Классный час в 4 классе "Зимующие птицы"
классный час (4 класс) на тему

Столярова Надежда Александровна

Классный час-путешествие по родному краю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimuyushchie.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Яблоневская ОШ»

Классный час на тему:

 

   

4 класс

подготовила:

 учитель начальных классов

Столярова Надежда Александровна

2016 год

      Тема занятия: «Зимующие птицы»

Цель: создание условий для обобщения знаний о зимующих птицах.

Межпредметные задачи:  способствовать формированию универсальных учебных действий:

Регулятивных – умение управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать её, проявлять инициативу и самостоятельность;

Познавательных: 

 - познакомить учащихся с различными зимующими птицами и их отличительных признаками;

- формировать умение различать птиц по внешнему виду;

- формировать умение работать с информацией;

Коммуникативных – умение интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие, готовность слушать собеседника, излагать своё мнение.

Личностные УУД: развивать речевой аппарат, работать с текстами, учить проявлять заботу о пернатых друзьях.

Оборудование: презентация, картинки с изображением птиц, разрезные картинки с изображение птиц, карточки с индивидуальными заданиями для детей, запись голосов птиц, снежинки белого и синего цвета, воздушные шарики разного цвета

Ход занятия

I Организационный момент.

    - Ребята, сегодня у нас необычное занятие, на котором вы  сможет узнать  что-то новое, проявить свои способности. Закройте глаза…, что вы слышите (пение птиц)

- А что вы знаете о птицах? (есть птицы зимующие и перелётные…)

      - Многие птицы на юг улетают,

Многие зиму у нас коротают.

Синица, ворона, голубь, снегирь и воробей

Ну-ка, ребята,  вспомни скорей

Как называются птицы все эти! (зимующие)

     - 15 января мы отмечаем  день зимующих птиц России.

       Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие и поближе познакомиться с зимующими птицами. Как вы думаете, куда же мы отправимся? (в парк, в лес, на улицы села…)

- Нас ждёт путешествие по сёлам и городам нашего края. А как мы сможем путешествовать? Кругом сугробы, не пройти,  не проехать. (на лыжах, снегоходах)

- Мне нравятся ваши предложения, только птицы живут на деревьях, нам будет сложно за ними наблюдать с земли. Подумайте, на чём ещё можно путешествовать? (ответы детей)

- Я приготовила для вас сюрприз – это воздушные шары, на них мы и отправимся в зимнее путешествие. (Учитель расставляет шары на столы)

  - В руках у вас пригласительные билетики на наше занятие, рассмотрите их повнимательнее, они помогут вам разделиться на группы и занять свои места.

  (Дети усаживаются за парты. Шары и билеты к ним имеют одну цветовую гамму)

 - Теперь необходимо каждой команде выбрать своего капитана.

- Отправляемся в путь.

(Видеоролик о зимующих птицах)

Задание 1

- Ребята, нам повезло, мы встретили на своём пути много зимующих птиц. А внимательными ли вы были, я сейчас проверю. Каждая группа имеет дневник наблюдений. Вам необходимо по памяти перечислить и записать названия птиц.

(Проверка работы)

Беседа о зимующих птицах.

-  Ребята, а знаете ли вы об особенностях зимующих птиц, почему они не улетают в тёплые края, как  приспосабливаются к зимним условиям? (ответы детей)

- Сейчас мы познакомимся с некоторыми видами птиц поближе…

(Презентация)

  Самая распространенная птица в наших краях воробей

     Общая окраска оперения домового воробья коричневато-бурая сверху, беловатая снизу. Самец отличается от самки большим черным пятном, охватывающим подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди.  

Гнездятся они в разных строениях, скворечниках, садах, в парках, в дуплах деревьев.

Дятел - Окраска оперения у дятлов разнообразная, но у большинства видов довольно яркая — черная, зеленая или пестрая. Оперение жесткое. Тело у дятлов коренастое, у подавляющего большинства видов с характерным долотообразным клювом. Ноги короткие, с двумя обращенными назад и двумя вперед пальцами, вооруженными цепкими когтями.

Зяблик - Окраска оперения  яркая: голова синевато-серая, спина коричневатая с зелёным, зоб и грудь буровато-красные, на крыльях большие белые пятна.

Московка -  окрасом, прежде всего чёрной шапочкой перьев на голове и белыми щёчками, напоминает большую синицу, однако отличается от неё меньшими размерами, более плотным телосложением и бледным оперением остальной части тела. 

