Классный час "Твои права и обязанности"
классный час (1 класс) на тему

Паршина Татьяна Петровна

Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с основным документом “Всеобщей декларацией прав человека”, отражающей права ребенка в обществе;
  • научить правилам ведения дискуссий, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения;
  • воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности;
  • определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и обществе;
  • развивать познавательные способности детей, их кругозор. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_tvoi_prava_i_obyazannosti.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Твои права и обязанности"

Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с основным документом “Всеобщей декларацией прав человека”, отражающей права ребенка в обществе;
  • научить правилам ведения дискуссий, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения;
  • воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности;
  • определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и обществе;
  • развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Ход мероприятия:

  Однажды Маленький Человечек нашел в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась “Всеобщая декларация прав человека”, она была принята ещё 20 ноября 1959 года. В ней говорилось о том, что все люди должны относиться друг к другу с уважением. Но у кого он не спрашивал, никто в городе даже не слышал о правах человека. Давайте познакомимся с этой книгой.

Все люди рождаются свободными и равными. Все имеют одинаковое достоинство и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу, как братья и сестры.

Это слова из “Всеобщей Декларации прав человека”. Она написана для того, чтобы люди знали свои права.

 Рождаться равными – значит рождаться людьми. Ведь никто ещё не появлялся на свет Министром с портфелем или генералом с погонами.

 А ещё в “Конвенции ООН о правах ребенка” сказано:

Все люди имеют право собираться и вместе организовывать группы и союзы.

Такие группы – это же наши классы. Наши родители привели нас в школу и записали к учителю, которого они выбрали по собственному желанию.

Наверное, ребята, у вас возник вопрос, почему же Декларация называется всеобщей? Она называется “всеобщей, так как написана для всех. Давайте вспомним, знакомые с детства произведения и рассмотрим на примерах ваши права приближенные к жизни современного школьника. В старые годы считали, что ребёнок без битья не выучится и что хорошие манеры и воспитанность надо вколачивать розгой, силой. Но теперь уже все поняли, что можно и нужно учить и воспитывать детей добром. Я приведу вам сказочный пример:

“Ничего-ничего,– сказала фрёкен Бок, – у меня и дети и собаки быстро становятся шёлковыми”.

– Вспомните, какое имя придумал Малыш для этой Фрёкен Бок?

Учащиеся: Домомучительница.

 Учитель, воспитатель должны уважать детей, быть добрыми и терпеливыми. Если ребенок плохо учится или шалит, его нельзя оскорблять, а тем более – бить.

(На доске появляется новое положение.)

Нельзя учить и поддерживать дисциплину в школе жестокостью и унижениями.

     Я хочу рассказать вам о маленьком мальчике, который жил когда-то в Дании. Он был, по мнению окружающих, странным, а ещё неуклюжий и длинный и некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чём-то своём. В мечтах путешествовал по разным удивительным странам, не замечая, что все над ним смеются. Потом мальчик вырос, но остался в душе всё тем же странным ребенком. Теперь его имя знает весь мир. Его зовут Ганс Христиан Андерсен. Эту сказку Андерсен писал, вспоминая свое детство. Вот и этого утенка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще – чужим, щипали и били, гнали отовсюду… А он просто был не такой, как все. Зато когда он вырос, он стал…кем?

Учащиеся: Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя.

(На доске появляется надпись)

Ребенок не обязан быть “как все”.

   Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки! Значит, когда ты ходишь в школу ты помогаешь своей стране выполнять Конвенцию. Сейчас я приведу пример из знакомой вам сказки. А вы отгадайте, что это за сказка и ответьте на мой вопрос. Папа Карло купил “Азбуку” с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу. А вот Буратино куда пошел?

Учащиеся: Эта сказка называется “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Её автор А. Толстой.

 Ведь в Конвенции  сказано:

Все дети должны учиться, чтобы быть грамотными, умелыми, воспитанными.

 А давайте вспомним еще одну забавную сказку С. Михалкова.

– Сейчас же отопри дверь, – прорычал Волк, – а не то я её выломаю! 

– Дом поросенка – это его крепость, – сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.

Учащиеся: Это сказка “Три поросенка”.

    Кто в этой сказке нарушил Конвенцию?

Учащиеся: Конечно, волк!

  Никто не имеет права заставить тебя открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты главнее любого из них! Никому не позволено силой врываться  в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности. Вот строки Конвенции, подтверждающие сказанное:

Ребенок имеет право спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяином, как мама и папа.

