Методическая разработка устного журнала "Войны священные страницы"
методическая разработка (2 класс) на тему

Васильева Ольга Павловна

Данная методическая разработка содержит готовые страницы журнала:

1. "Жди меня, и я вернусь"

2."ДЕТИ ВОЕННОЙ ПОРЫ"

3. "В память о сьрашных и героических днях"

4. "Никто не забыт, ничто не забыто"

Разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия. Целевая аудитория: для учащихся 2-4 классов, учителя начальной школы, педагоги доплнительного образования, веиераны ВОВ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уровень образования: начальное образование

Класс: 2

Целевая аудитория: учащиеся начальной школы, классные руководители, ветераны ВОВ

Предмет:  внеклассная работа

Форма проведения: устный журнал

Тема: «Войны священные страницы»

Цель мероприятия формулируется исходя из его воспитательного значения:

Формировать патриотическое сознание школьников и их чувство гордости за свою Родину, за павших героев ВОВ через наглядное и образное воссоздание событий ВОВ.

Задачи:

-Расширить знания детей о событиях Великой Отечественной войны

-Раскрыть тематику войны, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской и творческой работы

-Развивать познавательный интерес и творческие способности.

-Закреплять навыки исследовательской деятельности, работы с архивным и краеведческим материалом, а также с текстами художественных произведений.

-Осознать учащимися необходимость увековечения памяти павших героев.

Оборудование мероприятия:

-компьютер

аудиозаписи: песни «Письмо из 45-го», «Журавли», «Русские матери», «Поклонитесь солдату», «Дедушкина дорога», «Поклонимся великим тем годам», «Ты же выжил, солдат», И.Кобзон «Этот День Победы»

-реквизит для постановок, сценок

-экспонаты для виртуального музея

-детские тематические рисунки, творческие работы, презентации

-проектор (мероприятие сопровождается видеорядом)

-книги для выставки рубрики №2

Ресурсы:

-историческая и художественная литература:

Э.Асадова «Письмо с фронта», М.Садовский «Память войны», Е.Благинина «Письмо солдату», В.Матвеева «Пути фронтовые», О.Берггольц «Никто не забыт - ничто не забыто», Л.Татаренко «Спят мальчишки», тематические книги и произведения детской литературы для книжной выставки и виртуального музея

-интернет

-журналы о ВОВ

-литературно-художественный сборник «900 дней», Лениздат,1957

Особенности проведения мероприятия:

Содержание материала рассчитано на два академических часа. Мероприятие проводится с «антрактом» после первого часа проведения.

В приложении (в электроном виде) представлены фотографии готовых страниц устного журнала, которые служат учителям планом проведения данного мероприятия.

1. Актуальность выбора темы проведения мероприятия.

    В современной школе Стандарт образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. «Портрет выпускника школы» (выдержка):

   «Любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции, осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества»

      Школа – это основной образовательный этап в жизни человека, где закладываются ценностные ориентации будущего гражданина, поэтому школе принадлежит главная роль в формировании патриотического и духовно-нравственного сознания школьников.

Не случайно одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является патриотическое и духовно-нравственное воспитание.

   Я считаю, что мероприятия с тематикой войны как ничто другое  направлены на патриотическое и духовно-нравственное воспитание учеников. Именно поэтому в своей работе я часто практикую внеклассные занятия, связанные с темой Родины, с темой ВОВ.

2. Обоснование выбора формы проведения мероприятия.

    Как соединить факты и фантазию, диалог и зрелище, интервью и театрализацию, так чтобы всем было интересно, чтобы каждый узнал что-то новое и полезное, чтобы каждый смог проявить свои творческие способности и сумел реализовать себя как художник или артист? Как композитор или поэт, как хореограф или режиссёр, как видеооператор или журналист, как сценарист или администратор?    
   Вы скажете – это невозможно. И будете неправы.
     Устный журнал – форма, которая даёт возможность для творческого эксперимента каждому. Возможные формы представления рубрик: песня, танец, компьютерная презентация, сценка, интервью, литературно-музыкальная композиция, викторина, игровые формы, фоторепортаж. Устный журнал – комплексная форма информации. Данную форму можно отнести к имитационным, так как по существу он строится на принципах, присущих традиционному периодическому журналу.
  Участникам проекта предлагаются рубрики по выбору.    

   Яркий, образный, многожанровый спектакль, в котором занят весь класс.

   Каждый выпуск устного журнала – событие, которого все будут ждать с нетерпением.  
 

   3. Актуальность выбора формы проведения мероприятия.

    «Устный журнал» - рекомендован Стандартом образования для внедрения его в учебную и внеклассную деятельность. Устный журнал – это одна из эффективнейших форм проведения мероприятий, позволяющая в полной мере осуществить системно-деятельностный подход в образовании детей.

   «Устный журнал» направлен на достижение новых положительных результатов саморазвития и самообразования учащегося: формирование таких универсальных учебных действий как проблематизация, целеполагание, организация и планирование действий, самоанализ и рефлексия, презентация, коммуникативность, умение принимать решения.

Сценарий устного журнала «Войны священные страницы»

«Открытие устного журнала»

Звучит мелодия песни военных лет «Письмо из 45-го…»

Слайд из видеоряда: Солдат пишет письмо.

Слова ведущего: 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германии. Наша страна вступила в смертный бой с коварным, жестоким врагом. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. Это была священная война. Миллионы сынов и дочерей потеряла наша Родина в этой битве. Каждый девятый житель нашей страны не вернулся с этой войны. Вдумайтесь в эти цифры! Какой ценой завоевано всему человечеству право на жизнь, радость, труд!

Слайд из видеоряда с названием первой страницы журнала:

Первая страница «Жди меня, и я вернусь…»

1. Звучит мелодия песни военных лет «Письмо из 45-го…»

2. Сценка-миниатюра «Солдат пишет письмо»


(Оборудование сцены: стол, свеча, кружка, чайник, лист бумаги, ручка, конверт.

Ученик одет в солдатскую одежду. На другом конце сцены – ученица в роли девушки).


«Впервые в жизни пробую писать при лунном свете. Замечательная лунная ночь. Ночь перед боем. Много я видел красивых ночей, но эта особенно поражает меня. Ночь перед боем. Я стал воином, суровым человеком, и никто не скажет, что 10 месяцев назад я был юношей и о войне ничего не знал, кроме мечты об учебе и любимой девушке. Я не взял свою долю у жизни, я хочу жить».

Слова ведущего: из письма лейтенанта Булкишева, погибшего в октябре 1944 года…

3. Звучит мелодия песни военных лет «Письмо из 45-го…»

Ученики читают стихотворение “Письмо с фронта” Э. Асадова.

Мама, тебе эти строчки пишу я,
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник “украшал”,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили!
А поняли, может, лишь тут, на войне,
Приятели, книжки, московские споры...
Все сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так. Возвратимся - оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдя у опушки,
Застыли орудия, как стадо слонов.
И где-то по мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки.
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры,
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война ни грозила,

Ты знай: я не сдамся, покуда дышу! 

Хором: Я знаю, что ты меня благословила,

             И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

 Звучит песня “Журавли”.

4. Сценка. Играют две ученицы:

 (Письмо из гестаповского застенка подпольщицы Нины Попцовой, найденное среди документов, брошенных фашистами. Впоследствии было передано матери погибшей.)

(Свет в зале гаснет. Горит свеча. На сцене появляется мать вся в черном, в руках держит письмо). 

Голос за кадром (дочь):

«Прощай, мамочка! Я погибаю... Не плачь обо мне. Я погибаю одна, но за меня отомстят другие. Мама! Передай, что я погибла за Родину. Пусть отомстят за меня, за наши мучения. А как хочется жить, я еще молодая, мне всего 20 лет, а смерть глядит мне в глаза... Как мне хочется работать... Я сейчас нахожусь в смертной камере, жду с минуты на минуту, что к нам войдут и скажут: «Выходите!» Идут к нашей камере. Ой, мама!
Прощай! Целую всю семью в последний раз».

Звучит фонограмма песни «Русские матери».

