Особенности сформированности умения анализировать задачу у младших школьников
статья на тему

Арехва Елизавета Юльевна

В статье представлены особенности сформированности умения анализировать задачу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зекцер Е.Ю.

Особенности сформированности умения анализировать задачу

у младших школьников

     Усложнение социально-экономической жизни выдвигает высокие требования к личности каждого человека, ставя его перед необходимостью решать разнообразные задачи. Подобное умение формируется на протяжении всех лет обучения в школе.

     Как показывают исследования Д. Н. Богоявленского, Ю. Н. Кулюткина, Н.А. Менчинской, Г. С. Сухобской и др. успешность решения задач связана с умением их анализировать.

     Исследователи выделяют необходимость анализа задачи как этапа, позволяющего правильно решить задачу, так как именно он позволяет, во-первых, вскрыть ее внутреннюю структуру, во-вторых, вычленить все отношения и взаимосвязи элементов предметной области, в-третьих, установить оператора.

     Так, Богоявленская Д.Б. отмечает, что в процессе анализа задачи, уясняется ее цель, оценивается имеющийся в распоряжении материал, конструируется модель ее решения. Фридман Л.М, считает, что умение анализировать задачу, проникать в ее сущность - это главное в общем умении решения задач.    

      В доказательство идеи о важности формирования умения анализировать задачу М.И. Махмутов, выделяя проблемные задачи, направленные на открытие нового, описывает процесс ее решения, особенно обращая внимание на этап анализа проблемной ситуации, определения проблемы. Отсутствие этапа анализа приводит к поиску неверных путей решения и, в итоге, к неправильному результату.

     Таким образом, вопрос о необходимости формирования умения анализировать задачу занимает важное место в психолого-педагогических исследованиях, так как только глубокий анализ задачи позволяет устанавливать не только очевидные связи, но и скрытые, что способствует уходу от традиционных способов решений, появлению оригинальных решений задачи.

     Необходимо формировать это умение на всех этапах обучения, но особенное внимание важно уделять уже в начальной школе.

     Одной из задач нашего исследования было определить, насколько у младших школьников сформировано умение анализировать задачу и выявить динамику развития этого умения.

     Констатирующий эксперимент проводился в 3-х и 4-х классах 564 и 377 школ Санкт-Петербурга (всего участвовало 130 человек, из них 45 четвероклассников и 85 третьеклассников).

     Ключевыми этапами для анализа любых задач являются выделение предметной области, условия и вопроса задачи, нахождение связи между данными. Для изучения особенностей сформированности этих умений учащимся были предложены задания, типичные для данных классов, на материале математики и русского языка. Задания были аналогичными для всех испытуемых. Порядок разработанных заданий был выстроен от сложных к простым, с целью избежания научения.            

     Первый блок заданий позволяет определить представления школьников о понятии «задача», об основных ее частях (условии и требовании), выявить умения устанавливать предметную область задачи. Учащимся были предложены, во-первых, задания, в которых необходимо было вычленить условие и требование с различным расположением в них последнего (вопрос находится между условиями, вопрос идет перед условием, вопрос расположен после условия),  во-вторых, задания с недостающими, избыточными данными и задания без вопроса.        

      Второй блок, направленный на умение определять взаимосвязи между данными в задаче, включал в себя задания, в которых необходимо выделить из серии задач те, которые можно решить одинаковым способом, по тому же правилу, что и предложенная. Такое задание наталкивает на собственно анализ задачи, установление ее предметной области, всех ее данных, взаимосвязей между ними, оператора.

     Так, в задании по математике учащимся необходимо было выбрать задачу, которая решалась бы тем же способом, что и предложенная. Задачи, из которых нужно выбирать были составлены следующим образом: а) те же данные и предметная область, но решается другим способом, б) предметная область другая, но решается тем же способом что и предложенная задача, в) сюжет и данные одинаковые, но решение другое, г) сюжет тот же, данные и решение - другое.

     Задание по русскому составлено аналогичным образом. К слову нужно подобрать те слова, написание которых отвечали бы правилу, что и данное.  

     Проанализируем полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты.  

     При выполнении заданий на выявление структуры задачи, у учащихся как 3х, так и 4х классов возникли затруднения. Например, определяя местоположение вопроса, большинство справилось лишь с тем заданием, в котором он следовал за условием, так как именно такая структура задачи наиболее знакома и проста, тем не менее, среди учеников обоих классов были и те, кто не смогли выполнить его. В остальных случаях, выделить элементы задачи смогли немногие.

     Очевидно, что анализ задачи начинается с определения ее структуры, но результаты показывают, что учащиеся не могут уже на самом первом этапе решения, правильно выделить компоненты даже в той ситуации, которая им наиболее знакома и умения должны быть уже сформированы. Результаты показали, что существенных различий в умении определять компоненты задачи между 3-м и 4-м классом, нет.

      При выполнении заданий с недостающими и избыточными данными, а также задания, в которых нет вопросов, тоже возникли трудности.

     Так, например, только 10% третьеклассников и 7% четвероклассников объяснили, что задание невозможно выполнить из-за отсутствия в нем вопроса.

     В заданиях по русскому языку в аналогичном задании только 5% третьеклассников и 55% четвероклассников увидели невозможность решения из-за отсутствия вопроса (разбери слово «дремучий»), все остальные приступили к выполнению задания кто одним, кто двумя способами.        

    Данные результаты показывают, что четвероклассники справляются лучше с материалом, который был ими изучен гораздо раньше, чем третьеклассниками, тем не менее, некоторые учащиеся не выполняют и этих заданий. Результаты отчетливо показывают затруднения, которые испытывают учащиеся из-за того, что они не до конца анализируют само задание.

     При выполнении заданий второй группы было установлено, что определение задач, которые решаются тем же способом, что и предложенная, вызвали затруднения у учащихся как 3-х, так 4-х классов. Так, только 30% третьеклассников и  50% четвероклассников смогли справиться с этим заданием по математике. Что касается задания по русскому языку, то лишь 14% четвероклассников из всех опрошенных учащихся смогли его выполнить.

     Из результатов видно, что задания по русскому языку вызывают большие затруднения, чем на материале естественнонаучного цикла, так как на данном материале связи между данными не так очевидны, как на математике, поэтому детям сложно их выполнить.    

     Таким образом, изучение особенностей сформированности умения анализировать задачу показало, что у учащихся третьих и четвертых классов возникают трудности при выделении как ее структурных компонентов, так и связей между ними, того, без чего ни одна задача не может быть решена правильно.

     Успешность обучения может быть достигнута только в том случае, если анализу задач будет уделено особое внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мониторинговые тесты определения уровня сформированности общеучебных умений и навыков младших школьников"

Материал предназначен для учителей начальных классов,работающих над темой:"Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников".Тесты помогают определить уровень сформированности ОУУН на этап...

«Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников»

Работа по теме:«Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников»    Работа выполнена слушателем курсов по программ...

Статья "Развитие способности анализировать у младших школьников"

   Работая по теме «Развитие способности анализировать у младших школьников», я использовала методику организации и проведения систематических  развивающих занятий  А. А. За...

Особенности коммуникативных умений и навыков младших школьников с зпр

Особенности формирования коммуникативных умений и навыков у детей с задержкой психического развития....

Статья на тему "Методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости."

В статье приведены методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости....

Выявление уровня сформированности умений и знаний младших школьников при написании выборочного изложения

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ И ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ НАПИСАНИИ ВЫБОРОЧНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ...