Игры по профилактите моторной дисграфии у младших школьников.
материал по русскому языку (1 класс) на тему

Грудцына Наталья Михайловна

Игры на уроках обучения грамоте, русского языка и литературного чтения по профилактике моторной дисграфии у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motornaya_disgrafiya.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Моторная дисграфия

Моторная дисграфия проявляется в трудности движений руки во время письма. Кроме того, нарушается связь звуков и моторных образов слов с образами зрительными. В результате возможно возникновение писчего спазма, при котором возникает изменение движений руки, что приводит в результате к нарушениям действия письма. При этом рука сохраняет возможность выполнять другие действия. Если провести комплексную коррекцию симптоматики, возможно избавление от данной проблемы.

При моторной дисграфии полезно упражнение на прорисовку выхода из лабиринта: хотя здесь нет никакой работы со словами, рисование сложной непрерывной линии тренирует мышечные рефлексы руки. При зрительных проблемах даём упражнения на внимание и на узнавание внешнего облика букв: поиск в тексте заданной буквы (найти и подчеркнуть). Кстати, мелочи могут играть существенную роль - как негативную так и позитивную. Например, для ребёнка с отклонениями в моторике обращаем внимание на выбор ручек. Ручки с рельефными поверхностями и выпуклостями или карандаши треугольной формы массируют пальцы и увеличивают количество сигналов, поступающих к мозгу. Поэтому такие "неудобные" пишущие принадлежности будут лучше закреплять рефлексы. Если в раннем возрасте у ребёнка всплыли признаки потенциального развития дисграфии, обратите внимание, не способствуете ли этому косвенно вы сами. Окружение - важная составляющая. Если ребёнок регулярно слышит от кого-то в близком кругу неграмотную речь, он и слова будет запоминать неправильно. А если вас умиляет детский лепет и "меткие" оговорки, это не значит, что следует повторять вслед за ребёнком: "Я тозе покусяль" - или: "Держи свой кусарик", - закрепляя таким образом неверное произношение.

Осваиваем образы букв


Мы знаем, лучше усваивается то, что человек сделал сам. Так вот, буквы, слова, знаки, цифры для наилучшего освоения ребенок должен делать сам в трехмерном, осязаемом изображении: вырезать из бумаги (даже взрослому ребенку можно предложить сделать красивые аппликации для баночек со специями), лепить (украшения на торт из теста), рисовать на снегу и на песке, вышивать, выкладывать из веточек. Рукой рисуйте очертания букв на спине у ребенка или на ладошке, чтобы он чувствовал их кожей и угадывал, какую букву или слово вы нарисовали. Если вы заметили, какие буквы вызывают у него трудности, нужно работать именно с ними. Описывайте очертания буквы словами: вертикальная палочка, а от ее верхнего конца вправо отходит одна горизонтальная. Какую букву можно сделать из Г, если добавить другие элементы? 

Учимся читать

В этом навыке часто кроется залог успеха в других областях. Наша первая цель – научить ребенка при чтении переводить взгляд слева направо, а не скакать хаотично по строчкам. Берем хорошую книжку с крупным шрифтом. Закрываем читаемую строчку полосой бумаги и сдвигаем ее постепенно, не позволяя ребенку пропускать буквы. 

Вторая цель – расширить поле зрения, увидеть слово (со временем и несколько слов) целиком. Кладем перед ребенком на несколько секунд лист с напечатанным словом (потом двумя, тремя и т. д.) и быстро убираем. Что было написано? 

Полезно очень медленное чтение с растягиванием гласных, четким произношением каждой буквы – так, как написано, а не так, как обычно произносится. Но длиться это упражнение должно недолго, минут пять. Для повышения интереса к занятию посоревнуйтесь с ребенком, кто медленнее (а не быстрее, как обычно) прочтет, к примеру, 10 строчек из книги. 


Пение тоже полезно, поскольку заставляет растягивать гласные. При этом нужно четко выговаривать согласные. А если вы положите на знакомый мотив алфавит или какое-нибудь правило, список слов, правописание которых надо выучить, получится замечательное и веселое упражнение. 

Расширяем словарный запас

Активно, желательно всей семьей, решайте кроссворды. Не ленитесь искать ответы на трудные вопросы в энциклопедии, в Интернете. Составляйте кроссворды сами. Особое внимание уделите определениям слов, чтобы они были точными и корректными. 

Откройте словарь на любой странице. А что бы могло значить вот это слово, пятое сверху? Кто может объяснить настоящее значение?


Составляйте всякие смешные предложения с умными словами. А потом переводите их на доступный русский. То же самое можно проделывать со словами молодежного сленга. 

Игры вроде «Эрудита» и «Чепухи» тоже должны быть вашем арсенале. 

Учимся видеть, что пишем 

Пусть ежедневно в течение 2 минут (не больше) ребенок в любом тексте зачеркивает определенные буквы (лучше взять детскую книжку с крупным шрифтом). Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные, например: букву А – зачеркнуть, а букву О – обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневных занятий и не более 2 минут) улучшается качество письма. 

Каждый день пишите с ребенком короткие забавные или красивые диктанты карандашом. Можно стихи, по строфе в день. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок. А те, что все же появятся, не исправляйте. Поставьте на полях тем же карандашом точки на той строчке, где есть ошибка. Дайте ребенку возможность самостоятельно найти свою ошибку, но не зачеркивать, а стереть и написать правильно. Цель достигнута: тетрадь в прекрасном состоянии. Если ребенок сам не находит ошибки, сотрите неправильные буквы. Пусть ребенок внимательно посмотрит на пустоту на строчке и подумает, чем ее заполнить. 

Некоторые навыки легче отрабатывать через противопоставление: твердый согласный – мягкий, глухой – звонкий... Тренироваться можно, повторяя слова, подобранные на заданные звуки. 

Магнитная азбука – отличный способ украшать холодильник посланиями друг для друга. Коротко и душевно. Заодно лишний раз ребенок наберет слово буква за буквой. А не слитным движением, как при письме. 

По той же причине полезно печатать на компьютере, на пишущей машинке. Старшеклассник может не только набрать на компьютере сочинение по литературе, но и смешную записку для мамы (заведите традицию переписки – со всех сторон полезная вещь). Школьник помладше пусть наберет на компьютере семейную праздничную газету. Можно сделать книжку лучших творений семьи (стихов, историй, анекдотов), а потом разрисовать ее от руки. Смысл в том, что, печатая на компьютере, ребенок вынужден делить слово на отдельные буквы. К тому же компьютер правит ошибки. Но сначала спрашивает пользователя: исправить? На что заменить? Ребенку придется подумать, глядишь, и запомнит с сотого раза, как пишется «потому что» или «как будто». 

Тренируем внимание и зрительно-пространственное восприятие 


Для этого лучше всего подойдут игры в крестики-нолики и в морской бой. Потом можно обсудить с ребенком ход сражения. Пусть вспомнит, где стояли корабли или крестики. 

Вот еще способ: разделите лист на девять квадратов и предложите ребенку посадить на любой из них, например, игрушечную лягушку, которая будет «прыгать» на два квадрата влево, на один вниз, на один вправо. Игру можно развить, если в каждый квадрат вписать разные буквы, и отправить, например, букву А путешествовать по каждому из них. Чтобы она пришла к Р, куда и на сколько ее нужно подвинуть? Если она встанет перед Р, что получится? А если после Р? 

Улучшаем межполушарную координацию 

Пусть ребенок рисует двумя руками одновременно – морское дно, или зиму, или лес. Или по клеточкам под вашу диктовку – оленей, человечков, инопланетян. Затем пишет рассказ о нарисованном герое. А на самом деле – всегда о себе. Самые интересные произведения попросите оформить и сохраните в семейном альбоме. 

