Выявление уровня сформированности умений и знаний младших школьников при написании выборочного изложения
статья по русскому языку (3, 4 класс)

Неумоина Елена Николаевна

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ И ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ НАПИСАНИИ ВЫБОРОЧНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ И ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ НАПИСАНИИ ВЫБОРОЧНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

  1. Анализ рабочей программы и учебников русского языка для начальных классов (УМК «Школа России»)

Одним из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение» является учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов «Школа России». Он построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, охватывает все предметные области учебного плана ФГОС, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием.

УМК «Школа России» создан в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников на основе современных научных представлений.

Особенности УМК «Школа России»:

  • приоритет духовно-нравственного развития школьников;
  •  личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения на основе дифференцированного подхода;
  • эффективное сочетание лучших традиций российского образования и инноваций, проверенных практиками образовательного процесса.

Структура и содержании учебников УМК «Школа России» ориентированы на структуру основных компонентов учебной деятельности: целеполагание, планирование, реализация намеченного, контроль и оценка.

В содержании учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала под конкретные планируемые результаты (предметные, метапредметные и личностные).

В информационно-образовательную среду данного УМК входит не только завершённая система учебников с 1 по 4 класс, но и развёрнутое учебно-методическое сопровождение (рабочие тетради, дидактические материалы, проверочные работы и т. д.), концепция, рабочие программы, методические рекомендации и разнообразные электронные и интернет-ресурсы.

Структура и содержание всей системы и каждого учебника направлены как на организацию различных видов деятельности учащихся, так и на использование современных методов и технологий обучения педагогами в соответствии с требованиями ФГОС о принципиальной необходимости формирования универсальных учебных действий как основы умения учиться в рамках образования в начальной школе [11].

УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество, как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности. При этом, в УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.

Большое внимание уделено задаче формирования у младших школьников представлений о лексике русского языка, так как освоение данных знаний способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения), осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций, осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения, осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Всё вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что учебники по русскому языку УМК «Школа России» целесообразно использовать для развития речи младших школьников[14].

Целью нашего исследования является анализ уровня сформированности умений и знаний младших школьников при написании выборочного изложения,  поэтому необходимо рассмотреть возможности УМК «Школа России»  в создании системы упражнений, способствующих эффективному обучению написания выборочных изложений.

Сначала мы проанализируем Рабочую программу. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/[В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014 [11].

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников составлению текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текстповествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

В содержании курса отмечены такие виды речевой деятельности как: письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное).

Знакомство с письменным изложением начинается в 3 классе. Поэтому обратимся к рабочей программе предмета «Русский язык» для 3 класса, составленной на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования. В содержании курса указано:

 Слово в языке и речи (19 ч).

Развитие речи. 

Подробное изложение с языковым анализом текста, по вопросам или коллективно составленному плану.

Состав слова (16 часов). 

Развитие речи.

Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

Правописание частей слова (29 ч).

 Развитие речи.

Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

Части речи (76 ч). 

Развитие речи.

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам.

В разделе планируемые результаты освоения предмета отмечено, что третьеклассники получат возможность научиться: писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя. Кроме того даются критерии оценивания письменных работ по русскому языку, в частности изложения.

Изложение

«5» — правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» — незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» — имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» — имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений[11].

Мы видим, что уже в третьем классе обучающимся предлагается написать 7 изложений за учебный год.

Таблица 1 Развитие речи.

Изложения

Сочинения

1 четверть

2

-

2  четверть

1

2

3  четверть

3

3

4  четверть

1

-

Итого

7

5

Для сравнения приведём информацию о практической части рабочей программы по русскому языку составленной на основе авторской программы по русскому языку (для четырехлетней начальной школы) Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, которая соответствует федеральному государственному стандарту второго поколения[3]; УМК «Русский язык»,автор   Р.Н. Бунеев , Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, учебник для  3 класса, часть 1-2 [1], [2]:

Таблица 2 Информация о практической части рабочей программы

1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Сочинение

1

-

3

-

Изложение

-

-

2

-

Метапредметная контрольная работа

1

В подтверждении вышесказанного рассмотрим учебники для 1-4 классов по русскому языку, авторами которых являются В. Г. Горецкий и В. П. Канакина. В предложенном курсе находят свою реализацию коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы в обучении родному языку. Ключевой целью курса является формирование представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения [11], [14].

