Двигательная активность младших школьников
статья (2 класс) на тему

Бузаева Светлана Владимировна

Проблемы здоровья сейчас у всех на слуху. Всё чаще вспоминают слова одного классика о том, что «здоровье — это не всё, но всё без здоровья — ничто». В последние годы появилось достаточно ёмкое по содержанию понятие «здоровьесберегающие технологии». Работа школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся становится всё сложнее и ответственнее.

Работая учителем начальных классов, я столкнулась с проблемой, которая заставила целенаправленно заняться здоровьем детей. В последнее десятилетие всё больше учеников приходят в школу с отклонениями в здоровье. В классах таких детей бывает до 60%, часты пропуски занятий по болезни. Причин этого немало, а как следствие — многие изначально не справляются с уроками, с трудом одолевают логические задачи, отставание в учёбе со временем нарастает. Значит необходимо искать новые приемы, а именно организовать и построить грамотно работу по двигательной активности младших школьников для сохранения и укрепления здоровья.

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigatelnaya_aktivnost_mladshih_shkolnikov.doc701 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22»

«ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ»

Представление опыта работы

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

Бузаевой Светланы Владимировны

2012 – 2013 год

Проблемы здоровья сейчас у всех на слуху. Всё чаще вспоминают слова одного классика о том, что «здоровье — это не всё, но всё без здоровья — ничто». В последние годы появилось достаточно ёмкое по содержанию понятие «здоровьесберегающие технологии». Работа школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся становится всё сложнее и ответственнее.

Значимыми компонентами здоровьесберегающей среды являются:

а)        определение нагрузок на уроках,  в частности на уроках физической культуры, дифференциация с учетом физического развития и состояния здоровья детей;

б)        выполнение    санитарно-гигиенических    мероприятий    (проветривание помещения,   соблюдение   теплового   и   светового   режима,   организация влажной уборки;

в)        включение   в   учебную   деятельность   дней   здоровья,   введение   в обязательном   режиме   утренней    гимнастики    до   занятий,    проведение спортивных часов в группе продленного дня;

г) систематическое проведение просветительских мероприятий по здоровому образу жизни, личной гигиене;

д)        регулярное проведение диспансеризации учащихся на базе школы;

е)        проведение мониторинга физической подготовленности и уровня здоровья учащихся;

ё) двигательная активность учащихся в урочное и внеурочное время.

         Деятельность учителя можно представить как системно организованное сочетание принципов педагогики сотрудничества, эффективных педагогических приёмов, проявлений педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьников к образовательному процессу, на сохранение его здоровья и воспитание у него культуры здоровья.

Работая учителем начальных классов, я столкнулась с проблемой, которая заставила целенаправленно заняться здоровьем детей. В последнее десятилетие всё больше учеников приходят в школу с отклонениями в здоровье. В классах таких детей бывает до 60%, часты пропуски занятий по болезни. Причин этого немало, а как следствие — многие изначально не справляются с уроками, с трудом одолевают логические задачи, отставание в учёбе со временем нарастает. Значит необходимо искать новые приемы, а именно организовать и построить грамотно работу по двигательной активности младших школьников для сохранения и укрепления здоровья.

       

Работа проводилась в четыре этапа.

 Первый этап — соединение воедино всех данных об учащихся: психолого-физические способности каждого ученика, выявление причин   недостаточной    мыслительной    активности   детей   (ослабленное здоровье, консультации с родителями и медиками, плохая экология), уточнение биологических возможностей учеников (частые пропуски занятий, условие в семье, режим питания), составила листок здоровья на каждого ученика.

Листок физического развития младшего школьника

Имя, фамилия_

Дата рождения

Показатели

1 класс

II класс

III класс

IV класс

Нача ло

Коне Ц

Нача ло

Коне Ц

Нача ло

Коне Ц

Нача ло

Коне Ц

Длина тела, см

Масса тела, кг

Окружность груди, см

Тип телосложения

Уровень физического развития

Сила мышц рук, кг

Артериальное давление, мм.рт.ст.

