Проект по патриотическому воспитанию младших школьников
занимательные факты на тему

Здоровцева Екатерина

В последнее время в России возникли экономические и политические перевороты, которые повлияли на духовные ценности народа нашей страны. Эти изменения уменьшили воспитательное воздействие российской культуры и образования, как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.

Поэтому, патриотическое воспитание младших школьников должно стать общей задачей общеобразовательных учреждений, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов.

Патриотическое чувство не возникает у человека самопроизвольно, на мой взгляд именно школа призвана воспитывать гражданина-патриота, так как именно школа дает ученику систематизированные знания, в которых даётся информация о родном крае, прививается должное отношение к тому, что окружает школьника, воспитывается бережное отношение к семье, к природе, историии культуре своего народа.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. С этого местадля маленького человека начинается огромная страна, гражданином которой он воспитывается. Уважение к своей родине, стране, традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного и трепетного отношения к своим истокам.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

По моему мнению самым подходящим возрастам для воспитания патриота, является младший школьный возраст, так как именно этот период самый сенситивный для воспитания положительных черт личности. В рамках данного проекта, я рассматриваю понятие патриот, как личность, уважающая и преданная своей семье, классу, школе, городу и краю.

Цель проекта:

- формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города; сохранение истории нашего края для будущих поколений; воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

Для достижения цели, должны решаться следующие задачи:

Задачи проекта:

1.                     сформировать у младших школьников основные знания об истории своего города, родного края, об их культурных, политических, экономических особенностях.

2.                     сохранять и формировать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;

3.                     воспитать интерес к изучению и сохранению культурных ценностей своего народа.

4.                     развивать внутреннюю потребность учеников в самосовершенствовании;

5.                     проводитьрегулярную работу по социализации обучающихся;

6.                     укреплять взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения;

7.                     сформировать патриотические качества личности в соответствии с моделью «Гражданин-патриот России».

Участники проекта: учащиеся 1-4 классов.

Сроки реализации проекта: 4 года (долгосрочный).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Номинация: Лучший проект по патриотическому воспитанию.

Проект по патриотическому воспитанию младших школьников «Патриот»

Исполнитель: Здоровцева Е.Г.

Учитель начальных классов

Контактный телефон: 8-912-688-63-66

                                                                          Email: zdorovtseva94@mail.ru

Актуальность проекта

В последнее время в России возникли экономические и политические перевороты, которые повлияли на духовные ценности народа нашей страны. Эти изменения уменьшили воспитательное воздействие российской культуры и образования, как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.

Поэтому, патриотическое воспитание младших школьников должно стать общей задачей общеобразовательных учреждений, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов.

Патриотическое чувство не возникает у человека самопроизвольно, на мой взгляд именно школа призвана воспитывать гражданина-патриота, так как именно школа дает ученику систематизированные знания, в которых даётся информация о родном крае, прививается должное отношение к тому, что окружает школьника, воспитывается бережное отношение к семье, к природе, историии культуре своего народа.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. С этого местадля маленького человека начинается огромная страна, гражданином которой он воспитывается. Уважение к своей родине, стране, традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного и трепетного отношения к своим истокам.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

По моему мнению самым подходящим возрастам для воспитания патриота, является младший школьный возраст, так как именно этот период самый сенситивный для воспитания положительных черт личности. В рамках данного проекта, я рассматриваю понятие патриот, как личность, уважающая и преданная своей семье, классу, школе, городу и краю.

Цель проекта:

- формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города; сохранение истории нашего края для будущих поколений; воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

Для достижения цели, должны решаться следующие задачи:

Задачи проекта:

  1. сформировать у младших школьников основные знания об истории своего города, родного края, об их культурных, политических, экономических особенностях.
  2. сохранять и формировать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;
  3. воспитать интерес к изучению и сохранению культурных ценностей своего народа.
  4. развивать внутреннюю потребность учеников в самосовершенствовании;
  5. проводитьрегулярную работу по социализации обучающихся;
  6. укреплять взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения;
  7. сформировать патриотические качества личности в соответствии с моделью «Гражданин-патриот России».

Участники проекта: учащиеся 1-4 классов.

Сроки реализации проекта: 4 года (долгосрочный).

Правовой базой для составления программы являются:

  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы»
  • Устав школы
  • Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации»

Педагогические принципы проекта:

  • целостность – в программе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
  • гуманизация – личностно-ориентированный подход в воспитании, учтены возрастные и индивидуальные особенности;
  • деятельный подход – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
  • интеграция – этот принцип позволяет совместить в одной программе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.
  • культуросообразность, который базируется на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется с помощью культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
  • возрастной и индивидуальный подход, подразумевает выбирать тему, приемы работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.

