Главные вкладки

    Классный час: «Час доброты»
    классный час (4 класс) на тему

    Кеваева Анна Юрьевна

    Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках, формировать нравственные идеалы на положительных примерах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon klassnyy_chas_chas_dobroty.doc54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час: «Час доброты»

     

    Цель: 

    -  формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

    -   расширение знаний  о роли доброты в жизни каждого человека;

    Задачи:

    • формировать нравственные идеалы на положительных примерах;
    • способствовать формированию гражданской позиции подростков в сложных жизненных ситуациях нравственного выбора;
    • прививать воспитанникам такие качества личности как доброта, милосердие, любовь, добропорядочность и уважение к окружающим;
    • развивать умение мыслить и рассуждать.

    Форма: воспитательный час-размышление.

     Подготовительный этап: 

    1.  Ребятам предложено прочитать рассказ Солоухина «Мститель»

    2.Нарисовать символы добра и зла.

    3.Подобрать пословицы и поговорки о добре и зле.

    4.Несколько человек готовятся к выступлению (стихи, сказки, басни на тему добра).

    Эпиграф: «Добра и зла исток – в душе у нас, а не во вне».

    (Китайская мудрость)

    Ход  занятия

    Вступительное слово воспитателя: Добрый день, ребята! Наша сегодняшняя встреча посвящена доброте, она так и называется-«Час доброты».

    Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Уже IV в. до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное  счастье».

    В жизни каждому человеку приходится встречаться с добром и злом, оценивать поступки и дела знакомых и близких людей, самому совершать разные поступки: добрые или не очень. 

    Что такое добро? Что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте и мы поразмышляем вместе на эту тему.
    Воспитатель предлагает детям продолжить фразу: «Доброта — это...», затем обобщает ответы ребят.

    В словаре С.И.Ожегова читаем: “Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”. Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия, любви. Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не напоказ, а бескорыстно, по велению сердца. Доброе дело - это то, что дарит радость другому человеку. 

    1  Чтец

    Стихотворение М. Шехтер:

    Немало встречается злого

    В любой человечьей судьбе,

    А скажут лишь доброе слово —

    И легче на сердце тебе.

    Но доброе слово такое

    Не каждый умеет найти,

    Чтоб справиться другу с тоскою,

    Невзгоды осилить в пути.

    Нет доброго слова дороже,

    Заветного слова того,

    Но редко, друзья мои, все же

    Мы вслух произносим его.

    Ребята, многим известны пословицы и поговорки про добро и зло. Давайте вспомним их.

    1.Жизнь дана на добрые дела.

    2.Доброе дело и в воде не тонет.

    3.Доброе слово лечит, а худое калечит.

    4.Про доброе дело говори смело.

    5.Злой не верит, что есть добрые люди.

    6.Злом за зло не воздавай.

    7.Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.

    8.За добро постоим, а на зло - настоим.

    9.Злой человек не проживет в добре век.

    10.Не ищи красоты - ищи доброты.

    11.Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

    12.Мир не без добрых людей.

    13.Худо тому, кто добра не делает никому.

    14.Не хвались серебром, а хвались добром.


    Учитель: 
    Мы часто говорим друг другу: «желаю вам всего доброго», «желаю вам добра и счастья» — это не просто выражение вежливости, в этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. По-настоящему хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Человек доброжелательный не сможет быть злым, грубым, жестоким. Почему же не у каждого получается быть добрым? Ведь даже в семье могут сложиться совсем не добрые и тёплые отношения. Достаточно часто в средствах массовой информации рассказывают о трагедиях, которые случаются среди близких и родных людей. Жестокое обращение с детьми, жестокое обращение с родителями… 

    Послушайте, пожалуйста, болгарскую сказку «Непослушные дети».


    Пришла мать с колодца с большими ведрами на коромысле. Она насквозь промокла, и с ее одежды стекала вода. Поставив ведра на лавку, простуженная женщина подошла к очагу, в котором горел яркий огонь, и сказала:

    - Дети, подвиньтесь немножко, чтобы и я согрелась. Я еле держусь на ногах от усталости и холода. На улице хлещет страшный дождь. Река прибывает, опять смоет мост. Подвиньтесь немножечко!

    Четверо детей, устроившись у очага, грели босые ноги и протянутые вперед покрасневшие руки. Первый сын обернулся и сказал:

    - Мама, я не могу уступить тебе место. У меня дырявый ботинок, и я промочил ноги, когда возвращался из школы, мне надо согреться.

    Второй сказал:

    - А у меня шапка дырявая. Сегодня в классе, когда мы бросались шапками, моя порвалась. Пока я возвращался домой, я намочил голову. Потрогай, если не веришь!



