Статья на тему "Методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости."
статья

Ермакова Маргарита Алексеевна

В статье приведены методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.metodiki.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 613 Московского района

Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

Тема:
Методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.

Выполнила:
Ермакова Маргарита Алексеевна

Санкт-Петербург
2021

Коммуникативные навыки представляют собой способность одного человека взаимодействовать с другим по средствам вербального и невербального общения, при этом необходимо точно передать информацию и грамотно интерпретировать передаваемую информацию.

Исследованием коммуникативных навыков занимались такие известные ученые, как: Выготский Л., Запорожец, Леонтьев, Лисина, Рубинштейн, Эльконин, они считали, что это одно из основных условий формирования личности и развития человека в целом.

Коммуникативные навыки выполняют ряд необходимых функций для жизни человека. С помощью коммуникативных навыков и умений, человек может:

организовывать совместную деятельность;

 обеспечить психологический комфорт;

 управлять поведением и деятельностью;

 удовлетворять потребности в общении.

Коммуникативные навыки включают в себя такие показатели как: умение вступать в общение, договариваться о совместных действиях в игровой деятельности, осваивать способы взаимодействия с партнерами по общению, подражать их действиям, владеть партнерским диалогом, доброжелательно относиться к партнерам по игре.

К сожалению, у детей с легкой степенью умственной отсталости уровень сформированности коммуникативных навыков очень низок, что мешает им социализироваться в обществе.

В своей работе учителя могут использовать 2 методики, направленные на определение уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.

  1. Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман

Цель исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.

Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.

Ход работы:

Проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

взаимопомощь по ходу рисования;

эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

Средний уровень: сходство частичное – отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Результаты проведенной методики заносятся в таблицу:

Дата:

Ф.И.О

Уровень сформированности коммуникативных навыков

На основе результатов, полученных в ходе проведения методики учитель планирует дальнейшую работу с детьми.

  1. Методика "Два дома" И. Вандвик, П. Экблад

 Цель: изучение межличностных отношений, определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в классе, выявление симпатий к членам группы.

Материал: два домика, плоских, объемных или нарисованных, один из которых - яркий, нарядный, очень привлекательный, другой - малопривлекательный. Фотографии всех детей группы (можно и взрослых группы) или какие-то символы, их обозначающие.

Ход эксперимента.

Эксперимент проводится индивидуально. Экспериментатор (психолог) говорит ребенку: "Мы сейчас с тобой очень интересно поиграем. Перед тобой два домика (рассмотреть их). В одном, красивом, домике будут жить такие дети, которые часто поступают хорошо и нравятся тебе, а в другом, некрасивом, - такие, которые часто, по-твоему, поступают нехорошо. Себя ты тоже можешь поселить в один из домиков". Ребенок берет фотографию или символ (по одной), раскладывает по домикам, а экспериментатор спрашивает ребенка, почему он поместил его (ее) в этот домик. Все действия и ответы ребенка подробно фиксируются, а затем анализируются: - с кем поместил себя, - почему одних поместил в красивый домик, других - в малопривлекательный, - характер, особенности мотиваций.

Уровни оценивания:

Высокий уровень-  ребенок помещает себя и многих детей в красивый домик.

Средний уровень- ребенок помещает в красивый домик только себя или еще 1-3 детей или взрослых,

Низкий уровень- ребенок помещает себя в некрасивый домик.

Результаты проведенной методики заносятся в таблицу:

Дата:

Ф.И.О

Уровень сформированности коммуникативных навыков

На основе результатов, полученных в ходе проведения методики учитель планирует дальнейшую работу с детьми.