В учебнике, предназначенном для 1 класса [4], как таковой работы над написанием изложения нет, но даются базовые знания о понятии «речь», «текст», «предложение», о лексическом богатстве русского языка. С самого начала присутствует много упражнений устного характера, включающих картинки (упр.1 (стр. 6), упр.4 (стр.7) и далее).

Первоклассникам постоянно предлагается анализировать предложения, небольшие тексты, использовать для выполнения заданий рисунки, изучать и применять на практике новые слова. Упражнения последовательно усложняются, также происходит их закрепление. Сначала предлагается просто определить тему (подобрать заголовок) текста с иллюстрацией (упр.1 (стр.10) – упр.1 (стр.36) – упр. 19 (стр.103)).

Одним из наиболее приближенных к изложению являются упражнения №6 (стр.13), № 8 (стр.128), № 11 (стр.120) – сначала детям предлагается устно вспомнить по началу и иллюстрации сказку и продолжить её пересказ.

Кроме этого много даётся заданий на выборочное списывание, что также является подготовительной работой к выборочному изложению упр. 19 (стр.103), упр. 7(стр.112), упр. 2 (стр.130) и т.д.

Учебник, предназначенный для 2 класса,  подразумевает закрепление и усложнение материала, изложенного в учебнике для 1 класса[5],[6]. Происходит деление на устную и письменную речь, изучается структура текста и предложения, развиваются навыки пользования словарями и выбора между языковыми средствами. Также начинают различаться типы текста: повествование, рассуждение и описание.

Представлено большое количество упражнений на выборочное списывание: упр. 18 (стр.20), упр. 140 (стр.192) , упр. 9 (стр.7) и др.

Данные упражнения способствуют формированию умения выбирать части текста в соответствии с поставленным заданием, и готовят обучающихся, в том числе и к написанию в последующем выборочных изложений (упр. 19(стр.103), упр.  7(стр.112), упр. 2 (стр.130) и т.д.).

Кроме этого даются упражнения, которые непосредственно являются пропедевтикой к написанию изложений (упр. 180 (стр.105), упр.182 (стр.106)).

В перечисленных упражнениях второклассники учатся определять тему текста, делить текст на части, составлять план, находить опорные слова и учится пересказывать по плану и опорным словам.

В учебнике для 3 класса [7], [8] продолжается закрепление понятий, узнанных в 1-2 классах, происходит углубление материала. И уже в первой четверти третьеклассники пишут обучающее изложение по вопросам (Рис.5). В конце учебника представлена памятка: как подготовиться к изложению (Рис.6). Постепенно задания усложняются, предлагается разделить текст на части и написать изложения по составленному плану упр.191(стр.99)

Затем мы встречаем задание «Напиши изложение по самостоятельно составленному плану»:

Во второй части учебника так же присутствует несколько аналогичных заданий упр. 6 (стр.7), упр.21 (стр.14), упр.38 (стр.24), упр.64 (стр.43), упр.101 (стр.56). На странице 120 второй части учебника в упр.113 мы видим новое задание написать изложение не всего текста, а лишь некоторых его частей, таким образом, учащиеся знакомятся с понятием «выборочное изложение».

В учебнике для 4 класса предусмотрено повторение всего изученного за прошедшие три года[9], [10]. Продолжается работа с изложениями. Надо отметить, что в 4 классе учебник предлагает 14 заданий по написанию изложений. В основном это изложения по самостоятельно составленному плану или по данным вопросам: (Ч.1: упр.8 (стр.10), упр.31 (стр.23), упр.56 (стр.39), упр.180 (стр.101), упр.273 (стр.141); Ч.2: упр.77 (стр.36), упр.99 (стр.46), упр.138 (стр.65), упр.162 (стр.119), упр. 238 (стр.136), упр.310 (стр.140)). В первой части учебника даётся задание написать изложение по тексту с деформированными частями упр. 110 (стр.66), а во второй части учебника есть задание написать краткое изложение упр.326 (стр. 144-145). Заданий на написание выборочного изложения в анализируемых учебниках и программе больше не встречалось.