    - Я, мамочка, так удобно пристроилась рядом с братцем, что мне и вставать не хочется, – лениво добавила девочка. А четвертый, самый маленький, громко крикнул:

    - Кто ходит под дождем, пускай мерзнет, как мокрая курица!

    Согревшиеся дети засмеялись звонко и весело, а простуженная мать грустно покачала головой. Не говоря ни слова, она пошла в кухню месить хлеб детям. Пока она месила, ее мокрая рубашка прилипла к спине и зубы начали стучать от холода. Поздно ночью мать растопила печь, посадила в нее караваи, подождала, пока они испекутся, положила на полку и сверху накрыла своим тулупом. Потом легла под одеяло, задула лампу. Ее дети сладко спали, устроившись рядышком, а мать не могла сомкнуть глаз, потому что у нее болела голова и ее сильно знобило.

    Утром дети, умываясь, вылили всю воду. Потом отломили по куску мягкого хлеба, сунули в мешочки и пошли в школу. С больной матерью остался младший сын.

    Медленно тянулся день. Мать не смогла подняться с кровати. Ее губы потрескались от жара. После полудня трое детей вернулись из школы, хлопнули дверью.

    - Ах, мама, ты все еще лежишь и ничего нам не сварила! – укорила ее девочка.
    - Милые дети, – отвечала мать слабым голосом, – я очень больна. Мои губы потрескались от жажды. Утром вы вылили из ведер всю воду до последней капли. Скорее возьмите кувшин и бегите к колодцу! Тогда отозвался первый сын:

    - Ведь я тебе сказал, что у меня ботинки промокают.
    - Ты забыла, что у меня шапка дырявая, – добавил второй.

    - Какая ты смешная, мама! – сказала девочка.- Разве я могу бежать за водой, когда мне надо делать домашнее задание?

    Глаза матери наполнились слезами. Младший сын, увидев, что мать заплакала, схватил кувшин и бросился на улицу, но споткнулся на пороге, и кувшин разбился. Все дети ахнули, потом пошарили по полкам, отрезали себе по ломтю хлеба и незаметно ускользнули на улицу играть. Остался только младший сын, потому что ему нечего было обуть. Он начал рисовать пальцем человечков на запотевшем окне. Больная мать приподнялась, посмотрела на улицу в распахнутую дверь и сказала:

    - Хоть бы мне превратиться в какую-нибудь птицу! Хоть бы у меня выросли крылья! Улетела бы я от таких плохих детей! 

    И мигом совершилось чудо: больная женщина превратилась в кукушку. Младший сын, увидев, что мать его стала птицей и машет крыльями, выбежал на улицу в одних чулках и закричал:
    - Братишки, сестрица, идите скорей! Наша мама стала птичкой и хочет улететь от нас!
    Дети бросились бежать, но когда они приблизились к дому, их мать уже вылетала в открытую дверь.

    - Куда ты, мама? – спросили дети в один голос.

    - Улетаю я от вас, не хочу жить с вами! Вы – плохие дети.

    Мамочка, – запищали все четверо, – вернись домой, мы сразу принесем тебе воды.

    -Поздно, детки. Я уже не человек – вы же видите, я птица. Не могу я вернуться. Я буду пить воду из прозрачных ручьев и горных озер. И она полетела над землей. 

    С плачем бросились дети за ней. Девять дней они бежали следом за кукушкой по нивам, оврагам и колючим кустам, падая, охрипнув от крика. Ночью кукушка устало куковала на каком-нибудь дереве, а дети ютились у его ствола. На десятый день птица взмахнула крыльями над густым лесом и пропала. Вернулись дети в свое родное село, но дом показался им совсем пустым, потому, что не было в нем их матери. А кукушка больше не вьет гнезд и не высиживает птенцов. По сей день она скитается по свету, одиноко кукует и несет яйца в чужие гнезда.

    -Выскажите своё мнение об этой сказке.

    -Можно ли вообще быть добрым, никак не проявляя свою доброту в делах?
    -Можно ли принудить человека быть добрым?


    -Согласны ли вы с мыслью о том, что доброе отношение к людям проявляется уже в детские годы? 
    Вместе делают вывод о том, что Доброта живет в том доме, где царят любовь, взаимопонимание, благодарность, забота друг о друге, покой. Очень плохо, если дети дерзят, грубят родителям, невнимательны к ним.

    Самый близкий и добрый человек, который заботится о нас с самого раннего детства – мама. Сколько бы нам не было лет, нам нужна мама, ее ласка, ее тепло. Есть такая пословица: при солнышке тепло, при матери добро. У мамы самое доброе и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не останется равнодушным. А вот некоторые из нас порой обижают своих мам поступками и грубыми словами.

