Сформированность зрительно-моторной координации у младших школьников
статья по логопедии (1 класс) по теме

Большое значение для успешного овладения навыком письма имеет сформированность зрительно-моторных координаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sformirovannost_zrit-motor_koord.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие зрительно-моторных координаций у детей,

имеющих трудности при обучении письму.

Ваш ребёнок пошёл в школу. Это новый, знаменательный этап в его жизни, но очень нелёгкий. Всем родителям хочется помочь своему ребёнку преодолеть первые ступеньки трудностей, и они начинают усердно заниматься математикой, письмом, чтением. Но часто эти занятия не приносят желаемого результата.

Большое значение для успешного овладения навыком письма имеет сформированность зрительно-моторных координаций.

В процессе обучения письму можно выделить три основные группы трудностей:

  1. трудности, связанные с нарушением моторики, пространственного восприятия, затруднениями зрительно-моторной координации;
  2. трудности, связанные с недостатками речевого развития и фонетико-фонематического восприятия;
  1. комплексные трудности.

Для преодоления этих трудностей можно использовать различные виды предлагаемых упражнений как отдельно, так и в различных сочетаниях, выбирая их в зависимости от возможностей каждого отдельного ребенка.

Занимаясь с ребёнком, помните о следующих правилах:

  1. Работайте спокойно, без нервотрепки, упреков, порицаний.
  2. Не торопите ребенка, пусть работает медленно.
  3. Постарайтесь каждый раз найти, за что похвалить ребенка.
  4. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
  5. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет доверять вам, будет уверен в себе.
  6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, т. к. ребенок может непроизвольно «заучить» ошибку. Но избегайте слов: «Ты делаешь не так, это неправильно».
  7. Во время занятий с ребенком не отвлекайтесь. Если не можете найти полчаса для такой работы, помощь невозможна.

Для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической (лучше ежедневной), но непродолжительной. Помните, что длительность непрерывной работы в 6—7 лет не больше 15 минут. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает или не понимает. Задачи, которые вы ставите перед ребенком, должны быть посильными, а на начальном этапе даже легко достижимыми. Сложность заданий лучше увеличивать постепенно.

Прежде чем требовать выполнения какого-то действия, объясните его ребенку, затем он должен сам уметь объяснить, что он должен делать, затем  покажите это действие сами, а ребенок пусть понаблюдает, и только потом дайте ему возможность выполнить самому. Объяснение не должно сводиться к показу и руководству: «Делай, как я». Если ребенку трудно сформулировать, «как делать и что делать», и одновременно выполнять это действие, можно сначала разделить их. Пусть ребенок «руководит», а вы будете это действие выполнять. Освобождаясь от собственного действия, ребенок концентрирует все внимание на основных элементах работы и, освоив инструкцию, научится сам правильно выполнять их.

Подсказки,  должны быть минимальными, лучше в форме подбадривания, и постепенно должны сводиться на нет. Ребенок должен учиться сам оценивать качество выполнения и уметь контролировать свои действия.

Никогда не начинайте занятие с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг похвалой, т. к. уверенность в правильности выполнения дает ребенку свободу действия, стимулирует дальнейшую работу.

При выполнении письменных заданий следите за тем,

  1. как ребенок держит ручку (ребенка, научившегося держать ручку неправильно, трудно переучить);
  2. правильно ли лежит лист бумаги (тетрадь);
  3. соответствует ли мебель (стол, стул) росту ребенка;
  4. достаточна ли  освещенность (при работе  правой рукой свет должен падать слева).

Проверьте ручку:

  1. не слишком ли жесткий шарик;
  2. не мажет ли;
  3. нет ли жестких ребер;
  4. не слишком ли тонка или толста.

Для успешного формирования навыка письма очень важно, чтобы ребенок правильно воспринимал форму, величину, пропорции различных фигур.

Копирование фигур, моделирование из деталей — прекрасная тренировка и зрительного восприятия, и зрительно-моторной координации. Для тренировки зрительно-моторной координации можно использовать усложняющиеся задания, например, такого типа: нарисуйте на чистом листе нелинованной бумаги 6 квадратов, (логопед показывает образец). В верхней части квадратов вы можете нарисовать более простые и более сложные фигуры, различные по конструкции , а в нижних попросите ребенка нарисовать точно такие же.

Оценивая работу, помните:

  1. нужно обратить внимание ребенка на ошибки (несоответствие размера, неправильное соотношение штрихов, элементов, неправильное расположение в квадрате, четкость линий и т. п.);
  2. нужно объяснить, как правильно сделать, и при необходимости повторить задание.