ЧСС, уд./мин.

Группа здоровья

Медицинская группа для занятий физкультурой кукукультурой

 Исследования проводятся в 1-4 классах, продолжаются в средней школе учителем физкультуры. В итоге были намечены мероприятия: чему научить, какие привить навыки и умения, как сохранить здоровье учащихся, какими способами и формами. Собранная информация оказалась очень полезной.

Второй этап - использование всех средств    воспитания ответственного отношения к сохранению собственного здоровья, формирование здорового образа жизни через навыки и привычки.

Третий этап - практическое применение  знаний, воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни.

      Основные идеи, лежащие в основе принципов обучения и воспитания, сберегающих здоровье ребенка, достаточно просты, они вытекают из естественных проявлений и закономерностей жизнедеятельности детского организма. Чтобы осознать значение правильной организации учебного дня для сохранения здоровья школьников необходимо:

  • внимательно относиться к состоянию каждого ребёнка, оценивать      его настроение и эмоциональные реакции,
  • следить за тем, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным возможностям школьников,
  • соблюдать рациональный режим труда и отдыха,
  • создать оптимальные условия среды обучения, организовать режим уроков с учётом динамики умственной работоспособности,

-поддерживать двигательную активность, правильную рабочую позу при разных видах деятельности, охрану зрения и слуха. И, конечно же, создать благоприятную психологическую атмосферу положительного эмоционального фона обучения.

В школе были созданы все условия :

оснащённый   спортивный   зал   с   необходимым   спортивным   инвентарём, спортивная   площадка   со   спортивными   снарядами,   соблюдение   правил техники безопасности.

 Применяю все доступные формы оздоровительного воспитания:

1 .Диагностика двигательной активности

                     Развитие двигательных качеств

Тест, двигательное качество

1 класс

II класс

ill класс

IV класс

Нача ло

Конец

Нача ло

Конец

Нача ло

Конец

Нача ло

Конец

Бег 6 минут, м (выносливость)

Бег 30 м, сек. (быстрота)

БегЗх 10 м, сек. (координация)

Прыжок в длину с места, см (скоростная сила)

Наклон вперед, см (гибкость)

Подтягивание, раз (сила)

Уровень показателей: В — высокий; В/ср — выше среднего; Ср ■ средний; Н/ср — ниже среднего; Н — низкий. Подпись учителя :

Совместно с учителем физической культуры составила двигательный режим для учащихся начальных классов

Двигательный режим учащихся начальных классов.

Виды движений

Продолжительность(мин)

Ответственный за проведение

Утренняя гимнастика

10-15

Учитель физической культуры

Физкультминутки на уроках

5-7

Учитель класса

Гимнастика для глаз

1-2

Учитель, дежурный ученик

Комплекс упражнений на мышечное расслабление (релаксацию)

1-2

Учитель класса

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки

2-3

Учитель класса

Динамическая перемена

25-35

Учитель класса

Урок физической культуры

40

Учитель физической культуры

Прогулки с подвижными играми

35-90

Воспитатель, учитель

Спортивный час в группе продленного дня

35-90

Воспитатель, учитель

Занятия в спортивных секциях

2-3 раза в неделю

Учитель физической культуры

Внутришкольные спортивные праздники

ежемесячно

Учитель класса, учитель физической культуры

Внутришкольные спартакиады

По плану школы

Уч.физкульт.

         

 Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно-психического напряжения.

          Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся.

                   На основе полученной психолого-педагогической характеристики первоклассников учитель совместно с руководством школы разрабатывает и планирует комплекс мероприятий, направленный на обеспечение условий формирования здорового образа жизни учащихся, сохранения их здоровья. К этим условиям, как правило, относят: соблюдение санитарно-гигиенического режима; учет динамики работоспособности; оптимальное чередование различных видов деятельности; сочетание труда и отдыха на уроке, проведение физкультурных минуток с учетом темы урока, его места в расписании и самочувствия детей; смена рабочей позы в целях предупреждения нарушения осанки и зрения; положительная мотивация обучения; психологическая защита детей со слабой нервной системой; индивидуальный подход и внутриклассная дифференциация.