    Стихотворение Татьяны Дашкевич “Обидное слово”. 

    2 чтец

    Обидное слово, обидное слово!

    Как больно ударить умеет оно!

    Змеёй ядовитой ужалить готово,

    Ужалит – и станет на сердце темно.

    И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,

    И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,

    Хотя миновала уж ссоры гроза,

    Молчат и не смотрят друг другу в глаза.

    Послушай совета, мой милый ребёнок,

    Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,

    Хорошее только старайся творить

    И слов унизительных не говорить.


    Послушайте басню древнегреческого баснописца Эзопа и ответить на вопрос, в чем ее смысл?

    Солнце и ветер.

    Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее.

    — Я докажу, что я сильнее, — воскликнул ветер. — Вот видишь человека в плаще?      Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его снять плащ, чем тебе.

    Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.
    Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Наконец ветер стих, а затем и совсем прекратился.

    Тогда солнце выглянуло из-за тучи и добродушно улыбнулось старику. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ. Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелюбие всегда пересилят ярость и принуждение.

    Эзоп был рабом при дворе царя Крёза. Свои бессмертные басни он сочинил в XVI в. до н.э., а их нравственные уроки справедливы и в наши дни.

    (Обсуждение)
    Во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе? Его и человеком - то назвать трудно. Человек на то и человек, чтобы делать добро, потому что добрых людей на Земле гораздо больше, чем злых. 
    У Л.Н. Толстого есть замечательное высказывание:

    “Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра”.

    Каждый ваш хороший поступок - это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

    Как бы жизнь ни летела – Дней своих не жалей, Делай доброе дело

    Ради счастья людей. Чтобы сердце горело,

    А не тлело во мгле, Делай доброе дело - Тем живём на земле

    Слушаем сказку.

    Даром ни одно доброе дело не пропадает. А.Неелова

    Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.

    Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:

    - Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.

    - Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.

    - Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.
    Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:

    - Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.

    И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.
    - Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин; — не останусь я теперь без хлеба.

    Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.

    - Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек.
                  - И я! И я! ИI я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.

    Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.

    Вопросы и задания к сказке:

    • Почему капелька пожалела крестьянина?

    • Какими качествами должен обладать хороший земледелец?

    • Какой была туча — мама добрых капелек? Чему и как она учила своих деток?

    Доброта - стремление человека дать счастье всем людям.

    Делайте добро! Это принесет вам счастье. 

    По качествам, определяющим доброту, человека можно назвать:

    - Добродетельный (высоконравственный);

    - Добродушный (незлобивый, мягкий по характеру);

    - Доброжелательный (желающий добра другому);

    - Добронравный (обладает хорошим нравом, хорошим поведением);

    - Добросердечный (обладает добрым сердцем, ласковый, участливый)

    - Добросовестный (честно выполняет свои обязанности)

      Мне очень хочется, чтобы каждому из вас всегда подходили эти определения.

    3 чтец

       Пусть завтра будет, как вчера, кто сердце не остудит!

    Спешите, день начать с добра, и день ваш добрым будет.

    Пусть только радость входит в дверь – откройте двери эти!

    И горьких не было б потерь совсем на белом свете!

    Пусть чьи-то сбудутся мечты и сгинут все напасти,

    Пусть будет много доброты, пусть будет мир и счастье!


    Завершить классный час хочу словами В.А. Сухомлинского):

    «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем вчера; добрые побуждения ему самому приносят счастье. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Способен желать добра другому только тот, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера. Добрые желания, доброжелательность — главное противоядие от зазнайства, себялюбия. От того, как мы видим другого человека, как мы к нему относимся, зависит мир и покой в нашей душе».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час о доброте " Золотые ключики к сердцам"

     Классный час«Золотые ключики к сердцам»Цели: формирование нравственного знания; развитие у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитание вежливости, внимания, уважения к людям.Краткий ход бесе...

    Классный час "О Доброте и вежливости"

    «Чтобы радость людям дарить,...

    Классный час "Азбука доброты и вежливости"

    Разработка классного часа на очень актуальную тему Доброты и Вежливости....

    Классный час о Доброте

    На классном часе у учащихся формируется ценностная ориентация и способность формулировать нравственные суждения...

    Классный час "Праздник доброты"

    Классный час проводится в 1 - 4 классах....

    Классный час о доброте

    классный час "Доброта"...

    Классный час о доброте

    Классный час в 1 классе  на тему: "Культура мира. Человек среди людей"Цели:ознакомить учащихся с понятием "культура мира" и раскрыть его составляющие;показать значимость  формирования у учен...