Гуманистической основой проекта является ее личностный характер, который создает мотивацию деятельности ребенка, обеспечивает саморазвитие и совершенствование личности.

Направления деятельности, которые способствуют реализации проекта:

  • Духовно-нравственное. Осмысление учениками в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность следовать им в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  • Историко-краеведческое. Система мероприятий, обращенных на познание историко-культурных корней, понимание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к предкам и современникам и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, области.
  • Гражданско-правовое. Оказывать влияние через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
  • Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  • Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
  • Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей, учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Проект «Патриот» включает в себя четыре блока:

  • Семья. Согласье в семье - богатство.
  • Школа – мой второй дом.
  • Мой город – лучший город земли.
  • Родной свой край уважай.

Блок

Задачи

Планируемый результат

Семья. Согласье в семье - богатство.

  • воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
  • воспитывать чувства ответственности перед будущей семьей.

Формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.

Школа – мой второй дом.

  • формировать у детей осознание принадлежности к классу стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
  • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;
  • воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, усвоение этики взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик-ученик», выполнение режима работы школы и положенных учащемуся обязанностей, умение воспользоваться правами ученика.

Мой город – лучший город земли.

  • формировать представления о города, об истории города;
  • приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;
  • воспитывать гордость, любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.

Воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через собственную семью, личное отношение к прошлому и настоящему г.Нижнего Тагила.

Родной свой край уважай.

  • формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Свердловской области.
  • развивать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей родного края.

Воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.


Мероприятия по реализации патриотического проекта «Патриот»

Название темы

Форма проведения

 

1 класс

 

1 блок. Семья. Согласье в семье - богатство.

1

 «Здравствуй, школа!»

Мои родные. Моя семья

Праздник; фото выставка;

2

Имя твое

Поисковое задание (изучение своего имени);

3

Поздравление мам с Днем Матери

Концерт

4

Мое имя и фамилия

 Летопись семьи (генеалогическое дерево)

5

Ты – родитель

Игра (родители-дети)

7

Мои обязанности в семье

Беседа

8

Поздравление пап с Днем защитника Отечества

Открытка

9

Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта

Праздник

 

2 блок. Школа– мой второй дом.

1

Здравствуй, школа!

Праздник, классный час

2

Школьные кабинеты

Экскурсия по школе

3

Адрес школы. Дорога в школу.

Составление маршрута «дом – школа – дом»

4

Мой сосед по парте

Игра

5

Посвящение в первоклассники

Праздник

6

Традиции школы

Беседа, собрание для родителей

7

Школьная библиотека. Посвящение в читатели

Экскурсия, конкурсы

8

Наши обязанности

Игра

9

До свидания, первый класс!

Праздник

 

3 блок. Мой город – лучший город земли.

1

Мой двор

рисунки

2

Удивительное имя нашего города

Легенды

3

Прогулка-экскурсия по городу

Экскурсия на автобусе

4

Удивительный наряд города

Видео - экскурсия

5

Характер города. Город владеет культурными богатствами

Беседа

6

Характер города. Город владеет духовными богатствами

Фото выставка

7

Посещение музея города.

Экскурсия

8

Занятия жителей города

Беседа

 

4 блок. Родной свой край уважай.

1

 Географическое положение.

Беседа

2

Екатеринбург – главный город области

Экскурсия

3

Из бабушкиного сундука

Фольклорные посиделки, игра

4

Кто нас окружает. Растительный и животный мир   родного края

Беседа

5

Красота родной природы

 Экскурсия

 

2 класс

 

1 блок. Семья. Согласье в семье - богатство.

1

Мой дом – моя крепость

Игра

2

Досуг в моей семье

Беседа, рисунки

3

Профессия папы

Фото выставка

4

Профессия мамы

Фото выставка

5

Распределение обязанностей в семье

Родительское собрание, беседа

6

Песни родителей, бабушек

Прослушивание

7

Фамилия, имена, отчества членов семьи

поисковое задание

8

Папа, мама, я – читающая семья

Соревнования, праздник

 

2 блок. Школа– мой второй дом.

1

Правила поведения учащихся на уроках и переменах

Инструктаж

2

Распределение обязанностей в классном коллективе

Беседа

3

Мои любимые книги

Выставка книг

4

Береги учебник

Акция

5

Бережное отношение к школьному имуществу

Беседа

6

Я – директор школы

Ролевая игра

7

Школа будущего

Конкурс сочинений

8

Дом, в котором мы живем

Исследовательская работа

 

3 блок. Мой город – лучший город земли.

