внеклассное мероприятие Донские посиделки
классный час (4 класс) на тему

Попова Татьяна Николаевна

внеклассное мероприятие для начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m_oe.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:
Дорогие гости сегодня мы приглашаем вас на НАШИ РОДНЫЕ ДОНСКИЕ казачьи посиделки!

На завалинках в светелках
Иль на бревнышках, каких,
Собирали посиделки
Молодых и пожилых
Любили казаки, да что там говорить, любят и сейчас 
Собраться в светёлке, поговорить, повеселиться.
Ведущий 1.

Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок елок.
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу.
Позову-ка я ребят к нам на посиделки.
Будут песни, будут пляски.
Приходите поиграть,
Зимний вечер скоротать!

В зал входят ребята, в руках у них сладости.

Мальчик:

В курень жаркий ваш
Мы пришли с подарками.

Дети ставят гостинцы на стол.

Девочка:

Разрешите поплясать. Разрешите топнуть.
Неужели в куреньке половицы лопнут?

Звучит веселая музыка. Девочки исполняют танец.
Учитель:

 Ребята, давайте вспомним. А кто такие казаки? (вольный воин).

Происхождение слова «казак» неустановленно. И даже сами казаки не могли дать точного определения и для верности добавили слово «вольный». Вольный казак живет по своим обычаям и законам, защищает право на такую жизнь оружием.

Но  где  бы  ни  воевали  казаки,  они  всегда  возвращались   в  свой  донской  казачий  край. И  всегда  гордились  и  гордятся  тем  местом, где  они  живут.

1. Я родом из Донского края.
   На свете нет прекрасней рая.
   Простор степей, простор песков
   И хлебных желтых колосков.
2.  Великий и могучий Дон,
    Он с Волгой нежной обручен.
     Прекрасный здесь живет народ.
     Казаки - мир его зовет.

3.  Казак – опора всей России.
   Он воевал всегда красиво.
    Гордится им святая Русь,
    Гордятся все, и я горжусь.

4. Вы бывали на Юге России,
Где станицы у самой реки.
Там рассветы такие красивые,
И седлают коней казаки.

5.  Любимый край степной...
    Любимый край Донской
    И луг цветущий здесь весной...
     И степь Донская всегда со мной
     И вся вот эта красота …
     Казачья Родина моя !

 Откуда же появились казаки?

В середине 16 века степные просторы по долинам рек Днепра, Дона, Волги, стали заселяться людьми, бежавшими из центральных районов Московской Руси.

Ученик:
В ковылях средь серебряной рани,
В цветущей душистой степи
Казаки себе стан выбирали
У извилистой тихой реки.

Люди, которые не могли терпеть больше барский гнет, бежали в степи, объединялись в казацкие толпы и образовывали поселения.
Такие поселения назывались казачьими городками. Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом дома из дерева и камня. Позже городки стали называться станицами.

- А какие станицы вы знаете? (учащиеся перечисляют станицы)

- На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - "чтобы всё водилось."   На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они  называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона.

 Казачий курень - двухэтажный.  У зажиточных казаков появились 2-хэтажные, каменные курени с балконами-балясниками. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж). Это спасало от разливов  рек. На первых порах в казачьих городках поселялись только мужчины. Женщины появлялись несколько позже.

Главное помещение в  казачьем курене   -  «зало». Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда. В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница, имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах.  В одном углу –горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов. Зала всегда была готова к приему дорогих людей.

Казак и казачка:

  1. Добрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

2.Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

  1. Жива традиция.

 Жива- от поколенья старшего.

Важны обряды и слова,

Из прошлого из нашего.

  1. И потому принять изволь,

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

ОБХОДЯТ ГОСТЕЙ, УГОЩАЮТ КАРАВАЕМ.

Казак:  гармонист, кудесник,

На вечернице в строю.

Песне, доброй русской песне

Слово первое даю.
Исполнение песни «Как за Доном, за рекой казаки гуляют» 

А сейчас мы совершим экскурсию по куреню.

Ученики:
Спальня в казачьем курене

В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями,  на окнах также были цветы.

Кухня

Отличительной   особенностью кухни   и   всего   казачьего   жилья была  стерильная  чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с белилами  всегда  стояло  под  печкой.  

Казачьи семьи

Большой считалась семья из 13 человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей.

Среднее семейство насчитывало от 6 до 9 душ, а малая семья состояла из 4 человек.

Отец и мать

Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём, уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах.

   На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонт одежды.

Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь:

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли».

 И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы».

Воспитание мальчика

Воспитание мальчика начиналось с появления первого зуба. Отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну-воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак.

Лет с трёх- пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.

Инсценировка.

Стоят мать и отец. В руках отца икона. Перед ними сын. Отец благословлял сына такими словами:

 Отец.

- Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи царю верой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословение (подает икону) от меня и твоей матери и знай, что с верой в Бога тебе не будут страшны вражеские муки, ни мечи неприятеля. Послужи царю-батюшке как деды и отцы твои служили.

Получив благословение, казак кланялся в ноги отцу, матери, жене, детям, говоря при этом:

Сын

- Прости меня, родной батюшка!

- Прости меня, родная матушка!

- Прости, милый друг (жене) жди меня! Бог даст, свидимся!

Воспитание девочки

Девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.

- До 12 лет они находились в доме, помогая матери по хозяйству. Учились хозяйничать: печь, готовить, прясть и шить, да и по дому управляться. Ведь казаки-мужчины много времени проводили в походах, а казачки заменяли их и в доме, и в поле. После 12 лет девушки могли принимать участие в праздниках, но в качестве зрителей.

Веселыми рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки – казаки. Любили они дурачить друг друга. 

К-к: Как это? 

Вед: А вот как 

Ребенок: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала? 

