Проект по патриотическому воспитанию младших школьников "Донбасс объединяет"
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Тереникова Юлия Андреевна

Данный проект разработан для детей младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА I – III СТУПЕНЕЙ № 95

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Проект по патриотическому воспитанию младших школьников

Донбасс объединяет

Автор проекта

Учитель начальных классов ДСГШ № 95

Черкасова Ю. А.

Донецк 2015 год

Чувству Родины нельзя научиться, но нельзя не учить.

Это сродни обучению писательскому

или художественному мастерству:

педагог может и не знать, получится ли из его ученика

творец гениальных композиций,

но вот привить ему тягу к прекрасному он в состоянии,

верит в это и одержим этим. Камень за камнем вместе

складываем мы здание, имя которому - любовь к Родине.

Ю. Тюрин

Ученики 3-А класса, родители учеников, классный руководитель.

Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемость переживаний вместе с ней её счастливых и несчастливых дней.

Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, своему народу с раннего детства. Ведь патриотизм – одна из важных черт современной развитой личности.

Актуальность патриотического воспитания младших школьников связана с тем, что сейчас много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, в безусловность и необходимость нравственных норм. Эти особенности являются залогом успешного воспитания младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла.

Изучение истории родной земли, истинной истории нашей Родины, своего родного края и родного города, изучение корней своей семьи остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к Родине, в воспитании патриота своего края.

Уникальность проекта состоит в том, что участники изучают историю своего города, края на примере своей семьи, семей одноклассников и учителя.

Некогда малозаселенная территория стала родным краем людей из разных областей и регионов Советского Союза. Донбасс, будучи развивающимся регионом, привлек на свою территорию множество людей и количество его населения росло стремительно.

Это можно проследить на примере города Донецка. В 1870 году в Юзовке проживало 164 человека, а в 1884 году — 5 494 человека. В 1897 году — 29 тысяч человек. На 1 января 2014 года в городе проживало 965 828 человек.

                

Реализация проекта «Донбасс объединяет» способствует воспитанию патриотических чувств у младших школьников к своему родному городу, краю. Вовлечет в работу не только учащихся 3 – А класса, но и их семьи.

Мероприятия посвященные 70-летию победы в Великой Отечественной войне будут способствовать формированию у учащихся стремления знать историю своего народа и отстаивать историческую правду. Воспитывать уважительное отношение к исторической памяти народа; внимательное отношения к людям старшего поколения, ветеранам Великой Отечественной войны. Ознакомить учащихся с новыми фактами событий военных лет. Обратить внимание на отпечаток истории войны, героических подвигов жителей Донбасса в названиях улиц родного города.

Изучить историю своего города, края на примере своей семьи, семей одноклассников и учителя.

Способствовать росту гражданственности и патриотизма у учащихся, создать  условия   для развития духовных качеств  личности, повышать осведомленность детей и их родителей в истории родного края, города. Истории своей семьи.

Для оценки эффективности проекта использовалось несколько методик.

Для определения активности и мотивов участия учащихся, в мероприятиях посвященных 70-летию победы в Великой Отечественной войне использовалась методика «Акт добровольцев» (составлена профессором Л. В. Байбородовой)

В классе, через определенный промежуток времени появлялись следующие объявления:

«Ребята, примите участие в подготовке к открытию школьного музея!»;

«Приглашаем всех желающих принять участие в акции «Поделись теплотой своей детской души» и т. п.

По результатам данной методики была выявлена высокая активность учащихся в подготовке к мероприятиям посвященным 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Особую активность дети проявили в изготовлении открыток для ветеранов. Также учащиеся по собственной инициативе приняли участие в создании школьной «Книги Памяти» в которую внесли имена и фотографии своих родственников принимавших участие в военных действиях.

Методика «Сочинения учащихся» ( подготовлена профессором Л.В. Байбородовой)  помогла выявить представление учеников о понятиях родина, родной край. Проследить отношение каждого отдельного ребенка к своему городу, к своей семье и своей истории.

Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой) была адаптирована классным руководителем для выявления уровня уважения учащихся  к  истории, традициям,  культуре своей семьи, малой родины, своего города.