Синица - не только летом, но и зимой они прыгают с ветки на ветку, ищут щели и трещинки в коре, где спрятались насекомые. Даже в стужу очищают деревья от мелких насекомых и их личинок. За зиму синички уничтожат все гнёзда боярышницы и златогузки.

Сойка - Имеет яркое, рыхлое оперение, заметный широкий хохол на голове и довольно длинный хвост. Цвет туловища рыжевато-коричневыйкрыльяхвост 

(у некоторых подвидов и верх головы) — черные, надхвостье белое, перья на плечах — ярко-голубые с узкими черными полосками. Голова -рыжая,   беловатая. Взрослые особи имеют рост 15 см и длину с хвостом 25—40 см. Вес 150—200 г.

 Физкультминутка.

Мы выходим на крыльцо,

Ветер дует нам в лицо,

На дворе стоит мороз,

Мерзнут щеки, мерзнет нос.

Прилетели снегири.

И ты руками помаши.

Ножками потопай,

Ручками похлопай

Птички с ветки улетели

И мы за парты тихо сели.

Задание 2

Мы познакомились с некоторыми зимующими птицами. Сейчас каждая группа получит карточки с названиями птиц. Ваша задача найти информацию о птицах в справочниках, которые лежат у вас на столе. Работать вы будете по плану, капитанам необходимо распределить поручения. По истечении определённого времени капитаны представят нам собранный материал.

Сбор информации по плану:

  1. Внешний вид.
  2. Местообитания.
  3. Питание.
  4. Месторасположение гнезда.
  5. Строительный материал гнезда.
  6. Сроки гнездования.
  7. Распространение.
  8. Хозяйственное значение.

(Примерные ответы детей)

Воробей

Внешний вид. У самца верх головы и щеки серые, зашеек коричневый; самка и молодые птицы однотонные, буровато-серые с более темным верхом головы, размытой полосой через глаз, темными в пестринах спиной и крыльями.

Местообитания. Обычно в городах, поселках и селах.

Питание. Питается семенами, в меньшей степени — насекомыми.

Места гнездования. Гнездится у жилищ человека — в городах, деревнях, селах.

Месторасположение гнезда. Гнездится в щелях и углублениях различных строений, под карнизами, застрехами, иногда в дуплах деревьев.

Строительный материал гнезда. Гнездо сделано из травинок, соломинок, мочала, клочков бумаги, тряпочек, ниток, перьев и пр. В строительном материале много перьев и пуха, которыми выстилается не только внутренняя поверхность гнезда, но часто и наружные стенки.

Распространение. Распространен почти повсюду, кроме большей части Севера и Дальнего Востока, в населенных пунктах в основном городского типа.

Хозяйственное значение. Многочисленные исследования кормовой базы свидетельствуют о преобладании у домового воробья растительной пищи, основу которой составляют семена злаков. Поэтому в сельской местности домовые воробьи могут причинять большой урон посевам сельскохозяйственных культур.

Свиристель

Внешний вид. Размером со скворца, с густым пушистым оперением и большим хохлом на голове. Окраска розовато-серая, крылья черные с желтыми и белыми полосками, хвост, горло и полоска через глаз черные. По краю хвоста желтая полоса, на крыле узкая белая полоска.

Местообитания. Обитает в разреженных хвойных и смешанных лесах, на зарастающих гарях и вырубках.

Питание. Летом питается насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений. В иное время питаются преимущественно ягодами и плодами, например, брусникой, рябиной, калиной, омелой.

Места гнездования. Гнездится в смешанных и хвойных лесах, состоящих из сосны, березы и ели.

Месторасположение гнезда. Гнездо помещает на елях и соснах на высоте 2-16 м от земли.

Строительный материал гнезда. Гнездо строит из сухих древесных веток, травянистых стеблей с примесью лишайника, хвоща и мха. Лоток выстлан волосом, пухом и перьями.

Распространение. Распространен почти по всей таежной зоне страны. Довольно обычен, хотя численность в отдельных районах сильно меняется по годам. Зимой чаще всего встречается на юге страны, а поздней осенью и ранней весной — в средней полосе. Зимой широко кочует, появляясь большими стаями в городах, особенно в годы урожая рябины.

Хозяйственное значение. В жизни леса свиристели играют большую роль, так как широко разносят семена рябины и других сочных ягод, которые, пройдя через их кишечник, не теряют всхожести.

Сорока

Внешний вид. Черно-белая птица с очень длинным ступенчатым хвостом.

Местообитания. Обитает в открытом ландшафте с отдельными деревьями или живыми изгородями. Нередко встречается в поселках и городских парках.

