Формирование духовных ценностей героического поведения в рамках урочной деятельности младших школьников.
статья

Починкова Ольга Николаевна

Участие в  Витебских областных образовательных Сретенских чтениях «Историческая память народа – основа духовности и патриотизма» в качестве докладчика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pochinkova_novoe.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовных ценностей героического поведения в рамках урочной деятельности младших школьников.

                                             Подготовила:

                                                                     учитель начальных классов

                                                                        МАОУ СОШ №2 г. Белоярский

                                                                      Починкова Ольга Николаевна

        Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит  прежде всего в процессе обучения.  Познавательный мотив в этом возрасте с точки зрения психологии является основным мотивом деятельности ребёнка. Урок – это  место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны.     

Особое значение  в  каждом  УМК  придается  урокам литературного  чтения.  Нравственные ценности  содержатся  в  произведениях,   но читатель   должен суметь их извлечь, перевести на «свой» язык и сделать своими.

Читая и анализируя произведение,  учащиеся  задумываются о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра.  Практика показала, что огромное влияние на детей оказывают сказки. Они хорошо воспринимаются и  усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную  христианской  нравственностью.  Уроки,  посвященные  сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма.              

  В детской литературе много хороших книг, которые питают юное сердце любовью и благодарностью к  защитникам Отечества. Яркий пример-это русская народная сказка «Никита Кожемяка»

Когда читаешь детям это произведение, то можно выделить несколько моментов.

  1. Во-первых, видишь, как детей задевает, что на русскую землю напал враг - "страшный змей". Дети не хотят, чтобы враги пришли на нашу землю.
  2. Во-вторых, в них пробуждается жалость, потому что змей крал и поедал девушек, и на земле появилось « пять тысяч малолетник сирот»,у которых змей унес матерей. Дети сопереживают.
  3. В-третьих, детям очень хочется, чтобы нашелся богатырь, который бы убил змея и избавил бы русскую землю от врага. И они радуются, когда такой богатырь - Никита Кожемяка - находится.
  4. В-четвертых, дети понимают, что не только силой человек может побеждать, но и умом, хитростью, как Никита Кожемяка победил змея, утопив его в Черном море.

И вот все эти пережитые эмоции остаются в памяти. Дети учатся доброте, патриотизму, смелости, хитрости, хотят быть такими же сильными и смелыми - богатырями, чтобы свой народ и свою землю от врагов защищать.

Главная мысль сказки: «Богатырь защищает не царя и не царевну, он защищает свою Родину, простых людей и малых деток.»

Вопросы, по которым ребенок легко перескажет сказку и воспримет ее идею – какая это радость быть защитником!

1. Почему Никиту звали Кожемякой? (Он выделывал, мял кожи.)

2. Почему Никита сначала не соглашался воевать со Змеем? (Он не солдат, не воин, а потому боялся, что не одолеет чудовище.)

3. Почему Никита пошел на Змея? (К нему пришли девочки-сиротки, плачут: «Дяденька Никита, пожалей нас! Подрастем мы, и всех нас по очереди Змей поедать станет». Жалко стало Никите сиротинок. «Ладно, не плачьте. Пойду,  попробую».)

4. Почему Никита, сразив Змея, отказался от награды? («Не ради награды я со Змеем бился, а людей пожалел».)

5. Какими словами заканчивается сказка? («Слава про Никиту далеко пошла. И сложили про него сказки – всем людям на размышление».)

Поразмышляем и мы с ребятами. А все-таки у Никиты есть награда – это радость, что он защитил людей, спас их, и за то его все полюбили. Поясним эту мысль на примерах из детской жизни: как приятно, когда ты не струсил, защитил малыша от драчунов, и все тебя за это уважают! Ребенок так устроен, что всегда жаждет похвал за свои добрые дела, а иначе теряет к ним интерес.

         Русский язык позволяет на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит  это  ненавязчиво, порой  незаметно  для самих ребят.  На уроках русского языка  необходимо показать  бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений.  В курсе «Русский язык» представлены разнообразные по форме  и   содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках  российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, узнают о великом достоянии нашего народа.

Совсем недавно на уроке русского языка мы писали изложение. Текст в учебнике на с.101 № 180. После прочтения текста, мы провели традиционную работу над ним: определения типа текста, темы и основной мысли, работы над словарными словами, сообщением новых знаний о поползнях и гюрзе. Самое примечательное было придумывание названия текста. Дети предложили массу вариантов, в том числе и «Геройский поступок». Обосновывая свой выбор тем, что маленький птенчик оказался настоящим героем, спас и себя и своих братьев и сестер от змеи. В конце изложения нужно было придумать и записать 1-2 предложения. Почти все дети написали о том, что родители очень гордятся своим маленьким птенчиком.