Глазомер, звуковой анализ, словообразование 

Игра в классики великолепно развивает глазомер. Для тренировки звукового анализа незаменима игра в города (можно просто в слова, а можно с усложнением: предпоследняя буква моего слова – вторая буква твоего), а для организации ритмичного движения – прыжки через веревочку. 

Для гиперактивных детей необходима работа по снижению импульсивности. Играйте в «Замри» или «Волны», в молчанку, в испорченный телефон (шептать приходится тихо, но отчетливо). 

Подбор родственных слов и исключение лишнего (косить, коса, коснуться) – обычные упражнения в начальной школе. Они помогают бороться с дисграфическими ошибками. И в старшей школе тоже. 

Полезно поиграть, переставляя буквы внутри слова: читать слова наоборот; собирать «рассыпанные» буквы в слово: К Т Р О – крот; из каждой буквы слова придумывать новое: Молодой Аист Ловил Игоря На Арбате (малина); составлять наибольшее количество слов из букв какого-нибудь длинного слова. Навык словообразования будет совершенствоваться, если предлагать детям заменять словосочетание одним словом: с голубыми глазами – голубоглазый, добрая душа – добродушный. И наоборот, заменять сложное слово словосочетанием: самовар – сам варит. 

Осваиваем законы предложения 

Можно составлять предложения по схемам. Исправлять специально сделанные взрослым ошибки: стол постелили на скатерть; мы бродили лесу; черника растет над сосной. Ребята обычно очень любят играть в «Живое предложение»: нужно придумать фразу, распределить, кто каким словом будет. И встать по очереди, составляя предложение, не забыв в конце поставить (посадить на корточки) точку. Можно разделять слитный текст на слова и предложения: падаютлистьяидутдождиулетаютптицы. 

Хорошее занятие – сочинять стихи. Гармония стиха складывается из чередования ударных и безударных слогов, которые стоят в строках строго друг за другом, словно, солдаты на параде. А рифма – правофланговый, замыкающий каждую сточку – шеренгу. Перепроверяя от стихотворения к стихотворению эти нехитрые правила, ребята перестают пропускать гласные, начинают ставить точки в конце предложений. 

Учимся концентрировать внимание 

Пусть ребенок представит, что у него в руке какой-то предмет, очень знакомый. Любимый мобильник, например. Задавая различные вопросы о форме, цвете, деталях предмета, вы поможете ребенку создать четкий мысленный образ. Отметьте неточности, если они есть. Порадуйтесь наблюдательности ребенка. Теперь ваша очередь. Чем плох семейный конкурс на тему, кто лучше помнит, как выглядит чайник или расположены чашки в серванте? 

Развиваем координацию движений


Потренируйтесь всей семьей: кто дольше простоит на одной ноге, не совершая дополнительных движений в ступне? Следующий этап: ребенок стоит на одной ноге. Два небольших мягких мячика бросайте ребенку так, чтобы он ловил их разными руками, сначала по очереди, затем одновременно. И при этом старался не терять равновесия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция оптической и моторной дисграфии у младших школьников

в презентации дано определение дисграфии в том числе отличие оптической от моторной. Комплексное обследование детей. Виды ошибок. Основные направления корркционной работы....

Коррекция оптической и моторной дисграфии у младших школьников

основные направления работы, представлено большое разнообразие игр и упражнений для коррекции оптической и моторной дисграфии. Дана сравнительная характеристика...

Сформированность зрительно-моторной координации у младших школьников

Большое значение для успешного овладения навыком письма имеет сформированность зрительно-моторных координаций....

Приёмы развития сенсорно-моторных навыков у младших школьников при обучении письму.

Проблемы каллиграфии и графического написания букв напрямую зависят от развития сенсорно-моторных навыков учащихся...

Развитие графо-моторных навыков у младших школьников с ОВЗ

Программа для 1-2 классов по развитию графо-моторных навыков....

Методическая разработка по исправлению дисграфии у младших школьников "Игры и упражнения для исправления дисграфии у школьников 1-2 класса"

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок неможет овладеть письменной речью не из-з...