Таким образом, учитывая всё вышесказанное можно сделать вывод о том, что учебники  русского языка (УМК «Школа России») для начальных классов содержат хорошую базу знаний, необходимых для успешного написания изложений. В учебниках представлено много упражнений направленных на работу с текстом, с определением темы текста, основной мысли, деление текста на части, выбор заголовка. На протяжении всех четырёх лет начальной школы дети учатся анализировать различные  виды текстов, отвечать на заданные к ним вопросы, составлять по ним план, пересказывать и, наконец, писать изложения. В 3 классе и на протяжении всего 4 класса даются задания на написание «самого простого вида изложения – подробное, близкое к тексту, изложение (по вопросам или по плану) небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет» [12]. Такой вид работы служит, средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях и связях и средством усвоения логики образца и его языковых средств. В подробном изложении школьники привыкают обращать внимание на детали в тексте, учатся строить повествование, вводить элементы описания, передавать диалог, использовать изобразительные средства языка. Они учатся строить текст, соблюдая временную последовательность, причинно-следственные связи, правильные пространственные соотношения.  А вот такой вид изложения как выборочное изложение встретился в данном УМК только один раз. Но можно выделить задания, встречающиеся в грамматических темах, которые при определенных условиях могут быть использованы в качестве подготовки к написанию выборочного изложения.

 Выборочные изложения, используемые в системе других видов работ по развитию речи, помогают научить школьников собирать и систематизировать материал, способствуют закреплению умения определять объем и границы темы высказывания, раскрывать основную мысль. К сожалению, данный вид изложения не всегда по достоинству оценивается учителями начальных классов и авторами учебников и программ по русскому языку, так как вызывает определенные трудности у учащихся. Как известно, при выборочном изложении от ученика требуется пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть. Дети отбирают материал, связанный с определенным персонажем, темой, явлением.

  1. Экспериментальное исследование и интерпретация полученных результатов

Для выявления уровня сформированности умений и знаний младших школьников при написании выборочного изложения был проведён эксперимент на базе МБОУ «СОШ № 1 г. Калининска в 4-В классе, состоящем из 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек), обучающихся по программе русского языка УМК «Школа России».

Констатирующий эксперимент заключался в написании выборочного изложения по тексту из рассказа Г.Скребицкого. Текст представлен в учебнике 3 класса упр. 213 (стр.120). Данный вид работы был запланирован с обучающимися этого класса в четвёртой четверти прошедшего учебного года. Но в рабочую программу были внесены корректировки в связи с дистанционным обучением, и данный вид работы был запланирован на первую четверть 4 класса 2020-2021 учебного года.

Были поставлены следующие задачи: формирование навыков выделения главной и второстепенной информации, отбора информации в соответствии с темой. Оценивание изложений осуществлялось в соответствии с рекомендациями по оценке изложений и сочинений в начальной школе Московченко Е.Н. [13].

По результатам эксперимента было выявлено следующее:

1. 35 % четвероклассников (7 человека) написали изложение без орфографических ошибок.

2.50 % учеников (10 человек) правильно передали содержание текста.

3.50 % учащихся(10 человек) допустили ошибки в передаче содержания (исказили содержание 3 человека, упустили важный момент 2 человека, непоследовательно изложили текст 2 человека, отступили от плана 3 человека).

