Внеклассное мероприятие по математике " В стране Цифирии"
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Сценарий математического праздника «В стране Цифирии».

                    (Сценарий для учеников 1-4 классов)

 

Ведущий: Давайте про цифры мы вспомним, ребята,

                  Не зря ведь они появились когда-то!

                  Огромные числа из цифр составляют.

                  Язык математики все понимают!

Нам кажется, что мы знаем про цифры всё – их выучили даже наши первоклассники. Но, думаю, на нашем празднике «В стране Цифирии» вы всё же сегодня узнаете много нового, чего ещё никогда не слышали.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_strane_tsifirii.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий математического праздника «В стране Цифирии».

                    (Сценарий для учеников 1-4 классов)

Ведущий: Давайте про цифры мы вспомним, ребята,

                  Не зря ведь они появились когда-то!

                  Огромные числа из цифр составляют.

                  Язык математики все понимают!

Нам кажется, что мы знаем про цифры всё – их выучили даже наши первоклассники. Но, думаю, на нашем празднике «В стране Цифирии» вы всё же сегодня узнаете много нового, чего ещё никогда не слышали.

1 ученик: Цифра точно буква О -

                 Это ноль иль ничего.

2 ученик: Вот один иль единица –

                  Очень тонкая, как спица.

3 ученик: Два похожа на гусёнка

                 С длинной шеей, шеей тонкой.

4 ученик: Погляди на цифру три –

                 Точно ласточка, смотри!

5 ученик: Гляди, четыре – это стул,

                  Который я перевернул!

6 ученик: На что похожа цифра пять?

                 На серп, конечно, как не знать!

7 ученик: Цифра шесть – дверной замочек:

                 Сверху крюк, внизу кружочек.

8 ученик: Вот семёрка-кочерга,

                  У неё одна нога.

9 ученик: Цифра восемь так вкусна –

                 Из двух бубликов она.

10 ученик: Девять, как и шесть, вглядись:

                   Только хвост не вверх, а вниз.

Ведущий: Вы думаете, это наши, русские цифры? Нет, в Древней Руси цифры писались буквами: А - 1, В - 2, Г- 3, только сверху ставился специальный значок – титло. А эти цифры придумали в Индии, а мы узнали о них от арабов, поэтому они так и стали называться – арабскими. Сегодня мы и поговорим об арабских цифрах, а ещё о римских (их употребляют и сейчас, когда обозначают века) и о цифрах  Древнего Египта.  

     А чтобы хорошо запомнить их названия, мы так же назовём наши команды: первая команда – «Арабские цифры», вторая команда – «Римские цифры», а третья команда – «Древнеегипетские цифры».

     Ведущий: Каждый класс – команда имела домашнее задание: выбрать какую-нибудь цифру и подготовить физминутку, скороговорку, считалку, где встречается эта цифра, и загадку об этой цифре. В конце праздника мы попробуем догадаться, какую цифру выбрала команда.

     Ведущий: А как люди придумали запись цифр? Оказывается, благодаря пальцам. Посмотрите на арабскую единицу – если убрать носик, получается палочка, палец! Один палец – и цифра «один». А носик получился из-за скорописи: торопились писать, вот и вышел носик.

     Два пальца показывали не вверх, а вбок. А соединение получилось тоже из-за спешки: вышла со временем цифра «два».

     Цифра «три» - это три пальца, тоже смотрящие вбок. Рисовали три пальца, в спешке соединяли – и вышла современная «тройка».

     Ну, а «пять» - это согнутая ладошка с отставленным в сторону большим пальцем. Пять пальцев – цифра «пять». В Древней Руси кисть руки называлась «пясть», вот и получилось «пять» от «пясть».

     Римские цифры тоже появились благодаря пальцам. Посмотрите: «один» - один палец, «два» - два пальца, поднятые вверх, «три» - три пальца. Ну а «пять» - это ладошка с соединёнными четырьмя пальчиками и отодвинутым одним. Покажите римскую цифру «пять»! Молодцы! Для простоты ладонь превратилась в «галочку».  Ну а «десять» записывалась двумя ладошками, одна смотрела вверх, а другая вниз. Проще – «крестик». Покажите римскую «десять». Правильно!