Работа в начальной школе требует от педагога большого профессионализма, умения соприкасаться с душой каждого из своих учеников, чтобы помочь ему духовно адаптироваться в новой социальной среде.

Наиболее эффективным является совокупная реализация принципов:

  • рефлексивности — обязательное разъяснение значения для развития и здоровья детей каждого упражнения и задания;
  • доступности и щадящих условий обучения (подбора упражнений и заданий в зависимости от подготовленности(т.е. работа ведется в зоне «ближайшего развития»);
  • сотворчества — выполнения упражнения или задания вместе с учителем.

Важным является и создание положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта (ситуация успеха, укрепляющая уверенность в своих силах).

Реализация выделенных принципов предполагает наличие индивидуальных образовательных маршрутов, основанных на знании личностных особенностей детей (ориентация на зону «ближайшего развития»).

Движение — это жизнь, а жизнь это движение. Именно движение, является одним из основных факторов целенаправленной организации здорового образа жизни учащихся начальных классов и обеспечения на этой основе более успешного их обучения, сохранения и укрепления здоровья, работоспособности.

Так, одной из наиболее злободневных проблем образовательного процесса в начальной школе является быстрая утомляемость учащихся. Этому есть свои причины.

Во-первых, на уроках учащиеся выполняют работу, к которой еще не привыкли. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивать себя в движении, постоянно контролировать внимание на учебном материале и учителе.

Во-вторых, эта работа требует длительного времени, что идет вразрез с потребностями детского организма, прежде всего к быстрой смене деятельности.

               

Уже на этапе адаптации к школе перед учителем начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью? Оказывается, один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности  и в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения.        

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали многие ученые, но наиболее полно сущность игры раскрыта в работах  Ю.П. Азарова и О.С. Газман.        

Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны, выделены в ясном виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью.        

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объеди-
ненное общим содержанием, сюжетом, персонажем.        

Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.

Функции игры :

Развлекательная. Основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес.

Коммуникативная. Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.

Самореализация. Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры — это пространство самореализации.

Игротерапевтическая. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении.

Диагностическая.     Игра     обладает предсказательностью, она диагностичнее,  чем любая другая деятельность человека,    

 Игра — это особое «поле самовыражения»,    

Коррекционная. При соблюдении учащимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера психологическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.

Межнациональная коммуникация. Игры — национальны и в то же время интернациональны, межнациональны. Они дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, способствуют усвоению единых для всех социально-культурных ценностей.

Социализация. Эта функция заключается в синтезе усвоения богатства культуры, потенции воспитания и формирования личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

       

               Поступление ребенка в школу — первая большая и серьезная ступень в его жизни.

От периода раннего детства — поры беспечных игр и достаточно большой свободы — дети переходят к постоянному напряженному учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.

Все мы — родители, врачи, педагоги — хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье — это бесценный дар, который дает человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно.

Поэтому на уроке  регулярно чередую учебную работу и отдых, и наоборот. Отдых во время занятий вовсе не означает состояния полного покоя. О пассивном отдыхе речь может идти лишь при очень большом утомлении. Характер отдыха выстраивается через противоположное характеру работы. В этих целях каждый рабочий день в классе начинается с гимнастики до уроков, которая длится 10-15минут. Гимнастика до начала уроков обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, помогает удерживать правильную позу за партой, воспитывает привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями. Она не заменяет, а дополняет утреннюю гигиеническую гимнастику.

.

За основу взят комплекс упражнений доктора С.С. Коновалова.

  1. Наклон головы вперед. Возвращение в и.п.
  2. Наклон головы назад. Возвращение в и.п.
  3. Поворот головы вправо. Возвращение в и.п.
  4. Поворот головы влево. Возвращение в и.п.
  5. Вращение головы вправо.
  6. Вращение головы влево.
  7. Круговые движения плечами вперед.
  8. Круговые движения плечами назад.
  9. Руки вверх. Вращение кистями.
  1. Руки над головой. Сгибание и разгибание пальцев.
  2. Руки вниз. Три хлопка по ногам.
  3. Руки вверх. Потянуться.
  4. Руки вверх. Прогнуться.
  1. Руки вниз. Три хлопка по ногам. Встряхнуть пальцы.
  2. Перекатывание с пяток на носки, стоя на месте.