Питание. Питается различными мелкими животными, птенцами, яйцами, падалью и плодами.

Места гнездования. Гнездится на прилегающих к опушкам участках леса, в рощах, лесочках, оврагах, заросших лесом и кустарником, поймах рек.

Месторасположение гнезда. Гнездо обычно располагает в густых кустарниках, в лиственных молодняках на высоте 2-15 м, чаще 2-4 м от земли. Оно очень хорошо скрыто от глаз наблюдателя.

Строительный материал гнезда. Наружная часть гнезда сложена из крупных ветвей, переплетенных стеблями травянистых растений и скрепленных глиной; внутренняя часть — из более тонких прутиков. Подстилка в гнезде состоит из мха, мягкой травы, корешков, шерсти.

Распространение. Распространена почти по всей стране, кроме тундр и большей части Восточной Сибири.

Зимовка. Оседла или совершает недалекие кочевки.

Хозяйственное значение. Будучи всеядной, сорока иногда нападает на мелких птиц, расклевывает в их гнездах яйца и птенцов. В деревнях сороки могут таскать яйца из курятника и даже уничтожить цыплят. Она решается иногда нападать даже и на крупных животных: расклевывает спины у овец и горбы у верблюдов, чтобы поживиться салом. На полях, в лесу, в степи сорока приносит несомненную пользу, уничтожая множество вредных насекомых и грызунов, главным образом серую полевку.

Подведение итогов задания.

- Спасибо командам за выступление. Вы провели большую исследовательскую работу. А теперь я всем предлагаю разгадать кроссворд.

Задание 3 Кроссворд

По горизонтали: 

1. птица, которая украшает зимнюю природу 

2. птица, которая питается колючей сосновой хвоей 

3. какую птицу называют северным попугайчиком 

4. птица, которая ночует под снегом 

По вертикали: 

5. самая маленькая птичка наших лесов 

6. птичья столовая 

7. птица, в названии которой слышится посвист 

8.  эта птица живёт по соседству с человеком, является самой распространенной.

6 

5 

7 

1 

2 

3 

8 

4 

  - Наше путешествие подходит к концу. И прежде чем мы вернёмся, ответьте на мой вопрос: почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека?

- Очень часто птицы голодают. Особенно им трудно во время метели, снегопада, сильного мороза.

- Ребята, что мы можем сделать, чтобы помочь птицам?

- Когда птицы сыты, то даже среди зимы могут петь песни.

Думаю, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, а главное, я думаю, что вы усвоили, птицы – наши маленькие друзья, и мы, как старшие – должны их беречь и охранять. Закончить хочу стихами. 

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Не зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона ,галка ,воробей…

Скорей на помощь ,дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенья птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют. Чирикая:

« Спасибо вам великое! »

Рефлексия: Вы молодцы!   Хорошо потрудились. А понравилось ли вам наше путешествие, мы определим по вашим снежинкам: если понравилось, то  покажите белую снежинку, а если нет, то синюю. На память оставьте снежинки. Спасибо за работу!

     Домашнее задание: Пусть сегодня домашним задание будет изготовление кормушки для птиц. Сделайте её вместе с родителями. Прикрепите у своего окна. И вы сможете каждый день кормить птиц, наблюдать за ними. Может кто-нибудь из вас в конце зимы напишет  интересный рассказ или нарисует зимующих птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки и классный час по теме "Птицы"

Представляю конспекты уроков  по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности  1 класс в школе 8 вида и классный час по теме Домашние птицы....

Презентация для классного часа "Викторина о птицах"

Презентация для классного часа "Викторина о птицах"Цель: развить знания о птицах, воспитать бережное отношение к птицам, любовь к жителям леса....

Классный час «Наши друзья – птицы»

Наш разговор будет посвящён теме «Наши друзья-птицы», о том как сложно зимовать младшим братьям, пролетать несколько километров в поисках пищи. Ведь корм- это зимой самое главное.А в лесу уже нет вкус...

Классный час "В мире птиц"

Классный час "В мире птиц"...

Классный час-праздник "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"

В работе с детьми младшего и среднего школьного возраста большое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному отношению к ее обитателям. Использование при этом яркого, интересного ма...

Классный час "Наши друзья - птицы"

Подборка материала о птицах....

Классный час на тему : "Птицы - наши друзья"

Классный час на тему : «Птицы – наши друзья » Цели: проверить знание птиц, обитающих в России;           повторить пословицы о птицах...