Бывает, что детей приходиться спасать от землетрясения, наводнения, от войны. Из опасного места их могут увезти далеко, иногда даже в другие страны. Но потом эти страны должны помочь родителям и детям отыскать друг друга. Если дети едут к родителям, государства должны пропустить их через свои границы. Послушайте следующий сказочный пример: “Из бедного, скромного домика бабушки снежная Королева увезла маленького Кая в свой огромный ледяной дворец. Она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу. Кто знает. Может быть, она хотела мальчику добра?” Как вы думаете, имела ли она право увозить Кая из родного дома? Что это за сказка и кто её автор?

Учащиеся: Это сказка “Снежная Королева”, её автор Ганс Христиан Андерсен.

Ученик: А вот что говориться об это в Конвенции:

Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать.

  Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и всё, что думает, – высказать и даже напечатать. И не надо ему говорить: “Мал ещё, помалкивай!” Ну и что, что мал, ведь бывает, и взрослые ошибаются! А в Конвенции так записано: ребенок может свободно выражать свое мнение. Правда, там добавлено: если при этом он никого не оскорбляет и не ругается плохими словами.

Видите, не любят все страны – Члены Организации Объединенных Наций, когда дети грубят и ругаются!

Ученик: И на этот случай у вас есть пример?

Конечно. Кто в сказке Г.Х. Андерсена “Голый король” не боялся сказать королю правду?

Учащийся: Это был ребенок. А более точно это сформулировано так:

Ребенок имеет право на свое собственное мнение.

Ученик: И может быть, у людей, которые знают свои права и чувствуют себя свободными, распрямляются плечи, появляется красивая осанка… И маленькие люди постепенно превращаются в Больших. Может кто-то скажет, что это невозможно.

 А я ещё раз повторю, что каждый может иметь собственное мнение. Но, так или иначе, кроме прав у каждого человека есть и обязанности. И это тема нашего следующего разговора. Накануне каждому классу было дано задание самостоятельно придумать памятку: “Как должен вести себя ученик с учеником” и “Как должен относиться учитель к ученику”. Посмотрим, что же у нас получилось.

Ученики: 1. В классе ученики должны относиться друг к другу с уважением, помогать друг к другу.

2. Каждый ученик-это личность, у которого свой характер, свои интересы. Поэтому ученики должны помнить об этом.

3. При возникновении конфликтов, все проблемы надо решать за столом переговоров.

4. Отношения учителя и ученика являются одними из самых важных. К каждому ученику должен быть индивидуальный подход.

5. Атмосфера на уроках должна быть дружеская. Учитель должен заинтересовать учеников.

6. Главное учитель не должен унижать достоинства ученика.

Вы молодцы, и составленные вами правила поведения еще раз доказывают – вы правильно понимаете, что можно отнести к правам и обязанностям человека. Я уверена, что сегодняшний разговор не прошёл даром, и каждый из вас поговорит об этом дома с родителями и в кругу друзей.

Литература:

  1. Методические рекомендации Министерства образования и науки Красноярского края по проведению урока «Права человека»
  2. Основы правовых знаний: учебник для 8–9кл. В 2-х книгах Кн.1./С.И.Володина, А.М.Полиевктова, Е.М.Ашмарина и др. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004 г.
  3. Хорошенкова А.В. Основы права: элективный курс по изучению правовых дисциплин. – Волгоград: Издательство «Панорама», 2006 г.
  4. Права вашего ребенка. Под ред. А.Б.Суслова. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005 г.
  5. Права ребенка: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  6. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 9классов, их родителей и учителей. – М.: научно-внедренческий Центр «Гражданин», 1999 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кл.час "Твои права и обязанности"

Материал знакомит учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребёнка....

классный час "Твои права и обязанности"

Данный классный час помогает ребятам осознать единство своих прав и обязанностей....

твои права и обязанности

Статья отнесена к разделу: Внеклассная работаЦель:закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;обобщить знания детей об основных правах ребёнка;научить детей прим...

Классный час "Твои права и обязанности"

Разработка классного часа , на котором ребята вместе с хорошо знакомыми сказочными героями, познакомятся с правами и обязанностями граждан РФ....

Беседа на тему: "Твои права и обязанности"

Обеспечивать воспитание нравственности и правовой культуры, формировать уважительное отношение к людям, окружающему миру, юридическим нормам, справедливости...

Презентация для учащихся начальной школы "Твои права и обязанность"

Данная презентация создана учащимися 8 - х классов для открытого внеурочного занятия в начальной школе, в 4-м классе....