Воспитательная программа "Тропинки здоровья"
рабочая программа (4 класс) на тему
Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. И хотя приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования провозглашен в системе нормативных документов и с высоких трибун, но реально этот принцип, может быть, и будет воплощен только усилиями отдельных школ и сообществами образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitanija_tropinki_zdorovja_1.doc | 318 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
автор программы
Степаненко Ирина Ивановна
/учитель начальных классов/
с. Первомайское
Мы рождены, чтоб жить на свете долго;
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
Взгляни вокруг: прекрасная природа
Нас призывают с нею в мире жить.
Дай руку, друг! давай с тобой поможем
Планете и себе здоровье сохранить.
Пояснительная записка
Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. И хотя приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования провозглашен в системе нормативных документов и с высоких трибун, но реально этот принцип, может быть, и будет воплощен только усилиями отдельных школ и сообществами образовательных учреждений.
Здоровье людей во все времена считалось высшей ценностью жизни. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.
Система образования несет свою, и немалую долю ответственности за здоровье подрастающего поколения. Больше половины активного времени жизни школьник проводит в школе или занимается школьными делами. Поэтому гигиенические условия обучения, организация педагогического процесса, психологическое воздействие педагогов и другие факторы определяют, как и в какой степени влияет школа на здоровье своих учеников.
Среди ряда причин, из-за которых происходит нарушение здоровья школьников, выделяются:
1. Чрезмерная занятость.
2. Высокие учебные нагрузки.
3. Несоответствие между внешними требованиями и возможностями ребенка.
4.Несоответствие образовательной среды с возможностями детей и социальными условиями жизни семьи.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%.
Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у ребят ответственности, за свое здоровье, через реализацию здоровьесберегающих технологий, стало приоритетным направлением в моей учебно-воспитательной деятельности. Целевой направленностью моей деятельности является создание и внедрение в практику системы непрерывного применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, способствующих всестороннему развитию ребенка, получению им высокого уровня знаний, формированию компетенций при сохранении его здоровья на уроках и во внеурочной работе.
Своей задачей считаю - научить ребят общим принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья:
- привлечь учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- создать условия для нормального физического развития учащихся;
- вооружить учащихся элементарными необходимыми знаниями в области гигиены и медицины;
- сохранить и нормализовать физическое и психическое здоровье учащихся;
- помочь создать нормальные отношения учащихся с другими людьми;
- помочь учащимся развить широкий круг способностей и знаний;
- развивать органы ученического самоуправления.
Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является младший школьный возраст. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, педагогов, чьи образы жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.
Здоровый образ жизни – это радость для больших и маленьких, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:
- Создание благоприятного морального климата, что проявляется в доброжелательности, готовности простить, понять, стремление прийти на помощь, сделать приятное друг другу;
- Теплая искренняя дружба детей, родителей, педагогов. Общение – великая сила, которая помогает понять ход мыслей ребенка и определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их;
- Повышенное внимание к состоянию здоровья детей.
Мой опыт и жизненные наблюдения за индивидуальными особенностями детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практической деятельности, сохранении здоровья и формировании потребности в здоровом образе жизни, привели к идее создания программы воспитания здоровьесбережения «Тропинки здоровья» для начальных классов.
Программа «Тропинки здоровья» - это одно из звеньев на пути формирования грамотной личности, способной осознавать понятия «здоровый образ жизни», «здоровьесохранение», правильно оценить суть происходящих жизненных процессов и адекватно на них реагировать.
Программа направлена, в первую очередь, на формирование у учащихся здоровьесберегающей культуры, здоровьесберегающего мировоззрения, развитие представлений учащихся о собственном здоровье и навыках по его сохранению и укреплению, выработку положительных отношений к гигиеническим знаниям и их реализации в жизни, формирование ключевых компетенций.
Выбор направлений здоровьесберегающей работы обусловлен спецификой образовательного учреждения, осуществлен с учетом практики решения вопросов охраны и укрепления здоровья детей в условиях школы. Направления здоровьесберегающей работы доступны для осуществления в семье и в школе:
-гигиена;
-формирование правильной осанки;
-охрана зрения;
-правильное питание;
-организация физкультурно-оздоровительной работы;
-пропаганда здорового образа жизни.
Название программы определяет и структуру организации мероприятий здоровьесберегающей направленности.
Программа состоит из 8-ми взаимосвязанных содержательных блоков (направлений) и рассчитана на реализацию в течение 4-х лет.
Программа построена на сотрудничестве учителя, родителей, медицинских работников, учителя физкультуры, психолога и социального педагога.
Цели и задачи программы
Цель: сохранить и укрепить здоровье учащихся, сформировать потребность в здоровом образе жизни, развить ключевые компетенции ребенка.
Задачи:
- разработать комплекс мероприятий по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья;
- способствовать привитию умений и навыков здорового образа жизни;
- создать условия для формирования необходимых компетенций по охране и укреплению своего здоровья;
- сформировать внутреннее убеждение младших школьников в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья;
- создать благоприятную психологическую обстановку в классе, способствовать формированию комфортных способов взаимоотношения между учащимися, между детьми и взрослыми;
- способствовать развитию творческой активности учащихся, стремлению к самовыражению в различных видах полезной деятельности.
В ходе реализации программы руководствуюсь следующими принципами:
1.Принцип личностного подхода, основными сторонами которого являются:
ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка; уникальности личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка;
2.Принцип реальности, предполагающий тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у учащихся качеств, которые позволяют ей успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни;
3.Принцип гуманности, предполагающий создание в классе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка;
4. Принцип научности, предполагающий развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе;
Этапы реализации программы
Реализация программы «Тропинки здоровья» осуществляется в течение всего периода учебного года в 1-4 классах.
Этап | Сроки реализации | Содержательная деятельность |
1 | Сентябрь – 2008 года | Разработка программы и апробация механизма включения в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения по реализации содержательных блоков программы. |
2 | сентябрь –май 2008-2009уч. год 1 класс | Работа с учащимися образовательного учреждения и их родителями по реализации содержательных блоков программы «Тропинки здоровья», расширение системы партнерских связей. |
3 | сентябрь – май 2009-2010 уч. год 2 класс | Работа с учащимися образовательного учреждения и их родителями по реализации содержательных блоков программы «Тропинки здоровья», осуществление мониторинга эффективности реализации программы. |
4 | сентябрь – май 2010-2011год 3 класс | Работа с учащимися образовательного учреждения и их родителями по реализации содержательных блоков программы «Тропинки здоровья». |
5 | сентябрь – май 2011-2012 уч. год 4 класс | Работа с учащимися образовательного учреждения и их родителями по реализации содержательных блоков программы «Тропинки здоровья», вовлечение других педагогов в реализацию содержательного блока. |
6 | май 2012года | Оценка социального, педагогического и психологического эффекта реализации программы. |
Содержательные блоки программы
1 блок «Мой организм»
В рамках реализации содержательного блока «Мой организм», предполагается проведение тематической работы о гигиене младших школьников; проведение исследовательской работы по составлению и соблюдению правильного режима дня; по охране органов чувств; о закаливании организма; о проявлении осторожности по отношению к здоровью; о предупреждении вредных привычек. Главной особенностью организации работы по реализации содержательного блока - нацеленность на исследовательскую работу.
Задачи:
- Содействовать расширению опыта учащихся в учебно-исследовательской, общественно значимой практической деятельности, направленной на сохранение и улучшение состояния здоровья детей;
- Создать условия для усвоения младшими школьниками гигиенических знаний; расширения и углубления знаний об основах здорового образа жизни.
- Способствовать формированию здоровьесберегающего мировоззрения, сознания и ответственного отношения к здоровьесохранению в единстве сознания и поведения.
2 блок «Мое отношение к людям и окружающему миру».
В рамках реализации содержательного блока «Мое отношение к людям и окружающему миру», предполагается формирование представления детей о взаимоотношениях человека в обществе, воспитание здоровьесбережения через проведение практической работы по сохранению природного богатства, занятия по игровой экологии, природоохранная работа по очистке и приведению в порядок школьного двора, оказание адресной помощи. На данном этапе планируется организация программы здорового образа жизни и реализация экологической акции «Как безмерно оно, притяженье Земли».
Главной особенностью организации работы по реализации содержательного блока программы воспитания здоровьесбережения - нацеленность на практическую работу, здоровьесберегающую природоохранную деятельность.
Задачи:
- Создать условия для формирования основ культуры общения и построения межличностных отношений, умений по охране собственного здоровья, знаний основ природопользования, необходимых убеждений и навыков, нравственных принципов школьника и активной жизненной позиции в области сохранения здоровья и охраны окружающей среды;
- Содействовать формированию детского сплоченного коллектива, расширению опыта учащихся в научно-исследовательской, практической деятельности, направленной на сохранение здорового общества;
- Способствовать пробуждению у подрастающего поколения интереса к овладению знаниями о состоянии окружающей среды и местных экологических проблем через природоохранную деятельность.
- Воспитать патриотическое отношение подрастающего поколения к природному богатству села;
- Установить грамотные отношения с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на земле.
- Способствовать развитию трудолюбия, формированию активной гражданской позиции.
3 блок «Моё настроение»
В рамках реализации содержательного блока «Мое настроение», предполагается проведение игр-бесед индивидуально или группой, которые помогут ребенку увидеть необычное в обычном, стать внимательными и добрыми, терпимыми к окружающим их людям и объектам природы; помогут руководить своими эмоциями и чувствами. Игры сочетаются с этюдами-перевоплощениями на развитие пантомимики, мимики, пластики типа «Я – Цветок», «Я – солнечный лучик» и т.п.
Задачи:
- Способствовать пробуждению у подрастающего поколения интереса к овладению знаниями об эмоционально-психическом состоянии человека, о влиянии настроения на здоровье человека.
- Способствовать становлению внутреннего убеждения младших школьников в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья, через умение руководить своими чувствами и эмоциями.
- Установить грамотные отношения с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на земле.
4 блок «Мои знания»
В рамках реализации содержательного блока «Мои знания» предполагается проведение тематических, практических, игровых, конкурсных и исследовательских мероприятий, способствующих формированию понятия «Здоровье – богатство на все времена», проведение проектной исследовательской работы по теме «Развитие человека от рождения до старости»; подведение итогов организации здорового образа жизни.
На данном этапе планируется организация и реализация опыта детей по добыче информации, новых знаний, учитывая здоровьесберегающие факторы.
Главной особенностью организации работы по реализации содержательного блока программы – нацеленность на широкий спектр умственной деятельности детей, на интеллектуальное развитие; подготовку результатов открытий детей о здоровьесохранении.
Задачи:
- Создать условия для воспитания коллективизма и осознанности неповторимости каждого человека; формирования ключевых компетенций, навыков здорового образа жизни;
- Способствовать пробуждению у подрастающего поколения интереса к овладению знаниями о здоровье человека, о ведении здорового образа жизни и потребности в здоровом образе жизни, в сохранении и укреплении здоровья.
- Установить грамотные отношения с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на земле.
5 блок «Мир моих увлечений»
В рамках реализации содержательного блока «Мои увлечения», предполагается проведение мероприятий по обогащению жизненного опыта детей, выбора направления пути развития их как личности; проведение тематических походов и экскурсий; организация дополнительного образования детей по интересам и способностям, занятия ребят в спортивных секциях и танцами;
Главной особенностью организации работы по реализации содержательного блока программы воспитания здоровьесбережения – нацеленность на физическую, спортивную, творческую, умственную и трудовую деятельность детей; на занятия по интересам, развитие их творческого и физического потенциала; предоставление им свободы выбора, самовыражения и самореализации, решая при этом задачи здоровьесбережения.
Задачи:
- Способствовать формированию убеждения о здоровом образе жизни и здоровье как самой главной ценности через занятия физической, спортивной, творческой и трудовой деятельностью;
- Воспитывать желание быть здоровым, сильным, сохранить здоровье на долгие годы посредством саморазвития и самовыражения.
- Создать условия для развития и проявления творческой индивидуальности каждого ребенка, самовыражения и самореализации.
6 блок «Моё питание»
В рамках реализации содержательного блока «Мое питание», предполагается формирование понятий «здоровая пища», «здоровое питание»;
проведение проектно-исследовательской работы по составлению режима дня, рациона питания, меню здорового питания, по изучению истории русской кухни, о питании и приготовлении пищи, о культуре и гигиене питания;
практическая деятельность: приготовление блюд, сервировка стола, составление меню, выполнение правил этикета.
Главной особенностью организации работы по реализации содержательного блока программы – нацеленность на проектно-исследовательскую, практическую и игровую деятельность детей, подготовка результатов здоровьесберегающей деятельности.
Задачи:
- Способствовать формированию понятия «здоровая пища», «здоровое питание»; расширению знания о здоровом, рациональном питании;
- Способствовать формированию активного познавательного интереса к прошлому и настоящему русской кухни;
- Способствовать привитию правил этикета, умения сервировать стол; интереса к кулинарии;
- Создать условия для воспитания в ребенке привычки правильно питаться, чувства ответственности за свое здоровье, потребности вести здоровый образ жизни.
7 блок «Я и моя семья»
В рамках реализации содержательного блока «Я и моя семья», предполагается проведение совместных коллективно-творческих дел, мероприятий, праздников в содружестве детей и их родителей и близких им людей, а также оказание поддержки, помощи со стороны семьи в проведении данных мероприятий.
Главной особенностью организации работы по реализации содержательного блока программы воспитания здоровьесбережения – нацеленность на совместную работу с родителями и членами семьи детей на достижение главной цели программы.
Задачи:
- Создать условия для формирования здоровых семейных традиций;
- Способствовать формированию культуры поведения и культуры здорового образа жизни в проведении совместных мероприятий;
- Способствовать развитию взаимного интереса к увлечениям всех членов семьи; эстетического вкуса, чувства прекрасного;
- Способствовать воспитанию трудолюбия.
8 блок «Встречи с родителями»
В рамках реализации содержательного блока «Встречи с родителями», предполагается работа по пропаганде и профилактике здорового образа жизни, привитии потребности в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья детей, воспитания любви к труду.
Главной особенностью организации работы по реализации содержательного блока программы воспитания здоровьесбережения – нацеленность на проведение различных форм работы с родителями на достижение главной цели программы.
Задачи:
1. Способствовать формированию представления родителей о сферах здоровья ребенка и мерах по их сохранению и укреплению;
- Способствовать формированию умения создать благоприятную психологическую обстановку в семье, комфортных способов взаимоотношений между членами семьи;
- Способствовать формированию навыков поведения в экстремальных ситуациях;
- Создать условия для просвещения родителей о направлениях здоровьесберегающей работы, обучить конкретным приемам и методам здоровьесохранения.
Мониторинг реализации программы
Чтобы работа по программе была рациональной, необходимо хорошо знать здоровье детей, следить за изменениями в состоянии их здоровья, видеть проблемы, поэтому 2 раза в год провожу мониторинг состояния здоровья учащихся (стартовая, финишная диагностика).
Мониторинг проводится по трем направлениям:
- физическое здоровье учащихся (соблюдение ЗОЖ, данные медицинских осмотров, двигательная активность);
- психическое здоровье учащихся (оценка уровня тревожности, развитие познавательных процессов, самооценка);
- социальная адаптация учащихся (оценка уровня комфортности).
План мероприятий
по реализации программы воспитания здоровьесбережения
«Тропинки здоровья»[1]
Содержательный блок 1 «Мой организм» | ||
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 класс (5ч.) | ||
1 | Кл. час «Кто я? Где живу?» | 1 |
2 | Кл. час «»Что такое «хорошо» и что такое «плохо» | 1 |
3 | Беседа «Поговорим о вредных привычках» | 1 |
4 | Конкурс рисунков «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | 1 |
5 | Час здоровья – практикум «Если хочешь быть здоров – закаляйся» | 1 |
2 класс (4ч.) | ||
1 | Кл. час «Познай и оцени себя» | 1 |
2 | Игра «Почему вредной привычке ты скажешь нет?» | 1 |
3 | Деловая игра «Здоровье – наше богатство» | 1 |
4 | Валеологическая игра-путешествие «Если с другом вышел в путь…» | 1 |
3 класс (5ч.) | ||
1 | Кл. час «Познай и оцени себя» | 1 |
2 | Игра- экспедиция «Здоровый образ жизни» | 1 |
3 | Кл.час «Ты прочь гони соблазны!» | 1 |
4 | Праздник «Режим дня и здоровье» | 1 |
5 | Кл.Час «Я – Ученик» | 1 |
4 класс (5ч.) | ||
1 | Кл. час «Вот и стали мы на год взрослее» | 1 |
2 | Беседа «Все об игре» | 1 |
3 | Кл час «Чтобы все успевать, нужно…» | 1 |
4 | Театрализованное представление «Мойдодыр» старая сказка на новый лад» | 1 |
5 | Кл.час «Вредным привычкам скажем - нет!» | 1 |
Содержательный блок 2 «Мое отношение к людям и окружающему миру» | ||
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 класс (8ч.) | ||
1 | Экологический клуб «Что? Где? Когда?». Интеллектуальный марафон. Развитие представления о проблемах экологии | 1 |
2 | «Календарь природы» - праздник поэзии. Стихи русских поэтов о природе. | 1 |
3 | Трудовая операция « Урожай – 2008» | 1 |
4 | Кл. час «Если добрый ты – это хорошо» | 1 |
5 | Трудовая операция «Школа – наш дом, мы – хозяева в нем» | 2 |
6 | Конкурсная программа «Дружба начинается сулыбки» | 1 |
7 | Беседа-игра «Чтобы воздух был чище» | 1 |
2 класс (8ч.) | ||
1 | Экологический клуб «Что? Где? Когда?». Интеллектуальный марафон. Развитие представления о проблемах экологии | 1 |
2 | Трудовая операция «Урожай – 2009» | 1 |
3 | Кл. час «Как аукнется, так и откликнется» | 1 |
4 | «Праздник Осени, или путешествие в осеннее царство» | 1 |
5 | Трудовая операция «Школа – наш дом, мы – хозяева в нем» | 2 |
6 | Конкурсная программа «Праздник твоего имени» | 1 |
7 | Поздравление ветеранов ВОв. | 1 |
3 класс (9ч.) | ||
1 | Экологический клуб «Что? Где? Когда?». Интеллектуальный марафон. Развитие представления о проблемах экологии. | 1 |
2 | «Прекрасное пленяет навсегда» литературная композиция по произведениям Евгения Чарушина. | 1 |
3 | Трудовая операция «Урожай – 2010» | 1 |
4 | Кл. час «Спорь, да не вздорь» | 1 |
5 | Театрализованное представление «Давайте дружить с природой» | 1 |
6 | Трудовая операция «Школа – наш дом, мы – хозяева в нем» | 2 |
7 | Оказание адресной помощи. | 1 |
8 | Поздравление ветеранов ВОв. | 1 |
4 класс (9ч.) | ||
1 | Экологический клуб «Что? Где? Когда?». Интеллектуальный марафон. Развитие представления о проблемах экологии | 1 |
2 | «Как не любить нам эту землю!» | 1 |
3 | Трудовая операция «Урожай – 2011» | 1 |
4 | Кл. час «Если даже труден путь, ты со всеми вежлив будь» | 1 |
5 | Кл. час «Пусть добрые традиции живут» | 1 |
6 | Трудовая операция «Школа – наш дом, мы – хозяева в нем» | 2 |
7 | «Земля – наш общий дом». Закрытие экологической акции «Как безмерно оно, притяженье Земли». | 1 |
8 | Оказание адресной помощи. Поздравление ветеранов ВОв. | в теч. мес. |
Содержательный блок 3 «Мое настроение» | ||
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 класс (4ч.) | ||
1 | Кл. час «Если с другом вышел в путь про улыбку не забудь» | 1 |
2 | Кл. час.Игра-беседа « Ты – маленькое деревце» | 1 |
3 | Анкета «Настроение в школе», «Настроение после школы» | 1 |
4 | Кл. час.Игра-беседа «Лягушкой была даже царевна» | 1 |
2 класс (4ч.) | ||
1 | Экскурсия в картинную галерею. «Встреча с прекрасным» | 1 |
2 | Беседа «Сон – лучшее лекарство» | 1 |
3 | Кл. час. Игра-беседа «По муравьиной тропе» | 1 |
4 | Кл. час. Игра-беседа «Представь себя камнем у дороги» | 1 |
3 класс (4ч.) | ||
1 | Экскурсия в музей «Встреча с прошлым» | 1 |
2 | Интеллектуальная игра «Что?» «Где?» «Когда?» по произведениям о детях и для детей. | 1 |
3 | Беседа «Сон – выручатель нервной системы» | 1 |
4 | Кл. час. Игра-беседа «Представь себя облаком, плывущим по небу» | 1 |
4 класс (4ч.) | ||
1 | Анкета «Настроение в школе», «Настроение после школы» | 1 |
2 | Игра-дискуссия «Как жить в гармонии с собой» | 1 |
3 | Кл. час «О врунишках, хвастунишках и прочих незадачливых ребятишках» | 1 |
4 | Поход в театр «Ура! Я в театр иду!» | 1 |
Содержательный блок 4 «Мои знания» | ||
1 класс (4ч.) | ||
1 | Музыкально – познавательная программа «Советы доктора Пилюлькина» | 1 |
2 | Интеллектуальная лаборатория «Законы здоровья». Проект законов здоровья. | 1 |
3 | Познавательно-игровая программа «Путешествие на поезде «Здоровье» | 1 |
4 | Беседа-игра «Компьютер – мой друг и враг» | 1 |
2 класс(4ч.) | ||
1 | Познавательно-игровая программа «Путешествие на поезде «Здоровье» | 1 |
2 | Беседа «Где можно и где нельзя играть?» | 1 |
3 | Интеллектуальный марафон «Клуб Здоровья «Что?» «Где?» «Когда?» | 1 |
4 | КВН «Сохраним здоровье на века» | 1 |
3 класс (4ч.) | ||
1 | Игра- экспедиция «Здоровый образ жизни» | 1 |
2 | Познавательно-игровая программа «Путешествие на поезде «Здоровье» | 1 |
3 | Интеллектуальный марафон «Клуб Здоровья «Что?» «Где?» «Когда?» | 1 |
4 | Игра- практикум «Помоги себе сам» | 1 |
4 класс (4ч.) | ||
1 | Интеллектуальный марафон «Клуб Здоровья «Что?» «Где?» «Когда?» | 1 |
2 | Познавательно-игровая программа «Путешествие на поезде «Здоровье» | 1 |
3 | Проектно-исследовательская работа «Современные приборы, которые помогают человеку» | 1 мес. |
4 | Игра -практикум «Помоги себе сам, помоги другим» | 1 |
Содержательный блок 5 «Мир моих увлечений» | ||
1 класс (5ч.) | ||
1 | Презентация направлений дополнительного образования и занятий по интересам «Мир моих увлечений» | 1 |
2 | Кл. час «О Жучках и Мурках» | 1 |
3 | Конкурс поделок из разных материалов «Волшебные руки». Выставка. Награждения. | 1 |
4 | Экскурсия в пожарную часть. Изготовление чучела Страшилы. Выставка работ. | 1 |
5 | Конкурс рисунков «Кто придумал человека?» представление об эволюция развития | 1 |
2 класс (5ч.) | ||
1 | Презентация направлений дополнительного образования и занятий по интересам «Мир моих увлечений» | 1 |
2 | Конкурс поделок из разных материалов «Волшебные руки». Выставка. Награждения. | 1 |
3 | Кл. час «Дорога в космос начинается с мечты» | 1 |
4 | Праздник «Праздник чествования хлеба» | 1 |
5 | Праздник труда «Праздник веселых мастеров»,подготовка- работа в группах по интересам. | 1 |
3 класс (5ч.) | ||
1 | Презентация направлений дополнительного образования и занятий по интересам «Мир моих увлечений» | 1 |
2 | Конкурс поделок из разных материалов «Волшебные руки». Выставка. Награждения. | 1 |
3 | Турнир по шашкам, шахматам. | 2 |
4 | Конкурс невероятных историй «Праздник Фантазеров». | 1 |
4 класс (6ч.) | ||
1 | Презентация направлений дополнительного образования и занятий по интересам «Мир моих увлечений» | 1 |
2 | Конкурс поделок из разных материалов «Волшебные руки». Выставка. Награждения. | 1 |
3 | Конкурс «Добро пожаловать в школу моей мечты». Презентация проекта. | 1 |
4 | «Праздник цветов» | 1 |
5 | Беседа, рассказ, презентация «Профессия моих родителей», выставка рисунков. | 1 |
6 | Праздник труда «Город веселых мастеров», подготовка-работа в группах по интересам. | 1 |
Содержательный блок 6 «Моё питание» | ||
1 класс (5ч.) | ||
1 | Беседа, рассказ «Поговорим о здоровой и полезной пище». Рассказ школьного врача. | 1 |
2 | «Как готовят пищу». Экскурсия в школьную столовую. Конкурс рисунков «Кухня моей семьи» | 1 |
3 | «Морские блюда». Путешествие в бухту Морскую. Просмотр видеофильма «Дары моря», беседа о пользе морепродуктов. | 1 |
4 | «Как правильно вести себя за столом». Игра, конкурс рисунков по данной теме. Вредные советы от Незнайки. | 1 |
5 | «Что готовили наши прабабушки» беседа, рассказ бабушки. | 1 |
2 класс (5ч.) | ||
1 | «Полезные и вредные продукты». Беседа «Полезные и вредные продукты». Игра «Друзья- Витамины». Изготовление книжки-самоделки «Советы Витаминок» | 1 |
2 | «Этикет. Правила этикета» Сюжетно-ролевая игра «Правила этикета» | 1 |
3 | «Пейте, дети молоко…» беседа о производстве и пользе кисло-молочных продуктов. Составление компонента дневного молочного меню. | 1 |
4 | «Вредные и полезные привычки в питании» | 1 |
5 | «Кулинарное путешествие» по Росси. Обмен рецептами национальных блюд. | 1 |
3 класс (5ч.) | ||
1 | «Из чего состоит наша пища» исследование, проведение опыта «Азбука здорового питания» | 1 |
2 | «Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола» сюжетно-ролевая игра. | 1 |
3 | «Овощные блюда» Игра «Собери друзей в поход» (советы для героев - Толстушки и Худышки». Мы посетители страны Витаминии. | 1 |
4 | «Хранение продуктов. Когда впервые начали замораживать продукты» | 1 |
5 | «Народные праздники, их меню и здоровье». Практикум «Составление меню праздничного дня» | 1 |
4 класс (5ч.) | ||
1 | «Как правильно составить свой рацион питания» Занятие-игра «Составление меню на каждый день». «Меню моей семьи» | 1 |
2 | «Блюда из зерна». Занятие-исследование «Получение муки и круп из зерна». Путешествие по дороге Зернышка. Проектно-исследовательская работа «Ценность зернышка» | в теч. месяц |
3 | «Ты идешь в гости» сюжетно-ролевая игра. | 1 |
4 | «Дары леса». Путешествие Лунтика в город Лесной. | 1 |
5 | «Кулинары, повара – волшебники» встреча с людьми данных профессий. | 1 |
Содержательный блок 7 «Я и моя семья» | ||
1 класс (6ч.) | ||
1 | Прогулка в лес с родителями «Природа нам дарит здоровье» | 1 |
2 | Конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров…» | 1 |
3 | Поездка в бассейн. | 1 |
4 | Праздник к 23 февраля «Нам вместе весело» | 1 |
5 | Зимние забавы, катание на санках и лыжах. | 1 |
6 | День отдыха «Дружная семья» | 1 |
2 класс (6ч.) | ||
1 | «Праздник игры» играем в подвижные игры. | 1 |
2 | Конкурс семейных плакатов «Мы за здоровый образ жизни» | 1 |
3 | «Моя семья: здоровье семьи – здоровье нации». Семейный праздник. | 1 |
4 | Поездка в бассейн. | 1 |
5 | Семейное участие в лыжных соревнованиях. | 1 |
6 | Семейный день отдыха. | 1 |
3 класс (7ч.) | ||
1 | Прогулка в природу. «Путешествие на поезде «Здоровье» , сбор лекарственных растений. | 1 |
2 | Поездка в бассейн. | 1 |
3 | Конкурс «Оригинальная физпауза» | 1 |
4 | Развлекательная программа «Минута славы». | 1 |
5 | Спортивные эстафеты «Веселая лыжня» | 1 |
6 | Семейная интеллектуальная игра «В мире знаний». | 1 |
7 | Семейный день отдыха. | 1 |
4 класс (7ч.) | ||
1 | Утренник «Наша дружная семья» | 1 |
2 | Конкурс семейных плакатов «Долой вредные привычки». | 1 |
3 | Поездка в бассейн. | 1 |
4 | Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!» | 1 |
5 | Праздник к 23 февраля «Русский солдат умом и силой богат» | 1 |
6 | Зимний спортивный праздник «Русская зима». | 1 |
7 | День отдыха «Вместе весело шагать…» | 1 |
Содержательный блок 8 «Встречи с родителями» | ||
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 класс (4ч.) | ||
1 | «Что такое валеология? Зачем нужно знать об этом в современную эпоху» дискуссия с участием психолога. | 1 |
2 | «Режим дня и режим питания ребенка» консультация школьного врача. | 1 |
3 | «Профилактика ДТТ детей» консультация с участием инспектора ГБДД. | 1 |
4 | «Профилактика несчастных случаев, детского травматизма во время летних каникул» | 1 |
2 класс (4ч.) | ||
1 | « Воспитание через игру» семинар-практикум с участием психолога. | 1 |
2 | «Здоровое питание – отличное настроение» семинар с участием врача педиатра. | 1 |
3 | «Как научить детей беречь свое здоровье?» | 1 |
4 | «Оказание помощи на водоеме»(практикум) | 1 |
3 класс (4ч.) | ||
1 | «Осознанный подход к питанию детей. Экология и питание» | 1 |
2 | «Полезные здоровые советы» деловая игра с участием школьного врача. | 1 |
3 | «Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали» семинар- практикум с участием психолога. | 1 |
4 | «Оказание первой доврачебной помощи при травмах» семинар-практикум с участием мед. работника. | 1 |
4 класс (4ч.) | ||
1 | «Чтобы ребенок не уставал, нужно…» семинар, научная лаборатория | 1 |
2 | «Что нужно знать, чтобы составить меню для ребенка» семинар с участием школьного врача. | 1 |
3 | «Долой вредные привычки» из опыта семейного воспитания. | 1 |
4 | «Как оказать помощь при солнечном или тепловом ударе» семинар- практикум с участием медработника. | 1 |
Содержание блоков программы: «Мой организм», «Мои знания», «Мир моих увлечений», «Мое питание», «Я и моя семья», «Мое отношение к людям и окружающему миру», «Мое настроение», «Встречи с родителями», реализуются в соответствии с образовательной программой школы.
Механизм реализации проекта программы
Материально - технические условия предусматривают:
- наличие объектов для экологических акций,
- парк, лес, луг, водоем,
- наличие объектов для исследовательской работы,
- наличие базы образовательного учреждения,
- спортплощадки,
-столовая,
- трудовой и спортивный инвентарь.
Организационно-педагогические условия.
Цель и задачи программы будут реализовываться через:
- содержательную деятельность мероприятий;
- обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления, привлечение специалистов (психолога, школьного врача, врача педиатра, инспектора ГИБДД, пожарного, инструктора физической культуры);
- организацию детского самоуправления в классе;
- единство педагогических требований во взаимоотношениях с учениками;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Методические условия предусматривают:
- наличие необходимой документации, программы воспитания здоровьесбережения на учебный год;
- организацию работы методического объединения.
Прогнозируемые результаты.
- Овладение детьми конкретными практическими навыками здоровьесберегающей деятельности.
- Овладение младшими школьниками основ здорового образа жизни, необходимыми гигиеническими навыками.
- Приобретение нового социального опыта.
- Воспитание отношений, создание атмосферы доверия и чувства защищённости перед невзгодами жизни, обретение подростками уверенности в своих силах.
- Устранение противоречий между сведениями и результатами исследовательской деятельности об окружающем мире; ликвидации имеющегося разрыва между теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками школьников.
- Сформированность взгляда воспитанников на взаимоотношения общества и природы в их единстве.
- Улучшение состояния здоровья детей, отслеживание в динамике показателей их физического и психического развития.
- Овладение элементарными навыками, необходимо значимых в жизни воспитанников.
- Формирование ключевых компетенций учащихся.
- Четкое структурирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.
- Положительная динамика в разрешении указанных проблем в программе воспитания здоровьесбережения, в достижении поставленных целей и задач.
Долгосрочное влияние и значение для села
Предполагаю, что создание в ходе реализации содержательных блоков атмосферы заинтересованности, сотрудничества, взаимодействия всех её участников, широкое распространение знаний об основах здорового образа жизни, окружающей среде, привлечение всё большего количества людей к проблемам здоровья младших школьников и проблемам экологии позволит решить основную задачу – «оздоровление нации».
Надеюсь, что новое поколение первомайцев будет поколением физически развитым, поколением экологически культурных и образованных людей, которые будут стремиться к ведению здорового образа жизни, ответственному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих людей, которые будут гордиться своей «малой» Родиной, любить и беречь её для себя и своих детей.
Критерии оценивания результативности
- Удовлетворенность воспитанников и родителей УВП.
- Соответствие знаний о здоровом образе жизни и их применении на практике
- Снижение заболеваемости среди учащихся
- Охват всех учащихся занятиями общей физ. подготовкой
- Отрицательная динамика пропусков уроков по болезни
- Уровень коммуникативности
- Уровень социальной адаптации (комплексная диагностика уровня комфортности)
- Уровень тревожности. Тест по Люшеру.
- Уровень воспитанности. Тест Н.П. Капустина.
- Уровень развития интеллекта (на основе анализа текущей и итоговой успеваемости)
Обобщение опыта работы по творческой программе
2008-2009 учебный год – это начало моей работы по творческой программе воспитания «Тропинки здоровья», но и за этот небольшой период заметны положительные результаты. Реализация направлений здоровьесберегающей деятельности позволило мне создать условия для улучшения состояние здоровья учащихся класса, их эмоционального и психологического настроя, вывести отношения детей в классе на новый позитивный уровень и создать комфортную психологическую обстановку в коллективе. Реализация программы дала мне возможность создать условия для развития познавательной, умственной, творческой, физической и трудовой активности учащихся. Дети стремятся к самовыражению в различных видах полезной деятельности, к поддержанию здорового образа жизни, к сохранению своего здоровья.
В учебно-воспитательной деятельности я выделяю следующие ключевые понятия, отражающие сущность воспитательной системы класса: индивидуальность, самостоятельность, здоровьесбережение, активность, любознательность, доброта, честность, уважение, любовь, дружба, коллектив, творчество. Нам с детьми предстоит еще много работать над тем, чтобы эти понятия стали «воздухом» жизни нашего коллектива, а затем превратились в ценностные ориентации каждого ребенка.
Мероприятия содержательных блоков проходят интересно, ребята с желанием принимают участие в их подготовке и проведении.
Ученики с удовольствием путешествуют на поезде «Здоровье», каждый раз делая остановку в самом интересном месте – «Город Долгожителей», «Страна крепышей», «Страна Витаминия», «Бухта Морская» и т.д. Любят ребята участвовать в конкурсах рисунков, выражать свой творческий замысел. Нравятся им и сюжетно-ролевые игры, игры-беседы, когда ребята становятся «маленьким деревцем» или «камнем у дороги», а могут и «лягушкой» и прожить совсем другую жизнь. Особый интерес вызывают экскурсии и походы. Ученики с нетерпением ждут этого дня. Особенно в таких мероприятиях у ребят раскрываются невидимые стороны их личности. Любят ребята и трудится. Предложение о трудовой операции принимают на – «Ура!» Несколько раз мы выходили на уборку школьного двора, сбор урожая – 2009 и сбор семян и плодов на корм птиц зимой. В интеллектуальной лаборатории ребята вживаются в роль ученых, которые открывают законы здоровья, а применяют их в своей жизни, осознавая необходимость здоровьесбережения. Предпочтение в работе отдаем мероприятиям коллективным, с родителями. Такие встречи – изюминки в жизни ребенка, семьи. Прогулка в лес, поездка в бассейн, зимние забавы, семейный день отдыха внесли новую струю отношений, положительный опыт, поэтому запомнятся на долгие годы.
Работа над программой позволила мне выйти на новый уровень взаимоотношений и сотрудничества с родителями. Изначально родители поддержали идею создания программы и предложение об основной ее цели – создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, разностороннего развития личности на основе осознания учащимися ценности здоровья в широком понимании смысла этого слова. Родители приняли участие в определении перечня мероприятий, а также в создании модели идеального выпускника начальной школы: здоровый физически и эмоционально, доброжелательный, ответственный, умеющий общаться, с правильной самооценкой, увлеченный какой-либо творческой или спортивной деятельностью, с потребностью в здоровом образе жизни. И в течение первого года родители активно участвовали в жизни класса и школы. Наблюдалась удовлетворенность родителей результатами воспитательной работы с детьми.
Результаты работы за 2008-2009 учебный год.
