Обобщение опыта по теме "Агробизнесобразование в рамках урочной деятельности младших школьников"
материал по теме

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_po_teme.docx43.12 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта по теме:

«Агробизнесобразование

в рамках урочной деятельности младших школьников»


Введение

В 2015 году в Курганской области стартовал инновационный сетевой проект «Агробизнесобразование Зауралья».

«Агробизнесобразование – это один из инструментов развития региона» - заявил губернатор области Алексей Геннадьевич Кокорин.

В 2016 году приказом Департамента образования и науки Курганской области № 302 от 01.03.2016 года нашей школе присвоен статус региональной инновационной площадки в рамках инновационной программы по теме «Профориентационный технопарк «Зауральский навигатор подпроекта по теме «Агробизнесобразование Зауралья».

Цель создания системы непрерывного агробизнесобразования: создание условий для эффективного развития непрерывного агробизнесобразования с учетом региональных особенностей и отраслевой специфики для обеспечения развития Курганской области; подготовка и вовлечение в агробизнес молодых квалифицированных кадров.

Актуальность работы в данном направлении обусловлена стратегией развития Курганской области, значимостью подготовки ребенка к жизни в современных социально-экономических условиях, правильной ориентацией его в происходящих общественных и экономических процессах, а также необходимостью преемственности в изучении агробизнеса на всех ступенях образования.

Следует отметить, что агробизнес – это сектор рыночной экономики, связанный с процессами сельскохозяйственного производства, хранения, распределения и обработки его продуктов.

Агробизнесобразование – это раннее формирование у обучающихся предпринимательской компетентности, мотивации их на самореализацию в условиях села.

Рыночная система требует даже от младшего школьника усвоения элементарных экономических и агробизнес-понятий и приобретения соответствующих навыков поведения, поскольку развитие благосостояния страны находится в прямой зависимости от уровня знаний и практических умений, полученных еще в начальной школе. Непрерывное  агробизнесобразование и воспитание необходимо начинать с младшего школьного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в экономических отношениях.

Задача педагогов и родителей помочь младшему школьнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь. Решение задач агробизнесобразования, естественно, должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени младшего школьного возраста - один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

Существующие на сегодняшний день образовательные программы для школьников не включают в себя вопросы, связанные с агробизнесобразованием. Но мы живем в аграрном регионе, поэтому возник соответствующий социальный запрос, возникла необходимость создания адаптированной системы работы с младшими школьниками по агробизнесобразованию.

Как один из вариантов решения этой проблемы  я  рассматриваю включение в  урочную деятельность в начальной школе элементов агробизнесобразования. При этом, осуществляя целенаправленное агробизнесобразование важно учитывать, что это современное образование направлено в будущее, результаты его проявятся через определенное количество лет. Но вместе с тем, оно позволяет решать комплекс образовательных задач:

- совершенствование знаний по окружающему миру, трудовому обучению;

- формирование практических умений по выращиванию и уходу за  растениями;

- формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов;

- формирование у учащихся ответственного отношения к труду, к окружающей среде;

- развитие интереса школьников к сельскохозяйственным профессиям.

Гипотеза: использование элементов агробизнесобразования в урочной деятельности младших школьников позволит сформировать представление о сельском хозяйстве и сельскохозяйственных профессиях.

Цель: внедрение агробизнесобразования в урочную деятельность младших школьников.

Задачи:

1.Формировать у учащихся знания основ сельскохозяйственного производства и профессиональную компетентность через знакомство с профессиями сельскохозяйственного профиля;

2.Воспитывать трудолюбие, чувство любви к родной земле;

3.Развивать активную жизненную позицию.

Объект исследования: педагогическая практика по использованию агробизнесобразования в урочной деятельности в начальной школе.

Предмет исследования: агробизнесобразование в урочной деятельности младших школьников.

Социальная направленность педагогического опыта состоит в том, что дети получат  необходимые знания в области сельского хозяйства. Приобретут необходимые умения в посадке, выращивании, уходе за растениями. Эти умения могут быть использованы детьми в повседневной жизни, а также для решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями.

