Психолого - педагогическая характеристика младшего школьника с легкой степенью умственной отсталости
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В статье рассмотрены теоретические аспекты умственной отсталости и познавательная, личностая, эмоционально - волевая сферы младшего школьника с легкой степенью умственной отсталости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого – педагогическая характеристика младшего школьника с легкой степенью умственной отсталости

Среди различных категорий детей особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития.

Рассмотрим различные подходы к пониманию сущности термина «умственная отсталость» в работах зарубежных и отечественных ученых. Так, С.Я. Рубинштейн считает, что «умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга» [6; с.8].

Г.Е. Сухарева рассматривает умственную отсталость как «группу различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, объединенных одним общим признаком: все они представляют собой клинические проявления дизонтогении головного мозга (иногда и всего организма в целом)» [4; с.9].

Французский психиатр Ж.Э.Д. Эскироль под данным понятием подразумевает «стойкое состояние, отличное от психических заболеваний, возникающее вследствие нарушения развития и обязательно сопровождающееся интеллектуальной недостаточностью» [7].
         В примерной адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (далее – ПАООП образования обучающихся с умственной отсталостью) умственная отсталость рассматривается как «стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы» [2].

В Международной классификации болезней 10 – го пересмотра под умственной отсталостью рассматривают «состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности)» [1].

Обобщая, можно сделать вывод о множестве различных трактовок понятия «умственная отсталость». Вместе с тем, ученые сходятся во мнении, что данное нарушение связано с органическим поражением головного мозга, которое приводит к стойкой интеллектуальной недостаточности.
          Проанализировав несколько трактовок данного термина, следует сказать, что к основным
проявлениям, которые позволяют дифференцировать умственную отсталость от других нарушений, можно отнести следующие: органическое поражение головного мозга, врожденный характер, стойкое недоразвитие познавательной сферы и нарушение социальной адаптации. Ученые подчеркивают, что утверждать факт умственной отсталости можно лишь при сочетании всех четырех признаков.

Изучив научную литературу, отметим, что основной и единственной причиной возникновения данного нарушения является поражение аналитико – синтетической деятельности коры головного мозга ребенка. Вместе с тем, выделяются различные факторы, исходя из которых у ребенка приобретается умственная отсталость на том или ином этапе жизни, которые относятся к биомедицинской группе факторов. Основными провокаторами возникновения умственной отсталости являются наследственная предрасположенность, хромосомные аномалии, вызванные пожилым возрастом родителей, соматические заболевания матери, родовые травмы младенца и т.д.

Несмотря на то, что основной и главной причиной умственной отсталости является поражение аналитико – синтетической деятельности коры головного мозга, все умственно отсталые дети различаются с точки зрения выраженности дефекта. По степени нарушения умственная отсталость традиционно подразделялась на три классические степени, но на сегодняшний день по Международной классификации болезней 10 – го пересмотра выделяют четыре степени умственной отсталости:
         1) умственная отсталость легкой степени;

2) умственная отсталость умеренной степени;

3) умственная отсталость тяжелой степени;

4) умственная отсталость глубокой степени [1].

По данным Международной классификации болезней 10 – го пересмотра каждая из степеней имеет свои ключевые особенности.

Исходя из вышерассмотренных нами признаков умственной отсталости, можно сказать, что младший школьник с умственной отсталостью – это обучающийся, имеющий стойкое недоразвитие познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга. Однако, нарушения отмечаются не только в познавательной сфере, также имеется ряд особенностей эмоционально – волевой и личностной сфер. В силу заявленной нами темы, остановимся на рассмотрении особенностей познавательной, эмоционально – волевой и личностной сфер младшего школьника с легкой степенью умственной отсталости.

Как уже было отмечено выше, для младших школьников с данной нозологией характерно стойкое недоразвитие познавательной сферы, которое проявляется в нарушении всех познавательных процессов, а именно восприятия, мышления, памяти, речи, внимания и воображения, их несоответствии возрастным нормам. В результате не до конца сформированного того или иного познавательного процесса данная категория детей получает неполные, а порой искаженные представления об окружающем их мире, их опыт становится крайне беден [3; с.2].
         Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но также присутствуют нарушения и в развитии эмоционально – волевой сферы. Эмоциональная сфера обучающихся начального звена с легкой степенью умственной отсталости характеризуется эмоциональной незрелостью, недостаточной дифференцированностью и нестабильностью чувств, значительной ограниченностью диапазона переживаний, крайним характером проявления радости, огорчения, веселья [5; с.145]. Характерной чертой является неустойчивость эмоций, то есть обучающиеся слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и вовсе не пытаются это делать, в этом случае играет большую роль воля [3; с.5].
 

Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества их волевых процессов [3; с.6]. Данной категории детей реализовать волевые усилия очень нелегко. Обычно им требуется постоянная, активная поддержка со стороны взрослого. Обучающиеся даже не пытаются преодолеть неудачи и препятствия, если они возникают [20; с.149].
         Рассмотрев особенности эмоционально – волевой сферы, отметим ее недоразвитие и незрелость, что проявляется в неустойчивости, недостаточной дифференцированности и поверхностности проявления эмоций, а также в слабости
 развития воли.

Личностная сфера младших школьников с интеллектуальными нарушениями также характеризуется рядом особенностей. В сложной структуре формирующейся личности ребенка следует выделить мотивационно – потребностную сферу, которая у данной категории школьников характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности, ограниченностью мотивов, недостаточной сформированностью социальных потребностей. Этим детям свойственно доминирование внешней мотивации деятельности [4; с.124].
         К числу основных компонентов личности принято относить самооценку и уровень притязаний.  Самооценка умственно отсталого ребенка в обычных условиях воспитания подвержена контрастным изменениям, однако, изучение самооценки у младших школьников с данной нозологией в целом подчеркивает ее неадекватность в сторону завышения. По мнению Л.С. Выготского, это может возникнуть как псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих. С возрастом самооценка становится более адекватной, что говорит о развитии личности школьников [4; с.126
 –127].
         
Исследование по выяснению формирования уровня притязаний показало, что данный процесс у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости в конкретных видах деятельности зависит от их предшествующего опыта – его успешности или неуспешности в этих видах деятельности. Развитие отношения к учению у детей с интеллектуальной недостаточностью протекает чрезвычайно замедленно и характеризуется неустойчивостью, может изменяться под влиянием ситуации, смены обстановки, успеха или неуспеха [4; с.128 –129].
         Рассмотрев особенности личностной сферы, можно подытожить, что у данных обучающихся ограничены мотивы и недостаточно сформированы высшие потребности, а также выявлена неадекватная самооценка в сторону завышения.
          Таким образом, в первом параграфе была рассмотрена психолого – педагогическая характеристика младшего школьника с легкой степенью умственной отсталости. Следует отметить, что умственно отсталым младшим школьником называют такого ребенка, у которого нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга, которое имеет одну из четырех степеней: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую. Рассматривая данное понятие по отношению к младшему школьнику с легкой степенью умственной отсталости, можно отметить, что ряд нарушений характерен не только познавательной сфере, эмоционально – волевая и личностная сферы также имеют свои особенности.

Список используемой литературы

  1. Международная классификация болезней 10 – го пересмотра [Электронный ресурс]: [принята Министерством Здравоохранения Российской Федерации 27.05.1997 г.] (ред. от 2020 г.). – Режим доступа: https://mkb-10.com/
  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]: [одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию] (протокол от 22.12.2015 г. №4/15). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355410/ 
  3. Карпушкина, Н.В. Особенности психологической адаптации к школе младших школьников с умственной отсталостью [Электронный ресурс] / Н.В. Карпушкина, Я.И. Морозова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №59 – 3. – 6 с. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskoy-adaptatsii-k-shkole-mladshih-shkolnikov-s-umstvennoy-otstalostyu/viewer 
  4. Кудлай, Е.А. Использование технологии ЛАНС при обучении детей с нарушением интеллекта [Электронный ресурс]: материалы межрегиональной научно – практической конференции / Е.А. Кудлай. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2017. – 5 с. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32759713& 
  5. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст]: учебное пособие для студентов пед. ин – тов по спец. № 2111 «Дефектология» / С.Я. Рубинштейн. – 3 – е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
  6. Серобян, Н.Н. Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей [Электронный ресурс] / Н.Н. Серобян, А.В. Солоненко // Кубанский научный медицинский вестник. – 2019. – №3. – 5 с. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-sotsialnoy-adaptatsii-umstvenno-otstalyh-detey/viewer 
  7. Шаповалова, О.Е. Воображение младших школьников с нарушением интеллекта [Электронный ресурс] / О.Е. Шаповалова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2016. – №182. – 8 с. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/voobrazhenie-mladshih-shkolnikov-s-narusheniem-intellekta-1/viewer


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника

Статья, раскрывающая основные характеристики младшего школьного возраста....

«Особенности преодоления ошибок письма, связанных с нарушением языкового анализа и синтеза, у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости»

Оглавление ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………... 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОШИБОК ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ 1.1. Особенности фор...

Комплекс игр и упражнений, направленный на формирование коммуникативных способностей у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости

Игры и упражнения, направленные на формирвоание умения использовать вербальные и невербальные средства общения, развитие эмпатии и умения сотрудничать....

Статья на тему "Методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости."

В статье приведены методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости....

Статья на тему "Особенности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости."

В статье описаны особенности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости....

Тема публикации: «Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Группа младших школьников с нарушениями речи разнородна по степени выраженности речевых недостатков устной и письменной речи, механизмам их возникновения и т.д. Наряду с нарушениями речи, у детей с тя...