Мать:

Ой, зачем ты, солнце красное, все уходишь — не прощаешься? 
Ой, зачем с войны безрадостной дочь не возвращается? 
Из беды тебя я выручу, прилечу орлицей быстрою... 
Отзовись, моя кровиночка! Маленькая, единственная... 
Белый свет не мил, изболелась я.
Возвратись, моя надежда! Зернышко мое. Зорюшка моя. 
Горюшко мое, где же ты?
Не могу найти дороженьки, чтоб заплакать над могилою. 
Не хочу я ничегошеньки - только дочку милую…


(Мать уходит. Свет в зале включается).

 Звучит фонограмма песни «Русские матери».

Слайд из видеоряда «Памятник со звездой».

5. На фоне музыки «Поклонитесь солдату» ученики читают стихи и письма:

“Память войны” М. Садовского.

Совсем неприметную с виду 
В деревне, на тропке лесной 
Ты встретишь порой пирамиду
С горящею красной звездой.
Ты знай — Это память живая 
Стоит на посту пред тобой, 
И здесь,
Ни на час не смолкая, 
Еще продолжается бой, 
Прописаны в мирных солдатах, 
Кого не вернула война. 
И с нами навечно остались 
Горящие гневом сердца 
— Они до последнего дрались,
И нету их жизни конца! 

- А те, кто не воевал, героически работали, писали письма. Письма шли на фронт, их было много, этих треугольников.

Е. Благининой “Письмо солдату”.

Здравствуй, папа,
Ты опять мне снишься,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился,
До чего ты прежний был во сне.
Папа! Ты вернешься невредимый,
Ведь война когда-нибудь пройдет.
Миленький, голубчик мой родимый,
Скоро майский праздник к нам придет.
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть, 
Я тебе желаю всей душою 
Поскорей фашистов одолеть. 
Чтоб они наш край не разрушали, 
Чтоб, как раньше, можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали 
Обнимать тебя, тебя любить, 
Чтоб над всем таким огромным миром 
Днем и ночью был веселый свет...

Ученица. «9 апреля 1942 г. Здравствуй, дорогой и любимый наш братка Ваня! Шлем тебе все по сердечному привету. Я тебе сообщаю, что живем по-старому, хлеб есть, дрова есть, только насчет корму для скотины плохо... Братка Ваня, мы к 23 февраля, ко дню Красной Армии, собирали подарки... На этом кончаю писать письмо, остаемся живы, здоровы, того и тебе желаем, с приветом вся семья!»

Ученица. «15 марта 1942 г. Здравствуй, дорогой папа! Мы очень по тебе стосковались, ты все снишься в шинели, пришел бы домой. Поглядел бы ты, папа, сколько у нас снегу. Папа, пока до свидания, присылай ответ. Привет от дочек».

Заключение первой страницы с переходом ко второй странице журнала.

1 -й боец                                                                 2-й боец
Как это было!                                                   Тогда ещё не знали мы,
Как совпало                                                      Со школьных вечеров шагая,
-Война, беда и юность!                                   Что завтра будет первый день войны,  
И это все в меня запало                                   А кончится она лишь в 45-м, в мае…
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые. 
Свинцовые, пороховые... 
Война гуляет по России, 
А мы такие молодые!


Вторая страница «Дети военной поры»

1. Звучит фонограмма песни «Дедушкина дорога…»

На экране видеоряд: дети военной поры.

Ученик читает стихотворение:

Снова майские зори в полях зацветут, 
И вдоль старых окопов плывет тишина, 
Там когда-то гремела большая война. 
Бьют зенитки, и бомбы летят, завывая, 
Разоренные утро и ночи без сна... 
Наше детство огнём опалила большая, 
Не по детскому росту война.

2. (На сцене: несколько учеников, одетых в старую одежду, у девочек – платочки на голове)

 По очереди дети произносят слова:

«Пионеры огненных лет - так зовут это поколение. Война не щадила ни детей, ни взрослых.Но они не сдались. Выдержали. Выстояли.

 Не звонкими кострами, а горьким, испепеляющим пожаром вспыхнула земля на июньском рассвете сорок первого...