16.        Вращение туловищем в одну, затем в

другую сторону.

В школе учащимся приходится сидеть длительное время за партой в наклонной позе, а это может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, а если долго сидеть на стуле, могут затечь мышцы ног. Чтобы эти нежелательные последствия свести к минимуму, применяю на всех уроках физкультминутки.

Физкультминутки на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, формируют положительную учебную мотивацию, способствуют повышению внимания и активности на последующем этапе урока. Этого можно достичь с помощью интересных заданий, веселых, шуточных стихотворных строк, которые помогают провести физкультминутки. Приведу несколько примеров физкультминуток на уроках чтения, математики, русского языка, музыки.

Слышит мишка краем уха, Как жужжит над ухом муха. Мишка муху лапой хвать! Мухи слыхом не слыхать! Но понять не может мишка. Отчего над ухом шишка?

Выполняя физкультминутки под такие веселые стихотворения, несложно быть чуточку внимательнее и добрее друг к другу, отзывчивее.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

 Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

 И ответную искру зажечь.

Дети умеют ценить доброту. Надо только любить их, верить им, помогать быть добрыми и великодушными.

Полезное воздействие на функции организма оказывает изменение позы во время урока. В классе дети занимаются в режиме динамических поз: сидят, выполняя письменную работу, выполнили — встают, чтобы дождаться остальных.

Много ль надо нам , ребята.

Много ль надо нам , ребята.

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг.

А потом ещё кружочек,

 Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развесёлый чудачок.

Сказка- зарядка

Первоклассники любят сказки и не любят делать зарядку. Можно решить эту проблему? Конечно! Мы расскажем и сказку, и выполним зарядку.

Репка

Наступило теплое весеннее утро.

И.п. — ноги на ширине плеч, руки на пояс. Круговые вращения головой на счет 1-2-3-4 вправо, затем влево. Ветер разогнал на небе тучи.

И.п. — ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы прижаты к плечам. Круговые вращения руками вперед-назад (1-2 мин).

А теперь — внимание! Начинается наша сказка.

Вскопал дед грядку, посадил репку. Выросла репка маленькая-премаленькая. Ищет дед репку, ищет не найдет.

И.п. — стоя ноги врозь, руки в стороны. Вращения кистями рук вперед-назад. То же, вращение кулаками (1-2 мин).

Позвал дед бабку. Прополола бабка грядку. Ищут-ищут не найдут репку.

И.п. — ноги на ширине плеч, руки за головой. Наклон вперед, коснуться левой ноги; выпрямиться; наклон вперед, коснуться правой ноги; выпрямиться (2-3 раза).

Позвали внучку. Принесла внучка лупу. Ищут-ищут — не найдут репку.

И.п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 — присесть, руки на пояс; 2 — и.п. (3-4 раза).

Позвали Жучку. Ищут-ищут не найдут.

Вылезает из норки мышка:

—        Вашу репку я нечаянно съела!Обрадовались внучка и Жучка, бабка и дедка:

—        Все-таки нашлась наша репка!

И.п. — ноги вместе, руки на пояс. Прыжки (1 мин).

Ходьба (растем большими), вытянув руки вверх и потягиваясь. Вдох носом, выдох ртом.

Колобок

Испекла баба колобок, положила его на окошко студиться. Колобок полежал-полежал, да и в лес убежал. Катится колобок по лесу, катится...

Показываем, как катится колобок:

И.п. — ноги на ширине плеч, руки на пояс. Круговые вращения головой вправо. То же в другую сторону (3 раза).

А навстречу ему медведь. Идет, ворон считает, сухие ветки у деревьев ломает.