4.Характер речевых ошибок, допущенных в изложении :

а) 20  % учащихся (4 человека) допустили ошибки в построении предложений;

б) 5 % (1 человек) пропустил необходимое слово для передачи мысли («Лесной великан не обошёл…он пошёл прямо в чащу»);

в) 10 % (2 человека) допустили нарушение границ между предложениями («из леса вышел лось, и пошёл в чащу, и сбросил второй рог, и ушёл.»);

г) 5 % (1 человек) нарушил связь между словами («Когда он пошёл между берёз, лось застрял между деревьев.»);

д) 20% (4 человека) допустили ошибки в употреблении слов (Между столбами берёз);

е) 20% (4 человека) допустили повтор слов ( он, он, он; и, и, и)

На «отлично» были написаны 3 работы, на «хорошо» – 15 работ, на «удовлетворительно» – 2 работы (Приложение 1). Наиболее частотными ошибками являются орфографические и речевые ошибки.

Итак, можно сказать, что высоким уровнем сформированности умений написания выборочного изложения в классе владеют около 15% учащихся (3 человека), средний уровень отмечен приблизительно у 75% учащихся (15 человек), и ниже среднего – примерно у 10 % учащихся (2 человека). Результаты констатирующего эксперимента позволяют судить о средней степени сформированности умений и знаний младших школьников в области написания выборочного изложения – у трети учащихся недостаёт знаний и умений, необходимых для успешного написания данного вида изложения.

Опираясь на результаты констатирующего эксперимента, было принято решение разработать систему упражнений, формирующих у младших школьников умение писать выборочное изложение, на базе учебников  русского языка (УМК «Школа России»).

2.3 Методические рекомендации по обучению младших школьников выборочному изложению

Программой написание изложений предусмотрено во II – IV классах. Но уже в первом классе на уроках нужно включать упражнения, которые подготавливают к этому школьников, развивают речь. Для того чтобы работа не стала однообразной и скучной, необходимо использовать различные виды упражнений для формирования умений.

Для работы на уроках русского языка мы предлагаем использовать следующие виды упражнений:

  1. Обозначение границ предложения (Приложение 2)
  2. Письменные ответы на вопросы словами, имеющимися в вопросе (Приложение 3)
  3. Письменные ответы на вопросы с подбором новых слов (Приложение 4)
  4. Письменные ответы на вопросы самостоятельно составленными предложениями (Приложение 5)
  5. Письменные ответы на вопросы, охватывающие не все содержание текста (Приложение 6)

Комплекс упражнений призван повысить уровень мыслительной активности учащихся в процессе подготовительной работы, заинтересовать детей, связать эту работу с изучаемым грамматическим материалом, сделать ее разнообразной.

Для непосредственного обучения выборочному изложению рекомендуем следующие подготовительные упражнения.

1. Выборочный пересказ - это выбор той части текста, которая соответствует узкой теме, вопросу. Выборочный пересказ бывает нескольких видов: пересказ по вопросу или заданию; пересказ нескольких сцен из рассказа, объединенных общей темой; пересказ по иллюстрации предполагает воспроизведение лишь той части рассказа, которая изображена на картине.

Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо:

- привлечь внимание учащихся к одному эпизоду произведения;

- учить школьников вычленять в произведении отдельные события;

- отобрать материал для характеристики героя.

2. Выборочное чтение, как и выборочный пересказ - это работа над темой. От ученика требуется найти в тексте и прочитать часть, связанную с определённой темой (соответствующую изображённому на рисунке или особенно понравившуюся), и определить её тему. Постепенно задание усложняется, и ученикам предлагается для выборочного изложения тема, материал к которой рассредоточен во всём тексте).

3. Выборочное списывание на основе тематического отбора (Приложение 7). Данное упражнение используется и как специальное орфографическое упражнение, опирающееся в первую очередь на зрительную и моторную виды памяти. При решении орфографической задачи учащийся осуществляет ряд мыслительных действий, связанных с поиском места пропущенной орфограммы и остальных условий выбора.

Списывание как вид пунктуационного упражнения заключается в переписывании учащимся из учебника или другого печатного средства дидактического материала - в форме отдельных предложений или текста - с одновременным выполнением пунктуационных заданий.

4.  Извлечение, отбор из текста материала на данную тему. Суть этого приёма работы состоит в том, что каждое предложение читается под углом зрения его отношения к данной теме, нужный материал подчёркивается.