 Дети войны... Они рано и быстро взрослели. Не детская это тяжесть, война, а они хлебнули её полной мерой.

Они учились читать по сводкам Советского информбюро и по серым листам похоронок. Дети своего народа, они не склонили головы перед страшным и жестоким врагом. Они познали тяжёлую науку ненависти».

Далее на экране видеоряд из фотографий детей, познавших нелёгкие тяжбы войны.

 (На внеурочной деятельности дети знакомились с произведениями о ВОВ, разрабатывали презентации понравившейся книги):  

Список литературы:

1.В.Катаев «Сын полка»

2. Н.Надеждина «Партизанка Лара»

3.Л.Воронкова «Девочка из города»

4. С.Алексеев «Великие битвы Великой Отечественной»

5. Л.Кассиль «Рассказы о войне»

6. В.Козлов «Пашкин самолёт»

7.А.Митяев «Книга будущих командиров», «Книга будущих адмиралов»

8.А.Печерская «Дети-герои ВОВ»

3. Дети выступают перед аудиторией, презентуя тот вид работы, который они выбрали:

-Реклама книги.

-Инсценировки ярких моментов.

-Викторины.

-Рисунки впечатляющих моментов или понравившихся героев.

-Мини-сочинения о впечатлениях, об эмоциях после прочтения.

        

4. В заключение данной страницы  ученики читают стихотворение Л. Татаренко «Спят мальчишки…». Звучит фонограмма песни «Дедушкина дорога»

Спят мальчишки в сиянии звезд... 
Им - семнадцать! Навечно семнадцать! 
Им не встать из-под белых берёз, 
Из-под алых рябин не подняться.
Шли мальчишки в шинелях до пят 
На врага, под огонь бронебойный. 
Не забудьте же этих ребят, 
Будьте этих мальчишек достойны! 
Спят мальчишки под сенью берёз, 
Навсегда твёрдо сомкнуты губы, -
Не видать им ни солнца, ни звёзд –
Тише пойте, армейские трубы!

                Третья страница «В память о страшных  и героических днях»

Данная страница журнала базируется на исследовательской, проектной деятельности, а точнее на «продуктах» проектной деятельности.

Страница посвящена памятникам ВОВ и памятным местам Московского района.

1. Ученик «открывает» страницу отрывком из стихотворения

В. Матвеевой «Пути фронтовые»:

…Стираются лица, стираются даты
Военных дорог никогда не забыть! 
Далекое время нам кажется близким, 
Да, нет очень многих друзей среди нас –
Пути отмечая, стоят обелиски, 
Ведут о боях молчаливый рассказ… 

Подготовительные работы, исследования в рамках внеурочной деятельности:

- внеклассное чтение

-заочные экскурсии

-посещение библиотек

-мини-экскурсии по Московскому району

Подготовительные работы, исследования «выходного дня»:

-домашнее чтение

-индивидуальная прогулка

-посещение библиотек

2. «Продукты», которые дети представляют на самом выступлении перед аудиторией:

-Фотоотчёт об индивидуальной или групповой прогулке

-Презентация о памятниках ВОВ или памятных местах Московского района

-Рисунки по итогам экскурсий или иных исследований

-Выставка книг о памятниках ВОВ

-Видеофильмы о прогулках, экскурсиях

Примерный список  памятников ВОВ Московского района, которые могут быть на исследовании у детей (по их собственному выбору или выбору учителя):

-Монумент защитникам Ленинграда (Площадь победы)

-Пулковский рубеж

-Парк Победы

-Чесменское захоронение

Четвёртая страница устного журнала

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Данная страница представляет собой уголок памяти – виртуальный музей, посвящённый мужеству и героизму наших родственников и земляков – участников ВОВ. Экспонатами музея могут быть:

-биография родного семье человека – участника ВОВ

-рассказы о событиях ВОВ, записанные со слов самих участников

-предметы, вещи, реквизиты, напоминающие о событиях войны

-документы, удостоверения, награды, фотографии

-что-либо иное, воскрешающее память о «том времени»

Данный виртуальный музей оформляется заранее в зале, где проходит мероприятие.

