Мастер-класс «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»»
классный час (3 класс) на тему

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе;  предлагаемые на занятиях приёмы работ  можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер -класс

«Цель обучения ребенка состоит

в том, чтобы сделать его способным 
развиваться дальше без помощи учителя». 

Формирование УУД средствами учебного предмета «Русский язык» и «Окружающий мир»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе;  предлагаемые на занятиях приёмы работ  можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

  • познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.

Продолжительность проведения: 30 минут

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход проведения мастер-класса

I.Вступительное слово.

  Перед современной школой стоит задача – формирование личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире. Начальная школа–фундамент образования каждого человека. Поэтому важно сформировать у младших школьников такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». Важнейшей задачей современного начального образования является формирование Универсальных учебных действий – совокупность способов действия обучающихся, то есть способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Задача учителя создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока. Продумывать систему вопросов и заданий, научить детей ставить цели и искать пути их достижения; показывать достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями; привлекать учащихся к открытию новых знаний; обучать приемам работы в группах; обучать самопроверке; знакомить с разными источниками информации, используемыми для поиска знаний; учить самостоятельно выбирать критерии для оценки; учить отстаивать собственное мнение и уважать мнения других; учить сотрудничеству

между  учениками и учителем. Обучение, в соответствии с ФГОС, должно быть построено как   процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке должна быть организована так, чтобы требовать от него усилия, размышления, поиска. Обучать учащихся анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети.

Универсальные учебные действия

А сформировать универсальные учебные действия помогут следующие действия учителя.

1. Учитель вместе с детьми разрабатывает алгоритм оценивания своих знаний, чтобы развивать умения  оценивать свою работу. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаток знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

3. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

4. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

5. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

6. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей.

7. Учитель на уроке уделяет большое внимание, самопроверке детей, обучая их, обучая их как можно найти и исправить ошибку. За ошибку не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

8. Учитель учит ребенка ставить цель и искать пути ее достижения, учит решать возникшие проблемы. Еще учит составлять совместный план работы.

9. Учитель учит детей оценивать свою работу по критериям, выбирать критерии для оценки.

10. Учитель учит детей разными способами выражать свои мысли, учит спорить, отстаивать собственное мнение, уважать мнения других.

11.Учитель организует деятельность детей, при которой дети могут усвоить нужные знания.

12. Учитель дает возможность детям самостоятельно выбирать задания из предложенных.

13. Учитель сотрудничает с ребенком, показывая как распределять роли и обязанности работая в коллективе. При этом учитель поощряет сотрудничество между учениками, учениками и учителем и активно включает каждого ученика в учебный процесс. В их совместной деятельности у учащихся формируется общечеловеческие ценности.

14. Учитель помогает ребенку делать нравственный выбор при работе с ценностным материалом и при его анализе. Учитель использует проектные формы работы на уроке.

15. Учитель учит детей правильно планировать свою работу.

II. Проведение мастер- класса.

  1. шаг: Презентация «Виды УДД».

- Итак, мы на первом этапе: Послушай – и ты узнаешь.

- Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями.

Поэтому моя задача показать несколько типовых заданий, нацеленных на развитие регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

1. Виды  универсальных учебных действий

  - Личностные

        Личностные универсальные учебные действия  обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся. Они включают в себя самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическое оценивание.

   - Регулятивные. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

На ступени начальной школы  можно выделить следующие  регулятивные учебные действия, содержание которых отражает содержание ведущей деятельности младшего школьного возраста.

1)Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

2)Целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

3)Составление плана и последовательности действий.

4)Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения.

5)Контроль – в форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

6)Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом.

7)Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

- Познавательные. Познавательные универсальные учебные действия включают такие составляющие:

1.Общеучебные универсальные действия :
• самостоятельное  формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач;
• рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;.
2.Логические универсальные действия :
• анализ;
• синтез;
• сравнение, сериация, классификация объектов

• установление причинно - следственных связей, 
• построение логической цепочки рассуждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.

3.Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

4.Особую группу составляют  знаково-символические действия:

- Коммуникативные. Коммуникативные действия – обеспечивают возможность сотрудничества – умение слушать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

2 шаг: Фрагмент урока «Алгоритм разбора слов по составу».

Приведу примеры типовых заданий, которые, я использую на уроке.

Посмотри – и ты поймёшь,

Сделай – и ты научишься.

Задача: на основании полученных знаний о частях слова, провести самостоятельное выведение алгоритма разбора слова по составу. 1 слайд

- Устройтесь, пожалуйста, удобнее и приготовьтесь не только слушать и слышать, но и быть активными участниками всего происходящего!

- Давайте мысленно перенесемся в мир своего детства и погрузимся в работу. Готовы?

1. Определение темы урока. Ситуация выбора. Регулятивные УУД.   2 слайд

-Что можете сказать о слове “состав”?

3 слайд   (6 букв, 6 звуков, 2 слога)

 Работа со словарем. 4 слайд.

