Внеклассное мероприятие по математике " В стране Цифирии"
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Сценарий математического праздника «В стране Цифирии».
(Сценарий для учеников 1-4 классов)
Ведущий: Давайте про цифры мы вспомним, ребята,
Не зря ведь они появились когда-то!
Огромные числа из цифр составляют.
Язык математики все понимают!
Нам кажется, что мы знаем про цифры всё – их выучили даже наши первоклассники. Но, думаю, на нашем празднике «В стране Цифирии» вы всё же сегодня узнаете много нового, чего ещё никогда не слышали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_strane_tsifirii.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий математического праздника «В стране Цифирии».
(Сценарий для учеников 1-4 классов)
Ведущий: Давайте про цифры мы вспомним, ребята,
Не зря ведь они появились когда-то!
Огромные числа из цифр составляют.
Язык математики все понимают!
Нам кажется, что мы знаем про цифры всё – их выучили даже наши первоклассники. Но, думаю, на нашем празднике «В стране Цифирии» вы всё же сегодня узнаете много нового, чего ещё никогда не слышали.
1 ученик: Цифра точно буква О -
Это ноль иль ничего.
2 ученик: Вот один иль единица –
Очень тонкая, как спица.
3 ученик: Два похожа на гусёнка
С длинной шеей, шеей тонкой.
4 ученик: Погляди на цифру три –
Точно ласточка, смотри!
5 ученик: Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул!
6 ученик: На что похожа цифра пять?
На серп, конечно, как не знать!
7 ученик: Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
8 ученик: Вот семёрка-кочерга,
У неё одна нога.
9 ученик: Цифра восемь так вкусна –
Из двух бубликов она.
10 ученик: Девять, как и шесть, вглядись:
Только хвост не вверх, а вниз.
Ведущий: Вы думаете, это наши, русские цифры? Нет, в Древней Руси цифры писались буквами: А - 1, В - 2, Г- 3, только сверху ставился специальный значок – титло. А эти цифры придумали в Индии, а мы узнали о них от арабов, поэтому они так и стали называться – арабскими. Сегодня мы и поговорим об арабских цифрах, а ещё о римских (их употребляют и сейчас, когда обозначают века) и о цифрах Древнего Египта.
А чтобы хорошо запомнить их названия, мы так же назовём наши команды: первая команда – «Арабские цифры», вторая команда – «Римские цифры», а третья команда – «Древнеегипетские цифры».
Ведущий: Каждый класс – команда имела домашнее задание: выбрать какую-нибудь цифру и подготовить физминутку, скороговорку, считалку, где встречается эта цифра, и загадку об этой цифре. В конце праздника мы попробуем догадаться, какую цифру выбрала команда.
Ведущий: А как люди придумали запись цифр? Оказывается, благодаря пальцам. Посмотрите на арабскую единицу – если убрать носик, получается палочка, палец! Один палец – и цифра «один». А носик получился из-за скорописи: торопились писать, вот и вышел носик.
Два пальца показывали не вверх, а вбок. А соединение получилось тоже из-за спешки: вышла со временем цифра «два».
Цифра «три» - это три пальца, тоже смотрящие вбок. Рисовали три пальца, в спешке соединяли – и вышла современная «тройка».
Ну, а «пять» - это согнутая ладошка с отставленным в сторону большим пальцем. Пять пальцев – цифра «пять». В Древней Руси кисть руки называлась «пясть», вот и получилось «пять» от «пясть».
Римские цифры тоже появились благодаря пальцам. Посмотрите: «один» - один палец, «два» - два пальца, поднятые вверх, «три» - три пальца. Ну а «пять» - это ладошка с соединёнными четырьмя пальчиками и отодвинутым одним. Покажите римскую цифру «пять»! Молодцы! Для простоты ладонь превратилась в «галочку». Ну а «десять» записывалась двумя ладошками, одна смотрела вверх, а другая вниз. Проще – «крестик». Покажите римскую «десять». Правильно!
