Диагностика изучения классного коллектива
статья на тему

Иващенко Светлана Георгиевна

В данном материале даны примерные методики проведения диагностики в начальных классах по изучению классного коллектива, мотивационной сферы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_izucheniya_detskogo_kol-va_word.docx179.61 КБ

Предварительный просмотр:

                              МОУ-СОШ №2 п. Южный

             Диагностика

                 изучения

    детского коллектива

                 (выступление на педсовете)

                     

                              2007 – 2008 уч. год

          Большое значение в работе классного руководителя имеет диагностическая деятельность. Диагностические исследования необходимы как в изучении особенностей детского коллектива, так и в изучении учебных успехов.

          В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции:

  1. Информационную.
  2. Прогнозирующую.
  3. Оценочную.
  4. Развивающую.

          Основными задачами диагностики в начальной школе являются следующие задачи:

  • определить уровни развития ребёнка;
  • обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону;
  • увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон);
  • проанализировать полученные факты;
  • установить причины изменений;
  • выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

          Отбирая диагностические методики, классный руководитель должен руководствоваться следующими критериями:

— возраст учащихся класса;

— особенности формирования детского коллектива;

— готовность учащихся к диагностическому исследованию;

— степень взаимодействия учащихся и педагога.

          Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

Правило второе.    Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

Правило третье.  Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.

Правило четвёртое.     Любые результаты исследования должны служить не

-1-

во вред, а во благо.

Правило пятое. По результатам диагностики должна проводиться систематическая коррекционная работа.

Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

          Проводя воспитательную работу с учащимися, я включаю в план своей работы различные диагностики. Вот некоторые из них.

Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся.

Диагностика «Градусник».

          Перед процедурой диагностирования была проведена беседа с учащимися о градуснике и его предназначении. Ребятам было рассказано, что при высокой температуре (38°, 39°, 40°) человеку плохо, тревожно. При нормальной температуре (36,6°) у человека нет тревоги, у него всё хорошо, всё получается, он здоров. Температура бывает 35°. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения ребятам было предложено пофантазировать и написать ту температуру, которая у них условно появляется при назывании учебных предметов.

          Эта диагностика позволила мне определить степень тревожности первоклассников, которая связана с учебной деятельностью.

Диагностика «Настроение».

          Учащимся предлагается список учебных предметов, рядом с каждым изображены 3 рожицы

Ребята должны закрасить ту рожицу, которая соответствует чаще всего их настроению при изучении этого предмета.

          Эта диагностическая методика позволила увидеть отношение учащихся к учению в целом и к изучению отдельных предметов.

Диагностическая методика «Анкетирование».

          Учащимся предлагается ответить на вопросы.

1) Тебе нравится в школе?

А – не очень        Б – нравится       С – не нравится.

2) Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

А – чаще хочется остаться дома       Б – бывает по-разному

В – иду с радостью.

3) Если бы учитель сказал, что завтра в школу идти не обязательно, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

А – не знаю           Б – остался бы дома           В – пошёл бы в школу

4) Тебе нравится , когда у вас отменяются уроки?

А – не нравится          Б – бывает по-разному           В – нравится

5) Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

А – не хотел бы          Б – хотел бы            В – не знаю

6) Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

А – не знаю          Б – не хотел бы             В – хотел бы

7) Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

А – часто         Б – редко              В – не рассказываю

8) Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

А – точно не знаю         Б – хотел бы              В – не хотел бы

9) У тебя много друзей в классе?

А – мало           Б – много           В – нет друзей

10) Тебе нравится твой класс?

А – нравится            Б – не очень              В – не нравится

          Такое исследование необходимо проводить именно в 4 классе, чтобы выработать рекомендации по изменению мотивации уч-ся на среднем этапе обучения.

Диагностики для изучения детского коллектива.

Диагностика «Солнце, тучка, дождик» (1 класс)

          Каждый ученик класса получил лист бумаги, разделённый на 3 части, в каждой из которых он должен был нарисовать солнце           , тучку             или дождик                , т. е. рисунок, который соответствует его настроению, когда он в классе, дома, с друзьями.

В классе мне …

Дома мне …

С друзьями мне …

                                         Диагностика «Пьедестал» (2 класс)

          Учащимся было предложено на листках с нарисованным пьедесталом написать имена тех детей, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса

          Данная методика помогла мне увидеть взаимоотношения уч-ся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений уч-ся.

Диагностика «Необитаемый остров» (4 класс)

            Ребятам была представлена следующая ситуация: «Представьте себе, что ваш класс, совершая морскую прогулку, терпит крушение и попадает на необитаемый остров. Вам надо описать эту фантастическую историю и рассказать, как будет себя вести весь класс и каждый из вас на острове».

          Эта диагностика показала, что ребята очень чётко определили функции каждого на острове, но при этом выделили лидеров и тех, которые не участвуют в жизни коллектива по собственной инициативе и тех, кого класс отторгает от участия в общей жизни.

Диагностические исследования личности учащегося.

Диагностика «10 моих «Я» (4 класс)

          Каждый ребёнок на листке бумаги написал 10 раз слово «я» и приписал к каждому слово-определение о самом себе.

          Методика дала возможность лучше узнать о каждом ученике класса, его личных  качествах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методики изучения классного коллектива

В данной работе помещены основные методики изучения классного коллектива с 1 - го класса до 4 -го....

Диагностические методики изучения классного коллектива

Данный материал  можно использовать для выявления различных характеристик детского коллектива....

Диагностики изучения детского коллектива

Методическая разработка по изучение индивидуально – психологических характеристик детского коллектива....

диагностики изучения детского коллектива

В данном материале собраны диагностики изучения детского коллектива 1-4 класс. (Источник-Интернет)...

«Диагностика воспитанности классного коллектива»

Диагностика воспитанности учащихся - это определение уровня воспитанности путем самооценки некоторых личностных свойств и качеств самими учащимися, а также выявления представлений классного руководите...

Диагностика для изучения классного коллектива

Методики для изучения классного коллектива...

Диагностики изучения детского коллектива младших школьников

Понятие «коллектив» произошло от латинского «collektives» - собирательный. Оно означает общественную группу, связанную общественно-значимыми целями, коллективной деятельностью ...