- Что же обозначает это слово? (Соединение всех частей в целое)  5 слайд

- Какие значения имеет слово “состав”? (состав вещества, офицерский состав, состав поезда)

- Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас? (состав слова)

- Нас, конечно, интересует состав слова. Это тема нашего урока. 6 слайд

- Какое УУД мы применили?

Работа в парах.  Коммуникативные УУД.

- Расскажи соседу по парте, что такое окончание. (Изменяемая часть слова)

- А сосед расскажет тебе, что такое основа слова. (Основа — часть слова, которая остается если отделить окончание.)

- Если сомневаешься, посмотри на подсказку на экране. 7 слайд

- Расскажи соседу по парте, что такое  приставка? (Часть основы, которая стоит перед корнем)

 8 слайд

- А сосед расскажет тебе, что такое суффикс? (Часть основы, которая стоит после корня)

 9 слайд

- Что называют корнем слова? (Главная часть основы) 10 слайд

2. Постановка проблемы.  Создания проблемной ситуации - столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием. Регулятивные УУД.

11 слайд

- Незнайка решил, что в словах  “подосиновики» и «подарки” одинаковая приставка под-

Поднимите руки, кто с ним согласен. А кто не согласен?

- Так с чего же все-таки нужно начинать находить части слова?

- Какую часть слова надо находить первой, какую следующей и почему? Я предлагаю вам установить порядок разбора слова по составу, т. е. вывести алгоритм.

3.  Открытие нового знания. Работа в группах. Коммуникативные и регулятивные УУД.

-  Для этого поделимся на 3 команды. Каждая команда получает свое слово, думает, на листочке определяет и записывает свой порядок разбора слова по составу. Затем, выбираете 1 человека от команды, он на доске записывает свое слово и объясняет порядок разбора слова. Почему разбирать слово нужно именно так, а не иначе? Остальные слушают объяснение, согласны вы или нет, почему? 1 команда - подснежники, 2 команда - подсолнухи, 3 команда – посадка. Почему сначала находим окончание? (Оно служит только для связи слов в предложении, смысл слова заключен в основе, а главное в основе — корень)

- Посмотрим, какой алгоритм разбора слова по составу, записан на экране.  Прочтите, похоже на наш алгоритм.

Слайд12.     Алгоритм разбора слова по составу.

1.Измени слово и выдели в нем окончание.

2. Выдели основу слова.

3.Подбери однокоренные слова и выдели корень.

4.Выдели приставку.

5. Выдели суффикс.

-  Можно запомнить этот алгоритм, составив рифмовку.

Слайд13.   Слово по составу верно разбирай:

                  Первым, окончание всегда выделяй,

                  На основу внимательно смотри,

                  Корень, поскорее, ты у нее найди,

                 Приставку и суффикс в конце определи.

- Этим алгоритмом пользуются все ученики во всех школах.

Слайд14.  -  Вернемся к нашим словам “подосиновики и подарки”, и уже соблюдая порядок разбора слова по составу, выделите в нем все его части.

-С чего начнем?

-Как найдем окончание? (изменим слово)

-Что осталось? (основа)

-Как правильно выделить корень? (Подобрать как можно больше однокоренных слов) Приставка - перед корнем, суффикс - после корня.

VII. Итог урока.

Что мы открыли на уроке? Какое открытие сделали? (Алгоритм разбора состава слова)

4. Самооценка.   Регулятивные УУД

1) Возьмите листочки, где находится вертикальная линия.

Поставьте на ней крестик:

- на самом верху, если вы все поняли и можете самостоятельно разбирать слова по составу;

- посередине, если поняли, но сомневаетесь в своих силах;

- внизу, если не поняли, как разобрать слово по составу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему:«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Предлагается ключевой материал беседы перед открытым уроком-собранием....

«Самого главного глазами не увидишь» структура урока обобщения знаний

Тема: «Самого главного глазами не увидишь». Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Цель урока: воспитание нравственности; научить детей видеть прекрасное в жизни; развитие способности логич...

Представь и увидишь. Рисование сказочного цветка

Урок направлен на развитие творческого воображения детей....

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Я хочу увидеть музыку"

Мероприятие проводилось в рамках недели музыки; призвано приобщать детей к эстетическому восприятию окружающего мира, воспитывать в детях чувство прекрасного, расширять их музыкальный кругозор....

Я хочу увидеть музыку...

Я хочу увидеть музыку,Я хочу услышать музыку. Что такое это музыка? Расскажите мне скорей! Птичьи трели — это музыка, И капели — это музыка, Есть особенная музыка В тихом...

Интегрированный урок музыки в 5 классе. "Можем ли мы увидеть музыку"

План - конспект  урока «Можем ли мы увидеть музыку» обобщает знания учащихся о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. Знания полученные на уроках изо помогают учащимся вести диалог не т...

"Глазами всего не увидишь, зряче только сердце".

Система классных часов, построенная  в технологии этического диалога....