А как же записать римскую «шесть»? Ребята, а как мы получим шесть, если у нас есть пять? Конечно, добавим один. Вот и римляне к пяти пальцам добавляли один палец. А записывали его с правой стороны. Покажите римскую «шестёрку»! Палец – справа! Слева не добавляли, а забирали один. Как вы думаете, какая цифра получилась, когда я слева к пяти подставила палец? Верно, цифра «четыре». А что получается, когда я к «десятке» слева один поставлю? («Девять») А справа? (Одиннадцать). Молодцы!
Каждая команда получает листки с примерами, написанными римскими цифрами, которые надо решить и ответы тоже записать римскими цифрами. Заполненные листки отдаются судьям, которые подсчитывают баллы.
Чтобы немного отдохнуть, команда «Арабские цифры» проведет физминутку. Все встают и повторяют движения.
Физминутка 1 : Мальчик шёл, шёл, шёл
И грибочки нашёл.
Раз грибок, два грибок, три грибок –
Положил их в кузовок!
Ведущий: Для выполнения второго задания команды строятся как на уроке физкультуры в «три команды» на линии старта. У финиша рассыпаны карточки с цифрами разного цвета. Команда «Арабские цифры» будет собирать карточки оранжевого цвета, «Римские цифры» - зелёного цвета, «Древнеегипетские» - желтого. Берем по одной карточке и возвращаемся на место. Цифр десять – бегают десять участников. А затем нужно построиться по порядку – от 0 до 9.Построившаяся команда поднимает карточки вверх. Судьи определяют победителей.
Для отдыха будем отгадывать загадки. В загадках встречаются названия цифр. Услышите название цифры, которая у вас в руках – поднимайте её. А затем отгадывайте загадку. Загадываю поочередно каждой команде. Но с какой же начать? Для этого рассчитаемся. Команда «Арабские цифры», кто у вас подготовил считалку?
Представитель команды с помощью считалки определяет, какой команде первой отгадывать загадки.
Считалка 1: Мы хотели поиграть,
Ну кому же начинать?
Раз, два, три –
Начинаешь ты!
Ведущий: Начинает отгадывать загадку команда Римские цифры», а затем другие команды по порядку:
С подоконника - скок, покатился кружок,
Круглый да румяный, прямо на поляну.
Нам кружок нарисовать – как ноль в тетради написать.
Он от бабушки ушёл – что же это за кружок? Точнее, шарик! (Колобок).
Стоит Антошка на одной ножке.
Где солнце станет, туда он и глянет. (Подсолнух)
У него два колеса и седло на раме.
Две педали есть внизу, крутят их ногами. (Велосипед)
Разных три имеет глаза, но откроет их не сразу.
Если глаз откроет красный – стоп! Идти нельзя, опасно!
Желтый глаз – погоди, а зеленый – проходи! (Светофор)
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Пятерка братьев неразлучна – им вместе никогда не скучно.
Они работают пером, пилою, ложкой, топором. (Пальцы)
Черен, да не ворон, рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – жужжит, упадет – землю роет. (Жук)
Приказало солнце: «Стой,
Семицветный мост крутой!» (Радуга)
Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк. Попадайте, мухи в шелк! (Паук)
К девяти, к девяти детям спать пора идти.
А ложимся мы в кровать, нужно сразу крепко (спать).
(Последняя загадка для всех команд одновременно.) Судьи подсчитывают верные ответы. А мы проведем еще одну физминутку. Пожалуйста, команда «Римские цифры»!
Физминутка 2: Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда
Делай «раз» и делай «два»!
Ведущий: Подошла очередь и древнеегипетских цифр. «Один», «два», «три» и так до девяти цифры были в виде пальцев – палочек. «Один» - один палец, «четыре» - четыре пальца-палочки. А вот «десять» уже изображалось в виде подковы. Как вы думаете, какое это число? (Подкова и пять палочек.) Правильно, пятнадцать. А вот большие числа египтяне изображали по-другому.