Показываем медведя:

И.п. — ноги на ширине плеч. 1— наклон вправо, руки скользят по туловищу — пра-

вая вниз, левая на пояс; 2 — и.п. То же в другую сторону (3 раза).

Обрадовался медведь. Хоть и на один зубок колобок, а все ж не каждый день еда сама в рот просится.

—        Колобок, колобок! Я тебя съем!

—        Не ешь меня. Я тебе песенку спою!
(Дети поют песенку колобка.)

Покатился колобок дальше...

И.п. — ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы прижаты к плечам. Круговые вращения руками: 1-2 — вперед, 3-4 — назад (3-4 раза).

Катится колобок, катится, а навстречу ему заяц. По сторонам посматривает, травку щиплет.

И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые вращения туловищем (по 4 раза в каждую сторону).

—        Колобок, колобок! Я тебя съем!

—        Не ешь меня, я тебе песенку спою!Спел колобок песенку зайцу и покатился дальше. Навстречу ему волк бежит, заячьи следы ищет.

И.п. — ноги вместе, руки в сторону. 1 — мах левой ногой вперед, хлопок под ногой; 2 — ил.; 3 — мах правой ногой вперед, хлопок под ногой; 4 — и.п. (3-4 раза).

—        Колобок, колобок! Я тебя съем!

—        Не ешь меня, я тебе песенку спою!Спел колобок песенку волку и покатился дальше.

А вот с лисой колобок в пашей сказке не встретился, чему и был очень рад!

И,п. — ноги вместе, руки на пояс. Прыжки на месте (2-3 мин).

«Цапля». И.п. — основная стойка. Согнув правую ногу в колене, упереться стопой во внутреннюю часть левого бедра, ближе к паху, руки в стороны. Хором прочитать четверостишие: Цапля важная, носатая. Целый день стоит, как статуя. Она знает все на свете. У нее учитесь, дети.

«Тигр». «Медленно, мягко ступая, идет тигр по лесу. Тигр сильный, уверенный в себе, он никого не боится. Он хозяин леса. Он знает здесь каждый кустик, каждое деревце».

Учащиеся, входя в образ тигра, чувствуют себя более уверенно в своих движениях.

«Снежинка». Учащиеся подражают движениям снежинок, которые плавно кружатся и медленно опускаются на землю.

Время выполнения каждого движения 2-3 минуты.

После каждого упражнения проводится дыхательная гимнастика.

И.п. — о.с. 1-5 — глубокий вдох через нос; 1-5 — выдох через рот или быстрый  выдох.

Физкультминутка занимает 4-5 минут..

Известно, что развитие речевых способностей зависит от развития кисти рук. Поэтому в своей работе много внимания уделяю упражнениям, которые одновременно направлены на развитие речевой моторики и кисти руки, защите зрения, например: упражнение с палочками. Его можно проводить индивидуально и группами. Ученик держит палочку вертикально обеими кулачками и по очереди, передвигая кулачки вверх, одновременно читает стихотворение. Самое простое упражнение для рук — потереть ладонь о ладонь, а плечи при этом поочередно подвигать вверх-вниз, что позволит активизировать биологически активные точки в области спины.

Подвижные игры на  переменах и динамических паузах обеспечивают детям необходимую активность, позволяют отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке, обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках и при выполнении домашних заданий.

Физкультпаузы при выполнении домашних заданий

Правильно проведенная физкультпауза активизирует кровообращение, улучшает обмен веществ и увеличивает доступ кислорода ко всем системам организма. Первый перерыв в выполнении домашних заданий делают через 20 минут, его длительность 7-8 минут. Последующие физкультпаузы продолжительностью 10 минут проводятся через каждые 15-20 минут. Эффективно проводить упражнения со скакалкой, мячом. Физкультпаузу лучше проводить в другой  предварительно хорошо проветренной комнате, с температурой 17-19 градусов. Упражнения должны быть простыми и легко выполнимыми (потягивания, приседания повороты туловища, движения для мышц ног, рук, прыжки, упражнения на восстановление дыхания.

