Факультативное занятие "Учитесь властвовать собой" 2 класс
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Шаманова Валентина Ивановна

Конспект факультативного занятия по теме "Учитесь властвовать собой" 2 класс из курса РПС "36 занятий для будущих отличников". Цель: познакомить детей с понятием "настроение", с некоторыми способами коррекции своего настроения; развивать внимание, мышление, коммуникативные способности.

Презентацию к факультативному занятию "Учитесь властвовать собой можно скачать по ссылке:  https://yadi.sk/i/6b8Yw-XBocQtc

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_fakultativa_2kl_14g.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

Факультативное занятие:«36 занятий для будущих отличников» 2 класс 2014г

Тема: «Учитесь властвовать собой»

Тип урока:

1.По типологии учебной деятельности –  решение учебной задачи.

2.По типологии деятельностной направленности -  изучение  нового.        

Образовательная цель: Познакомить детей с понятием «настроение», с некоторыми способами коррекции своего настроения; развивать внимание, мышление, коммуникативные способности.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Формируемые УУД:

Регулятивные:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-контролировать процесс и результат деятельности, вносить коррективы;

-адекватно оценивать свои действия;

-осознавать возникающие трудности, стремиться к их преодолению.

Познавательные:

Общеучебные: 1.

1.отличать положительные и отрицательные эмоции;

2.применять некоторые способы коррекции настроения;

3.анализировать жизненные ситуации и соответствующие им эмоции;

4.уметь выделять причины, влияющие на настроение.

Логические:уметь решать логические задания;

Коммуникативные:

1.выражать в речи свои мысли и действия;

2.строить понятные для одноклассников высказывания;

3.учиться сдерживать негативных эмоций.

Личностные:

1.проявлять интерес к предмету;

2.проявлять настойчивость в достижении цели;

3.умение доказывать своё мнение.

Методы постановки учебной проблемы:

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог (побуждение к формулированию учебной проблемы).

2.Подводящий к теме диалог (Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока).

Мотивирующие приёмы: актуальность (обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся).         

Педагогические  технологии: Технологии деятельностного метода.

Формы:  работа в парах, в группах.

Ожидаемые результаты:

Учить:

-в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-находить способы коррекции настроения;

-оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы в исполнение с помощью учителя;

-выполнять учебные действия материализованной, громко-речевой и умственной форме.

Оборудование:

 1.Мультимедиа. Презентация «Учитесь властвовать собой».

 2.Раздаточный материал: задание «Говорящие часы»

Конспект занятия

Структура

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

1. Психологический настрой учащихся.

Создание благоприятной рабочей обстановки.

Включение учащихся в деятельность.

Звенит звонок, начинается урок.

Сяду прямо – не согнусь, за работу я возьмусь.

Буду чётко отвечать, чтобы всё на свете знать!

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

-Что необходимо нам для успешной работы на уроке?

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

Дети вспоминают правила «рабочего»  человека.

II. Целеполагание.

Повторение изученного материала, необходимого для работы.

Учить наблюдательности, опираясь на знания детей.

Учить решать логически мыслить.

 -Я предлагаю начать наше занятие с загадки:

Идут круглые сутки,

не стоят ни минутки,

а всё на одном месте.  (Часы)

-Ребята, нам надо расшифровать ключевое слово нашего сегодняшнего занятия. Мы будем произносить его не один раз. А помогут нам «Говорящие» часы.

-Вы знаете такие?

-Перед вами часы. Какие часы изображают настоящие? (с числами)

-Какие «говорящие»? (с буквами)

-Говорящие часы подскажут, какие буквы прячутся за каждым числом в шифровке.

-Итак, приступили. Работаем в группе, соблюдаем правила дружной работы.

-Проверяем. Какое слово у вас получилось?

12

6

9

3

1

11

8

12

5

8

н

а

с

т

р

о

е

н

и

е

-Откройте ТПО на стр. 6.

Слайд 2

Предположения детей.

Предположения детей.

Дети рассматривают рисунки с часами (с числами и буквами)

Дети работают самостоятельно на раздаточных листах.

Слайд 2

III. Постановка учебной задачи.

Создание условия  для выявления «Чего мы ещё не знаем?»

-Итак, ключевое слово - «настроение». А тема занятия звучит так: «Учитесь властвовать собой». Эта знаменитая фраза принадлежит А. С. Пушкину.

-Как вы её понимаете? (Учитесь быть хозяином своих эмоций.)

-Какова же цель нашего занятия?

-Правильно. Мы с вами должны выяснить:

1.Что такое настроение?

2.В чём оно выражается?

3.Что влияет на настроение?

4.Как управлять своим настроением?

-Кто назовёт план действий?

1.Знаю и умею.

2.Узнаю и научусь.

3.Применяю.

