Я – водитель велосипеда
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Я – водитель велосипеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Я – водитель велосипеда73 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

для учащихся 4 класса

«Я – водитель велосипеда».

Цели занятия:

Образовательные: познакомить обучающихся с историей создания велосипеда, разнообразием видов велосипедов, ПДД для велосипедистов, с безопасными местами езды на велосипедах.

Развивающие: развитие познавательного интереса по средством применения ИКТ; осознание проблемы опасности для жизнедеятельности при несоблюдении правил дорожного движения; расширение кругозора обучающихся.

Воспитательные: привитие навыков культуры безопасности на дорогах, умения оценивать степень риска на дороге.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран.

Форма проведения: классный час с применением ИКТ.

Продолжительность: 40 мин.

Класс: 4 класс.

Медиапродукт: 

- презентация  Power Point   « Я – водитель велосипеда»

- Мультфильмы «Смешарики. Азбука Безопасности».

- Зрительная гимнастика «Тренажер Базарного»

Подготовительный этап:

       1.Формирование творческих групп.

       2. Домашнее задание группам: 1 группа «История  велосипеда », 2 группа «Виды  

           велосипедов », 3 группа «Устройство  велосипеда »,  всем посмотреть  «Правила

           движения на  велосипеде ».

       3. Подготовка материалов презентации.

       4.Тест.

       5.Фонограмма песни "Кручу педали, кручу" из м/ф «Прогулка кота Леопольда»

6.Правила-советы езды по городу на  велосипеде .

Ход занятия.

1. Организационный момент.

       Мы с вами  снова в « Школе дорожных наук». Прежде, чем отправиться в дальнейшее путешествие, проведем разминку – минутку безопасности  “Что я знаю о правилах поведения на дорогах?” (актуализация имеющихся знаний).

Игра-разминка «Подскажи словечко»

1) Заучи закон простой:
Красный свет зажегся … (стой)
2) Жёлтый скажет пешеходу:
Приготовься к … (переходу )
3) А зеленый впереди
Говорит он всем - … (иди)
4) Кто в большой – большой мороз 
Никогда не прячет нос?
Кто ответит без запинки
Как вам улицу найти?
Как дорогу перейти?
На вопрос любой
Вам ответит … (постовой)
5) В школе вы – ученики,
А в театре – зрители,
А в музее, в зоопарке
Все мы – посетители.
А  на улицу, коль вышел,
Знай, приятель, наперед:
Всех названий стал ты выше,
Стал ты сразу - … (пешеход)
6) Есть подземный, и надземный,
И похожий есть на зебру.
От машин тебя спасет
Твой помощник ... (переход) 
7) И, шагая по дорогам,
Не забудьте, малыши, 
Тротуары – пешеходам,
Остальное – для … (машин).
8)  И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с … стороны (правой)
9)   Если едешь ты в трамвае,
А  вокруг тебя народ, 
Не толкаясь, не зевая
Проходи скорей ….(вперед).

  ΙΙ. Основная часть.

           Минутка безопасности, нам дала возможность узнать, что же мы знаем о правилах дорожного движения. Дело в том, что мы все чаще узнаем печальную статистику о ДТП с участием детей. Знание правил дорожного движения – одно из основных путей сохранения жизни и здоровья.  Молодцы!

             А теперь отгадайте  мою загадку и подумайте, о чем мы будем сегодня говорить в

 « Школе дорожных наук»:

Не похож я на коня
А седло есть у меня.
Спицы есть, но они, признаться,
Для вязанья не годятся!
Не будильник, не трамвай
Но звоню я, так и знай! (велосипед)

1.Сообщение темы и цели занятия: “Я – водитель велосипеда». (СЛАЙД № 1)

2.Экскурс в историю.

А) Слово предоставляется группе «Историки»

(СЛАЙД № 2 -4 )

Слово “велосипед” значит “быстроног” – очень популярное средство передвижения у детей. Изобретением первой самоходной тележки был лесничий князя Бадемского, офицер барон Дрез. У барона была большая страсть к механике. Однажды Дрез смастерил и поехал верхом по улице верхом на узкой деревянной скамеечке с двумя тяжелыми колесами. Ногами Дрез отталкивался от земли, разгонялся, и несколько секунд тяжелая тележка катилась сама. Через два года, в 1815 году, в газетах появилось сообщение, что механик Дрез ездит на своей “машине”. Увидев это изобретение, император Александр I одобрил это изобретение и Дрезу присвоили звание профессора механики.

Первый двухколесный велосипед был изобретен в России в 1801 году мастером Артамоновым. И назывался САМОКАТОМ. Он был сделан полностью из железа, весил 40 кг и сам катился, если, конечно, седок крутил педали, приделанные к большому переднему колесу.

Гениальный изобретатель Кулибин также занимался решением подобной задачи. В 1791 году он изготовил повозку, два колеса которой с помощью ножных рычагов крутил водитель, стоящий на запятках повозки. Она могла вести трех седоков. Правда довольно медленно.

В одной из французских мастерских механик Пьер Мишо в 1855 году приделал к переднему колесу пару педалей точно так, как сейчас устанавливают педали в трехколесных детских велосипедах. Сразу обнаружилось много новых возможностей. Машина не падала и не опрокидывалась. Седок поддерживал равновесие: колеса вертелись, как гигантские волчки. Мишо окрестил его велосипедом. Но американцы величали ее “костотрясом”. Машина была тряской, тяжелой, имела непомерный тугой ход.

Изобретатели принялись облегчать велосипед. В 1897 году велосипед снабдили последним серьезным усовершенствованием – механизмом свободного хода. С тех пор велосипедисты могут отдыхать, не слезая с велосипеда. Достаточно разогнаться, а дальше можно ехать, не вращая педали. Велосипед будет ехать по инерции, конечно не очень долго.

Так велосипед стал велосипедом в его нынешнем виде. Слов нет, долгий путь. Но зато изобретение получилось на славу.

К 1920 году велосипед стал основным транспортным средством для рабочих, служащих, почтальонов и врачей. Велосипед – значит “быстроног”. Современные велосипеды полностью оправдывают это название.

Б) Слово предоставляется группе «Инженеры». Устройство велосипеда. (СЛАЙД № 5)

Основная часть велосипеда, к которой крепятся все остальные его части (рама).

Часть велосипеда, изобретенная в древности в Ираке (колесо). Сколько их у велосипеда?

Часть велосипедного колеса (спица).

Часть велосипеда, передающая усилия от ног к колесам (педали).

Сидение велосипеда (седло).

Часть велосипеда, при помощи которой велосипед поворачивает налево или направо (руль).

Водитель велосипеда (велосипедист).

Уход за велосипедом.

– Велосипед надо ежедневно осматривать. Обращать внимание на колеса, не спущена ли они. Проверять цепь и спицы, тормоза. Смазывать два раза в сезон машинным маслом.


В) Слово предоставляется группе «Статисты». Какие бывают велосипеды.

(СЛАЙД № 6)

Велосипедов существует много, и они очень разные:

– дорожный велосипед предназначен для поездок по обычным дорогам. Он удобный, но не очень быстрый. Такой имеется почти у всех ребят;
– шоссейный велосипед – для поездок на дальние расстояния по шоссе, он легкий и быстрый;
– горный велосипед – для поездок по бездорожью, для спуска с гор. Он крепкий и надежный;
– туристический велосипед и складной – удобные для путешествий, которые можно взять с собой, легко сложив его пополам;
– гоночный велосипед – для спортивных велогонок;
тандем – это велосипед для двух или трех человек, с сиденьями для каждого;
– водный велосипед – на нем можно плыть по воде, крутя педали, как на катамаране;
– одноколесный велосипед – нужен в цирке для трюков. Кажется. Что трюкач сидит на самом колесе. А клоунский велосипед ездит и вперед, и назад. На нем смешат публику клоуны в цирке;
– железнодорожный велосипед – это четырехколесная тележка с педалями для движения по рельсам. Такие велосипеды используют на закрытых живописных железнодорожный линиях для развлечения туристов.

3). Физкультминутка. (СЛАЙД №7)

Чтобы быть внимательным велосипедистом, надо иметь хорошее зрение. А чтобы наши глазки отдохнули, сделаем гимнастику для глаз. Упражнения для профилактики близорукости.  (Приложение Зрительная гимнастика)

4). Чтобы ваш летний отдых прошёл без происшествий, а велосипед стал вашим другом, мы вместе составим правила юного велосипедиста. (СЛАЙД № 8 -12)

Юные велосипедисты, наша игра начинается! 
И сейчас, ребята, посмотрим, как вы выполнили  своё домашнее задание.

Учитель: Сегодня есть велосипеды на любой вкус – детские, женские, складные, дорожные, спортивные. Но правила безопасности одинаковые для всех велосипедистов. 
Эти правила надо твёрдо знать и соблюдать, ведь велосипед — не просто игрушка, а реальное транспортное средство. 
Итак, первое наше правило.

ЗАПОМНИ,  а дети продолжают: Велосипед — это вид транспорта) 

Учитель: Чтобы избежать неприятностей и травм при поездке на велосипеде, вам предстоит выполнить несколько заданий и составить правила езды на велосипеде. Возьмите свой конверт и выполните задание. 
Все команды выполняют задания одновременно.(В это время включаю песню из мульфильма «Кот Леопольд». А потом выступают по очереди. 