     А как же записать римскую «шесть»? Ребята, а как мы получим шесть, если у нас есть пять? Конечно, добавим один. Вот и римляне к пяти пальцам добавляли один палец. А записывали его с правой стороны. Покажите римскую «шестёрку»!  Палец – справа! Слева не добавляли, а забирали один. Как вы думаете, какая цифра получилась, когда я слева к пяти подставила палец? Верно, цифра «четыре». А что получается, когда я к «десятке» слева один поставлю? («Девять») А справа? (Одиннадцать). Молодцы!

     Каждая команда получает листки с примерами, написанными римскими цифрами, которые надо решить и ответы тоже записать римскими цифрами. Заполненные листки отдаются судьям, которые подсчитывают баллы.

Чтобы немного отдохнуть, команда «Арабские цифры» проведет физминутку. Все встают и повторяют движения.

Физминутка 1 : Мальчик шёл, шёл, шёл

И грибочки нашёл.

Раз грибок, два грибок, три грибок –

Положил их в кузовок!

    Ведущий: Для выполнения второго задания команды строятся  как на уроке физкультуры в «три команды» на линии старта. У финиша рассыпаны карточки с цифрами разного цвета. Команда «Арабские цифры» будет собирать карточки оранжевого цвета, «Римские цифры» - зелёного цвета, «Древнеегипетские» - желтого. Берем по одной карточке и возвращаемся на место. Цифр десять – бегают десять участников. А затем нужно построиться по порядку – от 0 до 9.Построившаяся команда поднимает карточки вверх. Судьи определяют победителей.

     Для отдыха будем отгадывать загадки. В загадках встречаются названия цифр. Услышите название цифры, которая у вас в руках – поднимайте её. А затем отгадывайте загадку. Загадываю поочередно каждой команде. Но с какой же начать? Для этого рассчитаемся. Команда «Арабские цифры», кто у вас подготовил считалку?

     Представитель команды с помощью считалки определяет, какой команде первой отгадывать загадки.

Считалка 1: Мы хотели поиграть,

Ну кому же начинать?

Раз, два, три –

Начинаешь ты!

 Ведущий: Начинает отгадывать загадку команда Римские цифры», а затем другие команды по порядку:

   С подоконника - скок, покатился кружок,

Круглый да румяный, прямо на поляну.

Нам кружок нарисовать – как ноль в тетради написать.

Он от бабушки ушёл – что же это за кружок? Точнее, шарик! (Колобок).

   Стоит Антошка на одной ножке.

Где солнце станет, туда он и глянет. (Подсолнух)

   У него два колеса и седло на раме.

Две педали есть внизу, крутят их ногами. (Велосипед)

   Разных три имеет глаза, но откроет их не сразу.

Если глаз откроет красный – стоп! Идти нельзя, опасно!

Желтый глаз – погоди, а зеленый – проходи! (Светофор)

   Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

   Пятерка братьев неразлучна – им вместе никогда не скучно.

Они работают пером, пилою, ложкой, топором. (Пальцы)

   Черен, да не ворон, рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт.

Летит – жужжит, упадет – землю роет. (Жук)

   Приказало солнце: «Стой,

Семицветный мост крутой!» (Радуга)

   Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк. Попадайте, мухи в шелк! (Паук)

   К девяти, к девяти детям спать пора идти.

А ложимся мы в кровать, нужно сразу крепко (спать).

 (Последняя загадка для всех команд одновременно.) Судьи подсчитывают верные ответы. А мы проведем еще одну физминутку. Пожалуйста, команда «Римские цифры»!

Физминутка 2: Тишина стоит вокруг,

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда-сюда

Делай «раз» и делай «два»!

     Ведущий: Подошла очередь и древнеегипетских цифр. «Один», «два», «три» и так до девяти цифры были в виде пальцев – палочек. «Один» - один палец, «четыре» - четыре пальца-палочки. А вот «десять» уже изображалось в виде подковы. Как вы думаете, какое это число? (Подкова и пять палочек.) Правильно, пятнадцать. А вот большие числа египтяне изображали по-другому.

