Интерактивное профилактическое занятие формирующего характера «Я делаю добро» для учащихся начальной школы
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Медведева Мария Александровна


Интекрактивное профилактическое занятие формирующего характере "Я делаю добро".

возраст обучающихся 6,5 - 8 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ud.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Программа интерактивного профилактического занятия формирующего характера «Я делаю добро»

возраст обучающихся 6,5-8 лет 

Медведевой Марии Александровны, к.ф.н., педагога-психолога первой квалификационной категории

Содержание занятия

Ход занятия

1.Организационный момент

- приветствие

- представление специалиста Центра

- название темы беседы

2. Дискуссия.

Сегодня мы с вами будем изучать «доброту». Наверняка, вы о ней знаете не меньше меня.

- Как же ее увидеть?

- Ответы детей

- Да, мне кажется, доброту можно увидеть в поступках, в словах, в мыслях.

- Мысли мы читать не умеем, поэтому доброту можем увидеть глазами в поступках и услышать ушами в словах окружающих нас людей. Получается, что если человек добрый, но никак не проявляет это свое качество, мы и не узнаем о том, что на самом деле он добрый.

- Опишите мне, пожалуйста, доброго человека: Какой он? Что он делает? Что говорит? – высказывания записываются на доске, или комментируются ведущим.

Сейчас мы с вами послушаем рассказ о мальчиках-первоклассниках п потом обсудим его.  3. Чтение рассказа В. Осеевой «Три товарища».

В. Осеева «Три товарища».

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? – спросил его Коля.

- Завтрак потерял…

- Плохо, сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко еще!

- А ты где его потерял? – Спросил Миша.

_ Не знаю… - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверно, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь.

5. Проводится общее обсуждение с ответами на вопросы:

- Был ли кто-то равнодушен по отношению к Вите? (Все проявили сочувствие к нему)

- В ходе обсуждения версий определений ребят, дается определение слова «равнодушный».

- А кто был по-настоящему добрым с Витей? (Володя)

- Что значит быть добрым? (Поступать определенным образом).

- Можно ли сказать что человек добрый, если он никак не проявляет свою доброту в поступках?

6. Игра «кто первый»? Инструкция: Представьте, что перед вами на парте лежит ключ[1] от ворот волшебной страны, попав в которую все ваши желания исполнятся. Загадайте про себя свое самое заветное желание. Это должно касаться не вещей – «хочу робота, щенка или новую игровую приставку» для этой игры не подходит. Нужно подумать, какого качества или умения мне сейчас не хватает: может быть я хочу быстрее бегать, или красивее писать, или уметь дружить.

- Обсуждаются загаданные ребятами желания.

- Но ключ лежит на парте один, а вас двое. Когда я досчитаю до пяти только один из вас, первый, успеет этот ключ взять. Драться и раньше времени хватать ключ нельзя.

- Теперь поднимите свои ключи самые быстрые. Вот наши победители. Расскажите, что вы сейчас чувствуете.

- А те, кто не успел схватить ключ, что чувствуете вы?

- Но мы все понимаем, что исполнение нашего заветного желания зависит не от феи и Деда Мороза и тем более не от бумажного ключа, а от нас самих. Мы все способны достичь намеченной цели, если мы загадали что-то хорошее и не важно, быстро мы ее достигнем, или чуть позже остальных. Главное, это наше стремление.

5. «Как справиться с гневом и агрессией»? Мы сегодня с вами говорили про доброту, а ведь бывает так, что мы совсем не хотим делать добро. Бывает, что мы очень хотим выплеснуть свою злобу и раздражение, хотим позлиться. Как же это сделать, чтобы никому не причинить вред? Злиться мы можем, но от этого никто не должен пострадать: ни мы сами, ни другие люди. Есть такая игра  «Рубка дров»[2] 

Цель: Двигательная разрядка, снятие негативных переживаний.

«Инструкция: кто из вас хоть раз рубил дрова? Кто может показать, как это делается? Как нужно держать топор, в каком положении должны находиться ноги, когда рубишь дрова?

Встаньте так, чтобы вокруг было немного свободного места. Представьте себе, что вам нужно нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: «Ха!» Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь». В то время, как вы рубите дрова и громко кричите я тихонечко скажу «стоп!» и те, кто меня услышат должны будут быстро сесть на свое место за парту.

Мы позлились и выплеснули свою злобу, отпустили ее.

 6.Создание «Копилки добрых дел»

А теперь мы сделаем с вами «копилки». В них вы будете складывать – записывать те добрые дела, которые вы делаете. Для чего нам может понадобиться такая копилка?