Оздоровительные гимнастические упражнения

Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Даже несуществующая дисфункция двигательной сферы в коре головного мозга, особенно в области мелкой, тонкой моторики приводит к вторичному недоразвитию действий, необходимых для рисования, письма, конструирования, что ведёт к нарушениям речевой сферы коры головного мозга.

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом», - это высказывание Иммануила Канта прозвучало ещё задолго до того , как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики. Человек - универсальное «мыслящее тело», классический пример этой универсальности - движущая рука человека ( Э.В.Ильенков). Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте имеет особое значение.

Хочу остановиться на комплексе оздоровительных гимнастических упражнений: гимнастика для пальчиков рук, гимнастика для глаз, на релаксацию, для формирования правильной осанки, для профилактики плоскостопия, дыхательной гимнастики.

Уроки письма, математики, рисования и др. немыслимы без пальчиковой гимнастики. Руки первоклассников быстро устают, ведь письмо для них очень сложный процесс. Упражнения для этой цели очень разнообразны, например, массаж пальцев.

Без пальто гулял глупышка,

И замерз он, как ледышка.

Чтобы пальчик отогреть,

Будем мы его тереть.

Можно провести гимнастику, применяя слова о котенке, который размотал бабушкин клубок: дети выполняют различные движения руками, подражая этим животным.

А мизинцы, как котята,

Тоже вздумали играть.

Что за ловкие ребята!

Как же можно их ругать?

Гусь стоит и все гогочет,

 Ущипнуть тебя он хочет.

Гимнастика для глаз

На уроках регулярно проводятся упражнения для снятия зрительного утомления и профилактики близорукости.

Для снятия зрительного утомления.

1.        Зажмурить глаза. Открыть глаза (5раз).

  1. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).
  2. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).
  3. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от
    этого предмета (2-3 раза).
  4. Смотреть в окно вдаль в течение 1 мин.
  5. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.

Для достижения успеха в обучении особое значение имеет эмоциональное состояние детей. Чтобы поднять позитивное отношение к учебе, должное внимание уделяется оформлению кабинета. Опыт подтверждает, что здесь должен присутствовать минимум учебной информации, только самое необходимое: «буквенная лента», дидактические таблицы по русскому языку и математике, магнитная доска со сменяющимися иллюстрациями, календарь природы и уголок внеклассного чтения. В классе много цветов, особенно таких, которые цветут зимой. Дети охотно ухаживают за ними. Цветы не только радуют глаза, но и выполняют важную оздоровительную функцию: гимнастика для глаз, очищают воздух.

Игра «Буратино»

Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

«Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.

«Морковка» - повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.

«Дерево» - наклоны вперёд- назад, носом «рисуем» дерево.

Упражнения на мышечную релаксацию

Упражнения на мышечное расслабление необходимо знать и применять на практике с целью уметь управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребёнка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышцы. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течение 3-5 минут.

Например:

«Трясём кистями»

Исходное положение – руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.

«Стряхиваем воду с пальцев»

Исходное положение – руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Упражнения для формирования правильной осанки

Формирование правильной осанки – сложный и длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении тела учащихся с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире использовать физические упражнения , обязательно включать специальные упражнения на осанку в содержание уроков физической культуры, в гимнастику до занятий, физкультминутки, зарядку, давать учащимся соответствующие задания на дом. Например:

Мы проверили осанку

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

(Ходьба на месте.)

Мы походим на носках,

(Ходьба на носках.)

А потом на пятках.

(Ходьба на пятках.)

Мы идём как все ребята,

И как мишка косолапый.

(Ходьба на внешнем своде стопы)

Потом быстрее пойдём

И после к бегу перейдём. (Бег на месте)

Нам за партой не сидится.

Нам за партой не сидится

Разминаем поясницу.

Корпус крутим влево- вправо-

Так мы отдохнём на славу.

(Вращение туловищем)

Хорошо мы отдохнули

И к учебе вновь вернулись

(Дети садятся за парты)

Упражнения для профилактики плоскостопия.