5. Определение темы изложения на основе данного материала. Это обратный приём работы по сравнению с предыдущим. Предлагается (в записи на доске) уже отобранный из знакомого текста материал на одну из подтем (микротем). Задача ученика - определить тему изложения.

6. Письменные ответы на вопросы с выдержками из текста. Задача учащихся - составить предложения на определённую тему, пользуясь текстом. Это упражнение помогает предупреждать такие ошибки, как неполнота и непоследовательность в передаче выборочного содержания, учит выделять необходимое, находить нужную форму языкового оформления  (Приложение 8).

Таким образом, большое значение имеют чёткое осознание содержания работы по обучению выборочному изложению, её последовательность и оптимальный, соответствующий задачам отбор методов и приёмов обучения. Только комплексное использование методов и приёмов обучения выборочному изложению учащихся способствует эффективному формированию умения собирать и систематизировать материал за заданную тему.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бунеев,Р.Н., Бунеева, Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – Изд. 5-е, перераб. – М. Баласс, 2018. – 214 с.
  2. Бунеев,Р.Н., Бунеева, Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 2 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – Изд. 5-е, перераб. – М. Баласс, 2018. – 208 с.
  3.  Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Пронина, О.В. «Русский язык». Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, испр. – М.:Баласс, 2015. – 416 с.
  4. Горецкий, В.Г. Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / В.Г. Горецкий, В. П. Канакина.  М.: Просвещение, 2019.  143 с.
  5. Горецкий, В.Г. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / В.Г. Горецкий, В. П. Канакина.  М.: Просвещение, 2019.  143 с.
  6. Горецкий, В.Г. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. / В.Г. Горецкий, В. П. Канакина.  М.: Просвещение, 2019.  143 с.
  7. Горецкий, В.Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / В.Г. Горецкий, В. П. Канакина.  М.: Просвещение, 2019.  144 с.
  8. Горецкий, В.Г. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. / В.Г. Горецкий, В. П. Канакина.  М.: Просвещение, 2019.  159 с.
  9. Горецкий, В.Г. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / В.Г. Горецкий, В. П. Канакина. М.: Просвещение, 2019.  160 с.
  10. Горецкий, В.Г. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. / В.Г. Горецкий, В. П. Канакина.  М.: Просвещение, 2019.  160 с.
  11. Горецкий, В.Г. Русский язык: рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.Г. Горецкий, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.  М.: Просвещение, 2014.  340 с.
  12. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов. М.: Просвещение, 1975.  176 с.
  13. Московченко Е.Н. Рекомендации по оценке изложений и сочинений в начальной школе. [Электронный ресурс]: URL: https://pedsovet.su/load/138-1-0-4448 (дата обращения: 25.09.2020).
  14. Шикина, Т. И. Анализ программы и учебника русского языка «Школа России» 4 класс [Электронный ресурс]: URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/04/04/analiz-uchebnikov-po-russkomu-yazyku-umk-shkola-rossii (дата обращения: 10.09.2020).

Приложение 2

Спала кошка на крыше она сжала лапки села около кошки птичка не сиди близко, птичка кошки очень хитры

Несла девочка ведро воды ведро было худое вода текла на землю а девочка была рада ей нести стало легче пришла она домой, а воды нет

Осень пришла

Пришла осень стало холодно листья на деревьях пожелтели и стали опадать они покрыли землю разноцветным ковром перелетные птицы улетают на юг

Пролетело лето наступило первое сентября подружки пришли в школу их с улыбкой встречала учительница

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетают в теплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной

Быстро летело время наступила осень от инея пожелтели березки покраснели осины вода в реке потемнела холодный осенний ветер обрывал листья с деревьев небо часто покрывалось тяжелыми облаками шел мелкий дождь стаи птиц неслись на юг

Приложение 3

Ежик.

Дедушка подарил детям ежика. Летом он жил в сенях. Зимой еж уснул в норе. Придет ежик весной голодный. Берегитесь, мыши!

Анализ. 

  1. Почему рассказ кончается словами «Берегитесь, мыши!»?
  2. Как надо произнести это предложение, чтобы видно было, что мышам придется плохо?
  3. Какое предложение в этом рассказе нам объясняет, почему теперь еж будет ловить много мышей?
  4. Почему еж очень голоден?

Вопросы   для   составления   предложений

1. Кого дедушка подарил детям?

2. Где   еж жил летом?

3. Где   он   уснул   зимой?

4. Какой придет ежик весной?

ежика

в сенях

в норе

голодный

Умная галка

Захотела галка пить. Заметила она на столе кувшин с водой. В кувшине было мало воды. Галка не могла достать ее. Тогда галка стала кидать в кувшин камешки. Вода в кувшине поднялась. Галка смогла напиться.

Анализ.

  1. Что захотела сделать галка?
  2. Почему она не смогла сразу попить из кувшина?
  3. Какой выход нашла галка?
  4. Объясните, как вы понимаете название рассказа.

Вопросы   для   составления   предложений

1. Что захотела галка?

2. Что заметила она на столе?

3. Сколько воды было в кувшине?

4. Что не могла сделать галка?

5. Что тогда стала делать галка?

6. Что стало с водой?

7. Что смогла сделать галка?

пить

кувшин с водой

мало

достать воду

кидать камешки

поднялась

напиться

Гнездо

Миша и Саша пошли в рощу. В кустах крушины они нашли гнездо. В гнезде пищали птенцы. Над кустами кружилась и тревожно кричала птица. Она принесла пищу малышам. Ребята отошли от гнезда.

Анализ.

  1. Что обнаружили Миша и Саша в кустах крушины?
  2. Почему мальчики отошли от гнезда?

Вопросы   для   составления   предложений

1. Куда пошли Миша и Саша?

2. Что они нашли в кустах крушины?

3. Кто пищал в гнезде?                                

4. Кто кружился и тревожно кричал над кустами?                                          

5. Что она принесла малышам?            

6. Что сделали ребята?                          

в рощу

гнездо

птенцы

птица

пищу

отошли от гнезда

Приложение 4

Кролики.

Сережа получил в подарок кроликов. Зимой кролики жили в чулане. Летом Сережа поехал в деревню. Он взял с собой своих питомцев. Скоро вывелись крольчата. Мальчик кормит зверьков овощами и травой.

Вопросы   для   составления   предложений

1. Какой подарок получил Сережа?

2. Где жили кролики зимой?

3. Что сделал Сережа летом?

4. Когда вывелись крольчата?

5. Чем мальчик кормит зверьков?

Кто хозяин Жука?

У Жоры и Захара жила собака Жук. Каждый хотел стать хозяином Жука. Однажды мальчики гуляли в лесу. На Жука напали овчарки. Жора испугался и залез на дерево. Захар взял палку и стал защищать Жука. Кто же хозяин Жука?

Вопросы   для   составления   предложений

  1. Где гуляли мальчики?
  2. Кто напал на собаку?
  3. Что сделал Жора?
  4. Кто стал защищать Жука?

Котята

На столе стояла кружка с молоком. Зина накрыла молоко салфеткой и ушла. А возле стола играли котята. Один котенок схватил салфетку и потащил. Кружка упала на пол. Молоко разлилось. Котята и рады. Они стали лакать молоко. Напились молока и уснули.

Вопросы   для   составления   предложений

1. Где стояла кружка с молоком?

2. Чем накрыла Зина молоко?

3. Кто играл возле стола?

4. Что сделал один котенок?

5. Куда упала кружка?

6. Что случилось с молоком?

7. Как вели себя маленькие проказники?

Приложение 5

Сорока

На изгородь села сорока. Красивая, в черной шубке, в белом фартучке. Сорока стала стрекотать. Тут выскочил пес снежок. Он звонко залаял. Сорока улетела.

Вопросы для составления предложений

1. Куда села сорока?

2. Какая была сорока?

3. Что она стала делать?

4. Почему сорока улетела?

