Программа воспитательной работы в начальной школе.
календарно-тематическое планирование на тему

Бикбова Фаузия Камсатовна

Эта программа рассчитана на 4 года. Она способствует своместной работе учителя и родителей в в воспитании детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Национальная доктрина образования Российской Федерации утверждает «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» (Закон «Об образовании»)

Цель воспитательной работы:

Создание условий для разностороннего  развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром.

Задачи:

- формировать уважительное отношение к членам своей семьи, воспитывать семьянина, любящего свою семью;

-формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательное отношение к своим обязанностям;

- способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся;

- прививать навыки культуры общения, развивать нравственно-личностные качества (доброта, желание помочь другим людям);

- прививать навыки здорового образа жизни;

   прививать любовь к природе;

-формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности.                                                                

   

 1-й  этап

« ПЕРВЫЕ ШАГИ» Давайте, познакомимся.

                                     1 класс

2 –й этап

«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»»

                                    2 класс

 ( деятельность по сплочению классного коллектива)

 3 этап

« ЧТО МНЕ СНЕГ, ЧТО МНЕ ЗНОЙ,

    КОГДА МОИ ДРУЗЬЯ СО МНОЙ»              

                                       3-4 классы

                                     

Критерии оценивания результатов реализации программы

- динамика развития творческих способностей учащихся, личностных качеств учащихся

-личностные достижения учащихся, выраженные в новых знаниях, умения, навыках; участие в различного рода конкурсах и соревнованиях

-динамика в развитии умения конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- наличие законов, традиций класса

-наличие фото, видеоматериала

-продукты творческой деятельности (газеты, журналы, плакаты, сценарии)

-удовлетворенность детей, родителей организацией работы учителя.

Оценка эффективности реализации программы

- через анкетирование;

-диагностику уровня воспитанности;

-собеседование;

-тестирование.

Предполагаемые результаты реализации программы

- высокий уровень сплоченности коллектива;

- активное участие родителей в делах класса;

-способность ученика соблюдать правила для учащихся, правила ЗОЖ;

-повышение уровня культуры учащихся (культуры общения);

-активизация интереса к творческим занятиям;

-увеличение уровня личностных достижений учащихся ( победы в конкурсах, соревнованиях).

Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям

« Социальные роли»

Сын, дочь.

Задача: формировать уважение к членам семьи

 И прекрасное

Задача: формировать у школьников чувства прекрасного, эстетические вкусы, идеалы

Ученик

Задача: формировать осознанную принадлежность к школьному коллективу

 И природа

Задача : прививать любовь к природе

И мое здоровье

Задача: формировать навыки ЗОЖ

Друг

Задача: прививать навыки культуры общения

Гражданин

Задача: способствовать формированию активной гражданской позиции.

Гражданин

Задача: способствовать формированию активной гражданской позиции.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

                                               « Все яснее вижу, что ключ ко  всему –

                                                         в воспитании. Там развязка всего.

                                                         Это самый длинный, но верный путь.»

                                                                                               Л. Н. Толстой

  В последнее десятилетие воспитательная деятельность в образовательных учреждениях претерпевает изменения. Предпринимаются попытки привести цели, содержание и способы организации воспитания детей в соответствии с реалиями нынешнего состояния и перспективами развития Российского государства и общества. Важное звено в модернизации воспитательной практики – обновление деятельности классного руководителя, являющегося ключевой фигурой  во взаимодействии  с детьми и их родителями. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.

    Роль учителя начальных классов в становлении личности невозможно переоценить.

Во многом именно от учителя зависит, какие ценности для  ребенка станут  наиболее важными. Главная задача учителя начальных классов (как воспитателя) помочь ребенку стать личностью, успешно найти свое   место в жизни, опираясь на принципы гуманистического воспитания и системно- ролевого подхода в воспитательном процессе.

Отсюда и задачи: формирование ценностных ориентаций, отвечающим интересам человека и общества, повышение культурного уровня каждого ученика; развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями. Для этого необходимо, чтобы каждый ребенок познал себя, побывал и испробовал на себе различные роли, которые приходится

«играть»  в жизни.  

     Чтобы стать личностью, следует помнить и о нравственных традициях, сложившихся издавна на Руси. Так как одним из определений воспитания является « ..понятие о воспитании  как о передаче  социального опыта от одного поколения другому, подрастающему, а , следовательно, речь идет о формировании у молодежи определенных знаний и умений, и о способности применять эти знания на практике»

     Меня привлекла идея профессора Н.М. Таланчука о целесообразности использования системно-ролевого подхода в воспитательной работе с учащимися. Он исходит из того, что процесс формирования личности происходит  благодаря наследованию и приумножению человеком социальных ценностей. По мнению профессора, социальные ценности - это истины жизни, добытые  опытом предыдущих поколений существующие в виде знаний, норм поведения и отношений между людьми Наследование социальных ценностей  возможно лишь тогда, когда человек входит в какое-то сообщество людей и выполняет в нем  определенные социальные роли.

    Я попыталась в своей программе  построить работу с детьми по  семи направления (семи « ролям») Я - сын, дочь; Я-гражданин, Я-друг, Я-ученик, Я и мое здоровье, Я и природа, Я и прекрасное.