1

Память о прошлом. Символы города.

Беседа

2

О чём говорят названия улиц

Поисковое задание

3

Посещение кинотеатра, театра

Культпоход

4

Альбом «Знай и люби свой город»

Рисунки, сочинения, мини-доклады

5

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны

Встреча, беседа

6

Аллея славы

Экскурсия

8

Основные достопримечательности города: памятники, музеи, старинные дома.

Экскурсия

9, 10

Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте

Беседа, прогулки по отдельным местам города

 

4 блок. Родной свой край уважай.

1

 Герб  

Беседа, рисунки

2

«Исторические места края»

Экскурсия

3

 Я б рассказ свой начал с песни

Прослушивание

4

Национальная кухня

Конкурс блюд

5

Национальный костюм

Рисунки

6

Заповедные места родного края

Беседа

7

Праздники родного края

Практикум

 

3 класс

 

1 блок. Семья. Согласье в семье - богатство.

1

Моя семья

Сочинение

2

У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки

Выставка семейных поделок

3

Герб моей семьи

Конкурс рисунков

4

Моя родословная

Составление родословной

5

У семейного очага

Семейная игра

6

Великая Отечественная война в истории моей семьи

Поисковое задание

7

Подвижные семейные игры

Практикум

8

Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека

Открытки, праздник

 

2 блок. Школа– мой второй дом.

1

Моя школа – мой дом

Беседа

2

Я работаю в библиотеке

Ролевая игра

3

Поздравление учителей с Днем учителя

Открытка

4

Что растет на территории школы

Тесты

5

Знаем ли мы школу?

Викторина

6

Акция «Хорошее время читать»»

Читательский дневник

7

Акция «Двор похож на цветной луг»

Посадка многолетних растений на клумбах пришкольного участка

 

3 блок. Мой город – лучший город земли.

1

Исторические места города.

Экскурсия

2

Моему городу... лет

Выставка фотографий

3

 Музей танков

Экскурсия

4

Великая Отечественная война в истории моего города

Беседа

5

Посещение музея им.Куйбышева под открытым небом

Экскурсия в музей

6

Знаменитые земляки

Поисковое задание

7

Встреча с известными земляками

Беседа

8

Знай, люби и гордись своим городом

Практикум

 

4 блок. Родной свой край уважай.

1

 «Люди, достойные подражания».

Исследовательский проект

2

«Заповедники области».

Доклады

3

«Охрана природы — священный долг каждого!»

Беседа

4

  Что бы ты сделал, если бы был губернатором?

 Сочинение

5

Народные праздники моего края

Ролевая игра

6

«Путешествие по карте

России»

Рисунки

7

«Что мы знаем о народах, населяющих наш край».

Беседа

8,  

Праздники осени, весны, зимы

Праздник

9

Милый сердцу уголок

Экскурсия

 

4 класс

 

1 блок. Семья. Согласье в семье - богатство.

1

История одной фотографии

Сочинение

2

Рукотворный мир

Выставка поделок, сделанных совместно с родителями

3

Моя семья. Семейные традиции

Практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет

4

Вклад моей семьи в историю страны

Поисковое задание

5

Семейный бюджет

Практикум

6

Права и обязанности родителей и детей

Круглый стол

7

Папа, мама, я – дружная семья

Спортивный праздник

8

Поздравление с Днем Семьи

Поздравительная открытка

 

2 блок. Школа– мой второй дом.

1

Умники и умницы

Интеллектуальная игра

2

Бюджет школы

Практикум

3

Музей боевой славы школы

Экскурсия в школьный музей

4

Мой любимый предмет в школе

Конкурс рисунков

5

История школы. Знаменитые люди –выпускники нашей школы.

Создание альбома

6

Прощание с начальной школой

Праздник

7

Подарок школе

Посадка дерева на школьном дворе

 

3 блок. Мой город – лучший город земли.

1

Моя малая родина

Сочинение

2

 «Непродуманные рассказы о войне»

Информационный доклад

3

Знакомство с духовной жизнью города

Экскурсия в храм

4

Герои – земляки Великой Отечественной войны

Поисковое задание

5

Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, городе.

Поисковый проект

6

Знакомство с Книгой Памяти

Сбор материала для школьного музея

7

Что мы покажем гостям в Нижнем Тагиле

Оформление уголка

8

Мой город в будущем

Защита презентации

 

4 блок. Родной свой край уважай.

1

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего края.     

