи разных поколений семьи, повышения этнокультурной осведомлённости учащихся, воспитани...