Польский дом, как социальный партнёр Вершининской начальной школы
статья на тему

Я написала статью "Польский дом, как социальный партнёр Вершининской начальной школы". В ней я указала на виды взаимодействия Польского дома и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pishu_publikatsiyu.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛЬСКИЙ ДОМ, КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПАРТНЁР ВЕРШИНИНСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ- ДЕТСКИЙ/САД

Стренковская Валентина Францевна

учитель начальных классов

МБОУ Вершининская начальная- школа-детский/сад

д. Вершина Иркутская область

Одной из наиболее глубинных потребностей человека, как писал Э.Фромм, является «потребность связи с окружающим миром», с обществом. Человек с момента своего рождения помещён в общество, он «рождён для общежития и создан жить в обществе себе подобных» (А.Н. Радищев). Жизнь человека в пространстве отношений между людьми в условиях стремительно происходящих социальных преобразований исключительно сложна. Проблемы, связанные с построением гражданского общества, с нарастающим коммуникационным единством мира, которое далеко не всегда приводит к согласованию интересов людей и взаимопроникновению ценностей, транслируемых обществом, порождают утрату социальных ориентиров, комплекс «гражданской неполноценности». Современному человеку не всегда удаётся утвердить себя как гражданина общества и одновременно как личность, индивидуальность.

Несмотря на то, что миры различных людей, озабоченных сохранением своей суверенности, расходятся между собой, человек не может жить без сотрудничества  с другими людьми. «Человек должен иметь возможность отнести себя к какой – нибудь системе, которая направляла бы его жизнь и придавала ей смысл; в противном случае его переполнят сомнения, которые, в конечном счёте, парализуют его способности, а значит, и жизнь» (Э.Фром). Способность человека «жить» в большей мере обеспечивается его принадлежностью к обществу, гражданином которого он является.

Уже к концу дошкольного возраста к началу обучения в школе у ребёнка складывается гинетически ранняя форма самосознания и самооценки, первичная форма мировоззрения. Самооценка как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своём месте в мире и системе отношений с другими людьми является ядерным образованием самосознания личности.

Мухина В.С. выделяет следующие структурные компоненты самосознания: физический облик; имя, пол через реализацию притязаний ребёнка  на признание их в прошлом, настоящем и будущем; развитие рефлексии, обучение навыкам позитивного стиля общения. К началу младшего школьного возраста у ребёнка формируется первое представление о своей национальности (этнической принадлежности), стране, в которой он живёт.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. У ребёнка меняются интересы ценности, весь уклад его жизни. В младшем школьном возрасте старые мотивы ,интересы теряют свою побудительную силу.

Началу обучения в школе ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Он становится «общественным» субъектным и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования- произвольного поведения. Ребёнок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определённых ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребёнок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определённым правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников.  На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. В сознании ребёнка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребёнок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребёнка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. В нашей деревне Вершина, принадлежность к гражданской общности определяется в редких случаях случайным образом (проживание), а в большинстве случаев по факту рождения- данность, а не индивидуальным сознательным решением, это определяет восприятие данной социальной группы как задаваемой извне, а соответственно, социальная роль гражданина не всегда однозначно позитивно принимается индивидом.

В нашей школе, мы разрабатываем и апробируем мероприятия по приобщению детей к Польской национальной культуре, в сотрудничестве с таким социальным партнёром, как Польский дом, который был открыт в 2005 году благодаря   финансовой помощи Республика Польша.

Направления работы  Польского дома:

  1. Сохранение польских народных традиций и обрядов
  2. Изучение истории своей семьи
  3. Изучение польских народных танцев и песен
  4. Поддержание связи со своей исторической родиной
  5. Праздники старинные и современные
  6. Изучение истории семей польских переселенцев

Младшие школьники, совместно со своими родителями принимают участие в сборе материалов о знаменитых людях нашей деревни. В прихожей дома, на одной из стен оформляется стенд «Знаменитые люди нашей деревни». Фотографии людей, которые представлены на стенде, живут у нас сейчас в деревне или когда- то жили, затем переехали в другой город нашей России. Среди этих людей есть такие как, Фигура Пётр- руководитель книжного магазина «Светлана» в городе  Иркутске. Мархаев Вячеслав- министр МВД республики Бурятия, депутат Государственной Думы Российской Федерации. На стенде помещены фотографии тружеников тыла, старейших жителей деревни. Стенд фотографиями ещё пополняется.

Петшик Валентин автор книги «Маленькая Польша в Сибири», бывал частым гостем в Польском доме и знакомил обучающихся с историей деревни Вершина.

Важной составляющей польской народной художественной культуры является хореография. Наиболее распространёнными народными танцами в Польше являются краковяк, мазурка, полонез, оберек, куявяк и другие, отличающиеся в зависимости от культуры региона. Самым известным польским танцем принято считать краковяк. Так же как и полонез, краковяк называли «большим танцем», так как он имел торжественный характер воинского шествия. Почти все движения в краковяке построены на небольших прыжках и подскоках, исполняются очень легко, чуть касаясь земли, как бы стремительно скользя вперёд, в быстром темпе. В танце красивые, пластичные движения рук, позы строго выдерживаются. Музыкальным сопровождением к краковяку служат разнообразные народные мелодии того же названия. Музыкальный размер этих мелодий- 2/4. Танцуют краковяк парами. В танце много общих перестроений по кругам и диагоналям, которые объединяют всех исполнителей. Кроме краковяка с детьми в Польском доме во внеурочное время разучивается такой танец как, куявяк (куявяцы- жители Куявии; отсюда и название танца). Темп музыки умеренный; размер 3/4; мелодика плавная, характерны акценты на разных долях такта. В характере куявяка написаны некоторые мазурки Ф.Шопена (например Мазурка № 9 до мажор).

Яхимович Хэнрыка преподаёт в нашей школе родной язык и ещё только планирует разучивать с детьми такие танцы как, оберек, мазурка, полонез.

Дети принимают также участие в озеленении двора Польского дома. В летний период на территории Польского дома проводятся с детьми спортивные мероприятия. Дети знакомятся  с польскими народными песнями, танцами, старинными обрядами. Все обучающиеся с удовольствием учатся правильному произношению своего родного языка, осваивают национальные ценности, традиции.

Перспективные направления взаимодействия школы и социального партнёра:

1)семейный проект

2) библиотечный час

3) виртуальный лекторий для родителей

Таким образом, организация социального партнёрства в условиях современного села,  способствует духовно- нравственному развитию                                                    гражданина России.

Список литература:

  1. Выготский Л.С. Собр.соч.Т.4- М.: 1983-с.385
  2. Загладина Х.Т.Формирование гражданской идентичности в рамках социального партнёрства семьи и школы // Воспитание школьников. 2012- №4. – с.10-14
  3. Петрова М.А.Учебное и научное исследование в вузе. От курсовой работы до магистерской диссертации. – Иркутск.: изд-во ИГПУ 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект в начальной школе как педагогическая практика по развитию личности ребёнка

В данной публикации раскрывается значение формирования социальной компетенции у младших школьников. Особое внимание уделяется организации и проведению социальных проектов, способствующих личностному р...

Реализация социального проекта в начальной школе

Описание работы над социальным проектом "Рука помощи пожилым людям":обоснование выбора проекта,цели, задачи, ожидаемые результаты, участники, механизм выполнения, результаты работы над проектом....

Социальное проектирование в начальной школе "8 Марта"

Цель проекта: Ознакомление и привлечение учащихся к новому виду совместной работы – проектная деятельность.Формирование творческой инициативы и самостоятельности ученикаВоспроизведение полученны...

Социальные проекты в начальной школе

Кратко рассказывается о создании социальных проектов в начальной школе. Приводятся примеры из опыта работы...

Социальные проекты в начальной школе

За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования.Ш ирокое распространение в начальной школе получают...

Диагностика формирования социальной компетентности учащихся начальной школы.

Материал является результатом работы опытно-экспериментальной площадки по уровню сформированности социальной компетентности и содержит практические рекомендации....

Индивидуальная работа по развитию внимания в процессе социальной адаптации учащихся начальной школы VII вида.

Индивидуальная работа по развитию внимания в процессе социальной адаптации учащихся начальной школы VII вида....