Профилактика трудновоспитуемости и правонарушений у младших школьников.
консультация (1 класс) на тему

Никитина Марина Николаевна

Как преодолеть трудновоспитуемость?Профилактика правонарушений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика трудновоспитуемости и правонарушений

у младших школьников

        Трудновоспитуемость,   как   и   другие   отклонения   в   нравственномформировании подростков, представляет собой не случайный эпизод в их жизни,а  закономерное  следствие  длительного  процесса   социальной   деформацииличности.  Для   успешного   решения   проблемы   трудновоспитуемости   необходимо

своевременно выявлять и искоренять самые первые отклонения  в  нравственномразвитии и поведении ребенка.

        Такие отклонения  наблюдаются  довольнорано, 3/4 всех трудных  подростков  уже в 1-м  классе  проявляли  крайнююнеустойчивость  поведения,  конфликтовали  с педагогами,  многие  из   нихоказывались в положении "изолированных" в классе.

        Почти в каждом классе находится от 1 до 3 (редко 4—6) ребят, которых педагоги не  безоснований считают трудными. Уже  в  самыепервые дни пребывания в школе некоторые ребята допускают  такие  нарушения,которые никак нельзя объяснить их возрастными особенностями. Здесь мы имеемдело с недостатками или серьезными просчетами воспитания ребенка.

        Во-первых это недоверчивое, недоброжелательное   отношение ко взрослым,сформированное у  ребенка  в  семье, обязательно в той или иной формепроявляется и по отношению  к учителю, к  его заданиям  и  указаниям;  аотрицательное отношение к физическому  и  умственному  труду  чаще  всегостановится  исходной  причиной  неуспеваемости   и   недисциплинированности.

        Во-вторых,инфантильность. Такие дети  не воспринимают  всерьез  указания  и  замечанияучителя, с трудом осваивают правила для учащихся. Адаптация их  в  школьномколлективе еще  более  осложняется влиянием  родителей,  часто  бабушек  идедушек.

        В  третьих,  особо  сложных   случаях  запаздывание   в   приобретенииобщественно-ценного  жизненного  опыта  сочетается  с  довольно  устойчивымотклонением в отношениях. Чаще всего,  это  касается  отношения  семилетнихдетей к людям, когда они считают плохими всех тех, кто делает им замечания,заставляет учиться, работать, не позволяет ходить и разговаривать на уроках. Такие дети уже через 2-3 учебные недели заявляют о своем нежелании ходить в школу.И хотя эти проявления,  как  правило,  успешно снимаются,нельзя однозначно утверждать, что они не входят в отрицательный жизненныйопыт маленького ученика.

        Именно  эти  отклонения,  на  которые  родители  и  педагоги   зачастуюсвоевременно не обращают должного  внимания, в большинстве  случаев являют собой  начало  процесса  социальной  деформацииличности, основу для формирования антиобщественных установок  и  ориентаций. В  этом смысле недисциплинированность, грубость, нравственнаяинфантильность даже самых маленьких ребят могут рассматриваться как одна изформ   отклоняющегося   поведения, первая, еще неустойчивая форматрудновоспитуемости.

        Характерной особенностью явления трудновоспитуемости  среди  младших школьников являетсято, что оно носит неопасные для общества формы, поэтому с детьми  младшего школьного возраста часто не проводится   необходимаявоспитательная работа.

        Первоначальноеознакомление ребенка с простейшими нормами  и  правилами  поведения  должноосуществляться путем предъявления элементарных требований (можно, нельзя)к его действиям с последующей  оценкой (хорошо - плохо) этих действийокружающими.

        Одобрение  действий  окружающими  доставляет  в   большинстве  случаевогромное удовольствие ребенку, так как он  с  раннего  возраста  испытываетпотребность в общении со  взрослыми  и  очень  заинтересован  в  их добром расположении. Положительные взаимоотношения со взрослыми составляют  основудля переживания ребенком состояния  эмоционального  благополучия.  Поэтому,ребёнок  сознательно  или  подсознательно  старается  действовать  согласнотребованиям взрослых и постепенно усваивает те нормы, правила и оценки, которые исходят от них. Не забывайте своевременно  поощрить  ребенка, одобрить его положительное действие и  высказать  уверенность,что в дальнейшем он будет поступать подобным образом. В таком  случае полезные, значимые,одобряемые  окружающими   способы   поведения   будут  чаще  повторяться,преобразовываясь во внутреннюю структуру поведения.

        Что касается проступков детей, то ни один из них не должен  ускользнуть от внимания взрослых. Причем,  особенно  важно  высказать  неодобрение  поповоду проступка ребенка сразу же после  его  совершения.

        При  этом,естественно, необходимо учитывать также специфику детского возраста:  детямне всегда понятен смысл запрета взрослого, но даже если  они  и понимают

правильность предъявляемых им требований, то не  все  могут  сдержать  своижелания.

    В связи с этим, запрещая какое-то действие, следует, во-первых, всегдадавать доступную возрасту ребенка словесную оценку неодобряемому  действию.

        Например, разъяснить, что нельзя брать без  разрешения  не  только  данную,конкретную вещь, но и все остальные вещи, принадлежащие другим  людям,  так

как это плохой поступок — кража.

        Надо стремиться выработать  у  ребенка  нетолько правильную привычку, но  и общее  правильное  отношение  (в  данномслучае — отрицательное отношение к воровству в целом, а не просто  привычкуне брать чужие вещи).

        Во-вторых, необходимо следить, чтобы ни один, даже самый незначительныйпроступок  ребенка  (совершенный  им  часто  по  неведению)  не  оставался незамеченным, вызвал  надлежащую  реакцию  окружающих.

        Детские проступки, как правило, не так опасны для окружающих,  как  длясамого ребенка. Если вовремя не  остановить  ребенка,  совершившего  первый(пусть даже очень незначительный) проступок, не разъяснить ему в  доступнойформе ошибочность его действий и не научить, как действовать  правильно,  унего может постепенно сформироваться неправильное  отношение  к  окружающей

действительности, искаженное  понимание  основных  нравственных  ценностей,норм и правил поведения, принятых в обществе.

        Ранняя профилактика трудновоспитуемости детей должна, посуществу, начинаться с первых же дней рождения ребенка. Она  заключается  вправильной организации систематического, целенаправленного  воспитательноговоздействия, которое осуществляется в основном в семье.

    К сожалению, родители  не  всегда в состоянии предупредить возникновение  отклонений  в  нравственном  развитииребенка. Некоторые  из  них  не  обладают  необходимым  уровнем  психолого-педагогической подготовки, другие в силу объективных причин не  имеют  возможностиуделять достаточно времени воспитанию  ребенка, наконец,третьи — вообще не желают заниматься воспитанием.  Их  забота  о  детях,  влучшем случае, ограничивается тем, что они одевают и кормят их. К тому же,часто такие родители сами служат ярким образцом  отрицательного  поведения.

        Дети в таких семьях  не  получают  соответствующих  их  возрасту  морально-этических знаний и имеют в результате этого пробелы или отклонения в системе

субъективных отношений. Некоторые из них уже в раннем возрастеприобретают навыки аморального поведения и обладают определенным  жизненнымопытом отрицательного характера.

        Важнейшей нашей с вами задачей является систематическаяи  целенаправленная  пропаганда  педагогических  знаний  среди населения,использование всех форм и методов работы с семьей для  того, чтобы  помочьродителям в выполнении возложенных  на  них   обязанностей,  максимально  инаиболее  эффективно  использовать  потенциальные   возможности   семьи   вобщественном воспитании детей.

        Таким образом, ведущим принципом работы по предупреждению и преодолениютрудновоспитуемости  среди  учащихся  начальных  классов  является  принцип

комплексного воздействия непосредственно на ребенка и   на его семью. Установление подлинного единства взаимодействия   семьи   и   школы   в   понимании   конкретных задач  воспитания,  выделениеединых  критериев  оценки  достижений  и  методов  воспитания  обеспечиваетустранение первопричины отклонения в  поведении  школьников.  Решение  этойзадачи возможно лишь на  основе  дифференцированного  подхода  к работе  сдетьми и их родителями.

        Нужно найти  правильный  тон  в  работе  с  учениками  и  ихродителями, создать ту атмосферу дружелюбия и взаимного понимания,  котораянаилучшим образом способствует адаптации учащихся младших классов в школе.



Предварительный просмотр:

Профилактика трудновоспитуемости и правонарушений

у младших школьников

        Трудновоспитуемость,   как   и   другие   отклонения   в   нравственномформировании подростков, представляет собой не случайный эпизод в их жизни,а  закономерное  следствие  длительного  процесса   социальной   деформацииличности.  Для   успешного   решения   проблемы   трудновоспитуемости   необходимо

своевременно выявлять и искоренять самые первые отклонения  в  нравственномразвитии и поведении ребенка.

        Такие отклонения  наблюдаются  довольнорано, 3/4 всех трудных  подростков  уже в 1-м  классе  проявляли  крайнююнеустойчивость  поведения,  конфликтовали  с педагогами,  многие  из   нихоказывались в положении "изолированных" в классе.

        Почти в каждом классе находится от 1 до 3 (редко 4—6) ребят, которых педагоги не  безоснований считают трудными. Уже  в  самыепервые дни пребывания в школе некоторые ребята допускают  такие  нарушения,которые никак нельзя объяснить их возрастными особенностями. Здесь мы имеемдело с недостатками или серьезными просчетами воспитания ребенка.

        Во-первых это недоверчивое, недоброжелательное   отношение ко взрослым,сформированное у  ребенка  в  семье, обязательно в той или иной формепроявляется и по отношению  к учителю, к  его заданиям  и  указаниям;  аотрицательное отношение к физическому  и  умственному  труду  чаще  всегостановится  исходной  причиной  неуспеваемости   и   недисциплинированности.

        Во-вторых,инфантильность. Такие дети  не воспринимают  всерьез  указания  и  замечанияучителя, с трудом осваивают правила для учащихся. Адаптация их  в  школьномколлективе еще  более  осложняется влиянием  родителей,  часто  бабушек  идедушек.

        В  третьих,  особо  сложных   случаях  запаздывание   в   приобретенииобщественно-ценного  жизненного  опыта  сочетается  с  довольно  устойчивымотклонением в отношениях. Чаще всего,  это  касается  отношения  семилетнихдетей к людям, когда они считают плохими всех тех, кто делает им замечания,заставляет учиться, работать, не позволяет ходить и разговаривать на уроках. Такие дети уже через 2-3 учебные недели заявляют о своем нежелании ходить в школу.И хотя эти проявления,  как  правило,  успешно снимаются,нельзя однозначно утверждать, что они не входят в отрицательный жизненныйопыт маленького ученика.

        Именно  эти  отклонения,  на  которые  родители  и  педагоги   зачастуюсвоевременно не обращают должного  внимания, в большинстве  случаев являют собой  начало  процесса  социальной  деформацииличности, основу для формирования антиобщественных установок  и  ориентаций. В  этом смысле недисциплинированность, грубость, нравственнаяинфантильность даже самых маленьких ребят могут рассматриваться как одна изформ   отклоняющегося   поведения, первая, еще неустойчивая форматрудновоспитуемости.

        Характерной особенностью явления трудновоспитуемости  среди  младших школьников являетсято, что оно носит неопасные для общества формы, поэтому с детьми  младшего школьного возраста часто не проводится   необходимаявоспитательная работа.

        Первоначальноеознакомление ребенка с простейшими нормами  и  правилами  поведения  должноосуществляться путем предъявления элементарных требований (можно, нельзя)к его действиям с последующей  оценкой (хорошо - плохо) этих действийокружающими.

        Одобрение  действий  окружающими  доставляет  в   большинстве  случаевогромное удовольствие ребенку, так как он  с  раннего  возраста  испытываетпотребность в общении со  взрослыми  и  очень  заинтересован  в  их добром расположении. Положительные взаимоотношения со взрослыми составляют  основудля переживания ребенком состояния  эмоционального  благополучия.  Поэтому,ребёнок  сознательно  или  подсознательно  старается  действовать  согласнотребованиям взрослых и постепенно усваивает те нормы, правила и оценки, которые исходят от них. Не забывайте своевременно  поощрить  ребенка, одобрить его положительное действие и  высказать  уверенность,что в дальнейшем он будет поступать подобным образом. В таком  случае полезные, значимые,одобряемые  окружающими   способы   поведения   будут  чаще  повторяться,преобразовываясь во внутреннюю структуру поведения.

        Что касается проступков детей, то ни один из них не должен  ускользнуть от внимания взрослых. Причем,  особенно  важно  высказать  неодобрение  поповоду проступка ребенка сразу же после  его  совершения.

        При  этом,естественно, необходимо учитывать также специфику детского возраста:  детямне всегда понятен смысл запрета взрослого, но даже если  они  и понимают

правильность предъявляемых им требований, то не  все  могут  сдержать  своижелания.

    В связи с этим, запрещая какое-то действие, следует, во-первых, всегдадавать доступную возрасту ребенка словесную оценку неодобряемому  действию.

        Например, разъяснить, что нельзя брать без  разрешения  не  только  данную,конкретную вещь, но и все остальные вещи, принадлежащие другим  людям,  так

как это плохой поступок — кража.

