Главные вкладки

    Презентация к обобщению опыта по теме"Профилактика и устранение дисграфии у младших школьников"
    презентация по русскому языку по теме

    Презентация была подготовлена к выступлению на районном методическом объединении. В ней представлена моя система работы по устранению и профилактике дисграфии  с применением логопедических методов и приёмов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon obobshchenie_opyta1.ppt715.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Обобщение опыта работы учителя начальных классов МАОУ ТСОШ № 1 Черепенько Ирины Юрьевны Профилактика и преодоление дисграфии у младших школьников на уроках русского языка и литературы

    Слайд 2

    Интерес к данной теме обусловлен такими факторами как: большая распространённость среди учащихся начальных классов нарушений овладения письмом и дальнейшее их перерастание в стойкие дисграфии. Число неуспевающих детей с различными видами нарушений письменной речи доходит до 40%; необходимость организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений письма. По данным исследования, проведённого Психолого-педагогическим центром «Здоровье» г. Санкт – Петербурга несомненные предпосылки того или иного вида дисграфии имели 55,5% детей в подготовительных группах. Нарушения формирования письма препятствует успешности обучения, эффективной школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка (неврологические нарушениями, нарушения познавательной деятельности, восриятия, памяти, внимания, психическими нарушениями).

    Слайд 3

    Цель работы Обобщение опыта по проблеме нарушений письменной речи у младших школьников, и описание коррекционного воздействия для устранения дисграфии и по её профилактике

    Слайд 4

    Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма (Р. И. Лалаева)

    Слайд 5

    Виды дисграфии Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается у детей, имеющих или имевших нарушения звукопроизношения. Вследствие этого в письме детей встречаются ошибки в виде смешений и пропусков букв. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания связывается с недостаточным уровнем функционирования операций сложного процесса различения и выбора фонем. В письме детей это проявляется в виде смешений или даже полных заменах букв на письме. При дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза неполноценны операции: деление предложения на слова и синтез предложения из слов, слоговой и фонематический анализ и синтез. В письме эта дисграфия проявляется в искажениях структуры слов и предложений (пропуски, перестановки, добавления букв, слогов, слов; слияние или разрыв слов). Аграмматическая дисграфия связывается с недоразвитием у детей лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса и мнезиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. В письме проявляется в виде замен графически сходных букв, искажений в написании букв, зеркальном написании.

    Слайд 6

    Диагностика письма 1. Списывание слов и предложений с рукописного образца 2. Списывание слов и предложений с печатного образца 3. Письмо под диктовку (строчные буквы, слоги, предложения, слуховой диктант) 4. Самостоятельное письмо

    Слайд 7

    Характеристика дисграфических ошибок 1. Ошибки на уровне буквы и слога (пропуски, замены, смешения, перестановки, вставки) Ошибки на уровне слова. (слитное, раздельное написание, аграмматизмы) 2. Ошибки на уровне предложения (словосочетания). Нарушение согласования слов в предложении в роде, числе, падеже («наступило ночь»). Пропуск слов в предложении . Нарушение порядка слов. Многочисленны случаи нарушения управления слов («по дорожках сада»). 3. Ошибки на уровне текста. Пропуск смысловых частей. Необоснованное расширение границ, смысловых частей текста. Нарушение логической последовательности внутри какой-нибудь смысловой части.

    Слайд 8

    Распространённость дисграфии Проанализировано 250 письменных работ: дисграфия имеется у 56 % учащихся 2 – 4 классов (140 человек из 250) в (40 %) она проявляется, как смешанная, т.е. особенно тяжелая

    Слайд 9

    Проведение коррекционно – педагогической работы по устранению дисграфии I этап — восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи II этап — восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой III этап — восполнение пробелов в формировании связной речи

    Слайд 10

    Направления работы Устранение дефектов звукопроизношения Развитие фонематического восприятия, а также навыков звукового анализа и синтеза слов Пополнение и обогащение словарного запаса Развитие и совершенствование грамматического строя речи Развитие связной речи. Развитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений

    Слайд 11

    Устранение дефектов звукопроизношения 1 . Уточнение произношения звуков (артикуляционная гимнастика, игры на подражание, чистоговорки, скороговорки, игры) 2. Развитие мелкой моторики рук (песочная терапия, пальчиковые игры)

    Слайд 12

    Развитие фонематического восприятия, а также навыков звукового анализа и синтеза слов дифференциация сходных по звучанию звуков (шипящих и свистящих , глухих и звонких, твердых и мягких) преобразование слов слоговой анализ работа над интонационной выразительностью

    Слайд 13

    Примеры заданий 1. Из каждого слова возьмите только первые слоги, составьте новое слово а) ав томобиль, тор моз – ав-тор б) ко лос, ро та, ва за – ко-ро-ва в) ко ра, ло то, бок сер – ко-ло-бок 2. Возьмите только вторые слоги а) зме я , ра ма – я-ма б) пу го вица, мо ло ток, ла ва – го-ло-ва в) у кор , бу зи на, ти на – кор-зи-на

    Слайд 14

    Преобразование слов путем наращения звуков и букв, перестановки звуков а) в начале слова: рот – к рот, мех – с мех, Оля – К оля, дочка – у дочка б) в конце слова: шар – шар ф , бок – бок с , стол – стол б , лис – лис т , лиф – лиф т ; в) перестановка звуков: пила – липа палка – лапка карп – парк гора – рога Игра «Заколдованные слова» Сапохар, пераченье, хадулва, васуренье, пинарожки, сугрохари, грукрыши, кабрыкао, балиранки.