      Не  менее  важное значение в формировании духовно – нравственной культуры школьника в воспитании отводит и курс «Окружающий мир». В процессе изучения данного курса школьники знакомятся с культурой народов мира и народов России, проводят идею их равенства и значимости, ученики узнают  о  героизме  людей  разных  национальностей,  который сопровождал великие открытия и великие войны, ребѐнок проживает судьбу своей Родины, своего родного края, с древнейших времён до современности, он осмысливает место семьи в обществе, своё место в этом мире, дети узнают символы российского государства.

   Принято считать, что уроки литературы, русского  языка, окружающего  мира  предоставляют больше возможности для воспитания, чем уроки   математики, но ведь  и  уроки  математики   могут влиять на формирование и понимание нравственных ценностей в жизни, если использовать соответствующий материал. Как показывает практика, на уроке создается благоприятная эмоциональная обстановка, если перед изложением нового материала провести 2-3-минутную увлекательную беседу (там, где это диктуется программой) о значении математики в жизни. Можно рассказать о роли ученых-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны в годы Великой Отечественной войны. Многие математики, защищая Родину, погибли. Память о них должна быть вечной.

Действенным средством в процессе преподавания математики является решение соответствующих задач. Решение задач на военную тематику способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику.

Перед праздником Победы я стараюсь настроить ребят на героический лад, и даже обычные тренировочные задания связать с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину. 

Задача. Выполняя устный счет, по соответствующим буквам получается выражение “Хлеб – всему голова”. Рассказываю учащимся, что хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. В ломте хлеба – нелегкий труд тружеников села. Нельзя не назвать и конструкторов, машиностроителей, которые создают технику для села. Это бессонные ночи железнодорожников, мукомолов, хлебопеков. Да разве перечислишь всех, чьими руками собрано это чудо – хлеб?

Задачи. В д. Белое Озеро 110 семей. В среднем каждая семья расходует две буханки хлеба.  На выпечку одной буханки уходит 1 кг муки. Сколько муки необходимо, чтобы выпечь хлеб для всей деревни на одни сутки? на один месяц? на один год?

Итоги работы комбайнеров колхоза “Заря” в 1944 году:

Ф.И. работника

Собранный урожай

Место

Иванов В.И

5600ц

Кириллов А.П.

2700ц

Максимов А.А.

6000ц

Корнилов Ф.Н.

5850ц

Аверин К.Л.

3000ц

Петров С.Т.

2400ц

Используя данные определи победителя и реши задачи.

Решите задачи:

  1. Сколько зерна намолотили в 1944 году комбайнеры колхоза “Заря”?
  2. Сколько зерна намолотили Иванов , Петров и Максимов?
  3. Сколько зерна намолотили Кириллов и Аверин?

Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Демонстрируется рисунок, где буханка хлеба разрезана на 8 частей. Одна часть лежит отдельно. Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней

Задачи.

  1. Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).
  2. Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки).
  3. Сколько граммов приходится на 1/2 части буханки? (500г).
  4. Что больше: 1/8 или 1/16?

Обладая знаниями  различных  методик, можно достаточно  быстро научить  детей  писать, читать, танцевать,  но  для  того,  чтобы стать Человеком,  одного  этого  мало.  «Сказать:  я – человек, не трудно, намного труднее  быть  им».  Нам прежде всего нужно  вырастить  в первую  очередь  ЧЕЛОВЕКА, а потом уже  математика,  юриста,  строителя,  потому что живёт он не просто среди людей, но и для людей.                   

Список литературы

1. Духовно – нравственное воспитание младших школьников в современных условиях

[Текст] // Начальное образование. – 2014. - № 2. – С. 3 – 8.

2. Леонова, Н. А. Младший школьник: опыт нравственного поведения : формирование  нравственной компетентности младших школьников [Текст] / Н. А. Леонова // Начальная школа. - 2014. - № 5. - С. 22 - 26.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. :Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).

4. Шарапова, О. В. Особенности нравственного воспитания на уроках чтения [Текст] / О. В.Шарапова // Начальная школа. – 2015. - № 1. - С. 42 - 45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в урочной деятельности младших школьников.

Использование данного метода в практике  позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия»  нового знания.   Структура уроков в...

Формирование УУД в урочной деятельности младших школьников

В настоящее время школа пока еще ориентируется на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, а сегодняшнее информационное общество запрашивает человека обучаемого...

Системно-деятельностный подход в урочной деятельности младших школьников

Реализация системно-деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предме...

Представление собственного инновационного педагогического опыта Деятельностный подход в урочной деятельности младшего школьника

Актуальность и перспективность опытаКонцептуальностьНаличие теоретической базы опытаВедущая педагогическая идеяОптимальность и эффективность средствРезультативность опыта...

Формирование и развитие личности ребёнка в процессе исследовательской деятельности младших школьников.

Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Программа внеурочной деятельности "Я-...