«Балерина.»

Сидя на стульчике, упереться пальцами ног в пол. Делать маленькие шажки, как балерина на пуантах. Колени внутрь не поворачивать.

«Весёлые ножки»

Выполняют сидя. Выставить одну ногу вперёд на пятку, на носок, убрать под стул. Тоже с другой ногой.

«Нарисуй кружок»

Ребята выполняют круговые движения в одну и другую стороны большими пальцами ног.

Упражнения дыхательной гимнастики

Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические - сопровождаются движениями.

Первое и важное условие правильного дыхания — дышать через нос. В зависимости от времени года я проводила такие дыхательные упражнения:

Сдуть с макетов ежика и дерева, вырезанных из цветного картона, листочки.

Дунуть еле-еле.

Чуточку сильнее.

Дунуть так, чтобы листочки улетели.

Лежала между елками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала.

(Ежик)

  Рыжий Егорка

Упал в ведёрко.

Сам не утонул        

И воды не всколыхнул.        ,:

(Лист)

Сдувать с изображения тучки снежинки под тихую музыку.

С неба падали пушинки

На замерзшие поля.        .  ,

Ель укутали косынкой,

Теплой шубой — тополя. 

Участие младших школьников в кружках и спортивных секциях, массовые и культурные оздоровительные мероприятия в учебное и внеурочное время (см.приложение4), формы организации двигательной активности, раскрытые в данной работе затрагивают широкий спектр проблем здоровья, служат живым источником для физической и умственной работоспособности.

                         

Четвёртый этап считается итоговым, где через полтора года стали возможными некоторые сравнения: прививались здоровые привычки, создавались условия для естественного развития учащихся в образовательном учреждении.

Заметно возросли показатели физического развития детей, в положительную сторону изменилось умственное развитие, стали видны результаты труда, улучшились спортивные достижения учащихся (ребята моего класса занимали призовые места в школьных соревнованиях по кроссу, пионерболу, в шашечном турнире и др., в районных соревнованиях по мини-футболу, в спортивной игре «Весёлые старты», см. приложение5),поднялась успеваемость. 92% учащихся стали посещать спортивные секции, кружки. Всё это было достигнуто совместно с руководством школы, тесной связи с медработниками ФАП, с родителями учащихся.

Основные идеи, лежащие в основе принципов обучения и воспитания, сберегающих здоровье ребенка, достаточно просты, они вытекают из естественных проявлений и закономерностей жизнедеятельности детского организма. Чтобы осознать значение правильной организации учебного дня для сохранения здоровья школьников необходимо:

  • внимательно относиться к состоянию каждого ребёнка, оценивать      его настроение и эмоциональные реакции,
  • следить за тем, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным возможностям школьников,
  • соблюдать рациональный режим труда и отдыха,
  • создать оптимальные условия среды обучения,

-организовать режим уроков с учётом динамики умственной работоспособности,

-поддерживать двигательную активность, правильную рабочую позу при разных видах деятельности, охрану зрения и слуха.

И, конечно же, создать благоприятную психологическую атмосферу, положительного эмоционального фона обучения.

                           Результаты работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность младших школьников

Как правильно организовать двигательную активность младших школьников во время образовательного процесса.  Рекомендации объёмов различных видов двигательной активности младших школьников, разрабо...

Игра как педагогический феномен двигательной активности младшего школьника в процессе обучения и воспитания.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, но не единственной, в которую вовлекаются обучающиеся. Не исчезает и игровая деятельность, она лишь принимает свои специфические зада...

«Подвижные игры как основа развития двигательной активности младших школьников"

Дать учащимся знания и практические навыки, необходимые для овладения жизненно важными двигательными действиями средствами умений и знаний народных подвижных игр....

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Родительское собрание "Двигательная активность младших школьников"

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность....

Игры-эстафеты как эффективное средство развития двигательной активности младших школьников.

        Существенная роль в развитии личности принадлежит физическому воспитанию. Проблема повышения двигательной активности учащихся младшего школьного возраста связана с д...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК...