Экологический проект Помоги зимующей птице
методическая разработка (3 класс) на тему

Агзамова Айгуль Рамилевна

Учителю отводится ответственная роль – не только научить языку своего предмета, но и развить лучшие стороны личности ученика, заложить стремление познать и улучшить мир, в котором мы живём. Поэтому очень важно перейти от простой передачи знаний, умений и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №1"пгт. Пойковский

 

Экологический проект  

«Помоги зимующей птице»

3 класс (9-10 лет)

   

Декабрь, 2015 год

Пояснительная записка

Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания. Наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом.

Экологическая проблема, прежде всего нравственная, и в этом смысле экологическое образование несёт в себе колоссальный нравственный потенциал. Нравственность предполагает стремление к самосовершенствованию, духовному развитию.

Человек познаёт мир на протяжении всей жизни и самый важный период этого познания – учёба в школе, когда закладываются основы наук, на базе которых в сознании человека выстаивается научная картина мира. Учителю отводится ответственная роль – не только научить языку своего предмета, но и развить лучшие стороны личности ученика, заложить стремление познать и улучшить мир, в котором мы живём. Поэтому очень важно перейти от простой передачи знаний, умений и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий.

Актуальность

Во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода погибает много диких птиц.

С недавнего времени к окну кабинета стал подлетать воробей. Ребята очень удивлялись этому. Они стали оставлять для него гостинцы: кусочек хлебаиз столовой, семечки и просили не прикрывать окно. Было видно, что они хотят помочь бедной птице. Этот случай и предрешил тему нашего проекта. (Слайд 1)

Цель проекта: формирование гуманного отношения к птицам, воспитание у детей экологической культуры, вовлечение в практическую деятельность по охране животных. (Слайд 2)

Задачи (Слайд 3)

  1. Узнать из книг и интернета о зимующих птицах края и подготовить о них сообщения и рисунки.

2) Наблюдать за зимующими птицами края в течение проекта.

3) Выяснить, какие зимующие птицы находятся под охраной Красной книги Ханты-Мансийского автономного округа и подготовить стенд.

4) Выяснить, чем питаются зимующие птицы, чем их можно кормить и подготовить памятки для ребят, изготовивших кормушки.

8) Изготовить кормушки и помочь перезимовать птицам в наших краях.

9) Выступить перед другими ребятами в школе.

Гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.

Участники проекта: классный руководитель, ученики 3«в» класса МОБУ «СОШ №1» пгт. ПойковскийНефтеюганского района ХМАО-Югра.

Сроки проекта:ноябрь(Слайд 4)

Вид проекта: информационно – практико-ориентированный.

Планируемые результатыдеятельности

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

Личностные

• приобретение опыта коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи;

• формирование экологического сознания, выработка у воспитанников навыков природосберегающего поведения в повседневной жизни;

• развитие творческих качеств личности воспитанников, необходимых для продуктивной исследовательской деятельности.

Метапредметные

• развитие способности регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности;

• способность осуществлять информационный поиск, оценивать степень значимости источника;

• умение структурировать найденную информацию;

• проводить анализ найденной информации, делать выводы на основе совокупности отдельных фактов;

• развитие информационной и коммуникативной компетентности;

• развитие навыков использования средств ИКТ для сопровождения интеллектуальной деятельности, развития универсальных учебных действий.

Предметные

• формирование знаний о влиянии деятельности человека на состояние окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;

• воспитание экологической культуры;

• осознание целостности окружающего мира, освоение правил нравственного поведения в мире природы;

• уважительное отношение к родному краю, природе нашей страны, к животному миру;

• развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Практический результат

1. Создание стенда «По страницам Красной книги ХМАО»

2. Выполнение творческих работ: написание сценария внеклассного мероприятия«Покормите птиц зимой!», создание «Птичьего меню», изготовление костюмов птиц, рисунков,кормушек для птиц

3. Выполнение слайдовой презентации: «Помоги зимующей птице», «Эти удивительные птицы»

4. Проведение внеклассного мероприятия«Покормите птиц зимой!»

План реализация экологического проекта

«Помоги зимующей птице»

1) Организационный этап

  • Знакомство с проектом, формулирование проблем, которые будут решаться в проекте

2) Основной этап

  • Формулирование темы проекта, его целей, задач.
  • Формирование групп для проведения исследований с учетом выбранных направлений и индивидуальных пожеланий, распределение ролей участников групп, распределение задач для каждой группы по свободному выбору групп, установление сроков выполнения проекта.
  • Работа учащихся по поиску материалов к проекту, обработка информации.
  • Совместное обсуждение в группах собранной информации.
  • Анализ и подготовка к созданию продукта своей проектной деятельности (презентации, стенда, кормушки), оформление результатов исследований.
  • Презентация результатов проекта на внеклассном мероприятии «Покормите птиц зимой!»

3) Заключительный этап проекта

  • Проведение внеклассного мероприятия «Покормите птиц зимой!»
  • Оформление портфолио проекта.
  • Рефлексия всех участников проекта
  • Определение направлений дальнейшего развития проекта

Реализация экологического проекта

«Помоги зимующей птице»

1. Подготовительный этап

Актуализация знаний и выявление затруднений на основе вопросов.

Беседа по теме "Наши пернатые друзья и забота о них"(Слайд 5)

Основной вопрос

Что произойдет, если на нашей планете не будет птиц?

Проблемные вопросы

1.Возможна ли жизнь без птиц?

2.Какую пользу птицы приносят людям?

3.Зачем нужно беречь птиц?

4.Знаете ли вы, какие исчезающие птицы ХМАО занесены в Красную книгу?

5. Как жизнь птиц влияет на экологическое равновесие в природе?

6. Понимаем ли мы роль птиц в природе?

Учебные вопросы

1.Что значит оседлые птицы?

2.Какие из них зимуют в нашем округе?

3.Какие прилетают к нам на зимовку?

4.Как помочь птицам перезимовать?

5.Чем питаются птицы зимой?

6.Какие способы добывания пищи у птиц вы знаете?

7.Какую пользу приносят птицы людям?

8.Почему некоторые виды птиц становятся редкими?

9.Что необычного вы знаете о жизни птиц?

10.Как изменяется пища птиц зимующих в городе, поселке?

11.Какие кормушки подходят птицам?

12. Какие птицы нашего округа занесены в Красную книгу?

Мы обсудили проблему и разделились по группам. Каждая группа выполняла часть общего проекта.

2. Расширение представления о жизни зимующих птиц в условиях посёлка (Первая группа учащихся) (Слайд 6)

Задача: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях посёлка.

На дворе поздняя осень. Вся земля уже покрылась снегом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам найти корм. Многие птички погибают от голода. Воробьи держатся вблизи жилья человека и своим щебетом приглашают своих собратьев к найденному корму. Синицы селятся в разных местах. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. На ветках рябины устраивают столовую снегири, они кормятся ягодами. Много зимующих птиц в нашем крае.

Мы подобралииз детской и педагогической литературы, энциклопедий: загадки, стихи, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про птиц. Накопили дидактический материал; аудиозаписи «Голоса птиц». Подготовили сообщения и рисунки о зимующих птицахи провели классный час «Покормите птиц зимой»с постановками сценок из жизни зимующих птиц.

Вывод: зимующие птицынашей местностиприспособлены к выживанию в суровых сибирских условиях.

3. Наблюдение за зимующими птицамикрая и выяснение, есть ли среди них птицы из Красной книги ХМАО(Вторая группа учащихся) (Слайд 7)

Задача: выяснить, какие птицы находятся под защитой Красной книги Ханты-Мансийского автономного округа.

Мы наблюдали за зимующими птицами нашего поселка ирешили выяснить, есть ли среди них птицы, находящиеся под охраной Красной книги нашего округа.

Мы узнали, что под охраной находятся краснозобая гагара, серый аист, краснозобая казарка, серый гусь, пискулька, белый гусь, малый лебедь, обыкновенный осоед, беркут, орлан белохвост, сазан, тундрянная куропатка, стерх, чернозобик, филин и др.

Мы подготовили стенд «По страницам Красной книги ХМАО». Для этого нарисовали и вырезали несколько исчезающих птиц, к каждой прикрепили информацию: название и чем питается, а место обитания отметили на карте ХМАО красными точками.

Вывод: охраняемых зимующих птиц мы не увидим на наших кормушках, так как они обитают в лесах.

4. Подготовка памятки «Птичье меню»(Третья группа учащихся)(Слайд 8)

Задачи: выяснить, какой корм для птиц подсыпать в кормушки.

Мы предложили родителям принять участие в экологическом проекте и организовать помощь в создании «Птичьей столовой».

Наблюдая за птицами, мы заметили, что птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корм надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей нужнозасыпатькорм каждый вечер.

Мы узнали из книг, чем питаются зимующие птицы, и составили птичье меню. Памятку “Птичье меню” раздали всем ребятам класса.

Вывод: следить, чтобы в кормушках постоянно был полезный для птиц корм.

5. Изготовление и развешивание кормушек для птиц(Четвертая группа учащихся)(Слайд 9)

Задача: сделать и развесить кормушки для птиц.

Мы выполнили несколько кормушек из пакетов из–под молочных продуктов, пластиковых бутылок, картонных коробки выяснили, что видов кормушек много. Мы объявили конкурс на самую оригинальную кормушку. Все остальные группы с удовольствием присоединились к нам.
Мы решили устроить птичью столовую прямо возле нашей школы.

Вывод: изготовлениебольшего количества кормушек поможет перезимовать птицам в наших краях. Надо постоянно заполнять их кормом.

6. Совместный классный час «Покормите птиц зимой!»(Слайд 10)

Задача: привлечь других детей заботиться о птицах зимой.

Мы решили привлечь внимание учащихся начальных классовк заботе о зимующих птицах. Для этого мы провели совместноевнеклассное мероприятие «Покормите птиц зимой!»

Вывод: совместные усилия помогутпостоянно подкармливать зимующих птици сохранить их численность.

7. Подведение итогов.

Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц, то тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.Цель нашего проекта достигнута. (Слайд 11)

Каждая группа защитила свою часть проекта. По итогам выполненного проекта мы оформили портфолио проекта и определили, что продолжим начатое дело до конца зимы.

Заключение

В ходе проекта мы узнали о зимующих птицах нашего края. По материалам исследования провели классный час, викторину о птицах, конкурс кормушек, подготовили стенд, выступили перед другими учащимися школы. Мы поняли, что можем сами осуществить практическую деятельность по охране животных.

Список используемой литературы

1). Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008

2). Проектная деятельность младших школьников / Кн. для учителя начальных классов. / Матяш Н.В., Симоненко В.Д.– М.: Вентана-Граф, 2002.

3). Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя / Поливанова К.Н.– М., 2008.

4). Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ Под ред. А.Б. Воронцова.  – М.: Просвещение, 2010.

5) Скребицкий Г.«Рассказы о птицах для детей»

6). Яшин А. «Покормите птиц зимой»

7). Фото сделаны учащимися 3 класса.

Интернет-ресурсы

1) http://berschool.ucoz.ru/006/klassnyj_chas_na_temu_pokormite_ptic_zimoj.pdf

2) http://rudocs.exdat.com/docs/index-299724.html

3) http://zaki75.ucoz.ru/blog/klassnyj_chas_o_pticakh/2012-10-22-6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологический проект «Помоги зимующей птице» Хабирова А. Р., учитель начальных классов МОБУ «СОШ №1» пгт . Пойковский

Слайд 2

Цель проекта: формирование гуманного отношения к птицам, воспитание у детей экологической культуры, вовлечение в практическую деятельность по охране животных. Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело, А ведь в нашем сердце есть И для них тепло.

Слайд 3

Участники проекта: классный руководитель, ученики 3 в класса МОБУ «СОШ №1» Сроки проекта: ноябрь

Слайд 4

Подготовительный этап В классе обсудили проблему и разделились по группам. Каждая группа учащихся выполняла часть общего дела.

Слайд 5

Основной этап Первая группа готовила сообщения и рисунки о зимующих птицах. Мы решили провести викторину «Эти удивительные птицы» с постановками сценок из жизни зимующих птиц.

Слайд 6

Вторая группа наблюдала за зимующими птицами округа в течение проекта, а также изучала, какие птицы находятся под охраной Красной книги края. Итог работы представлен на стенде «По страницам Красной книги ХМАО».

Слайд 7

Третья группа готовила памятки «Птичье меню» для ребят, готовивших кормушки. Мы узнали из книг, чем питаются зимующие птицы и составили птичье меню. Птичье Меню Для корма пригодны семена различных растений: дыни, тыквы, арбуза, одуванчика, крапивы, кабачков. Любят птицы сушеные яблоки, тертую морковь, высушенные грибы. Овес, пшено клюют воробьи. Все птицы любят крошки пшеничного хлеба. А ржаные крошки для птиц не годятся. Синички кроме семян любят кусочки сырого несоленого сала.

Слайд 8

Четвертая группа изготовила кормушки, чтобы помочь перезимовать птицам в наших краях . Мы выполнили несколько кормушек и выяснили, что видов кормушек много. Мы объявили конкурс на самую оригинальную кормушку. Все остальные группы с удовольствием присоединились к нам. Самая оригинальная кормушка

Слайд 9

Мы вам обещаем! Мы будем, будем, птицы, С вами дружить. В мире, согласии жить. Будем помнить всегда, Что вы с нами верные друзья! Мы решили привлечь других детей заботиться о птицах зимой. Для этого мы провели совместный с третьими классами классный час «Покормите птиц зимой!»

Слайд 10

Заключительный этап Мы решили устроить птичью столовую возле нашей школы.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая акция "Помоги зимующим птицам"

Как построить кормушку и чем подкармливать птиц зимой"...

Паспорт экологического проекта "Помоги птицам!"

К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого сн...

Экологический проект: "Помогите птицам зимой"

Приобщение школьников к организации практической деятельности по оказанию помощи птицам в зимний период...

Проект "Помоги зимующим птицам"

Учитывая индивидуальные и творческие способности обучающихся, моего класса мы приступили к исследовательскому проекту "Помоги зимующим птицам". Тема проекта была выбрана не случайно, так как...

Проект "Помоги зимующим птицам"

Дидактические цели проекта:1.  Привлечь внимание учащихся школы и родителей к проблеме зимующих птиц.2.  Формирование социального опыта учащихся, осознание ими элементарного взаимодействия в...

Экологическая акция "Помоги зимующим птицам!"

Зима –это  суровое время для зимующих птиц: сильные морозы, ветра, недоступность естественного корма- приводят к гибели пернатых.С наступлением холодов многие птицы начинают искать пропитан...

Проект Акция "Помоги зимующим птицам родного края!"

Практическая значимость  работы в том, что результат нашей работы поможет привлечь как можно больше людей к помощи сохранения птиц и бережное отношение к природе....