На далеком севере

Далеко на севере живут эвенки. Природа там очень суровая. Зима долгая и холодная. Лето короткое. Четыре месяца длится ночь. Но люди привыкли к холоду. Они носят меховую одежду. Эвенки заняты охотой на зверей.

Вопросы для составления предложений

1. Где живут эвенки?

2. Какая природа на севере?

3. Чем занимаются эвенки?

Ворон

Ворон свил гнездо на дереве. Собака Тинка часто подбегала к дереву и лаяла на ворона. Ворон молча смотрел на собаку. Потом ворон сам стал подражать лаю собаки. Увидит издали Тинку и начнет лаять.

Вопросы для составления предложений

1. Где ворон свил гнездо?

2. Что делала собака Тинка около дерева?

3. Чему научился ворон у собаки?

Товарищи

У Пети заболела мама. Ее отвезли в больницу. Петя остался один. Что делать? Как он будет жить без мамы? На помощь пришли школьные товарищи. Ребята помогали Пете убирать комнату, готовить обед. Мама благодарила ребят за помощь.

Вопросы для составления предложений

1. Что случилось с Петиной мамой?

2. Кто пришел мальчику на помощь?

Приложение 6

Цыплята и капуста.

В огороде напали на капусту гусеницы. Мама стала собирать вредителей в банку.

Вдруг она видит: идет Виталик и несет корзину. А в корзине цыплята.

Выпустил их мальчик на грядки. Молодые петушки и курочки начали клевать гусениц.

Быстро очистили цыплята капусту от гусениц.

Анализ.

Какой вред причиняли гусеницы?

Как Виталик помог маме?

Почему рассказ назван «Цыплята и капуста»?

Вопросы   для   письменных ответов:

1. Кто   напал на   капусту?

2. Кого принес Виталик в огород?

3. Что сделали цыплята?

Сказка в лесу

Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов. Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим — наперсток. Здесь — пряник, там — яблоко.

Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона. Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы.

Анализ.

Где вы читали о добрых человечках — гномах?

Что писал для детей Андерсен?

Что сделал Андерсен для девочки?

Вопросы для пересказа и изложения:

1. Кого привел в лес сказочник Андерсен?

2. Сколько лет было девочке?

3. Что находила девочка на поляне?

4. Как сказано про радость девочки?

5. Чему поверила малютка?

Приложение 7

Выборочное списывание

Задание:

1. Спишите предложение, в котором идёт речь о раке.

2. Подчеркните согласные в корне слова, проверьте их написание.

Гремел гром. Шёл дождь. Сквозь дождь лучило солнце. Раскинулась широкая радуга от края до края. В это время распускалась черёмуха. Тогда из рачьей печуры высунул голову и шевельнул усом своим первый рак.

Приложение 8

Определение темы изложения на основе данного материала

Предлагается прочитать текст и ответить на вопросы:

1. Какова основная мысль текста?

2. К какому типу текста можно отнести отрывок? Почему?

3. Как можно озаглавить текст, отразив его основную мысль?

У воды среди цветов рос исполинский чертополох. Он стоял по пояс в траве и напоминал рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини –исследование учителя начальных классов МБОУ «Красноярская СОШ» Мугиновой Т.А. по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников. Приобщение учащихся начальной школы к истокам народной культуры.

С каждым годом в школы приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до...

Экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников

С первых дней обучения в классе должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Поэтому учителю начальных классов нужно быстро и гиб...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике. Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком част...

Статья на тему "Методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости."

В статье приведены методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости....

Задания на выявления уровня сформированности системы качеств знаний учащихся, способствующих развитию их самооценки.

Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровне. Каждый уровень отмечен своим цветом, включает в себя параметры предыдущего и имеет свои отличительные признаки. Использованные...

«Педагогическая диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности».

laquo;Педагогическая диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности»....

Диагностика уровня сформированности алгоритмических навыков у младших школьников

Диагностика уровня сформированности алгоритмических навыков у младших школьников                  Чтобы понять...