Практическая значимость заключается в том, что апробированный проект может быть использован учителями начальных классов, а также учителями –предметниками.

Основное содержание опыта

Школьное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре, началам формирования некоторых бизнес-понятий, поэтому очень важно начинать  агробизнесобразование  именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования агробизнескомпетенций, так как для детей младшего школьного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.

Основными принципами, определяющими содержание образовательного процесса по агробизнесобразованию являются:

природосообразность,

культуросообразность,

научность,

систематичность,

многоуровневость,

наглядность,

активность,

воспитание в процессе обучения,

связь теории с практикой,

учет индивидуальных возрастных особенностей,

доступность,

интеграция,

регионализм.

Так же важен принцип интеллектуального и эмоционального восприятия  агробизнесобразования, воспитания любви к сельскохозяйственному труду.  

Как известно, любая работа начинается с планирования. План моей работы по данной теме состоял из нескольких эпатов:

Этапы работы:

1 этап – подготовительный– анализ литературы по проблеме; изучение опыта по применению агробизнесобразования в урочную деятельность в начальной школе; проведение диагностики для определения уровня знаний детей о сельском хозяйстве и профессиях, связанных с сельским хозяйством.

2 этап – формирующий – апробация эффективности внедрения элементов агробизнесобразования в урочную деятельность младших школьников.

3 этап – обобщающий – формулирование выводов и методических рекомендаций по данному направлению

На подготовительном этапе моей работы я изучила литературу по агробизнесобразованию. Я ставила перед собой задачу, найти ответы на следующие вопросы: почему это направление является в настоящее время актуальным? Почему появилась необходимость включения его в программу школы? Почему агробизнес образование должно быть непрерывным? Ответы на эти и многие другие вопросы мне удалось найти на официальном сайте государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». Опыта по введению элементов агробизнесобразования в урочную деятельность младших школьников было недостаточно или лучше сказать, совсем мало.

Начало работы по данной  теме пришлось на время, когда у меня были третьеклассники. Для них  я провела анкетирование, которое позволило определить, что детям известно о жизни и жителях села, о профессиях, связанных с сельским хозяйством. Перед проведением анкетирования у меня возникло опасение, может быть  у детей достаточно знаний в этой области, тогда дальнейшая работа может быть неоправданной.

Вопросы анкеты для учащихся:

1.Какое значение сельское хозяйство оказывает на нашу жизнь?

2.Какие продукты сельского хозяйства встречаются в повседневной жизни?

3.Какие профессии, связанные с сельским хозяйством тебе известны?

4.Какие зерновые культуры выращивают в Катайском районе?

5.Кто такой агроном?

При ответе на первый вопрос были следующие ответы: положительное, большое, не знаю, затрудняюсь ответить; только 3 человека из 25 ответили – от сельского хозяйства мы получаем зерно, из которого получаем муку, хлеб, булочки и так далее.

Продукты сельского хозяйства были названы: хлеб, зерно, мука, молоко.

Среди профессий ребята назвали: пастух, тракторист, комбайнер, «ухаживает за животными». Из зерновых культур знакома только пшеница. На вопрос, кто такой агроном ответили: не знаю – 21 ученик, работает на поле – 4 ученика.

Результаты показали, что дети имеют недостаточно представлений о сельском хозяйстве в целом и о профессиях, связанных с сельским хозяйством в частности. А  ведь мы живем в районе и области с сельским хозяйством.

Формирующий этап моей работы продолжался в течение двух лет: второе полугодие 2015 – 2016 учебного года – 3 класс,2016 – 2017 учебный год – 4 класс. На начальном этапе своей работы я думала, что знакомить учеников с агропромышленным комплексом возможно только на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, но это оказалась не так.

Я стала применять в своей практике разные методы и приемы на всех уроках в начальной школе. Но нужно было не «перегнуть палку». Важно стремиться, чтобы знакомство с миром села проходило постепенно и вызывало у учеников познавательный интерес, а не было для них в тягость.

