Холокост
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Холокост и нацистский оккупационный режим на территории СССР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл О Холокосте36.72 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

«Холокост и нацистский оккупационный режим на территории СССР »

                                                                              Работу выполнила:

                                                                                                учитель начальных классов

                                                                                                                        МОУ Анненская СОШ Карталинского р-на

                                                                                     Челябинской области
                                                                                                            Луговская Т.Т.

2015 год

Тема: Холокост и нацистский оккупационный режим на территории СССР

Цели:

Образовательная:

- ознакомление учащихся с  трагедией Холокоста и оккупационным режимом на территории СССР как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов;

-повышение  информационной грамотности учащихся;

Воспитательная:

– продолжение  работы по формированию толерантного сознания и активной позиции нетерпимости к современным проявлениям интолерантности, по воспитанию  осознанной гражданской позиции;

 -развитие умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;

- научить понимать важность совместного противостояния таким явлениям, как этнические чистки, расизм и антисемитизм;

Развивающая:

– продолжение развития навыков монологической речи, развития  коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи.

Учебное оборудование:

1) компьютер и проектор

2) презентация «Холокости нацистский оккупационный режим на территории СССР»;

3) композиция Т. Альбиони «Адажио»;

4) документы;

5) стихотворение Евтушенко «Бабий Яр»

План

  1. Вступительная беседа. Определение цели.

2История Холокоста до Второй мировой войны (1933-1939 гг.).Зарождение антисемитизма в Германии.

 3. Вторая мировая война.Нацистский оккупационный режим на территории СССР.

4. Итоги Холокоста.

5. Заключение.

Этапы урока

Содержание учебной

деятельности учителя

Деятельность учеников

   

 1.Вступительное слово.     Определение  цели урока.

(Слайд 1.)Ребята! Сегодня мы собрались с вами,  чтобы обсудить очень важную для  нас и для всего общества  проблему- проблему толерантности, терпимости людей друг к другу вне зависимости от цвета кожи, вероисповедания и других этнических и культурных различий.  Вам, наверное, известно, что  27 января 2015 г. исполняется 70 лет с того момента, как солдаты Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим. Этот день объявлен Международным днем памяти жертв холокоста. Именно о холокосте мы сегодня будем говорить на нашем классном часе.

.

2. История Холокоста до Второй мировой войны (1933-1939 гг.). Зарождение антисемитизма в Германии.

(Слайд2)Холокост - политика нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и массовому уничтожению евреев в 1933-1945 гг. - вот уже несколько десятилетий остается в центре научных и политических дискуссий. Это тема многочисленных художественных и документальных фильмов, сюжет для ставших знаменитыми литературных произведений. Весь цивилизованный мир ежегодно отмечает День памяти евреев - жертв нацизма и героев Сопротивления. Многие европейские страны ввели свои собственные Дни памяти, в том числе приуроченные к освобождению узников самой страшной нацистской фабрики смерти - концлагеря Освенцим. 'Философы, политики, богословы дают все новые и новые объяснения того, как и почему в центре Европы, в стране с богатейшими интеллектуальными традициями возникла и быстро распространилась по Европе чума ненависти к целому народу, приведшая к безумной идее его полного искоренения на Земле.

Осознаем ли мы в полной мере причину того, что убийство человека человеком вновь обрело такую гигантскую силу, как в годы Второй Мировой войны? Мир Холокоста существует и сейчас, ведь Холокост не чисто еврейский вопрос. С каждым днем на территории Российской федерации увеличивается число нацистских группировок, которые ведут борьбу за чистоту славянской нации. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа.

 К сожалению, современный мир полон событий, которые являются ярким проявлением нетолерантного поведения, доходящего до геноцида. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости,

Понять причины современного геноцида, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Мы должны ответить на один из важных вопросов: помнить события Холокоста или все-таки их следует забыть.

Сейчас перед вами   будут продемонстрированы и другие документальные свидетельства об одной из самых известных и всё же еще не до конца осмысленной трагедии XX столетия — о попытке уничтожения нацистами еврейского народа.

Изучение собранных в пособии документов поможет понять, как такое могло случиться.
В наше время тема Холокоста не утратила актуальности; социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма и неофашизма — всё это вынуждает вспоминать о Катастрофе европейского еврейства
.

(Слайды 3 -8) На уроках истории мы изучали термины, по своему определению схожие с Холокостом: антисемитизм, юдофобия, геноцид, национализм, фашизм. Давайте вспомним, что же они обозначают.

(Слайд 9) Человек, на котором лежит тяжесть ответственности за геноцид Еврейского народа – Адольф Гитлер.

В 1932 году к власти пришла, Национал Социалистическая Рабочая Партия Германии (нацисты), а в январе 1933 года Гитлер был назначен канцлером Германии.

Нацистская партия сформировалась в 1919 году. Свой путь к диктатуре А.Гитлер начал со своего вступления в Мюнхене в нацистскую партию. Вскоре он оказался в числе руководителей этой партии, отличившись публичными выступлениями против евреев.

Причины антисемитизма: экономическая депрессия, крайний национализм как реакция на поражение в первой Мировой войне, беспорядки, разочарование в демократии. Воспользовавшись общим недовольством и экономическими трудностями, Гитлер утверждал расистскую теорию, открыто выступая против евреев. Евреи были обвинены в поражении Германии, в распространении коммунистических идей, в стремлении разрушить демократические режимы в Европе.

(Слайд 10) «Поскольку еврейский народ не способен к продуктивной деятельности, он оказался не в состоянии создать государство на собственной территории.

...К концу XIX века евреи практически завершили экономическое покорение Европы, а теперь принялись за осуществление политического контроля над ней. Первые попытки на этом направлении проявились в намерении искоренить интеллигенцию других народов,  с помощью революционных переворотов.

Беспощадная борьба еврейства за власть идет в наше время в Германии. Однако национал-социалистическое движение разгадало замыслы евреев и выступило против них. Наша национал-социалистическая партия - единственная в мире сила, которая взяла на себя эту борьбу с гнусными и преступными замыслами против человечества».

В книге "MeinKampf" ("Моя борьба")  Гитлер утверждал, что евреи не способны к продуктивной деятельности, не могут создать своего государства, а потому используют творческую энергию других наций. Они якобы поставили себе целью поработить наиболее активные народы. Гитлер провозгласил беспощадную борьбу против еврейства - за чистоту немецкой (арийской) расы. Он считал себя признанным спасти мир от "еврейского засилья".

Вскоре Гитлер перешел от ограничения прав евреев к их вытеснению из общественной, политической и экономической жизни Германии, а чуть позже и к их физическому уничтожению.

(Слайд 11)15 сентября 1935 г. были приняты Нюрнбергские законы - законы "О защите немецкой крови и немецкой чести".

Давайте послушаем  выдержки из данного документа.

Скажите, в чем суть данного закона?

Таким образом, Нюрнбергским законом запрещаются браки немецкого населения с еврея

(Слайд 12) 14 ноября  1935 г. нацисты приняли Положение о национальном гражданстве.

Впервые в юридическом документе было сформулировано, кто есть еврей, и определен статус метисов. Условием любой государственной службы становится арийское происхождение. Первая инструкция по выполнению Нюрнбергских законов запретила смешанные браки между евреями и метисами во втором поколении. Так же говориться о том, что еврей не может быть гражданином Рейха.

ми. А те, кто вступает в такой нравный брак, подвергаются наказанию.

(Слайд 13) В 1937 году нацисты переходят от теории к практике. Они начали отправлять евреев в концентрационные лагеря. В этих лагерях трудоспособные евреи должны были трудиться как рабы, когда у них кончались силы, их убивали. Некоторых использовали для медицинских экспериментов. Молодых еврейских девушек стерилизовали и использовали в качестве проституток для немецких солдат. Старики и инвалиды направлялись прямиком в газовые камеры.

В 1933-1939 гг. Германию покинули около 250 тысяч евреев (эмигранты перебирались главным образом в США, Великобританию и Палестину). Из оставшихся в стране нацистский режим пережили лишь несколько тысяч …

( Слайд 14 )В ночь на 4 ноября 1938 г. произошел еврейский погром, вошедший в историю как «Хрустальная ночь» (ночь битых стекол). Тогда погибли около 100 евреев, были разрушены все синагоги в Германии, разграблены более 7000 еврейских магазинов. Поводом послужило убийство секретаря немецкого посольства в Париже молодым евреем Гриншпаном, который мстил за родителей, депортированных из Германии. Более 30 тысяч евреев после этого были отправлены в концентрационные лагеря.

(Слайд 15) Новый период Холокоста начинается в 1939 г., когда Германия развязывает войну со странами – участницами Антанты ( Англия, Франция, США, СССР).