Информационно-поисковый доклад

2

Они служили в Армии.

Беседа

3

 Интересные места нашего края

Экскурсия

4

Наш край в годы Великой Отечественной войны

Поисковое задание

5

На пути духовного возрождения.  (монастырь)

Экскурсия  

6, 7

Знакомство с произведениями   искусства знаменитостей нашей края

Чтение произведений, представления

8

Трудовые достижения и замечательные люди нашей земли

Поисковое задание


Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Личностные результаты:

 – осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

 Метапредметные результаты:

 – способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,

 Предметные результаты:

 – усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

 Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.

 Осуществляется в конце четвёртого года занятия

 Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.

Список литературы

  1. Агапова И., Давыдова И. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 224 с.
  2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование. – 2005. - №4 – С.23.
  3. Гасанов З.Т.  Патриотическое воспитание граждан // Педагогика. - 2005. - №6 – С.59.
  4. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы:Монография. - Челябинск: Факел, 1995. - 238с.
  5. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2008. -131с.
  6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 – 2020 годы».
  7. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
  8. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. (Стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2009.
  9. Ерхова М.В. Проблемы гражданского воспитания // Директор школы. -2008. - № 5 - С. 78 - 82.
  10. Иванов И.П.  Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. - 160 с.
  11. Леонова Я. День защитника Отечества: праздник для детей младшего школьного возраста //Воспитание школьников. – 2006. - № 1- С. 17.
  12. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение. — М.: Просвящение,1987. – 112 с.
  13. Тоболкина И.Н. ФГОС нового поколения: локальный опыт системно-деятельного подхода к реализации программ обучения и воспитания //Одаренный ребенок. - 2009. - № 3. - С. 48 - 59.

Приложение № 1

 Методика диагностики патриотического воспитания.

Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника

Основные отношения.

Показатели воспитанности.

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3 до 0)

Отношение к обществу

Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других

2 – любит и бережет природу

1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя

0 – природу не ценит и не бережет

2. Гордость за свою страну

3 – интересуется историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим

2 – интересуется историческим прошлым

1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении взрослых

0 – не интересуется историческим прошлым

3 Служение своими силами

3 – находит дела на пользу малому Отечеству и организует их

2 – находит дела на пользу малому Отечеству

1 – участвует в делах на пользу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей

0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других

2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса

1 – в делах класса участвует при побуждении

0 – в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает

Отношение к физическому труду

                        Трудолюбие

5.Инициативность и творчество в труде

3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд

2 – находит полезные дела в классе. Школе выполняет их с интересом

1 – участвует в полезных делах в классе, школе, организованных другими

0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творческий подход не проявляет

6. Самостоятельность в труде

3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей

2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен

1 – трудится при наличии контроля

0 – в трудовых делах участия не принимает

7. Бережное отношение к результатам труда

3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует к этому других

2 – бережет личное и общественное имущество

1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу

0 – не бережлив, допускает порчу личного и общественного имущества

8. Осознание значимости труда

3 – осознает значение труда, сам находится работу по своим силам и помогает товарищам

2 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам

1 – не имеет четкого представления о значимости труда, при выполнении работ по силам нуждается в руководстве

0 – не осознает значимости труда,

не умеет и не любит трудиться

Отношение к людям

Доброта и отзывчивость

9. Уважительное отношение к старшим.

3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников

2 – уважает старших

1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве

0 – не уважает старших, допускает грубость

10. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость.

2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам.

1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших

0 – не отзывчив, иногда жесток.

11 Милосердие

3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других

2 – сочувствует и помогает слабым и больным

1 – помогает слабым, больным при наличии контроля

0 – не отзывчив, иногда жесток

12 Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других

2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми,

1 – не всегда честен

0 – не честен

Отношение к себе

Самодисциплина

13. Развитая добрая воля

3 – проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй воли сверстниками

2 – проявляет добрую волю и стремится развивать ее

1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других

0 – силой воли не обладает и не стремится ее развивать

14. Самоуважение, соблюдение правил поведения

3 – добровольно соблюдает правила поведения, требует этого от других

2 – добровольно соблюдает правила поведения, не заботится о других

1 – нормы и правила выполняет в случае контроля со стороны

0 – нормы и правила не выполняет

15. Оригинальность и пунктуальность

3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других

2 – своевременно и качественно выполняет любое дело

1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле

0 – начатые дела не выполняет

16. Требовательность к себе

3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках

2 – требователен к себе и стремится проявить себя в хороших делах и поступках

1 – не всегда требователен к себе, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках

0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

Приложение № 2

Анкета «Патриот»

Данная анкета может быть использована в работе с учащимися   для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина –патриота. На основании полученных результатов могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением.

Данную анкету могут проводить педагог. Воспитатель. Обработка и интерпретация проводятся только социально –педагогической службой ОУ (социальный педагог, педагог – психолог)

Обработка и интерпретация результатов проводятся по методу контент -анализа (по частоте встречающихся ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Время проведения – 20 минут.

Цель анкетирования:

Определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему миру.

Определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентации школьников.

Определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».

Образец опросного листа.

Ф.И. _________Возраст _____________Пол___________________

Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы и выполните задания.

1)Считаете ли вы себя патриотом?

1.Да

2. Нет

3. Частично

4. Не знаю

2) Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?

  1. Школа
  2. Родители
  3. Окружающие люди, друзья
  4. СМИ
  5. Органы власти
  6. Другое_______________________________

3) По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?

  1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу.
  2. Непримиримость к представителям других наций и народов.
  3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в –интересах своей Родины- России.
  4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения.
  5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
  6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире.
  7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи.
  8. Патриотизм- это лишь романтический образ, литературная выдумка.
  9. Другое ______________________________________________________

4)  Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?

  1. Нет желания
  2. Нет возможности
  3. Считаю это не актуальным

5) Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.

   Определите для себя те качества и ценности, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните).  Оцените по 10-бальной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас:

  • активная деятельная жизнь
  • жизненная мудрость_____________________________
  • здоровье (физическое и психическое) _________________
  • интересная работа ____________________________________________
  • красота природы и искусства_________________________________
  • любовь (духовная и физическая) ____________________________
  • материальное обеспечение жизни_______________________________
  • наличие хороших и верных друзей ______________________________
  • общественное признание ____________________________________
  • познание (образование, кругозор) _______________________________
  • продуктивная жизнь   __________________________________
  • развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) _____________________________________________________________
  • развлечения__________________________________________
  • свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) ____________________________________________
  • счастливая семейная жизнь__________________________________
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) _____________________
  • творчество (возможность творческой деятельности) _________________
  • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) ________________________________________
  • аккуратность (чистоплотность)______________________________
  • воспитанность____________________________________
  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) _________________________________________________________
  • жизнерадостность_________________________________
  • исполнительность_________________________________
  • независимость____________________________________
  • непримиримость к недостаткам в себе и других____________________________________________________
  • образованность___________________________________
  • ответственность (чувство долга, умение держать слово) __________________________________________________________
  • рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) __________________________
  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) ________
  • смелость в отстаивании своих взглядов_______________
  • твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) ______________________________________________
  • терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) ______________________________________
  • широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) ___________________________________
  • честность (правдивость, искренность) ________________ эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) ____________________________________________________
  • чуткость (заботливость)____________________________

6) Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?

  1. умение ценить настоящую дружбу
  2. готовность помочь другу в трудную минуту
  3. взаимопонимание
  4. честность, порядочность, принципиальность
  5. приятная внешность
  6. хорошие манеры
  7. умение модно одеваться
  8. смелость
  9. решительность
  10. интерес, знание литературы, искусства, музыки
  11. интерес к политике
  12. наличие фирменных вещей, дисков и т.п.
  13. наличие денег карманные расходы
  14. способности

6)  Из предложенных вариантов ответов выберите те, которые в наибольшей степени выражают Вашу точку зрения:

  1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.
  2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.
  3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.

7) Закончите предложения:

  1. Каждый из нас верит…
  2. Каждый из нас готов…
  3. Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках,

но и …_________________________________________________________

  1. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то _____________________________________________________________
  2. Быть достойным гражданином своей страны - значит быть…_______________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников".

В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направле...

Проект по патриотическому воспитанию младших школьников «Моя родина - Россия»

Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаим...

"Проект "Маленький хозяин земли Олонхо" ( формирование патриотического воспитания младших школьников на традициях народа Саха (Якутия)" (

Автор: Слепцова Саргылана Васильевна    В условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что ве...

Педагогический проект «Средства патриотического воспитания младших школьников»

Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитан...

Проект по патриотическому воспитанию младших школьников "Донбасс объединяет"

Данный проект разработан для детей младшего школьного возраста....

ПРОЕКТ по патриотическому воспитанию младших школьников

ПРОЕКТпо патриотическому воспитанию младших школьников...

проект программы патриотического воспитания младших школьников 1-2 класс

проект программы патриотического воспитания младших школьников 1-2 класс...