Работе по данной теме способствовали и некоторые темы по предметам:

3 класс программа «Перспективная начальная школа»

Литературное чтение Чуракова Н.А., Малаховская О.В – «С.Есенин. Нивы сжаты, рощи голы…» - учащиеся узнали значение слова «нивы»; была проведена беседа о том, как важно успеть собрать с полей весь урожай, как вынуждены на полях трудиться люди с раннего утра до позднего вечера во время уборочной страды.  «К.Паустовский. Заячьи лапы» - познакомились с профессией ветеринар, какое значение для села имеет ветеринар.

Математика А.Л.Чекина – «Килограмм и тонна», « Центнер и тонна» - уроки по данным темам проводились с использованием заданий, связанных с сельским хозяйством.

Технология Рагозина Т.М., Гринева А.А.– «Работа с конструктором. Парк машин» - ученики знакомились с сельскохозяйственной техникой и конструировали её.

4 класс по программе «Перспективная начальная школа»

Литературное чтение Чуракова Н.А., Малаховская О.В. «К.Паустовский. Тёплый хлеб» - познакомились видами мельниц, их устройством и работой; «В.Маяковский. Хорошее отношение к лошадям» - узнали о лошадях, их значении в жизни общества и главное об их роли  в сельском хозяйстве в прошлом.

Окружающий мирО. Н. Федотова, Г. В. Трафимова «Твой родной край»; «Отрасли животноводства твоего края и домашние животные» - познакомились с отраслями животноводства Катайского района, узнали, что в нашем районе разводят гусей породы «Шадринский», а в одном из личных подсобных хозяйств разводят страусов.

Изобразительное искусство Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. « Образ земли в искусстве» - значение земли, как почвы для жизни человека; чем она может отблагодарить человека.

Технология Рагозина Т.М., Гринева А.А.: «Проект коллективного создания села Мирного» - знакомились с домами и зданиями, которые могут быть в сельской местности; с особенностями природы села.

Кроме уроков, запланированных основной образовательной программой, я работала по проблеме агробизнесобразования на каждом учебном предмете начальной школы.

Так, на уроках русского языка есть возможность заострить внимание при проведении словарной работы. Таких слов достаточное количество:  например: деревня, картофель, корова, лопата, молоко, работа, пшеница, овёс, солома, трактор, хлебороб, урожай и другие. Знакомство с новым словарным словом я провожу через отгадывание загадки или ребуса. Далее дети объясняют значение этого слова (при необходимости мы используем Толковый словарь), определяем место орфограммы, которую необходимо запомнить. Тот материал, который я использовала в своей словарной работе, я представила в сборнике «Словарные слова: сельское хозяйство» (смотрите приложение).

 

На уроках литературного чтения элементы агробизнесобразования возможно использовать на этапе речевой разминки. В своей работе я использовала различные чистоговорки, скороговорки, связанные с сельским хозяйством и сельскохозяйственными профессиями. Например, скороговорки:

  • Вервила Вавила весело ворочал с сеном вилы.
  • Дом в деревне делал Даня:

         «Подрасту и жить в нем стану».

  • За деревней с утра тарахтят трактора.
  • Поле полное полыни выпало полоть Полине.
  • Косарь Касьян косой косит косо,

Не скосит косарь Касьян покоса.

Чистоговорки:

Шин – шин – шин – раньше не было машин

Леге – леге – леге – люди ездили на телеге

Узы – узы – узы – на телегах возили грузы

Дей – дей –дей – в телегу запрягали лошадей

Ра – ра – ра – землю пашут трактора

Математика. На этапе актуализации знаний: считать количество зерен, мешков с мукой и другое. На этапе первичного закрепления: решение задач, связанных с сельским хозяйством, например, задачи для 4 класса, которые использовала в своей работе:

  • От зернохранилища до поля, расстояние между которыми 30 км, трактор проехал за 2 часа. Сколько времени понадобится трактору на обратную дорогу, если его скорость увеличится в 2 раза?
  • Первый механизатор за 3 часа засеял поле площадью 48 га, а второй – за это же время засеял 36 га. На сколько га производительность первого механизатора больше производительности второго?  

Подборку задач, связанных с сельским хозяйством я оформила в виде сборника, который продолжаю пополнять (смотрите приложение).