        Надо стремиться выработать  у  ребенка  нетолько правильную привычку, но  и общее  правильное  отношение  (в  данномслучае — отрицательное отношение к воровству в целом, а не просто  привычкуне брать чужие вещи).

        Во-вторых, необходимо следить, чтобы ни один, даже самый незначительныйпроступок  ребенка  (совершенный  им  часто  по  неведению)  не  оставался незамеченным, вызвал  надлежащую  реакцию  окружающих.

        Детские проступки, как правило, не так опасны для окружающих,  как  длясамого ребенка. Если вовремя не  остановить  ребенка,  совершившего  первый(пусть даже очень незначительный) проступок, не разъяснить ему в  доступнойформе ошибочность его действий и не научить, как действовать  правильно,  унего может постепенно сформироваться неправильное  отношение  к  окружающей

действительности, искаженное  понимание  основных  нравственных  ценностей,норм и правил поведения, принятых в обществе.

        Ранняя профилактика трудновоспитуемости детей должна, посуществу, начинаться с первых же дней рождения ребенка. Она  заключается  вправильной организации систематического, целенаправленного  воспитательноговоздействия, которое осуществляется в основном в семье.

    К сожалению, родители  не  всегда в состоянии предупредить возникновение  отклонений  в  нравственном  развитииребенка. Некоторые  из  них  не  обладают  необходимым  уровнем  психолого-педагогической подготовки, другие в силу объективных причин не  имеют  возможностиуделять достаточно времени воспитанию  ребенка, наконец,третьи — вообще не желают заниматься воспитанием.  Их  забота  о  детях,  влучшем случае, ограничивается тем, что они одевают и кормят их. К тому же,часто такие родители сами служат ярким образцом  отрицательного  поведения.

        Дети в таких семьях  не  получают  соответствующих  их  возрасту  морально-этических знаний и имеют в результате этого пробелы или отклонения в системе

субъективных отношений. Некоторые из них уже в раннем возрастеприобретают навыки аморального поведения и обладают определенным  жизненнымопытом отрицательного характера.

        Важнейшей нашей с вами задачей является систематическаяи  целенаправленная  пропаганда  педагогических  знаний  среди населения,использование всех форм и методов работы с семьей для  того, чтобы  помочьродителям в выполнении возложенных  на  них   обязанностей,  максимально  инаиболее  эффективно  использовать  потенциальные   возможности   семьи   вобщественном воспитании детей.

        Таким образом, ведущим принципом работы по предупреждению и преодолениютрудновоспитуемости  среди  учащихся  начальных  классов  является  принцип

комплексного воздействия непосредственно на ребенка и   на его семью. Установление подлинного единства взаимодействия   семьи   и   школы   в   понимании   конкретных задач  воспитания,  выделениеединых  критериев  оценки  достижений  и  методов  воспитания  обеспечиваетустранение первопричины отклонения в  поведении  школьников.  Решение  этойзадачи возможно лишь на  основе  дифференцированного  подхода  к работе  сдетьми и их родителями.

        Нужно найти  правильный  тон  в  работе  с  учениками  и  ихродителями, создать ту атмосферу дружелюбия и взаимного понимания,  котораянаилучшим образом способствует адаптации учащихся младших классов в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к обобщению опыта по теме"Профилактика и устранение дисграфии у младших школьников"

Презентация была подготовлена к выступлению на районном методическом объединении. В ней представлена моя система работы по устранению и профилактике дисграфии  с применением логопедических методо...

Профилактика и коррекция нарушений письма младших школьников с ОВЗ (I вариант обучения)

Обучению русскому языку в коррекционной школе уделяется большое внимание. От того, как учащиеся овладевают навыками грамотного письм, во многом зависит обучение данной категории детей в целом....

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников.

Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании.Для лечения дислексии существуют специальные программы, корректир...

"Профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний у младших школьников" (здоровьесберегающие технологии: из опыта работы)

Сегодня стрессу подвергаются не только взрослые люди, всё чаще в стрессовые ситуации попадают дети и подростки. Неблагополучная обстановка в семье, постоянно возрастающие требования школьной программы...

Профилактика правонарушений у младших школьников

Важной составляющей профилактической работы является успешная адаптация учащихся начального звена. Уже в первый год обучения у отдельных учащихся выявляется социальная запущен...

Профилактика правонарушений у младших школьников

Известно, что процесс социализации ребенка начинается с первых дней его жизни. Формирование человека протекает осо­бенно активно в раннем детстве. А.С. Макаренко ...