- Бывают в жизни трудные минуты: и мы не знаем, добрая я или злая. Может быть, я вообще самая плохая на свете и не за что меня любить. Тут то мне и поможет моя копилка – когда я делаю что-то доброе – я поддерживаю других, помогаю им. А в трудную минуту мне поможет моя копилка: я прочитаю все что в ней записала и частичка добра вернется ко мне, я снова поверю в то что хороший и достоин любви человек.

Раздаются распечатки с текстом для наклеивания в открытку.

Доброта – это активная жизненная позиция человека. Добрый человек – тот, кто любит людей, проявляет свою любовь в действии: вежлив в общении, уважительно относится к взрослым, доброжелателен с младшими[3].

Под текстом с определением «добра» каждый из вас будет записывать – самостоятельно, или с помощью родителей или учителя все хорошее, что он сделал. Наверняка потом ваша открытка разрастется до тетрадки и в трудную минуту придет вам на помощь.

7. «Прощание» А теперь, на прощание, давайте посадим с вами цветок доброты. Корнями он будет уходить в сердце каждого из вас, а прекрасный бутон будет цвести в вашем классе. 

Игра «Распускающийся бутон»[4] 

Инструкция: Мы сейчас все возьмемся за руки и, не отпуская рук, сядем на корточки, закроем глаза и опустим головы: мы семечко в земле. Нам тепло, солнышко нас пригревает и мы, не отпуская рук, потихоньку начинаем прорастать – открываем глаза, поднимаем головы и тянемся к солнцу: встаем в полный рост. Наше растение выросло и зацвело – поднимаем руки вверх. Теперь я пошлю сигнал (рукопожатие) и вы его по очереди, передадите друг другу, и через некоторое время я получу его обратно.

Мы с вами можем сделать вывод: все вы друг с другом связаны – и если кому-то вы делаете что-то неприятное, оно к вам вернется: если я ласково пожал руку, то и вернется это рукопожатие чем-то приятным. Спасибо!

2.5. Характеристика методики построения курса

Занятие «Я делаю добро» имеет социально-психологическую направленность, способствуют сохранению психологического здоровья учащихся младших классов.

Работа с обучающимися в процессе проведения занятия «Я делаю добро» направлена на  создание условий для развития эмоционально-волевой сферы учащихся, навыков саморегуляции и целеполагания. Способность управлять своими эмоциональными состояниями связана с осознанием и принятием своих эмоций, умением выражать их в социально приемлемой форме.

Занятие предполагает использование таких психолого-педагогических технологий, как: групповая тематическая дискуссия, игры в парах, игры на отработку навыков, изобразительная деятельность. Эти технологии способствуют со-творчеству участников группы, самостоятельному обретению смыслов, в отличие от традиционной передачи информации о том, что является смыслом: на место объяснения приходит понимание.  

Материально-техническое обеспечение

Просторное, хорошо проветриваемое помещение, парты и стулья по количеству обучающихся. Картонные «ключи» - по одному на парту для проведения игры «кто первый»; листы А4 и распечатки с определением доброты – по одному на каждого ребенка а так же клей-карандаш и цветные карандаши.

Список используемой литературы

  1. Газман О.С. Харитонова Н.Е. В школу с игрой. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
  2. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2011.
  3. Монина Г.Б.,  Лютова Е.К.  Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб: «Речь», 2001.
  4. Осеева В. Синие листья. М. Эксмо, 2011.
  5. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками 2-е изд. Под ред. М.Р. Битянвой. – СПб. Питер, 2011.
  6. Уханова А. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. М.: Генезис, 2010.

Приложения

Приложение 1

Ключи для игры «кто первый?»

 Приложение 2

Определение доброты


[1] Приложение 1

[2] К. Фопель. Как научить детей сотрудничать? – 2-е изд. – М.: Генезис, 2010, с.406.

[3] Приложение 2

[4] К.Фопель. Как научить детей сотрудничать? – 2-е изд. – М.: Генезис, 2010, с.463.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа для учащихся начальной школы по теме: "Спешите делать добро!"

Способствует воспитанию доброжелательного отношению друг к другу, терпимости к окружающим....

Организация самостоятельной работы учащихся начальной школы исследовательского и творческого характера

Происходящие изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...

Внеурочное занятие с элементами решения проектных задач для учащихся начальной школы «Правила приветствия и прощания»

Создание условия для проверки знаний состава чисел первого десятка. Развивать навык составления и  решения задач, способствовать  развитию вычислительных навыков....

Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе (Из примерных программ по учебным предметам стандартов второго поколения) Данный список литературы для учащихся начальной школы носит рекомендательный характер. Учитель по желанию может выбра

Список литературы для самостоятельного чтения в начальной школе(Из примерных программ по учебным предметам стандартов второго поколения)Данный список литературы для учащихся начальной школы носит реко...