Учащиеся сами  дают определение Холокосту и записывают его в тетрадь

Учащиеся сами  дают определение антисемитизму, юдофобии, геноциду, национализму, фашизму и   записывают их в тетрадь.

Ученик, который заранее получил

задание найти в книге Гитлера «Моя борьба», причины уничтожения евреев, читает отрывок всему классу.

Ученики высказывают свое мнение по данному вопросу.

Ученик, который заранее получил задание найти текст данного документа, зачитывает отрывок из него всему классу.

Ученики высказывают свое мнение по данному вопросу.

Ученик, который заранее получил задание найти текст данного документа, зачитывает отрывок из него всему классу.

Ученики высказывают свое мнение по данному вопросу.

Ученики записывают дату в тетрадь.

Ученики записывают дату в тетрадь.

3. Вторая мировая война. Нацистский оккупационный режим на территории СССР.

(Слайд 16)Вторжение гитлеровской армии в СССР 22 июня 1941 г. ознаменовало собой новый этап антиеврейской политики фашистов. Вслед за германскими армиями на оккупированные территории Советского Союза вступали мобильные подразделения - айнзацгруппы, главной задачей которых было уничтожение "враждебных элементов" в завоеванной зоне. Евреи составили большинство жертв. Каждая айнзацгруппа в составе 400-900 солдат была разбита на оперативныеайнзацкоманды. По мере продвижения немецких армий айнзацгруппы приступали к своей кровавой работе. Группа "А" действовала в Прибалтике и под Ленинградом, группа "Б" - в Белоруссии и на Московском направлении, группа "С" - на Украине, группа "Д" - на Черноморском побережье, в Крыму и на Кавказе.

Массовые убийства советских евреев осуществлялись при поддержке местного нееврейского населения. Евреев вынуждали выходить из городов на окраины, заставляли рыть глубокие рвы, а затем расстреливали. Подобным образом в Литве, Белоруссии и на Украине были осуществлены десятки массовых убийств. 29-30 сентября 1941 г. в Бабьем Яре, на окраине Киева, были расстреляны десятки тысяч евреев.

Айнзацгруппам не удалось полностью уничтожить евреев на оккупированных территориях. К концу 1941 г. эту задачу возложили на полицию и отряды СД. Убийства евреев продолжались при участии местных полицаев, сотрудничавших с органами СД.

(Слайд 17) Яркий пример действий айнзацгрупп, этомассовый расстрел гражданского населения, главным образом евреев, цыган, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками 29-30 сентября 1941 г. на Бабьем Яре. Всего было расстреляно, по разным источникам, от 33 тысяч до 100 тысяч человек.

Послушайте известное стихотворение Евтушенко, которое посвящено трагедии на Бабьем Яре. (Звучит композиция Т. Альбиони «Адажио»)

(Слайд 18)  В 1942 г. было решено создать в Польше шесть лагерей смерти, куда депортировать еврейское население Европы (Треблинка, Хелм, Собибор, Майданек, Освенцим и Белжец).

В конце 1941 - начале 1942 г. в Прибалтике, в Белоруссии и на Украине гитлеровцы приступили к ликвидации гетто. Их обитателей либо уничтожали, либо переводили в лагеря смерти. Туда направлялись эшелоны с евреями из оккупированных западноевропейских стран, из Украины, Белоруссии, Прибалтики, из западной части России. Большое количество советских солдат и

гражданского населения СССР попадали в лагеря – смерти. Они были такими же узниками фашистов, как и евреи и цыгане.

В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Были оборудованы газовые камеры и печи для сжигания трупов - крематории. С помощью этих орудий смерти в течение 1942 г. были уничтожены свыше 3,25 млн. евреев, живших в Восточной Европе. Кроме тог, отрицательно влияли на физическое и психическое состояние гонимых, невероятно тяжелые условия жизни: голод,  холод, каторжный труд, постоянное унижение человеческого достоинства, побои, издевательства, неизбывный страх за себя и за семью. Многие обитатели гетто до последнего момента надеялись спастись, не верили в страшную правду о лагерях смерти. Такие надежды питала нацистская пропаганда, распускавшая слухи о том, что вывезенные из гетто люди просто переселяются в другие местности.

Оккупационный режим на территории СССР был очень жесток. Число погибших на оккупированных территориях приближается к 7,5 млн. человек. 2 825 000 из них составили евреи, которых уничтожали в первую очередь и целенаправленно. Именно на территории СССР нацисты начали планомерное убийство еврейского населения с целью его полного уничтожения.

Запись термина  в тетрадь.

Ученик, который заранее получил задание выучить стихотворение Евтушенко «Бабий Яр», читает его всему классу.

Ученик, заранее получивший задание найти воспоминания о концлагерях, читает отрывок

4. Итоги Холокоста.

(Слайд 19 -20) Этот страшный, ужасный и кровопролитный период в истории человечества закончился 27 января 1945 г.  Именно в этот день солдаты Красной Армии освободили узников Освенцима.

За период Холокоста было уничтожено около 16 000 000 человек. Из них 6 000 000 евреев, 5 млн. русских, 3 млн. украинцев, 1,5 млн. белорусов.

Из польских евреев выжило около 300 тысяч: 25 тысяч спаслись в Польше, 30 тысяч вернулись из лагерей принудительного труда, а остальные — это те, кто вернулся из СССР.

Были уничтожены не только люди — была уничтожена уникальная местная еврейская культура, уничтожена память о том, что она (эта культура) веками была неотъемлемой частью культуры Восточной Европы. В некотором смысле, нацисты со своими задачами по окончательному решению еврейского вопроса справились успешно.

Запись даты в тетрадь.

Учащиеся высказывают свое мнение по вопросу –Холокост и нацистский оккупационный режим на территории СССР

5. Заключение

Итак, история Холокоста не может рассматриваться лишь сквозь призму гибели и страданий миллионов людей. По мысли М.Я. Гефтера, это явление имеет три грани: уничтожение – сопротивление – спасение. В этот страшный период мы видим ярчайшие примеры морального и физического сопротивления оккупантам, многообразную деятельность подпольных групп во всех крупных гетто и отдельных подпольщиков – евреев; борьбу с оружием в руках в партизанских отрядах. Это была  борьба не просто  за выживание, но и  за сохранение человеческого достоинства. Она дала немало примеров самопожертвования и высокой силы духа. Эта грань Холокоста, ровно, как и нравственный пример тысяч и тысяч людей, которые бескорыстно пришли на помощьсвоим знакомым и соседям, а нередко и совершенно незнакомым людям, является залогом того, что знание и память о Холокосте еще долго будут востребованы нашим обществом

События в  Холокосте протянувшиеся  из прошлого в настоящее и  будущее,никогда не умолкнут, как бы далеко не отодвинулось время. С каждым днем, мы все дальше уходим от военной поры, выросло новое поколение людей, но время не имеет власти над величием всего, что   перенес и выдержал   народ. С высоты минувших десятилетий отчетливо видится великая и горькая правда  о  небывалой жестокости, о немыслимых людских страданиях, трагических ошибках, непомерных потерях в той борьбе..

Данный урок не претендует на полноту изучения  всей данной темы. На наш взгляд, сделать это просто невозможно, слишком велик объём  материала. Но на некоторые эпизоды минувшей войны здесь можно найти ответы.

Знания о Холокосте помогают решать проблемы толерантности, терпимости людей друг к другу, правильно понимать историю  , с учетом ее опыта решать современные задачи, в первую очередь – задачу сохранения мира.

Анализируя результаты урока, можно сделать основные выводы:

-  для подрастающего поколения события Холокоста не потеряли своей значимости;

- -современная молодежь  проявляют интерес к политическим и социальным процессам, связанным с той эпохой;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Холокост

Презентация по истории "Холокост"...

Память о холокосте - путь к толетарности

"Помнить... и никогда не забывать!"...

Память о холокосте - путь к толетарности

"Помнить... и никогда не забывать!"...

Память о Холокосте - путь к толерантности

Холокост и нацистский оккупационный режим на территории СССР...

Конкурсная работа регионального этапа международного конкурса работ педагогов и учащихся «Память о Холокосте – путь к толерантности»

Данная методическая разработка стала победителем регионального этапа международного конкурса работ педагогов и учащихся «Память о Холокосте – путь к толерантности» в двух номинациях «Методич...

Сценарий внеклассного занятия «Память о Холокосте. Путь к толерантности»

Сценарий внеклассного занятия  «Память о Холокосте.Путь к толерантности»...

Внеклассное мероприятие ко Дню памяти жертв Холокоста

Данное мероприятие подходит для проведения в 3-4 классах начальной школы. К конспекту прилагается презентация....