Можно сделать подобные карточки с «правым» и «левым» поворотом фигур. Очень часто дети, путающие или не различающие такие особенности графических элементов, пишут зеркально. Особенно часто путают правые и левые повороты фигур, детали графических элементов леворукие дети.

Для того чтобы усложнить эти задания, можно попросить ребенка запомнить, что нарисовано на карточке, перевернуть ее заданием вниз и попросить нарисовать то, что было на карточке. Начинать работу по памяти нужно с одного элемента.

Умение ребёнка видеть отличие фигур связано со способностью выполнить отличающиеся фигуры по инструкции, способностью расположить фигуры одну по отношению к другой. Можно дать задания типа:

  1. нарисуй овал (круг), поставь точку посередине (сверху, снизу, справа, слева);
  2. нарисуй квадрат, а теперь нарисуй по два кружка сверху и снизу и по одному справа и слева.

Многие трудности обучения связаны с тем, что ребенок не способен правильно воспринимать расположение фигур в пространстве. Он не знает или путает значения слов, обозначающих пространственное расположение: внутри, выше, ниже, сверху, снизу, сбоку, слева, впереди, сзади. И подобные упражнения направлены на тренировку этой способности.

Способность ребенка вести руку по необходимой траектории сначала лучше тренировать на больших движениях. Для этого можно использовать такие задания.

На листе нелинованной бумаги расположите 10—15 точек и звездочек. Соедините линиями разных цветов все звездочки, а потом точки, нарисованные на листе. Задание можно усложнить: «А теперь соедини так, чтобы линии не пересекались». Если он выполняется без затруднений, то задание можно усложнить.

С большей охотой дети нанизывают мелкие детали (специально изготовленные) или пуговицы различной величины, цвета. Сначала можно нанизывать эти детали на шнурок, это легче, так как конец шнурка жестко закреплен, не махрится, но по мере тренировки шнурок можно заменить на более толстую шерстяную или синтетическую нить, конец которой придется каждый раз скручивать.

Довольно часто трудности обучения письму связаны с плохой способностью воспринимать и различать фигуры, буквы, запоминать именно конфигурацию буквы, соотношение её элементов. Для тренировки этой способности можно использовать такое задание: «Найди круги (треугольники, квадраты) и обведи их разным цветом». Подобные задания можно использовать до тех пор, пока они не будут выполняться безошибочно.

Для тех детей, которые имеют нарушения или задержку в развитии моторики и зрительно-моторных координации, нельзя использовать тетради с величиной рабочей строки 4 мм. Лучше взять обычную тетрадь с высотой строки 6 мм и учиться писать большими по величине буквами. Нужно обратить внимание ребенка,  что такое верх и низ, середина строки, право, лево, справа налево, слева направо.

Любое занятие должно быть направлено на отработку лишь одной задачи, одного нарушения. Только после того как ребенок будет выполнять это задание правильно, можно переходить к отработке следующего нарушения. Помните, что только вашего объяснения недостаточно, нужно добиться того, чтобы ребенок сам мог объяснить и, объясняя, выполнить.

Безусловно, существует много других упражнений, которые развивают зрительно-моторную координацию. Подбирая их для своего ребёнка, консультируйтесь с учителем и логопедом. Успех вашей работы в грамотном подходе к  организации занятия, в плодотворном сотрудничестве с педагогами. Главное, чтобы эти занятия приносили радость и удовлетворение от достигнутых результатов вам и вашему ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мониторинговые тесты определения уровня сформированности общеучебных умений и навыков младших школьников"

Материал предназначен для учителей начальных классов,работающих над темой:"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников".Тесты помогают определить уровень сформированности ОУУН на этап...

Электронное звуковое пособие «Конго» (Комплекс для развития чувства ритма и координации у младших школьников).

Этот ресурс (он рассчитан на 1-4 классы)  может применяться не только на уроках музыки. В процессе выполнения задания восстановятся кровообращение, тонус мышщ, бодрое настроение. Пособие «Конго» ...

Особенности сформированности умения анализировать задачу у младших школьников

В статье представлены особенности сформированности умения анализировать задачу...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2010 -2015 годы «Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

     Цель моей деятельности – ведение мониторинга  развития и формирования  УУД учащихся начальных  классов для проектирования и своевременной корректировки учебно...

Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников...

Экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников

С первых дней обучения в классе должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Поэтому учителю начальных классов нужно быстро и гиб...

Задания по исследованию сформированности внутренней языковой структуры у младших школьников

Задания по исследованию сформированности внутренней языковой структуры у младших школьников...