     Мы немного «погадаем» - попробуем догадаться, какое число обозначала лягушка, палец и другие цифры-иероглифы. На листах вы должны соединить запись числа и египетскую цифру-иероглиф. Заполненные листы отдаются судьям, которые подсчитывают количество правильно угаданных соединений.

     Проверим, насколько точно вы угадали. Завиток – 100, цветок – 1000, палец – 10 000, лягушка – 100 000, человек с поднятыми руками – 1000 000.

Чтобы немного размяться, проведем  третью физминутку. Команда «Древнеегипетские цифры», пожалуйста!

Физминутка 3: Вот семь елочек зеленых –

Столько сделаем наклонов.

Целых семь у нас кружков –

Столько сделаем прыжков.

    Ведущий: А теперь вспомним и скороговорки! Не забудьте, что мы должны узнать цифры команд, будьте внимательны! Какая же команда будет нас учить скороговорке первой? Рассчитаемся! Команда «Римские цифры», ваш представитель со считалкой!

Считалка 2: Эне-бена, два полена.

Спички, печка, дым колечком.

Я подул на уголек,

Выходи-ка, огонек!

     Ведущий: Начинает учить нас скороговорке команда  «Римские цифры».

Скороговорка 1: Сидели на лавочке две Клавочки,

Делили булавочки. (Повторяют несколько раз, чтобы выучить).

Ведущий: А какая команда нас учит скороговорке следующей? Рассчитаемся! Представитель команды «Древнеегипетские цифры, ваша считалка!

Считалка 3: Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь!

Пойду каши я поем.

Вы ж пока считайте,

Кому водить, гадайте!

Ведущий: Учит нас скороговорке команда «Арабские цифры»!

Скороговорка 2: Раз, два, три, повтори!

Враг не друг, у ног нет рук,

У рук нет ног и весь стишок!

Ведущий: Последней скороговорке учит нас команда «Древнеегипетские цифры»».

Скороговорка 3: Сидели, свистели семь свиристелей.

Ведущий: Пока судьи оценивают наших «учителей скороговорок», мы будем отгадывать, какая же цифра была в каждой команде? Есть предположения? А чтобы уточнить, послушаем загадки каждой команды.

     Команда «Арабские цифры»!

Загадка 1: Это – месяц дугой.

Ниже – месяц другой.

А теперь – посмотри:

Получилась цифра…( Хором: Три!)

     Команда «Римские цифры»!

Загадка 2: Вид её – как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А её лентяи – нет. (Два)

     Команда «Древнеегипетские цифры»!

Загадка 3: Цифра – острая коса.

Коси, коса, пока остра! (Семь).

     Ведущий: Молодцы, вы были внимательны и правильно угадали цифры команд. Судьи подвели итоги и сейчас назовут, какая команда заняла первое, какая второе, а какая – третье место. (Слово – судьям.)

     Ведущий: Я тоже присоединяюсь к поздравлениям и хочу узнать, запомнили вы, какие же цифры у нас называются «арабскими», какие «римскими», а какие – «древнеегипетскими»? Команды, возьмите изображения «своих» цифр и покажите их! Молодцы, спасибо за активное участие в празднике «В стране Цифирии»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие в страну Мультипотамию"

Внеклассное мероприятие проводится с учащимися 2-4 классов. Мероприятие проводится в форме соревнований. Занятие содержит математические загадки, веселые задачи, ребусы, игры....

Внеклассное мероприятие по математике "В стране Цифирия"

Данная разработка внекласного занятия по математике позволяет  прививать интерес к урокам математики, развивать логическое мышление у обучающихся....

Внеклассное мероприятие по математике "В стране Цифирия"

Данная разработка внекласного занятия по математике позволяет  прививать интерес к урокам математики, развивать логическое мышление у обучающихся....

внеклассное мероприятие по математике "Страна математики"

внеклассное мероприятие по математике...

Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие в страну Математика"

Материал внеклассного мероприятия предназначен для 3 класса коррекционной школы....

Внеклассное мероприятие по математике 3-4 класс "Путешествие в страну Математики"

Конспект и презентация про внеклассному мероприятию по математике для 3-4 классов "Путешествие в страну Математики"...