При изучении темы единицы массы использую массу зерна, овощей, которые собрали с поля.

Также любой урок повторения по теме можно построить через знакомство с сельскохозяйственными профессиями, с домашними животными, зерновыми культурами. Так при изучении темы «Производительность труда» в 4 класса я проводила урок, на котором дети знакомились с профессией комбайнера. На данном уроке, решая задачи, мы  высчитывали производительность труда комбайнеров. На этапе актуализации знаний, решая примеры, составляли картинку комбайна (смотрите приложение).

Окружающий мир. На этих уроках можно выращивать лук для школьной столовой, саженцы огурцов для своего огорода. Также есть возможность провести опыты: условия, необходимые для роста и развития растений.

Эту работу я использовала в своей практике. Наш проект «Огород на подоконнике» не оставил ребят равнодушными. Они усердно ухаживали за своим «питомцем», почти каждый день измеряли и сравнивали рост лука.

При выполнении работ на уроках технологии учащиеся используют соломку, соленое тесто – акцент при такой работе необходимо делать на то, что это было бы невозможно без труда хлеборобов. Моим ученикам очень понравилось работать с солёным тестом. Нами была оформлена выставка работ, выполненных с использованием этого материала (смотрите приложение).

 При выполнении коллективного макета села Мирного (программа ПНШ 3 класс) знакомились с жизнью села, особенностями деревенских домов.

На уроках изобразительного искусства особое место занимают картины известных художников, изображающие деревенскую жизнь, работу в полях.

 Третий этап моей работы обобщающий предполагал сделать выводы по работе в данном направлении. Для сравнительного анализа знаний детей по теме, я провела анкетирование, как и на подготовительном этапе. Анкетирование проводила в конце 4 класса. В таблице представлены сравнительные результаты анкетирования:

№ п\п

Вопрос

Подготовительный этап

Обобщающий этап

1.

Какое значение сельское хозяйство оказывает на нашу жизнь?

Положительное – 11 ч., большое – 4 ч.,

не знаю, затрудняюсь ответить – 7 ч.,

получаем зерно – 3 ч.

Обеспечивает продуктами питания –25 ч.

2.

Какие продукты сельского хозяйства встречаются в повседневной жизни?

Хлеб – 9 ч.,

зерно – 7 ч.,  

мука – 10 ч.,

молоко – 8 ч.

Молоко, молочные продукты – 19 ч.,

мясо – 13 ч.,

хлеб, хлебобулочные изделия – 18 ч.

3.

Какие профессии, связанные с сельским хозяйством тебе известны?

Пастух –6 ч.,

тракторист – 10 ч.,

комбайнер– 7 ч.

Тракторист – 25 ч, агроном – 16 ч., ветеринар – 18 ч., доярка – 19 ч., комбайнер – 22 ч.,

пастух – 14 ч.

4.

Какие зерновые культуры выращивают в Катайском районе?

Пшеница – 12 ч.,

не знаю – 13 ч.

Пшеница – 25 ч.,

Овёс – 23 ч.,

Ячмень – 22 ч.,

Рожь – 20 ч.

5.

Кто такой агроном?

Работает на поле – 4 ч.,

не знаю – 21 ч.

Самый важный специалист сельского хозяйства – 9 ч., специалист сельского хозяйства, который отвечает за выращивание урожая – 14 ч.

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов очевидна. Ребята узнали больше профессий, из зерновых культур назвали не только пшеницу. Выделяют значимость труда людей сельского хозяйства для всего общества.

О положительных результатах работы в данном направлении говорят и достижения обучающихся в различных конкурсах:

№ п\п

Название конкурса

Результат

1.

Школьный конкурс рисунков

«Хвала рукам, что пахнут хлебом» (апрель 2016)

победитель

призёр

2.

Школьный конкурс поделок из бросового материала   «Сельскохозяйственная техника» (сентябрь 2016)

призёр

3.

Школьный конкурс творческих работ «От колоска до каравая» (октябрь2016)

призёр

4.

Школьная научно-практическая конференция для младших школьников «Шаг в науку»

(март 2017)

Проект «Отрасли животноводства Катайского района»

Проект «Хлебороб в нашей семье»

победитель

призёр

5.