Задание для 1 команды. Подберите одежду для велосипедиста. Объясните свой выбор. 
 (в конверте — рисованные куклы девочек и мальчиков и различные виды одежды) 

Учитель: Какое правило мы можем вывести из выступления команды 1? 
(на доске появляется слово ОДЕВАЙСЯ, а дети говорят: «Для езды на велосипеде по-спортивному») 

Задание для 2 команды. Велосипедист – ваш ровесник, выберите для него места катания. 
(в конверте карточки со словами: ДОРОГА, СТАДИОН, ДВОР, ТРОТУАР, ГАЗОН, ПАРК) 

Учитель: Выводим следующее правило. 
(на доске появляется слово КАТАЙСЯ, а дети говорят: «На велосипеде на стадионе, в парке, во дворе»)

Задание для 3 команды. Из этих дорожных знаков выберите те, которые предназначены для велосипедистов. Дайте им характеристику. (в конверте знаки «Велосипедная дорожка», «Движение велосипедистов запрещено», «Движение запрещено») 

Учитель: Ещё одно правило! 
(на доске появляется слово ВЫУЧИ, а дети говорят: «Дорожные знаки велосипедиста») 

Ситуация 1. Вы катаетесь на велосипеде и видите старого друга. Он стоит на другой стороне улицы, радостно машет рукой и кричит: «Езжай сюда, будем кататься в моём дворе!» Ваши действия? Объясните их. 

Ситуация 2. Вы катаетесь на велосипеде. К вам подходит одноклассница и просит: «Покатай меня, пожалуйста, на велосипеде!» Ваш ответ, ваши действия? Объясните их. 

Ситуация 3. Ваш друг катается на велосипеде. Он решил показать вам своё мастерство, отпустил руки с руля, снял ноги с педалей. Чем может закончиться такая езда? 

(Ребята готовятся в командах, потом рассказывают о своей ситуации) 

Учитель: Какой же пункт мы можем добавить к нашим правилам? 

(на доске появляется слово ЗАПРЕЩАЕТСЯ, а дети говорят: «Перевозка пассажиров, езда по дороге и пересечение дорог, езда «без рук и ног»») 

Учитель: Итак, ребята, давайте вспомним ещё раз все правила, которые мы вывели. 
 
(СЛАЙД № 13)

до 14-летнего возраста нельзя ездить на велосипеде по дорогам и улицам.
ЗНАЙ:  Велосипед  — это вид транспорта 
ОДЕВАЙСЯ: Для езды на  велосипеде  по-спортивному 
КАТАЙСЯ: На  велосипеде  на стадионе, в парке, во дворе 
ВЫУЧИ: Дорожные знаки велосипедиста 
ЗАПРЕЩАЕТСЯ: Перевозка пассажиров, езда по дороге и пересечение дорог, езда «без рук и ног» 

ΙΙΙ. Заключительная часть. Рефлексия: “Экзамен для велосипедистов”

(СЛАЙД №  14 - 20 )

1. Что является отличительным признаком велосипеда от других транспортных средств?

Количество колес.

Отсутствие какого-либо двигателя

Масса

2. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе:

12 лет

14 лет

8 лет

16 лет

3. Является ли пешеходом лицо, ведущее  велосипед  по дороге?

Да

Нет, он водитель.

 4 . Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта велосипедиста, то его действие распространяется:

Только на велосипедистов

Только на велосипедистов и пешеходов

Только на велосипедистов и маршрутные транспортные средства.

5. Разрешается ли перевозить пассажиров на  велосипеде?

да

Нет

Да, только ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками.

6. Сигналу правого поворота велосипедиста соответствует:

Поднятая вверх правая рука

Вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх.

7. Сигналу торможения велосипедиста соответствует:

Вытянутая в сторону правая рука

Вытянутая в сторону левая рука

поднятая вверх левая или правая рука.

Ответы. 1-2; 2-2; 3-1;  4 -1; 5-3; 6-2; 7-3. (СЛАЙД № 21)

Вывод: Ребята помните! Велосипед – удобный и очень распространенный вид транспорта для передвижения. Но это и опасный вид транспорта, если не соблюдать культуру безопасности на дороге. Поэтому к велосипедистам предъявляются повышенные требования в части знания правил дорожного движения. Помните эти правила, соблюдайте и вы не будете виновниками дорожно-транспортных происшествий.

В заключение нашего занятия посмотрим небольшие мультфильмы  «Смешарики» (СЛАЙД № 22) 

(Приложения: мульфильмы «Где кататься», «гонки с препятствиями»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка Рекомендации водителям и родителям

Рекомендации водителям и родителям...

Классный час на тему "Если становишься водителем".

Конспект  внеурочного занятия в 4 классе....

Занятие по 10-часовой программе по ПДД "Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств"

Занятие по ПДД можно использовать в начальной школе при изучении сигналов, подаваемых водителями автомобилей, специального транспорта, велосипедов....

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе «УМК «Школа России».Тема: Когда изобрели велосипед? (История и применение велосипеда)

Технологическая карта урока поможет учителю провести урок в 1 классе по теме: "Когда изобрели велосипед?  (История и применение велосипеда)" в соответствии с требованиями ФГОС....

Велосипед, как средство здорового образа жизни.Устройство велосипеда.

История появления велосипедов уходит в далекое прошлое. Велосипед является одним из экологически чистым видом транспорта и по статистике ООН - одним из самых распостраненных. Только в Китае и Японии п...

Технологическая карта урока: «История появления и усовершенствования велосипеда. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде».

Цель: уточнение знаний об устройстве велосипеда; ознакомление с историей и разнообразием современных моделей велосипеда; закрепление знание безопасной езды на велосипеде. ...