Мы немного «погадаем» - попробуем догадаться, какое число обозначала лягушка, палец и другие цифры-иероглифы. На листах вы должны соединить запись числа и египетскую цифру-иероглиф. Заполненные листы отдаются судьям, которые подсчитывают количество правильно угаданных соединений.
Проверим, насколько точно вы угадали. Завиток – 100, цветок – 1000, палец – 10 000, лягушка – 100 000, человек с поднятыми руками – 1000 000.
Чтобы немного размяться, проведем третью физминутку. Команда «Древнеегипетские цифры», пожалуйста!
Физминутка 3: Вот семь елочек зеленых –
Столько сделаем наклонов.
Целых семь у нас кружков –
Столько сделаем прыжков.
Ведущий: А теперь вспомним и скороговорки! Не забудьте, что мы должны узнать цифры команд, будьте внимательны! Какая же команда будет нас учить скороговорке первой? Рассчитаемся! Команда «Римские цифры», ваш представитель со считалкой!
Считалка 2: Эне-бена, два полена.
Спички, печка, дым колечком.
Я подул на уголек,
Выходи-ка, огонек!
Ведущий: Начинает учить нас скороговорке команда «Римские цифры».
Скороговорка 1: Сидели на лавочке две Клавочки,
Делили булавочки. (Повторяют несколько раз, чтобы выучить).
Ведущий: А какая команда нас учит скороговорке следующей? Рассчитаемся! Представитель команды «Древнеегипетские цифры, ваша считалка!
Считалка 3: Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь!
Пойду каши я поем.
Вы ж пока считайте,
Кому водить, гадайте!
Ведущий: Учит нас скороговорке команда «Арабские цифры»!
Скороговорка 2: Раз, два, три, повтори!
Враг не друг, у ног нет рук,
У рук нет ног и весь стишок!
Ведущий: Последней скороговорке учит нас команда «Древнеегипетские цифры»».
Скороговорка 3: Сидели, свистели семь свиристелей.
Ведущий: Пока судьи оценивают наших «учителей скороговорок», мы будем отгадывать, какая же цифра была в каждой команде? Есть предположения? А чтобы уточнить, послушаем загадки каждой команды.
Команда «Арабские цифры»!
Загадка 1: Это – месяц дугой.
Ниже – месяц другой.
А теперь – посмотри:
Получилась цифра…( Хором: Три!)
Команда «Римские цифры»!
Загадка 2: Вид её – как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи – нет. (Два)
Команда «Древнеегипетские цифры»!
Загадка 3: Цифра – острая коса.
Коси, коса, пока остра! (Семь).
Ведущий: Молодцы, вы были внимательны и правильно угадали цифры команд. Судьи подвели итоги и сейчас назовут, какая команда заняла первое, какая второе, а какая – третье место. (Слово – судьям.)
Ведущий: Я тоже присоединяюсь к поздравлениям и хочу узнать, запомнили вы, какие же цифры у нас называются «арабскими», какие «римскими», а какие – «древнеегипетскими»? Команды, возьмите изображения «своих» цифр и покажите их! Молодцы, спасибо за активное участие в празднике «В стране Цифирии»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие в страну Мультипотамию"
Внеклассное мероприятие проводится с учащимися 2-4 классов. Мероприятие проводится в форме соревнований. Занятие содержит математические загадки, веселые задачи, ребусы, игры....
Внеклассное мероприятие по математике "В стране Цифирия"
Данная разработка внекласного занятия по математике позволяет прививать интерес к урокам математики, развивать логическое мышление у обучающихся....
Внеклассное мероприятие по математике "В стране Цифирия"
Данная разработка внекласного занятия по математике позволяет прививать интерес к урокам математики, развивать логическое мышление у обучающихся....
внеклассное мероприятие по математике "Страна математики"
внеклассное мероприятие по математике...
Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие в страну Математика"
Материал внеклассного мероприятия предназначен для 3 класса коррекционной школы....
Внеклассное мероприятие по математике 3-4 класс "Путешествие в страну Математики"
Конспект и презентация про внеклассному мероприятию по математике для 3-4 классов "Путешествие в страну Математики"...