- Все ребята 2а класса охвачены дополнительным образованием - из них восемь человек обучаются в школе искусств по разным направлениям, десять посещают кружок «Юный художник», а семеро занимаются в спортивных секциях.
- В классном коллективе организовано самоуправление, дети с желанием и интересом выполняют свои обязанности. Коллектив стал более сплоченным и организованным.
- По итогам 2008-2009 уч. года класс занял первое место в конкурсе «Самый читающий класс»
- В спортивных соревнованиях «Осенний марафон» среди 1-2 классов ребята заняли все призовые места.
- Хорошие результаты показали в лыжных гонках, 1-е место среди мальчиков завоевал Киселев Артем.
- Традицией класса стали тематические прогулки, походы в природу в разные времена года.
- Заметно улучшились показатели культурно-гигиенических навыков детей.
- Анализ результатов медицинских обследований выявил следующие результаты:
- учащиеся стали меньше болеть, стали более организованными и самостоятельными, улучшилась успеваемость по предметам;
- заметны положительные изменения в готовности школьников к здоровому образу жизни;
- диагностика показала, что 70% учащихся, которых на входе в 1-й класс отнесли к группе риска, на конец года перешли в группу благополучных детей;
- количество уроков, пропущенных учащимися по болезни, сокращалось в течение учебного года;
- У учащихся формируются навыки заботы о собственном здоровье. По результатам наблюдений и опроса родителей 75% детей соблюдают режим дня, 25% - проводят закаливающие процедуры.
- Наблюдается положительная динамика психоэмоционального состояния: -
«Уровень тревожности».
- по результатам тестирования по Люшеру уровень тревожности за период обучения в 1-ом классе понизился на 28%.
«Самооценка» (определялась по шкале самооценки, автор Е.В. Сидоренко):
- за период обучения в 1-ом классе учащихся с высокой самооценкой возрасло до 25%, а с низкой сократилось до 15%.
- Для оценки социальной адаптированности учащихся использовалась комплексная диагностика уровня комфортности учащихся.
Анализ полученных результатов на конец 1-го года обучения:
- высокий уровень комфортности возрос на 24%
- недостаточный и критический уровень комфортности – снизился на 15%.
- Для оценки уровня воспитанности учащихся использовалась методика Н.П. Капустина, которая позволила изучить следующие показатели: отношение к школе, отношение к себе, отношение к окружающим людям и миру, бережное отношение к природе, трудолюбие, любознательность.
Анализ результатов теста показал:
Уровень развития воспитанности | Количество учащихся | В % |
Высокий | 8 | 40 |
Хороший | 4 | 20 |
Средний | 6 | 30 |
Низкий | 2 | 10 |
Представим полученные данные более наглядно с помощью диаграммы
Анализ полученных данных показывает, что у большинства учащихся высокий уровень воспитанности.
Воспитательная работа в классе будет продолжена в соответствии с программой воспитания здоровьесбережения «Тропинки здоровья». Я надеюсь на дальнейшие положительные результаты в работе.
Список используемой литературы.
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей. – М., 2003г.
- Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Ярославль, Академия Холдинг, 2002г.
- Вкладка к журналу «Начальная школа». «Практика». № 8,10,12-2009г.
- Газета «Педсовет» №3-12, 2008г., №1-6, 2009г.
- Журнал «Начальная школа»:
- №1, 2009г. Егорова О.В. «Содружество семьи и школы – залог успеха в воспитании здорового образа жизни».
- №6,2000г. Климцова Т.А. «Экология в начальной школе».
- №4,2008г.Ломовцева Н.И., Иванова Л.В. «Если хочешь быть здоров, правильно питайся».
- №5,2009г. Марданова Е.У. «Здоровое питание».
- Жук Л.И. В гармонии с природой. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2002.
- Ковалько В. Здоровьесберегающие технологии.
- Корбакова И.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Выпуск 5. Волгоград, изд. «Учитель», 2006г.
- Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М., 1986.
- Молодова Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии. Минск. «Асар», 2002г.
- Поплянова Е.М. А мы на уроке – играем. – М., 1994.
- Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе / Составитель: Зиновьев Л.А. СЦРО, 2003.
- Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. М., 2000 .
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. Ярославль, 1997.
[1] См. Приложение № 1 - Конспекты внеклассных мероприятий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный час -" Здоровое питание"
Здоровое, правильное питание имеет решающее значение для ребенка в период его обучения в школе, так как именно в этом возрасте вырабатывается мотивация поведения, потребность и привычка к здоров...
Воспитательное мероприятие „Здоровье не купишь - его разум дарит”
Воспитательное мероприятие„Здоровье не купишь - его разум дарит”Цель: формирование психологической установки: „Здоровье не купишь – его разум дарит”Задачи: выявит...
Воспитательное мероприятие."Здоровые дети - в здоровой семье"
Пропаганда ЗОЖ...
Воспитательное мероприятие «Здоровым быть здорово!»
Цель: расширить знания детей о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, правильном питании, полезных и вредных привычках.Задачи:1. воспитательная - воспитание чувства коллект...
Воспитательный час: «Здоровье - овощи плюс фрукты плюс ягоды».
Используя интересные научные данные, учитель рассказывает о целебных свойствах овощей, ягод и фруктов....
Воспитательная программа "здоровому всё здорово".
Воспитательная работа с классом....
Воспитательный проект "Здоровье всему голова"
Современные дети ведут малоподвижный образ жизни, т.к. очень много своего свободного времени проводят за компьютером, ноутбуком, планшетом. Это серьёзная проблема нашего современного общества.Необходи...