По итогам проведения оценивания эффективности проекта в воспитании патриотизма у младших школьников, было выявлено, что учащиеся интересуются историей и культурой родины, гордятся ею, участвуют в историко-патриотической работе.  Имеют свои убеждения и стараются поступать в соответствии с ними. Как правило, ответственно относятся к своим поступкам.

Оценка рисков и мероприятия по их минимизации.

В ходе реализации данного проекта важно учитывать возрастные особенности его участников и подбирать материалы для работы учитывая эти особенности. Необходимо, чтобы полученные знания учащихся о патриотизме приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения

При подготовке к каждому новому мероприятию заинтересовывать, вовлекать учащихся в работу, ни в коем случае не принуждая их.  Выбирая методы и формы работы, обратить внимание на то, чтобы дети самостоятельно принимали решение принимать в них участие.

Также, важно оценить объемы работы во избежание чрезмерной нагрузки участников. Распределить задания между участниками таким образом, чтобы их выполнение было посильным для каждого.

Система контроля реализации проекта.

        Основной целью контроля реализации проекта является обеспечение выполнения запланированных мероприятий.

Для создания эффективной системы контроля необходимо:

  • тщательное планирование мероприятий, выполнение которых необходимо для завершения проекта;
  • точная оценка времени, ресурсов и затрат;
  • учет фактического выполнения мероприятий.

Контроль реализации проекта возлагается на ответственных за проведение отдельных мероприятий и на автора проекта – за его  реализацию в целом.

Дальнейшее развитие проекта.

Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла. Потому мероприятия по воспитанию патриотизма у младших школьников ведутся на протяжении всей школьной жизни. По окончании проекта деятельность в данном направлении будет продолжена. В течении 2015 – 2016 учебного года запланированы различные мероприятия по патриотическому воспитанию: классные часы, беседы, выставки, конкурсы и т. д.


Мероприятие

Планируемый результат

Сроки исполнения

Ответственные

1

Участие в подготовке к открытию школьного музея «Донбасс непокоренный»

собрать информацию о родственниках учащихся, принимавших участие в военных действиях ВОВ

до 9.05

Ученики, родители учеников, классный руководитель

2

Урок памяти посвященный 70-летию ВОВ

расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне

08.05

Классный руководитель

3

Оказание шефской помощи учащимися участникам ВОВ, закреплённым за классом: «Поделись теплотой своей детской души»

подробнее ознакомится с условиями жизни ветеранов, их бытом и проблемами с целью оказания помощи в их решении

май

Классный руководитель, совместно с поисковым отрядом ДСГШ № 95 «Победа» и его руководителем             Коломиец О. Н.

4

Оформление стенгазеты о наградах и орденах ВОВ, истории их учреждения «Награды Победы»

Ознакомить учащихся с историей учреждения орденов и медалей ВОВ

до 09. 05

Классный руководитель, ученики

5

Участие в республиканской акции   «Бессмертный полк»

Принять участие в шествии по центральной улице Донецка

05-09.05

Классный руководитель, родители

6

Час общения «Ничто не забыто, никто не забыт» с приглашением ветеранов ВОВ

воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гордости за народ-победитель

12.05

Классный руководитель, совместно с поисковым отрядом ДСГШ № 95 «Победа» и его руководителем Коломиец О. Н.

7

Оформление экспозиции детских и совместных работ «Этих дней не смолкнет слава…»

развивать творческие способности детей, умение выражать своё отношение к полученной информации через рисунки

май

Классный руководитель, ученики

8

Посещение экскурсии в школьном музее памяти «Донбасс непокоренный»

формировать бережное отношение к истории своей страны и ее наследию; воспитывать  у обучающихся уважение, милосердие, сочувствие к ветеранам войны, семьям погибших защитников Отечества

20.05

Классный руководитель, директор музея

Коломиец О. Н.

9

Коллективно-поисковое дело - сбор информации о названиях улиц города посвященных героям ВОВ, жителям Донецка

обратить внимание учащихся на истории названия некоторых улиц Донецка, привлечь их внимание к конкретным личностям,   жителям Донецка, внесшим свой вклад в Великую Победу, пробудить интерес к дальнейшим поискам подобной информации

июнь

Ученики, родители учеников, классный руководитель

10

Коллективно-поисковое дело «Донбасс - объединяет», история моей семьи в истории родного края

формировать у детей и их родителей интерес к изучению истории своего города, своей семьи

Июль-август

Ученики, родители

11

Презентация ессе на тему «Донбасс- наш общий дом»

развивать творческие способности детей, умение выражать своё отношение к полученной информации через написание сочинений

сентябрь

12

Классный час «Люблю тебя, родной Донбасс»

развивать стремление быть патриотом родного края; развивать познавательные интересы, обеспечить учащихся историческими знаниями

01.09.

Классный руководитель

13

Классный час «Героев имена помнит Донбасс»

воспитывать уважительное отношение к исторической памяти народа; внимательного отношения к людям старшего поколения, ветеранам Великой Отечественной войны

08.09

Классный руководитель

14

Возложение цветов к памятнику

Ф. И. Толбухина

воспитывать уважительное отношение к исторической памяти народа

08.09

Классный руководитель, администрация школы

15

Беседы на тему «Мой дом – моя семья», «Хорошо у нас в саду», «С чего начинается Родина?»

воспитание уважения к  истории, традициям,  культуре своей семьи

сентябрь

Классный руководитель

16

Городской конкурс рисунков  «Под мирным небом Донбасса»

умение выражать своё отношение к полученной информации через свое творчество

01.09

ученики

17

Выставка художественной литературы на военную тематику: «Тяжёлые дороги  войны»

Ознакомить учащихся с произведениями посвященными ВОВ

07-11.09

Классный руководитель, школьный библиотекарь

18

Урок, посвященный Международному дню мира «Мир детям мира»

познакомить со значением слов мир, символ, познакомить с символом мира;  показать причины возникновения войн, пути разрешения конфликтов; воспитывать патриотизм, ответственное отношение к сохранению мира на Земле

21.09.

Классный руководитель

19

Конкурс чтецов. Поэзия о родном крае.

познакомить ребят с поэзией, посвященной Великой Отечественной войне.

24.09

Классный руководитель, школьный библиотекарь, ученики


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ДОНБАСС ОБЪЕДИНЯЕТ» ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ШКОЛА I – III СТУПЕНЕЙ № 95 МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Конкурс педагогических проектов Номинация: «Патриотическое воспитание в общеобразовательном учебном заведении»

Слайд 2

Чувству Родины нельзя научиться, но нельзя не учить. Это сродни обучению писательскому или художественному мастерству: педагог может и не знать, получится ли из его ученика творец гениальных композиций, но вот привить ему тягу к прекрасному он в состоянии, верит в это и одержим этим. Камень за камнем вместе складываем мы здание, имя которому - любовь к Родине. Ю. Тюрин

Слайд 3

АВТОР ПРОЕКТА Черкасова Ю. А. учитель начальных классов ДСГШ № 95

Слайд 4

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

Слайд 5

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Слайд 8

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее. Освоение доступных знаний об истории родного края. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям. Исследование истории своего рода. Ожидаемый результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников".

В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направле...

Проект по патриотическому воспитанию младших школьников «Моя родина - Россия»

Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаим...

"Проект "Маленький хозяин земли Олонхо" ( формирование патриотического воспитания младших школьников на традициях народа Саха (Якутия)" (

Автор: Слепцова Саргылана Васильевна    В условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что ве...

Педагогический проект «Средства патриотического воспитания младших школьников»

Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитан...

ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию младших школьников

ПРОЕКТпо патриотическому воспитанию младших школьников...

Проект по патриотическому воспитанию младших школьников

В последнее время в России возникли экономические и политические перевороты, которые повлияли на духовные ценности народа нашей страны. Эти изменения уменьшили воспитательное воздействие российской ку...

проект программы патриотического воспитания младших школьников 1-2 класс

проект программы патриотического воспитания младших школьников 1-2 класс...