Развитие моторных функций при устранении дисграфии у младших школьников
статья

Светлана Басова

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_logopedii.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие моторных функций при устранении дисграфии у младших школьников.                                                                            

Речь является одной из важнейших психических функций человека и одновременно сложной функциональной системой

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыками письма. Особенно актуальной  становятся проблемы дисграфии - нарушения письма, и дисорфографии, выражающейся в стойких, повторяющихся ошибках (замене букв на сходные по начертанию, пропуске букв, слогов и т.д.). Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Поэтому профилактика и коррекция  нарушений письма у детей является одним из наиболее важных и актуальных вопросов в современной и практической логопедии.

    В связи с этим одним из приоритетных направлений  профилактической  работы по предупреждению ошибок чтения и письма в начальной школе будет являться развитие мелкой моторики руки.

Таким образом,  изучив  современный взгляд отечественных ученых на проблему развития моторных функций у детей с различного вида речевыми расстройствами, мы предлагаем разработанный блок заданий, которые можно  широко применять на уроках русского языка.  Данный блок состоит из двух основных направлений, объединённых  одной  лексической темой.

1 направление – подборка пальчиковых игр и упражнений - способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.

2 направление – подборка различных видов графических заданий для формирования  графического навыка (соединение по точкам, различные виды штриховки и прописей).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к обобщению опыта по теме"Профилактика и устранение дисграфии у младших школьников"

Презентация была подготовлена к выступлению на районном методическом объединении. В ней представлена моя система работы по устранению и профилактике дисграфии  с применением логопедических методо...

Коррекция оптической и моторной дисграфии у младших школьников

в презентации дано определение дисграфии в том числе отличие оптической от моторной. Комплексное обследование детей. Виды ошибок. Основные направления корркционной работы....

Коррекция оптической и моторной дисграфии у младших школьников

основные направления работы, представлено большое разнообразие игр и упражнений для коррекции оптической и моторной дисграфии. Дана сравнительная характеристика...

Статья на тему: "Устранение дисграфии у младших школьников."

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят све...

Комплексы дидактических упражнений по устранению оптической дисграфии у младших школьников на уроках русского языка.

Комплексы упражнений и диактический материал преследующие следующие цели: развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов (зрительного гнозиса); развитие зрительного восприятия и узнаван...

Игры по профилактите моторной дисграфии у младших школьников.

Игры на уроках обучения грамоте, русского языка и литературного чтения по профилактике моторной дисграфии у младших школьников....

Развитие мелкой моторики для устранения дисграфии у младших школьников.

В статье говорится о необходимости развития мелкой моторики у учащихся младших классов. Ее влиянии на психо-эмоциональное состояние ребенка и взимосвязи мелкой моторики и успеваемостью ученика....