Слайд 2

Ответы детей

Дети учатся ставить учебную задачу

Дети называют план действий

IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления способов решения учебных задач.

1.Определение понятия «настроение».

2.Работа в ТПО

3.Наблюдение за группировкой слов. Установление признака распределения слов.

2.Установление причин влияния на настроение.

3.Самостоятельная работа в ТПО.

4.Проверка.

5.Соотнесение жизненных ситуаций и чувств. Самостоятельная работа в парах.

6.Самопроверка и самоконтроль.

Поиск оптимального решения учебной задачи.

Определение понятия «настроение».

Учить отличать положительные и отрицательные эмоции.

Сравнивать эмоции по мимике.

Развивать внимательность и мышление.

Учить обосновывать своё мнение.

Учить применять свои знания.

Учить выражать свои мысли.

Учить самоконтролю.

Учить организовывать свои действия.

Учить работать в парах.

Обучение самоконтролю и умению оценивать свои действия.

-Что же такое «настроение»?

-Определение этого понятия дано в «Школьном толковом словаре» М.С. Лапатухина:

«Настроение – внутреннее, душевное (временное) состояние».

-Действительно, настроение – это наше эмоциональное состояние.

-Давайте выясним, в чём выражается настроение?

-Одинаковое ли настроение бывает у человека в разные моменты жизни? (Нет)

-Вы правы, оно меняется. Настроение – это наши положительные и отрицательные эмоции.

(Учитель прикрепляет на доску слова «положительные и отрицательные эмоции» ко второму вопросу)

-Посмотрите на девочку в тетради. Она держит две маски.

-Какая маска символизирует положительные эмоции? Почему? (Слева)

-Какая отрицательные? Почему? (Справа)

-Какое настроение у девочки? Почему?

-Настроение может быть ярко выражено в таких формах, как:

скука                                     радость

печаль                                  надежда

страх                                   увлечённость

отчаяние                             гнев

-По какому признаку я разделила слова? (отрицательные и положительные эмоции)

-Все ли согласны? (Нет – слово «гнев» лишнее, это отрицательные эмоции)

-Что влияет на наше настроение?

-Настроение зависит от многих причин.(Учитель прикрепляет на доску слово «причины» к третьему вопросу)

-Назовите причины, которые могут испортить настроение.

-А улучшить, приподнять?

-Найдите задание №2 «Исключи лишнее». Прочитайте задание. Найдите «лишнее», на ваш взгляд, понятие.

Посылка от бабушки, комплимент, анекдот, весёлая песенка, подарок, солнечная погода, начало каникул, новая игрушка, хорошая отметка, награждение грамотой, предстоящая операция, победа в конкурсе, объявление о предстоящем походе в цирк.

-Какое понятие «Лишнее»? Почему? (Предстоящая операция.Оно не поднимает настроения, в отличие от других)

-Разные причины – разные эмоции.

задании № 4 стр. 7 предлагают вашему вниманию несколько жизненных ситуаций. Прочитайте их.

-А справа записаны слова, обозначающие чувства, которые испытывает человек в зависимости от этих ситуаций.

-Прочитайте задание. Работаем в парах. Можете советоваться друг с другом, но не забывайте о правилах дружной работы.

-Проверяем. Ставим знаки «+ или -». (Учитель читает ситуации и на слайде показывает верный ответ)

(Ответ: 1-1, 2-6, 3-8, 4-5, 5-4, 6-7, 7-3, 8-2)

-При каких ситуациях человек испытывал отрицательные эмоции? (1, 3, 6, 7, 8)

Ответы детей

Слайд 3

Дети читают самостоятельно.

Ответы детей.

Дети учатся логически мыслить и анализировать, находить возможные варианты ответов.

Предположения детей

Слайд 4

Наблюдение и классификация слов по отличительнымпризнакам

Ответы детей

Предположения детей.

Предположения детей.

Предположения детей.

Самостоятельная работа.

Дети доказывают свои ответы

Дети работают самостоятельно в парах.

Слайд 5

Дети проверяют свои ответы. Оценивают сои результаты знаковыми символами.

Слайд 5

V. Физминутка.

Разминка для глаз «От улыбки»

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

-А теперь немного отдохнём. Встали. Внимательно следим за предметами.

Слайд 6

VI.Первичное закрепление.

1.Способы коррекции настроения.

2.Работа с текстом. Работа в группе.

3.Самостоятельное выделение способа коррекции настроения.

4.Создание проблемной ситуации.

5.Разрешение проблемной ситуации.

6.Чтение стихотворения ученицей.

7.Актуализация имеющихся знаний.

8.Обобщение способов коррекции настроения.

Учить работать с текстом, добывать нужную информацию.

Учить взаимодействовать в группе.

Учить выделять главное, относительно темы занятия.

Учить обобщать имеющиеся знания и полученную информацию.

Умение слушать и выделять главное.