Вед: Начни 

Ребенок 1: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала? 
Ребенок 2: А я знаю другую сказку. 
Ребенок 3: Какую? 
Ребенок 2: Мы с тобой шли? 
Ребенок 3:Шли 
Ребенок 2: Кожух нашли? 
Ребенок 3: Нашли 
Ребенок 2: Я тебе его дал? 
Ребенок 3: Дал 
Ребенок 2: Ты его взял? 
Ребенок 3: Взял 
Ребенок 2: Где же он? 
Ребенок 3:Что? 
Ребенок 2: Да кожух 
Ребенок 3: Какой 
Ребенок 2: Мы с тобой шли? (тон повышается) 
Ребенок 3: Шли 
Ребенок 2: Кожух нашли? 
Ребенок 3: Нашли 
Ребенок 2: Я тебе его дал? 
Ребенок 3: Дал 
Ребенок 2: Ты его взял? 
Ребенок 3: Взял 
Ребенок 2: Так, где кожух? (на повышенном тоне) 
Ребенок 3: Что? 
Ребенок 2: Да кожух 
Ребенок 3: Какой? 

Вед: И так до бесконечности.
Вед.: Но не только дурачить друг друга любили казаки. Они были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки. 
Ученики по очереди:
- Гриб хорош белый, а казак умелый. 
- Казачьему роду нет переводу; 
- Казачья голова, что под дождиком трава; 
- Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;
- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев; 
- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать; 
- Казак с конем и ночью и днем; 
Ведущий:
А теперь мы отдохнем
Да загадки разберем!
1. Крепка, звонка да отточена? (Сабля)
2. На чужой спине едет, на своей груз везет?(Седло)
3. На солнышке полежал, да весь в Дон убежал? (Снег весной)
4. Пришли казаки без топоров срубили избу без углов (Муравьи)
5. Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит? (Метла)
6. Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется? (Ведра и коромысло)

Ведущий:
Молодцы, поиграли, загадки отгадали


Ведущий 2.

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споем же под чаек
Местные частушки!

Инсценирование .

Девочки одна вяжет, другая вышивает, третья- прядет и  ребята исполняют частушки.

1. Щука плавает в Дону,
Спит на яблоне в саду…
Шерсть смотали мы в клубок,
Выйдет шелковый платок.

2. Закудахтал пес Барбос,
В конуре яичко снес…
В марте стаял снег и лед – 
Это к нам зима идет.

3. Из-за Дона, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

4. Чтобы печка разгорелась
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.

5. Сидит ежик на березе – 
Новая рубашка,
На головке сапожок,
На ноге фуражка.

6. Ой, ребята, та-ра-ра,
На Дону стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.

7. Два каржонка на юру
Раскричались поутру:
Карр да карр, карр да карр,
Вот устроили базар.

8. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Ведущий 1.

Собрались мы позабавиться
Да потешиться, поиграть.
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора,
Ждет казачья вас игра!

Игра

Мальчик.

Как сладко пахнет хлеб зерном,
Спеченным на листе капустном;
Какая корочка на нем,
И как хрустит он вкусно!
А мы садимся у стола,
Друг друга поздравляя,
Что вот уже пришла пора
Донского каравая!

Девочка.

Чай горячий, ароматный,
И на вкус весьма приятный,
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-элексир!

Ведущий 1 Учитель: В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще мёда.

Не знаю как другой, но я

Весь- слух, весь- жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

Осенний лес затих, замолк,

Над степью прошумели ливни,

Но соловьиный свист и щёлк

Звучат в душе напевом дивным.

Чуть- чуть взгрустнули небеса,

В природе ярких красок мало,

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

"Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться".

О казачестве всегда
Слава по Руси плыла.
На Дону и на Кубани
Казаки поныне славят
Свою волю, власть народа.
Соблюдают очень строго
Десять заповедей святых.
Изучи, дружочек, их.

Пятиклассники читают заповеди казаков.

1.Честь и имя казака
В жизни главные всегда.

2.Есть у каждого права - 
«Нет ни князя, ни раба».
Все равны в своих правах,
.

3.По делам лишь одного
О казачестве всего
Судит весь честной народ.

4.Стойким будь, служи народу,
Охраняя мир, природу.


5.Слово дал – его держи,
Казачьим словом дорожи!

6.Старость всюду почитай,
Стариков не обижай.

7.Память предков сохраняй,
По обычаям решай.


8.Если трудно – погибай,
Но товарища спасай!

9.Век служи и век трудись –
Такова казачья жизнь!


10.Береги свою семью,
Почитай свою родню.


Вместе: Надо казаком родиться,

               Чтоб весь век судьбой гордиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Новогодние посиделки"

В этом сценарии использовала русский фольклор....

Внеклассное мероприятие "Луковые посиделки" для учащихся 1-4 классов и группы краткосрочного пребывания детей

В данной статье представлен материал для проведения праздика Осени. При проведении данного праздника в игровой форме я попыталась расширить представления учащихся об окружающем мире; об очень ва...

Внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки"

МОУ «Райсеменовская средняя общеобразовательная школа"           КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ВО 2 КЛАССЕ,ПРОВЕДЕННОГО НА РАЙОННОМ СЕМИНА...

внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки"

Внеклассное мероприятие с применением музейной технологии...

Внеклассное мероприятие "Семейные посиделки".

Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит...

Внеклассное мероприятие "Осенние посиделки" для 3-4 классов

В данной разработке есть стихи об осени, конкурсы, частушки и другой материал, который поможет при подготовке к любому осеннему празднику. Данное мероприятие можно провести с учащимися 1 - 9 классов м...

Открытое внеклассное мероприятие "Донские казаки на службе государству Российскому"

Цель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.Задачи:1. Воспитательная: формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края,...