     Работа по данным направлениям реализуется через организацию внеклассных мероприятий, бесед, диспутов, классных часов, конкурсов, игр, КВН, коллективных творческих дел, творческих проектов. Творческие дела планируются, готовятся и проводятся совместно с родителями, учителем, учениками. Через совместные дела родители могут увидеть, как учится и развивается их ребенок в коллективе, перестают относиться к школе, как посторонние наблюдатели.

     Содержание программы « Семь Я» соответствует возрастным особенностям  ребенка, его интересам и потребностям. Она ориентирована на воспитание  в человеке ответственности, порядочности, уважения мнения других людей, чувства коллективизма и взаимопомощи. Воспитательная работа проходит по следующим трем этапам

 

                                     1-й  этап

« ПЕРВЫЕ ШАГИ» Давайте, познакомимся.

                                     1 класс

Задача: изучение потребностей, интересов и склонностей первоклассников, помощь в безболезненном адаптировании к школьной жизни.

                                     2 –й этап

«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»»

                                    2 класс

 ( деятельность по сплочению классного коллектива)

Задача: способствовать установлению более тесных контактов между учениками, учителем и родителями, формированию классного коллектива.

                                      3 этап

« ЧТО МНЕ СНЕГ, ЧТО МНЕ ЗНОЙ,

    КОГДА МОИ ДРУЗЬЯ СО МНОЙ»              

                                       3-4 классы

Задача: развитие умения организовывать коллективно – творческое дело, воспитание самостоятельности.

Обоснование программы.

                                                        « Трудно быть воспитанным,

                                                                      если тебя  не воспитывают»

                                                                                                      Н.Е. Щурова

Духовно-нравственное становление детей, молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни - есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали принципы гуманистического характера воспитания, сформулированные в Законе РФ « Об образовании».

Воспитание в российском обществе реализуется в современных условиях экономического и политического реформирования, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения, дезорганизацию семей. Разрушение нравственно-этических норм поведения и традиций семейного уклада, рост беспризорности. Развитие средств массовой информации и коммуникации преобразили информационное поле, в  котором происходит воспитательный процесс. На детей обрушивается поток низкопробной продукции, идет пропаганда насилия, вседозволенности, бескультурье и аморальность. Это негативно сказывается на неокрепшей психике детей.

       Меня часто  волнует вопрос: « Почему наши дети стали озлобленными, ничем не интересуются, перестали мечтать?» Виноваты ли  в этом только средства массовой информации и улица? А ответ очень простой. Детей нужно воспитывать. Им нужно простое человеческое общение.

    Школа остается основным социальным институтом, где обеспечивается воспитательный процесс. Дабы  этот процесс сделать целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным, мною разработана данная воспитательная программа.

Данная программа позволит мне максимально развить способности детей, предоставляя им проиграть разные «роли», основанные на опыте предыдущих поколений. И,  самое важное, усвоить этот опыт и применять в своей жизни, так как  младший школьный возраст является  стадией активного накопления социального опыта. Маленький человек к этому периоду уже многого достиг в понимании своего места среди людей. Он ориентируется в семейно-родственных отношениях, познает мир через взаимодействие со сверстниками, изучение природной среды, проявляет себя в этом мире, способен сделать нечто доброе, полезное. Я разделяю точки зрения ученых, психологов, педагогов,  которые считают основой творческого потенциала личности именно младший школьный возраст.

Программа «Семь Я» включает в себя 4 (с 1-4 класс)  периода обучения, где каждый последующий период опирается на предыдущий.

 Управление в классе осуществляется через  совет класса, классное собрание.

Командир несет информацию в отделы, а затем уже ответственные учащиеся в отделах начинают свою работу. Отчет о работе в отделе учащиеся предоставляют каждую неделю.

Каждый период обучения заканчивается подведением итогов за год.

На классном собрании  ученики принимают правила  жизни в классе, правила поведения в школе. Из командира класса и ответственных за отдел образуется совет учащихся класса.

Высший орган классного соуправления- собрание класса, во главе которого находится командир.

                           Библиографический указатель.

  1. Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации/Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
  3. Дереклеева Н. И. Родительские собрания. Начальная школа. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
  4. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1./ Под редакцией Е. Н. Степанова. М.: Тц «Сфера», 2001.
  5. Рожков М. И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М.:ГИЦ Владос, 2001.
  6. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Праздники в начальной школе. 1 – 4 классы. М.:АСТ, 2003.
  7. Урбанская О. Н Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
  8. Яровая Л. Н., ЖиренкоО. Е. и др. Внеклассные мероприятия. 3 класс. М.: «ВАКО», 2004.

  1. http://www.klassnye-chasy.ru/v-4-klasse


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы для начальной школы

Может пригодится учителям начальной школы, работающим по ФГОС....

Программа воспитательной работы в начальной школе "Ступени познания"

    Ребёнок приходит в школу с огромным желанием учиться. В нём живёт чувство радостного удовлетворения перед школой, перед тайнами, которые его там ждут. Возможно ли, надолго удержать в ребёнке чувст...

Программа воспитательной работы в начальной школе "Духовно-нравственное воспитание.

Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соо...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в рамках ФГОС»

Программа посвящена воспитанию младших школьников в современных условиях.Программа полностью соответствует требованиям ФГОС и может использоваться как основа для составления плана воспитательной работ...

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное воспитание»

Цель  программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России....

Программа воспитательной работы в начальной школе «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в рамках ФГОС» МБОУ Арылахская общеобразовательная средняя школа.

Воспитательная программа  класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы«Кэскил» разработана на 4 года и рассчитана для у...

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...