    Слайд 15

    Пополнение и обогащение словарного запаса Введение новых слов Работа над однокоренными словами Знакомство с синонимами и антонимами Работа с омонимами и фразеологизмами Развитие смысловых догадок на материале пословиц, поговорок

    Слайд 16

    Примеры заданий Игра «Третий лишний Смелый, храбрый, смелость Печурка, печать, печка Диван, диванный, удивлённый Лев, левый, налево « Вставь слова» Скоро сказка сказывается, да не скоро дело -…… . Не впервой волку зиму……… . Всё живое хочет ………. . Хвати тебе, молодцу, горе …….. . «Поставьте ударение» Поля покрылись снежной пеленой. За работой Поля всегда пела. На горе росла берёза. У Стёпы случилось горе. Придумайте слова, в состав которых входит какое-нибудь число: 1 – единица, единство, одинокий, однажды; 2 – вторник, двойник, двойка, двойняшка, двушка, двустволка. 3 - … 4 - …

    Слайд 17

    «Найди пару» В час по чайной ложке. Мало Рукой подать. Медленно Повесить нос. Много Раз, два и обчелся. Близко Куры не клюют. Худой Кожа да кости. Грустить Найдите глаголы, употреблённые в переносном значении. Солнышко запело на свободной воле, Поле засопело – пробудилось поле. Ветерок очнулся, заморгал спросонок, Тополь отряхнул ся шумно, как телёнок. Море почему – то всё ещё зевает . Вот какое утро раннее бывает

    Слайд 18

    Развитие и совершенствование грамматического строя речи 1. Формирование у детей функций словообразования и словоизменения 2. Установление связи в предложении при помощи вопросов

    Слайд 19

    Примеры заданий Исправь предложения. а) Дед в печи, дрова на печи. б) На столе сапожки, под столом лепешки. в) Овечки в печке, караси у речки. г) Под столом портрет, над столом табурет. Исправь логические ошибки и запиши предложение верно. Мальчик стеклом разбил мяч. Брат потерял библиотеку из книги. Весной луга затопили речку. После лета пришла долгожданная весна. Распространи предложение, постепенно наращивая количество слов. Оля читает. Оля читает книгу. Оля читает интересную книгу. Оля читает интересную книгу бабушке.

    Слайд 20

    Игра «Путаница» Составьте два предложения: «Стоят, вазе, в, цветы, орехи, в, белка, дупло, прячет». Игра «Пропавшие слова» Тишина царит в дремучем … Черные … затянули солнце. Умолкли … Вот-вот начнется … . Игра «Закончи предложение» Пуфик залез на дерево, которое …….. Пуфик залез на дерево, потому что …… Пуфик залез на дерево, где …………. Пуфик залез на дерево, когда ……….

    Слайд 21

    Развитие связной речи Обучение полным развернутым ответов на вопросы Построение сложносочиненных и сложноподчиненные предложений Работа над умением связно изложить смысл услышанного или прочитанного Составление плана и формирование умения правильно оформить текст на письме.

    Слайд 22

    Виды работ по развитию связной речи Составь подписи к картинкам. Записи по наблюдениям. Изложение повествовательного характера. Изложение описательного характера. Сочинение.

    Слайд 23

    Примеры заданий «Придумай сказку, зная начало (конец)» «Закончи рассказ» «Собери текст» «Составь вопросы» «Напиши рассказ по опорным словам»

    Слайд 24

    Развитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений 1. Понимание пространственных предлогов; 2. Ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу; 3. Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей; 4. Анализ нелепых картинок; 5. Конструирование фигур из спичек, палочек; 6. Узнавание предметов в усложненных условиях (предметы изображенные пунктиром, наложенные друг на друге, «зашумленные»)

    Слайд 25

    Результаты работы У некоторых учащихся полностью исчезли отдельные виды дисграфии У всех учащихся повысилось качество обучения по русскому языку и литературе (мониторинг качества общей успеваемости по русскому языку и литературе) Повысилась речевая активность детей. Устные ответы детей стали более полными, развернутыми, точными, правильными. Усилилось регулирующая и направляющая роль речи Улучшилась общая и мелкая моторика у детей. Можно отметить, что у детей появились навыки планирования учебной деятельности и самоконтроль.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта по теме "Приемы, Направленные на развитие речи младших школьников".

    В данной работе оаскрывается актуальность проблемы, взляды психологов, методистов на проблему развития речи, исследования уровня развития речи. Материал содержит приложения и будет полезен учителям на...

    Статья на тему: "Устранение дисграфии у младших школьников."

    С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят све...

    Обобщение опыта на тему "Особенности личностного и интеллектуального развития младших школьников в условиях развивающего обучения"

    Начало XIX в. ознаменовалось настойчивыми попытками модернизировать систему образования, привести в соответствие с требованиями времени. В этом процессе все более значимую роль играет система развиваю...

    Развитие мелкой моторики для устранения дисграфии у младших школьников.

    В статье говорится о необходимости развития мелкой моторики у учащихся младших классов. Ее влиянии на психо-эмоциональное состояние ребенка и взимосвязи мелкой моторики и успеваемостью ученика....