Обучать умению обобщать и делать выводы.

-Но каким бы ни было настроение, очень важно научиться сдерживать свои отрицательные эмоции, контролировать своё поведение, стараться избегать ссор.

-Как же управлять своими эмоциями, то есть властвовать собой?

-Я предлагаю рассмотреть способы сдерживания отрицательных эмоций.(Учитель прикрепляет на доску слова «способы сдерживания отрицательных эмоций» к четвёртому вопросу)

-Почему один ребёнок обижает другого? Потому что он ещё не научился чувствовать чужую боль, переживания другого. Он ещё только учится быть хорошим.

-Первое, надо научиться прощать. Для того чтобы обидные слова не причиняли боли, поучимся не принимать их близко к сердцу. Вот, например, как это сделал ваш ровесник. Прочитайте текст:

«Меня высмеял один из одноклассников. Я долго не мог успокоиться, меня распирало чувство обиды и унижения. Тогда я представил, что прошло 10 лет и я пришёл на встречу с одноклассниками. Мы все выросли. Возмужали, рады были видеть друг друга, и поэтому прошлые, даже самые ужасные ссоры вспоминались со смехом и казались забавными. Я увидел, что хорошо выгляжу, учительница смотрит на меня с восхищением и даже просит дать совет, а я рад оказать помощь.

        Эти представления, конечно же, исчезли, но вместе с ними уходит и прежняя горечь. Я свободно вздыхаю.»

-Какие чувства испытывал мальчик после того, как его высмеяли? (обиду и унижение)

-Какой способ избавления от обиды применил автор? (Представил встречу через 10 лет)

-А будете ли вы помнить все свои обиды через несколько лет? (Нет)

-Да, они забудутся. А те, которые останутся в памяти, вы, скорее всего, будете вспоминать с юмором. И всегда будете рады встречам с одноклассниками.

-Что труднее: поднять себе настроение или выплеснуть на другого свои отрицательные эмоции? (Поднять себе настроение)

-Верно. Для этого надо приложить усилия, перебороть себя, переключиться на какое-то отвлекающее занятие. Послушайте стихотворение «День был серый…».

День был серый,

Непогожий,

Над землёй густела тень…

-Добрый день, -

Сказал прохожий.

Я ответил:

-Добрый день!

После этого мгновенья

До конца большого дня

Почему-то настроенье

Было добрым у меня.

-Что же помогло поднять настроение? (Доброе слово)

-Действительно, порой достаточно сказать доброе слово или улыбнуться другому человеку просто так, без причины.

-А какие способы вам помогают улучшить настроение?

-Молодцы! Сравните вами предложенные способы со способами на слайде.

Как поднять настроение?

-постараться простить;

-почитать весёлую книгу;

-посмотреть любимый мультфильм;

-послушать энергичную музыку;

-спеть под караоке;

-пообщаться с друзьями;

-заняться любимым делом.

-Есть ли что-то новенькое для вас?

Высказывания детей.

Слайд 7

Дети читают текст, организовывают работу в группах.

Ответы детей.

Предположения детей.

Предположения детей.

Декламирует ученик.

Предположения детей.

Чтение на слайде. Сравнивают со своими ответами.

Обобщают полученную информацию

VIII. Рефлексия.

1. Оценивание своих знаний

Адекватно оценивать свои действия;

Развитие умений соотносить цель и результат.

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

-На следующем занятии мы продолжим разговор о способах сдерживания негативных эмоций.

-Удалось ли нам раскрыть тему занятия «Учитесь властвовать собой»?

-Вернёмся к девочке, которая показывает маски хорошего и плохого настроения. Подумайте, какое настроение вы испытывали во время работы на занятии. Раскрасьте ту маску, которая соответствует вашему настроению.

Оценивают свои учебные действия.

-Спасибо всем за урок. Молодцы!

Слайд 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по факультативному курсу «Риторика». 2 класс

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 3 класс

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 4 класс.

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

Программа факультативного курса для 2 класса "Читаем с интересом"

Наблюдения педагогов и родителей школьников говорят о нежелании детей читать художественную литературу. Приходится прибегать к различным приемам для повышения мотивации интереса к чтению. Данный курс ...

Рабочая программа по факультативному курсу «Математика, 4 класс»

В данной программе представлен материал (календарно-тематическое планирование) факультативного курса по математике для  учащихся 4-х классов....

Мастер-класс «Лексико-орфографическая работа на факультативных занятиях в 4 классе»

В процессе знакомства учащихся с особенностями основных разделов школьного языкознания, функционированием слова в системе языка во время изучения на факультативных занятиях «Путь к слову» вводится инт...

Рабочая программа по факультативному курсу "Информатика " 4 класс

      Рабочая программа по факультативному курсу "Информатика " 4 класс  составлена на основании нормативно-правовых документов: Федерального компонента госуд...