Каждый экспонат музея имеет свою визитную карточку:

-название экспоната

- краткое описание

- ФИО человека, с которым он связан

- ФИ, класс ученика, подготовившего экспонат

Ученик: «…Прошло уже 70 лет со дня окончания ВОВ. Всё меньше и меньше остаётся ветеранов и участников той войны. Но остаётся память… Память, которая смотрит на нас со старых фронтовых фотографий и тех вещей, которые сохранили бывшие фронтовики, не даёт померкнуть ни одной героической странице истории победы над фашизмом…»

-Уважаемые гости, мы приглашаем Вас посетить памятный уголок – наш виртуальный музей.

Присутствующим гостям отводится время для осмотра и ознакомления с экспонатами уголка памяти.

Завершить страницу можно чтением стихотворения О.Берггольц «Никто не забыт, ничто не забыто».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЖУРНАЛА

Ученик:

В этот день, когда окончилась война. 
И все стволы палили — в честь салюта,
В тот час на торжестве была одна 
Особая для наших душ минута. 


Звучит фонограмма песни  «Поклонимся великим тем годам...»

1-й чтец  Почтим минутой молчания всех погибших. Прошу всех встать. (Минута молчания.) Прошу всех сесть. На экране — фотографии ветеранов.

2-й чтец

 Мы помним, чтим поклоном низким

 Всех, кто войну не пережил,

 — И тех, ушедших в обелиски,

И тех, кто вовсе без могил.

1-й чтец 

Десятки лет легли меж нами,

 Ушла в историю война.

 Мы в сердце вечными словами

Погибших пишем имена.


Звучит песня в исполнении И. Кобзона «День Победы». 

Заключение.

Данная методическая разработка устного журнала является готовым сценарием для проведения учителями мероприятий данной тематики.

    Разработка универсальна и предназначена для возрастной категории детей 1-4 класс.

   

   Данная методическая разработка рекомендована к тиражированию.

Ожидаемые результаты

Регулятивные:

-уметь организовывать и регулировать свою деятельность в подготовке, репетиции и ходе проведения устного журнала

Коммуникативные:

- уметь сотрудничать, работать в группе

-уметь работать на публику, на публике

-уметь с достаточной полнотой и эмоциональностью выражать свои мысли

-уметь корректно и вежливо выражаться в общении со старшим поколением,  том числе с ветеранами ВОВ

Познавательные:

-решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности в различных формах

-анализировать отобранную информацию, интерпретировать её в соответствии с задачами устного журнала в общем или рубрик отдельно
 Личностные:

-осознать трагедию войны для русского народа

-ощутить чувство сопричастности к истории своей Родины, чувство гордости за свою страну и свой народ

- искреннее эмоциональное отношение учеников к теме мероприятия и мероприятию в общем

Ожидаемые результаты.

Для педагогов:

- Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

- Создание атмосферы доброжелательности, комфортности в общении.

Для  целевой аудитории:

- Осуществление связи поколений.

- Создание атмосферы доброжелательности, комфортности в общении

- Обогащение опыта работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка устного журнала "Зелёный наряд"

методическая разработка внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию младших школьников....

Методическая разработка урока по теме "Страницы истории XIX века"

Урок изучения нового материала. Для повторения пройденного материала включен тест  по теме "Война 1812 года". На уроке идет знакомство с историческими личностями, сыгравшими большую роль в истори...

Методическая разработка. Устные вычисления на уроках математики "Табличое умножение и деление".

В методическую разработку включены содержательно-логические задания с добавлением материала, повышающего итерес к математике и другим предметам. Интересный позавательный материал....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "7 страниц про зверей и птиц"

Использовалась в рамках проведения предметной недели...

Методическая разработка устного журнала "Зелёный наряд"

Методическая разработка устного журнала по экологическому воспитанию младших школьников ориентирована на обучающихся 3-х классов...

Методическая разработка игры-путешествия «По страницам любимых сказок» для детей младшего школьного возраста

Обобщить и систематизировать знания по теме «Сказки», вызвать у детей             положительные эмоции, привить интерес к сказка...