Статья на тему "Особенности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости."
статья

В статье описаны особенности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа №613 Московского района
Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

Тема:
Особенности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.

Выполнила:
Еременко Юлия Викторовна

Санкт-Петербург
          2022

Практика показывает, что в специально организованной образовательно-развивающей среде школьники с легкой степенью умственной отсталости способны адаптироваться в ближайшем для них окружении, что, безусловно, является показателем и результатом их положительного психического развития, а также интеллектуального. Понимание правильности подхода обучения по отношению к младшему школьнику с легкой степенью умственной отсталости включает в себя все необходимые условия для индивидуального развития. Очевидно, что в этой части принципиальное значение приобретает проблема развития и формирования у ребенка социального опыта (Л.С. Выготский), требующего особых, развивающих, условий воспитания, которые способствуют приобщению и вовлечению ребенка в окружающий его мир людей, вещей, действий, отношений.

При социализации младших школьников с легкой степенью умственной отсталости трудноразрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения в среде обычных людей, недоразвитие потребности в таком общении, некорректная самооценка, неодобрительное восприятие других людей, эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству. В плотной связи с интеллектуальной недостаточностью находится глубокое недоразвитие речи. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. В одних случаях это эхологичная речь - поток бессмысленных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций, в других случаях речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые «безречевые» дети. [7]

Речевое недоразвитие занимает весомое место в структуре интеллектуального нарушения учащихся специальной общеобразовательной школы VIII вида. Неполноценность сформированности речи умственно отсталых школьников существенным образом влияет на становление их социальной адаптации. Одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его умение осознавать и передавать полученную информацию посредством речи. Общение - это неотъемлемый процесс жизни в обществе. Ученики специальных школ VIII вида и особенно школ-интернатов ограничены в социальных и вербальных контактах, они не имеют возможности элементарно общаться с другими людьми ,кроме ближайшего окружения. Задача школы и в частности уроков социально-бытовой ориентировки, развития речи – создать условия для такого речевого развития школьников, которое станет опорой в их дальнейшей социализации и откроет широкие возможности для реализации приобретенных коммуникативных умений и навыков.

Учителю в своей работе необходимо в первую очередь учитывать особенности психического развития детей, что важно для их речевого, а, следовательно, и общего развития.

Следует заметить, что само по себе накопление новых слов не ведет к прогрессированию активной лексики, так как они не пользуются речью даже тогда, когда знают нужное слово. Пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый интерес к окружающему - все это тормозит процесс активации словаря младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. [7]

Исследователи (А.Р. Маллер, 1990, 1996; И.А. Смирнова, 1999) отмечают, что младших школьников с легкой степенью умственной отсталости наблюдаются разнообразные нарушения речевого развития. Так, почти у всех наблюдаются более или менее выраженные недостатки произношения. Младшие школьники с легкой степенью умственной отсталости не обладают удовлетворительным умением вступать в речевой контакт с другими людьми. Это обусловлено их пассивностью, сниженностью побуждений к высказываниям, слабым интересом к окружающему миру, а также крайней бедностью словарного запаса и несформированностью грамматического строя речи.

Речь умственно отсталых детей с самого начала развивается на патологической основе. Наблюдается замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Причиной всему этому служит недоразвитие всей психики в целом: общее моторное недоразвитие, слабое развитие фонематического слуха, недостаточная координация движений органов речи. [1]

Очевидность дефектов произношения у младшего школьника с легкой степенью умственной отсталости оказывает резко отрицательное влияние на дальнейшее развитие мышления и речи. Недостаточно четко воспринимая слова в целом, он не может различать оттенки значений многих слов. Это замедляет общее развитие речи, затормаживая овладение словарным составом и грамматическим строем языка. Фонетические недостатки речи влекут за собой большие трудности в овладении грамотой.

Дефекты произношения в ощутимой мере усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития младшего школьника с легкой степенью умственной отсталости и создают препятствия для общения с окружающими. При наличии дефектов произношения могут возникнуть неуверенность в своих силах и знаниях, понижение самооценки, страх, застенчивость, нерешительность, речевая замкнутость, что в свою очередь уменьшает любознательность и интерес к окружающему.

Следующая особенность устной речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости заключается в ее мало развитой выразительности. Речь их скудна интонациями, монотонна, с наличием необоснованных пауз и неправильных ударений. Учитель должен в своей работе уделять внимание воспитанию выразительной речи учащихся, учить их выражать смысловые оттенки с помощью голоса, правильно расставлять ударения и паузы. [4]

Бедность словарного запаса младших школьников с легкой степенью умственной отсталости легко прослеживается при назывании предметов, явлений, выполняемых действий, ситуаций. Запас слов их очень скудный. Иногда даже ученики старших классов затрудняются назвать постоянно встречающиеся предметы.

Особо сложными для них являются обобщающие понятия. Неумение обобщить предметы по основному признаку затрудняет понимание таких слов, как «инструменты», «одежда», «транспорт», «еда» и т.п.. Но еще более сложны для учащихся слова с абстрактным значением, такие как, «добро», «счастье», «дружба». Такие слова употребляются ими крайне редко.

Одной из особенностей речевой деятельности младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, является наличие «пустых» слов в речи, т.е. слов, не имеющих конкретного содержания. Довольно часто ученик, называя объект, не может узнать его среди других предметов или изображений, что подтверждает отсутствие соответствия между словом, обозначающим предмет, и конкретным его образом.

Говоря об ограниченности словаря учащихся специальной школы VIII вида, следует отметить неупотребление слов-действий, слов, которые характеризуют свойства и качества предметов, а также наречий и предлогов. В результате употребления одной и той же группы слов их речь становится неточной, однообразной и неразборчивой. Хотя в состав пассивного словаря входят все части речи, сохраненные в памяти младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, активный словарь намного беднее. Они могут понимать значение слова, но никогда не употреблять его пока этого не попросят. В процессе обучения запас слов учащихся значительно увеличивается. Однако происходит накопление в большей степени пассивного словаря, а переход слов в активный словарь происходит очень медленно.

Бедность словарного запаса мешает младшим школьникам с легкой степенью умственной отсталости адекватно выражать свои мысли, чувства, желания.

Насыщение словаря младших школьников с легкой степенью умственной отсталости непосредственно связано с жизнью, с конкретными представлениями, с пониманием изучаемого материала, усвоение его, а также развитие мышления.

Для запоминания нового слова учащиеся специальных коррекционных школ нуждаются в неоднократном его повторении. Поэтому необходимо, чтобы слово, встретившееся на одном предмете, употреблялось учениками в новой ситуации на других предметах, как минимум для того, чтобы избежать в последующем пустых слов, чтобы ребенок понимал значение данного слова.  [13]

Можно выделить особенности сенсорных и моторных речевых расстройств в зависимости от степени поражения мозга у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Компонент сенсорного недоразвития присутствует у всех детей в разной степени, в связи с чем условно выделяются несколько уровней (Г.В. Гуровец, Л.З. Давидович)

К первому уровню сенсорного недоразвития относят тех детей, которые не понимают речь посторонних, но слышат и воспринимают речь ближайших им людей, родственников, которые постоянно ухаживают за ними.

Ко второму уровню сенсорного недоразвития относят тех детей, которые воспринимают речь окружающих в виде отдельных коротких фраз и инструкций. Более длинную фразу или читаемый текст они не воспринимают и не реагируют адекватно. Особенно сложными являются для понимания инструкции с пространственным восприятием, такие как, например, «садись рядом со мной», «нарисуй в центре листа» и т. д.

К третьему уровню сенсорного недоразвития относят тех детей, которые воспринимают бытовую речь, выполняют инструкции, прослушивают короткие тексты, поддерживают диалог. Но у них также отмечается недостаточное восприятие сложных речевых конструкций и текста. Они быстро устают и отвлекаются, недослушав интересный рассказ.

Общение младших школьников с легкой степенью умственной отсталости очень неполноценно. По причине неразвитости и недостаточной разветвленности общения. Выявленная особенность коммуникаций обнаруживает развитие к усугублению по мере роста выраженности дефекта. Младшие школьники с легкой степенью умственной отсталости имеют потенциальные возможности развития речи и общения. Для этого необходимо расширение контактов. Вне школы это возможно при организации познавательных экскурсий и прогулок, вовлечение досуговые мероприятия, такие как игры, поддерживая активность в общении.

Педагоги и родители должны усиленно наблюдать за поведенческими и речевыми реакциями таких детей во всех видах деятельности, чтобы в дальнейшем помочь и направить развитие коммуникативных навыков.

Изучение выражения лица ребёнка с легкой степенью умственной отсталости, развитием его органов чувств не должно без внимания педагогов и родителей. Различные занятия, упражнения и игры принесут огромный успех в этом направлении.

Младших школьников с легкой степенью умственной отсталости надо учить всему, вплоть до того, чтобы улыбаться. Есть теория о том, что улыбка появляется лишь под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. С такими детьми необходимо постоянно общаться, поддерживать контакт, сопровождая свою жестикуляцию негромкой, размеренной речью со спокойной, доброжелательной интонацией. При разговоре таким детям необходимо называть действия, которые производятся. Обязательно поддерживать внимание и познавательный интерес к выполняемой деятельности и окружению. [9]

На занятиях по развитию речи ребенок учится не только говорить, высказывать свою мысль, но и слушать слова своих собеседников. Таким детям необходимо давать время на ответ. Нельзя забывать о том, что любой разговор должен строиться на интересах таких детей. Это поможет добиться больших результатов не только в бытовых ситуациях, но и на спланированных игровых занятиях.

Для того чтобы вызвать интерес к общению у младшего школьника с легкой степенью умственной отсталости, следует использовать во время разговора естественные приемы. Прежде чем приступить к занятиям, необходимо подробно проанализировать, что к настоящему моменту ребенок с нарушением интеллекта уже умеет делать.  [13]

Исключительно теплый и доброжелательный контакт ребенка с родителями и педагогами способствуют формированию коммуникативных навыков у умственно отсталых школьников.

Можно выделить несколько основных направлений работы по развитию коммуникативных навыков: развитие способности познавать себя; ориентироваться в окружающем мире и адекватно воспринимать его; ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них; развитие умения заботиться о себе; концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих; подражать; соблюдать очередность в разговоре; применять навыки общения в повседневной жизни; развитие восприятия речи.

Следует сказать, что общение должно стать неотъемлемой частью всех взаимоотношений младших школьников с легкой степенью умственной отсталости со сверстниками и взрослыми людьми. Люди, которые их любят и которых любят они, могут научить их, сформировать навыки вербального и невербального общения в повседневной жизни.

Крайне необходимо, чтобы недостаточность коммуникативных навыков, несформированность речевых умений на протяжении всего школьного периода стали объектом изучения и пристального внимания педагогов в связи с тем, что речевое общение является не только наиболее ранней формой речи, но, главное, исходной формой, на базе которой впоследствии развиваются все другие коммуникативные функции.

Исследователи называют следующие трудности, сдерживающие развитие общения у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости:

1) несформированность возрастных форм общения.

2) недостаточное внимание со стороны родителей к специальному формированию коммуникативных навыков у детей.

3) преобладание у педагогов образовательных учреждений авторитарного стиля общения с воспитанниками. В работе с детьми такие методы работы губительны.

Школьники с нарушениями интеллекта пытаются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым ниезбежен, он оказывается непродолжительный и не всегда продуктивный. Это объясняется следующими причинами:

- быстрая исчерпываемость мотива к высказываниям, следовательно, это приводит к прекращению беседы;

- отсутствие у ребенка знаний, необходимых для ответа;

- скудный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;

- непонимание собеседника – дети с интеллектуальной недостаточностью не стараются вникнуть в то, что им говорят и отнюдь не всегда могут понять если попытаются вникнуть, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.

Таким образом, общение – один из важнейших факторов общего развития младшего школьника с легкой степенью умственной отсталости, что, в свою очередь, еще больше затрудняет ситуацию. Так как они в силу бедного словарного запаса, различных нарушений речи, такие дети не умеют правильно ставить ударения, речь их скудна интонациями, монотонна, с наличием необоснованных пауз, заиканий. Дети данной категории редко идут на контакт по причине того, что не могут понять собеседнику в силу не развитости речи, для развития коммуникативных навыков таких детей, нужно всегда поддерживать их интерес в процессе общения. Одним из главных в развитии коммуникативных навыков младших школьников с легкой степенью умственной отсталости служит игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности преодоления ошибок письма, связанных с нарушением языкового анализа и синтеза, у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости»

Оглавление ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………... 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОШИБОК ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ 1.1. Особенности фор...

Комплекс игр и упражнений, направленный на формирование коммуникативных способностей у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости

Игры и упражнения, направленные на формирвоание умения использовать вербальные и невербальные средства общения, развитие эмпатии и умения сотрудничать....

Конспект урока по развитию речи по теме: «В мире профессий» для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 2 класс

Тема урока: развитие речи-рассуждения на материале по теме «Профессии» с опорой на наглядность.Лексическая тема: «В мире профессий»Цель урока: формировать умение давать разверн...

Статья на тему: «Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей с легкой степенью умственной отсталости»

Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой...

Статья на тему "Методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости."

В статье приведены методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости....

Психолого - педагогическая характеристика младшего школьника с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассмотрены теоретические аспекты умственной отсталости и познавательная, личностая, эмоционально - волевая сферы младшего школьника с легкой степенью умственной отсталости....