Школьный конкурс презентаций «Профессии сельского хозяйства» (апрель 2017)

призёр

6.

Районный конкурс семейной фотографии программы «Разговор о правильном питании» (май 2017)

«Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной»

победитель

Получив такие результаты, я решила не останавливаться. Я продолжаю работать по данной теме с учениками первого класса.

В результате подтвердилась наша гипотеза, что использование элементов агробизнесобразования в урочной деятельности младших школьников позволит сформировать представление о сельском хозяйстве и сельскохозяйственных профессиях. Поставленные задачи решены.

За время работы над темой, я проводила открытые уроки по данному направлению:

- на районном методическом объединении учителей начальных классов – урок окружающего мира в 4 классе «Отрасли животноводства родного края» (февраль 2017);

- в рамках школьного «Фестиваля педагогических идей» - урок математики в 4 классе по теме: «Решение сельскохозяйственных задач» (апрель 2017).

В октябре 2016 года на методическом совещании с педагогическим коллективом школы по теме «Агробизнесобразование Зауралья в рамках проекта «Профориентационный технопарк Зауральский навигатор»  выступление на тему: «Агробизнесобразование в начальной школе».

На школьном методическом объединении учителей начальных классов (май 2017) представила коллегам свои сборники: «Задачи о сельском хозяйстве», «Словарные слова: сельское хозяйство».

Также материалы по теме опыта размещены на моём сайте https://nsportal.ru/sazhaeva-mariya-sergeevna.

Заключение

Зауралье всегда славилось передовыми сельскохозяйственными традициями. Сегодня эта отрасль остро нуждается в молодых кадрах, способных возродить сельхозпроизводство. В связи с этим возникла потребность в высококвалифицированных профессиональных кадрах агробизнесобразования. Где эти кадры взять?  На своей родной земле, воспитывая у молодого поколения любовь и уважение к своему родному краю, малой родине, сельскому хозяйству.  Не зря говорят: «Где родился, там и пригодился», тем более, что всё большее количество россиян задумываются о здоровом и натуральном питании, о возможности чистого деревенского воздуха для здорового поколения, о положительном влиянии сельскохозяйственного труда и сельской природы на психологическое, физиологическое развитие личности молодого человека.  Важно заинтересовать школьников работой на селе, показать возможности для успешной самореализации в этой сфере.

Подготовка в школе – это начало агробизнесобразования, задачи которого заключаются не только в выработке набора необходимых в современной рыночной среде навыков, но и в эффективной профориентационной работе по подготовке выпускников школ к осознанному выбору профессий агропромышленного комплекса, ведению собственного агробизнеса.

Поэтому большое значение имеет развитие непрерывной системы агробизнесобразования в школах области, начиная с начальной ступени обучения.

«Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет»,- говорил Константин Дмитриевич Ушинский.

Если ученики сделают правильный выбор профессии, то им гарантированы профессиональный рост и социализация в обществе. Счастье заложено в нас самих. Так что, люди, которые ищут его за тридевять земель, просто теряют время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время".

В данном обобщении опыта прослеживается:  использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавате...

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

Обобщение опыта работы "Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников"

В конспекте представлены способы работы над связной речью младших школьников, осписаны эффективные методы, приемы и формы работы учителя на уроках русского языка и речевого развития....

Представление собственного инновационного педагогического опыта Деятельностный подход в урочной деятельности младшего школьника

Актуальность и перспективность опытаКонцептуальностьНаличие теоретической базы опытаВедущая педагогическая идеяОптимальность и эффективность средствРезультативность опыта...

Обобщение опыта "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников"

Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) через проектно-исследовательскую деятельность позволит:•      обеспечить учащемуся возможность сам...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Ц        Целью данной работы является обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы; навыкам общения при групповой работе; использованию различных методов организации и п...

Формирование духовных ценностей героического поведения в рамках урочной деятельности младших школьников.

Участие в  Витебских областных образовательных Сретенских чтениях «Историческая память народа – основа духовности и патриотизма» в качестве докладчика...