Главные вкладки

    Рабочая программа (1 класс) на тему:
    Рабочая программа по Культуре добрососедства 1-4 класс

    Алевтина Анатольевна Ручко

    Разработка программы с календарно-тематическим планированием на 1 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Программа. Начальные классы.380 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение  города Джанкоя  Республики Крым «Школа-гимназия № 6»

         

    Рабочая программа   по   курсу  «Культура добрососедства»

    на 2015/ 2016 учебный год

    для  1 - В  класса

                                                                         

                                                                                                                                                           Составитель: Ручко А.А.

                                                                                                                                                           учитель начальных классов

                                                                                                                                                         

    г. Джанкой, 2015

                                                                                 

    Пояснительная записка

    Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю.

    • Письмо Министерства образования науки и молодёжи Республики Крым от 27.04.15г. № 01-14/1256 «Методические рекомендации по разработке учебных программ ( курсов, модулей) в общеобразовательных учреждениях.

    Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает:

    • воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;
    • формирование чувства принадлежности к многонациональному народу;
    • формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной  школы;
    • приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.

    Учебный курс «Культура добрососедства» – интегрированный курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей украинского народа и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.

    Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.

    Программа составлена с целью создания социально-педагогических условий, способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современными реалиями народов Крыма, как составляющей многообразия народов, населяющих Российскую Федерацию.

    Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей.

    Учебно-воспитательные цели курса:

    • воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю – Крыму;
    • формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;
    • воспитание толерантности как основного принципа демократии;
    • развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом.

    Практические цели курса:

    • формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней;
    • знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;
    • формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;
    • приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов;
    • формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.

    Реализация учебно-воспитательных и практических целей данной программы на протяжении четырех лет обучения будет способствовать межэтнической и межконфессиональной толерантности, гармонизации межнациональных отношений при сохранении каждым человеком своего, самобытного, а также формированию этики межнационального общения, основанного на взаимоуважении друг к другу, на взаимообогащении через национальное своеобразие культуры, быта, традиций каждого народа.

    Основными задачами предмета «Культура добрососедства» являются:

    1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий.

    2. Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности, навыкам ведения диалога и переговорного процесса.

    3. Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего региона.

    4. Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной культуры народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев, этикета, традиций гостеприимства.

    5. Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы» (словарным минимумом для общения на разных языках).

    6. Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному творчеству.

    7. Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры.

    8. Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления, свобода мысли, убеждений, совести.

    Особенностями данного курса являются:

    • его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
    • особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
    • адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
    • рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
    • изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму;
    • привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
    • приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем; 
    • возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.

    Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:

    • единство изучения России и Крыма как субъекта России;
    • приоритетность воспитательных задач;
    • единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
    • опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
    • максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
    • использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
    • использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.

    Наполняемость группы – 15-20 человек.

    Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 6 - 11 лет.

    1. Общая характеристика курса «Культура добрососедства».

    Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология", "Поисково-исследовательская работа". В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы.

    Изучение раздела «Географическая среда» поможет сформировать представление у младших школьников о природной зоне, в которой они проживают, об окружающей природе, об особенностях климата и его влиянии на специфику трудовой деятельности населения, а также осознать, как легко расстроить тонкую сбалансированность природы, и последствия могут быть плачевными для людей. Каждый способен и должен внести весомый вклад для предотвращения экологической катастрофы.

    Раздел «История» предполагает знакомство с историей возникновения города (поселка, села), улицы, на которой они проживают, с соседями – носителями различных культур и религий. Осознание общности культур народов, проживающих в регионе, и выявление своеобразия каждой из них в позитивном аспекте поможет приобрести опыт культуры поведения в социальной и естественной среде, научит взаимодействовать с людьми, проживающими рядом.

    При изучении раздела «Традиционная культура» через знакомство с бытом, языками, конфессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов расширяется представление у младших школьников о  материальной и духовной культуре людей, приобретается опыт личного общения и совместного творчества через познание культуры друг друга. С одной стороны – раскрывается многообразие культур людей, проживающих в Крыму, с другой – показывается общность этих культур.

    Предусмотрены выставочные мероприятия, способствующие формированию интереса к традиционной культуре и ее популяризации среди учащихся, а также встречи с мастерами народных ремесел, знатоками фольклора и национальной кухни.

    Раздел «Язык соседа» через знакомство с фольклором, национальной литературой расширит представление младших школьников о людях разных национальностей, о языковой среде, поможет в совершенствовании разговорной практики на родном языке, обеспечит возможность понимания «языка соседа», использование его как средства коммуникации.

            В разделе «Конфликтология» предусмотрено подведение младших школьников к более ясному пониманию самих себя и людей, окружающих их, к освоению действенных, ненасильственных способов разрешения групповых и индивидуальных конфликтов: обращение конфликтов в средство познания. Приобретая определенные навыки регулирования и разрешения конфликтов через игровую деятельностью и через практические занятия-тренинги, ребенок получает опыт поведения в подобных ситуациях, учится действовать более взвешенно и осознанно, а также нести ответственность за свои поступки. Такой подход поможет сформировать адекватное восприятие любой информации, включая негативную, осознать, что нельзя поспешно порицать и судить о том, что может показаться каждому не столь интересным на данном этапе общения, что зачастую упускается шанс познать для себя что-то новое, обрести возможность найти истину и мудрость, так как конфликт не всегда является отрицательной силой и может способствовать личностному росту и познанию. Чтобы достичь конечной цели ненасилия, при про ведении практических занятий-тренингов необходимо добиться правильного поведения, видеть хорошее во всем, слышать позитивные суждения, произносить добрые слова и совершать поступки, служащие для блага всех. Каждый должен осознать, что все то, что мы делаем по отношению к другим – мы делаем это по отношению к себе, и поэтому наша обязанность – помогать и защищать все вокруг нас так же, как мы защищаем себя, так как гнев, несогласие и насилие вызывают только дисгармонию. Результатом проводимой работы должно стать осознание того, что ненасилие – это высшая ступень общечеловеческих ценностей и результатом является совершенство характера, а это способность управлять своими эмоциями, быть не эгоистичным, находить выход из любых ситуаций, успешно выполнять принцип ненасилия. Знакомя в доступной форме с основами конфликтологии и в игровой форме проводя тренинги, у младших школьников вырабатываются навыки распознавания конфликтной ситуации и ведения переговорного процесса, формируются умения конструктивно справляться с конфликтами. Такой подход будет способствовать укреплению психического состояния ребенка, что является одной из составляющих их физического здоровья.

    В разделе «Аксиология» учащиеся знакомятся с понятиями «ценность», «семья», «Родина», «малая родина». В процессе раскрытия данных понятий находятся точки соприкосновения, раскрываются индивидуальность и уникальность каждого человека, формируется личное отношение к сторонам действительности через взаимодействие различных форм общения. Возникает необходимость осознания права ребенка на социальные связи, которые не только раскрывают особенности каждого, но и способствуют взаимообогащению. Почитание предков и забота о потомках формируется как одно из составляющих направлений целостной системы внутреннего развития ребенка как субъекта учения.

    Описание места предмета в учебном плане

    В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс «Культура добрососедства» изучается с 1 по 4 класс по 1 академическому часу – 35-40 мин (33-34 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 135 часов. Объем учебной нагрузки установлен СанПиНом.

    Количество часов, отведенных на изучение тематических линий, в программе варьирует в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Рекомендованное количество часов на изучение каждой тематической линии или раздела, а также порядок изложения тем при календарном планировании могут быть изменены учителем в пределах отведенных 33-34  учебных часов. Резервное время может быть использовано по усмотрению учителя на увеличение числа уроков в том или ином разделе или тематическом блоке или на введение новых тем, важных и характерных для конкретного региона или школы.

    Формы организации внеурочной деятельности

    В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), потребностно-мотивационный. В первом классе имеет место лишь вербальное оценивание. Формы его могут быть разнообразные. 

    Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком  ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

    Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

    Курс имеет ряд принципиальных отличий от других школьных учебных предметов, среди которых:

    - включение в продуктивную учебную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, прежде всего - родителей, родных и близких,

    - переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного - к продуктивному,

    - преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов, экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).

    1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

    В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные  и  коммуникативные  универсальные учебные действия как основа умения учиться.

    При изучении учебного курса «Культура добрососедства» учащиеся

    должны знать:

    • названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);
    • как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;
    • 5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;
    • 5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;
    • 5-6 названий национальных блюд;
    • несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;
    • «словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;

    должны иметь представление:

    • об экологии, о роли природы в жизни человека;
    • об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;
    • о ремеслах, мастерах Крыма; 
    • о национальной одежде и кухне народов Крыма;
    • о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;
    • о семейных святынях;
    • о ценностях, которые объединяют все народы;

    должны уметь:

    • рассказать, как готовится его любимое блюдо;
    • одеть куклу в элементы национального костюма;
    • вести диалог с товарищами; 
    • сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;
    • с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;
    • использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».

    Тематическое планирование 1 класс

    «Я, моя семья и мои соседи»

    Тема занятия

    Содержание занятия

    Требования к уровню подготовки

    Кол-во

    часов

    Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве 

    Цели и задачи курса «Культура добрососедства».

    Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Я, моя семья и мои соседи»

    1

    Географическая среда (5 часов)

    Крым на географической карте. 

    Представление о Крыме как полуострове.

    Находить на карте России Крымский полуостров 

    2

    «Зеленые острова» (сады, лесопарки, скверы, бульвары) 

    Природная зона, в которой мы живем. Ее расположение на карте полуострова. Рельеф. Водоемы.

    Знать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова; названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов местности, где находится населенный пункт

    1

    Что такое экология.

    Взаимосвязь деятельности человека и природы на примере региона, в котором живем. Связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.

    Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека 

    1

    Почему надо беречь природу.

    Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека. Помощь животным и птицам зимой.

    Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным

    1

    История (5 часов)

    Названия вокруг нас.

    Откуда родом мои предки. История имен и фамилий. История названия моего города (поселка, села), улицы, на которой я живу. Имена знаменитых людей в названии улиц, площадей.

    Знать названия культурных и исторических памятников своей местности. Иметь представление об истории своего города (поселка, села)

    1

    Мое родословное древо.

    Откуда родом мои предки. История имен и фамилий.

    Иметь представление об истории своего рода.

    2

    Кто такие «крымчане». Мои соседи.

    Как мы стали соседями. Национальные краски полуострова. Что такое добрососедство.

    Знать, кого называют «крымчанами», иметь представление о разнообразии этнического состава населения Крыма. Знать, кого называют соседями и уметь рассказать о своих соседях. Иметь представление о том, что такое «добрососедство»

    2

    Традиционная и современная культура (6 часов)

    Представление о национальной одежде. Одежда наших предков.

    Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная. Уникальность культуры каждого народа

    Иметь представление о том, что такое национальная одежда. Различать мужскую и женскую одежду, повседневную и праздничную. Уметь одеть куклу в национальный костюм

    1

    Ремесла Крыма.

    Представление о ремеслах и различных видах декоративно-прикладного искусства 

    Знать, что такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму

    2

    Разнообразие блюд крымской кухни. 

    Знакомство с блюдами разных народов, живущих в Крыму. Учимся готовить любимое блюдо

    Иметь представление о многообразии блюд в кухнях народов Крыма. Знать 3-4 названия национальных блюд, уметь рассказать, как готовится любимое блюдо

    1

    Праздники нашей семьи.

    Рождение ребенка, имянаречение, приобщение к религии, день бракосочетания родителей, именины, дни рождения и др.

    Знать и уметь назвать 2-3 праздника своей семьи. Уметь рассказать об одном из семейных праздников

    1

    Представление о многообразии религий на примере праздников.

    Многообразие культур и религий народов, населяющихся Крым.

    Знать 2-3 названия религиозных праздников народов, живущих в данном регионе. Иметь представление о многообразии культур и религий народов, населяющихся Крым

    1

    Язык соседа (6 часов)

    Родной язык, государственный язык.

    Родные языки наших соседей, «язык соседа» 

    Понимать значение терминов «родной язык», «государственный язык». Иметь представление о родных языках своих соседей

    1

    Учимся общаться на разных языках.

    Этикетная лексика: приветствие, прощание, знакомство, предложение дружбы, извинение, согласие и несогласие, просьба, благодарность. Лексика взаимодействия: элементарные диалоги

    Знать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в классе или являются соседями ученика. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем

    1

    Календарный фольклор людей.

    Календарный фольклор людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др. 

    Иметь представление о календарном фольклоре этносов Крыма и знать не менее 3-х фольклорных произведений

    2

    Произведения национальных литератур о семье и соседях

    Произведения национальных литератур о семье и соседях

    Знать не менее одного стихотворения о семье и соседях

    2

     Аксиология (4 часа)

    Отношение к родителям и старикам

    Отношение к родителям и старикам.

    Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам

    1

    Ценности моей семьи.

    Понятие «святыня». Наши семейные святыни.

    Иметь представление о том, что такое «святыня», «ценность». Знать и уметь назвать свои семейные святыни

    1

    Придумаем и проведем праздник нашего класса 

    Праздники нашего класса.

    Иметь представление о ценностях, которые объединяют все народы

    2

    Конфликтология (6 часов)

    Учимся знакомиться.

    Учимся знакомиться и строить отношения со своими одноклассниками, соседями и др. 

    Уметь знакомиться с другими школьниками, соседями, детьми на игровой площадке и др. Уметь вести диалог с товарищами

    2

    У нас конфликт.

    Учимся решать спорные, конфликтные вопросы в соответствии с принципами толерантности 

    Уметь сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение

    2

    Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек.

    Игры, направленные на знакомство и взаимодействие

    Знать не менее 3-х игр и уметь в них играть 

    2

    Тематическое планирование 2 класс

    «Место, где мы живем»

    Тема занятия

    Содержание занятия

    Требования к уровню подготовки

    Кол-во

    часов

    Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве 

    Цели и задачи курса «Культура добрососедства».

    Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Место, где мы живем»

    1

    Географическая среда (5 часов)

    Природа в нашем окружении.

    Природные ресурсы и их влияние на виды хозяйственной деятельности в регионе или населенном пункте

    Иметь представление о природных ресурсах своего региона и их влиянии на виды хозяйственной деятельности человека

    1

    Крымский лес.

    Крымский лес — многоэтажный дом (экосистемы, сообщества, почвы, растения, животные, источники воды). Лес в жизни человека.

    Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека

    1

    Что дают растения человеку. 

    «Зеленая аптека» в нашем регионе 

    Иметь представление о наиболее распространенных лекарственных растениях данного региона. Знать не менее 5 названий распространенных лекарственных растений, произрастающих в данном регионе, и уметь их распознавать

    1

    Уголок природы в классе и дома.

    Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями.

    Иметь представление о роли комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Знать элементарные правила ухода за комнатными растениями

    1

    История (6 часов)

    «Памятник» — от слова «память».

    Основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении.

    Знать основные памятники истории и культуры (своего населенного пункта и ближайшего окружения)

    1

    Этносы Крыма.

    Представление о Крыме как о перекрестке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом (на примере памятников, расположенных в данном или близлежащих населенных пунктах) и живут сегодня.

    Знать 3–5 названий этнических групп, проживавших или проживающих в данном регионе. Иметь представление о Крыме как о перекрестке культур

    1

    Где и как учились раньше дети в Крыму.

    Где и как учились раньше дети в Крыму. В каких школах учились родители, бабушки, дедушки

    Знать и уметь рассказать о том, где учились бабушки, дедушки, родители

    1

    Происхождение названия улицы, на которой находится школа.

    Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Летопись школы, в которой учатся дети, имена самых известных ее выпускников 

    Знать происхождение названия улицы, на которой находится школа. Иметь представление об истории школы, в которой учатся

    1

    Музей в нашей жизни

    Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее

    Знать, что такое музей, какие бывают музеи; правила поведения в музеях. Иметь представление о роли и значении музеев

    2

    Традиционная и современная культура (12 часов)

    Архитектура Крыма

    Понятие «архитектура». Знакомство с многообразием архитектурных построек, особенностями архитектуры общественных, жилых и культовых зданий в ближайшем окружении. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек.

    Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3–4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии

    1

    Строим город будущего.

    Знакомство с профессией архитектора. Создание комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека

    Иметь представление о профессии архитектора и о комфортабельной жилой среде, отвечающей требованиям человека

    2

    Украшаем свой дом.

    Интерьер. Особенности интерьеров в различных архитектурных постройках. Связь с природной средой, этническими и религиозными особенностями

    Знать, что такое интерьер и иметь представление о его связи с природной средой, этническими и религиозными особенностями людей. Уметь украсить свой дом

    1

    Обряды различных этносов Крыма.

    Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища 

    Иметь представление о некоторых этнических обрядах, связанных с постройкой жилища; о традициях соседской взаимопомощи при строительстве жилища

    2

    Новоселье.

    Новоселье — праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем, у разных народов

    Иметь представление об обрядах, связанных с праздником новоселья

    2

    Гостеприимство.

    Как приглашать в гости и как вести себя в гостях: современный этикет, этнические особенности. Традиции гостеприимства в моей семье

    Знать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях

    1

    Ремесла Крыма.

    Ремесла, которые были развиты в регионе (в населенном пункте). Гончарное искусство в Крыму (знакомство с техникой изготовления, орнаментами, ремесленными центрами, заводами). Представление о различных видах керамики.

    Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму.

    1

    Государственные праздники

    Общегосударственные праздники (День России, День народного единства, Международный женский день, Международный день солидарности трудящихся, День Победы, Новый год). Памятные даты Крыма (День образования АРК, День Конституции АРК и др.) 

    Знать основные общегосударственные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников

    2

    Язык соседа (4 часов)

    Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе

    Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе

    Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе

    2

    Учимся говорить на языке соседа.

    «Словарик дружбы». Диалог с соседом: «Новоселье — праздник моей семьи и моих соседей»

    Знать и уметь использовать не менее чем на двух языках своих соседей 20 слов и фраз, связанных с местом, где живет ребенок, и гостеприимством

    1

    Национальный фольклор

    Национальный фольклор (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни и др.) различных этносов Крыма о Родине, о доме, о соседях

    Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях

    1

     Аксиология (2 часа)

    Святые места

    Святые места и памятники на территории региона, в котором мы проживаем. Забота о них со стороны общины и государства

    Знать не менее 2-х названий святых мест или памятников в регионе. Понимать необходимость бережного отношения к ним со стороны людей и государства

    1

    Памятники и святые места, которые нас объединяют 

    Памятники и святые места, которые нас объединяют 

    Иметь представления о памятниках в своей местности, которые объединяют людей разных национальностей и разных вероисповеданий

    1

    Конфликтология (4 часов)

    Мы разные, но мы едины.

    Каждый из нас особенный, но у нас много общего

    Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом

    2

    Всегда ли нам легко общаться.

    Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе

    Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций

    2

    Тематическое планирование 3 класс

    «Трудимся, учимся и отдыхаем»

    Тема занятия

    Содержание занятия

    Требования к уровню подготовки

    Кол-во

    часов

    Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве 

    Цели и задачи курса «Культура добрососедства».

    Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Место, где мы живем»

    1

    Географическая среда (6 часов)

    Особенности климата и ландшафта Крыма. 

    Основные факторы, определяющие климат Крыма: географическое положение, рельеф, море. Уникальность Южного берега Крыма. Климатические условия своего региона.

    Иметь представление о климате своего региона и его влиянии на виды хозяйственной деятельности человека

    1

    Крымский ландшафт

    Своеобразие крымского ландшафта: степь, равнина, предгорье, море, горы — и его влияние на хозяйственную деятельность людей в регионе. Характеристика особенностей ландшафта в своем регионе

    Иметь представление о ландшафте Крыма своего региона

    1

    Охрана природы Крыма

    Необходимость охраны природы Крыма. Труд людей (лесничих, пожарных, зоологов, ботаников и др.), заботящихся об охране природы. Защита степей, гор, лесов от пожаров и вредителей. Охрана водоемов

    Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным.

    1

    Путешествие в крымский лес (зеленую зону, степь, горы и т.д.).

    Растительный мир региона проживания. Основные правила поведения во время природоведческой экскурсии

    Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека

    2

    Целебный воздух гор. Горные туристические маршруты. 

    Заочное путешествие по Черному и Азовскому морям, по горным туристическим маршрутам

    Знать значение минеральных источников, лечебной грязи, морских, воздушных и солнечных ванн для здоровья человека.

    1

    История (4 часов)

    Тренинги: «Автобиография по эпохам». «Представь себя другим». «Воспоминания детства»

    Представители различных национальностей, живущие с нами по соседству. Уникальность каждого народа и его культуры

    Иметь представление о народах, живущих в Крыму. Самые многочисленные этносы Крыма: армяне, азербайджанцы, белорусы, евреи, крымские татары, молдаване, поляки, русские, татары, украинцы.

    1

    Профессии наших родителей.

    Где работают наши близкие. История этих предприятий, хозяйств. Экскурсия на предприятие или в учреждение

    Знать и уметь рассказать о том, где работают наши родители.

    1

    Как раньше учились дети в Крыму.

    Учебные заведения: гимназии, земские и министерские начальные школы, школы при религиозных организациях и культовых учреждениях

    Знать и уметь рассказать о том, где учились бабушки, дедушки, родители

    2

    Традиционная и современная культура (12 часов)

    Традиционные занятия населения региона. Земледелие.

    Занятия населения региона в старину: земледелие (в т.ч. выращивание овощей, садоводство, виноградарство, табаководство, льноводство), шелководство, пчеловодство, животноводство (разведение коз, коров, свиней, волов, верблюдов, коней), птицеводство и т.д. 

    Иметь представление о различных ремеслах распространенных в Крыму.

    1

    Традиционные занятия населения региона. Ремесленные специальности.

    Ремесленные специальности: кожевенники, кузнецы, каменщики, плотники, медники, гончары, столяры, красильщики, бондари, войлочники, портные, ювелиры, пекари, ткачи, вышивальщики и др.

    Иметь представление о различных ремесленных специальностях.

    1

    Традиционные занятия населения региона. Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия.

    Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района. Государственные учреждения, предприятия сферы услуг.

    Знать современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района, когда и почему они возникли, какую продукцию они производят, люди каких профессий на них работают

    1

    Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня.

    Распределение обязанностей в семье в старину. Зачем приобщали детей к труду? Какую работу выполняли дети. Твои обязанности в семье. Какую работу ты уже научился выполнять

    Знать свои обязанности в семье, уметь рассказать о том, какую работы ты можешь выполнять.

    1

    Традиции соседской взаимопомощи

    Традиции соседской взаимопомощи у различных этносов Крыма при постройке дома, уборке урожая, переработке продуктов питания и сырья. Значение слов «талаха» – «толока».

    Понимать необходимость объединения людей для выполнения больших объемов работ. Испытывать радость от совместного труда и его результатов.

    1

    Великие учителя и великие книги человечества.

    История появления и общая характеристика книг: Библии, Ветхого Завета, Корана и др. Великие пророки и учителя человечества: Будда, Иисус, Конфуций, Мухаммед и другие исторические личности

    Знать несколько великих учителей и великих книг человечества.

    1

    Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину.

    Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек

    Знать и уметь играть в несколько игр наших бабушек и дедушек.

    1

    Праздники, которые мы отмечаем вместе. 

    История возникновения праздников. Традиции твоей семьи, связанные с празднованиями Нового года, 8 Марта и др. Меню праздничного стола. Подарки. Поздравления с праздником на родном языке и языке соседа

    Знать основные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников

    1

    Правила поведения во время религиозного праздника или ритуала.

    События, на которые приглашают, и события, на которые можно прийти без приглашения. Формула приглашения и уважительного ответа на него. Одежда и подарки, которые соответствуют случаю.

    Знать правила поведения во время религиозного праздника или ритуала. Соблюдать  основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. Варианты приветствия (поздравления, соболезнования) на родном языке и на языке соседа. Знать основные правила поведения во время религиозного ритуала. Особенности застольного этикета. Уметь  правильно попрощаться и уйти.

    1

    Узнай меня лучше: приглашаю друзей на праздник моего народа.

    Какие бывают праздники. Праздники, на которые приглашают, и праздники, на которые можно прийти без приглашения. Одежда и подарки, которые соответствуют празднику.

    Соблюдать  основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. Формула поздравления с праздником на родном языке и на языке соседа. Особенности поведения во время национального или семейного праздника, застольный этикет. Прощание и уход

    1

    Делаем сами подарки к праздникам.

    Виды подарков, которые можно сделать своими руками. Методика изготовления некоторых из них

    Знать методику изготовления некоторых подарков своими руками.

    1

    Традиции отдыха в наших семьях 

    Зачем людям нужно отдыхать. Какой отдых считается полезным и как его можно организовать. Как отдыхают в моей семье

    Понимать необходимость отдыха для человека. Уметь рассказать как отдыхают в твоей семье.

    1

    Язык соседа (2 часов)

    Способы передачи информации.

    Жесты и взгляды – немой язык человека. Творческая игра «Разговор взглядов и жестов». Танец – понятный всем язык, который нас объединяет

    Знать несколько способов передачи информации. Танец как отражение важных для человека действий, чувств и событий.

    1

    Мои любимые песни. 

    Песни, с которыми нам легко работается и отдыхается. Песни, которые помогают нам учиться. Поем вместе песни на языках наших соседей

    Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о труде, об учении на языке своих соседей.

    1

    Аксиология (5 часов)

    Всех ли мы называем друзьями?

    Чем отличаются понятия: «друг», «товарищ», «приятель»? Обсуждение пословицы: «Раздели радость с другим – она станет вдвое больше. Раздели горе с другим – оно станет вдвое меньше».

    Знать и понимать какие качества  ценны для человека, которого называю своим другом. Роль дружбы в жизни человека.

    2

    Ценности, которые объединяют всех. 

    Общечеловеческие ценности и их значение в жизни людей. Доброта, взаимопомощь, забота, уважение, ответственность

    Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам

    2

    Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию. 

    Нужны ли они в жизни современного человека. Как моя семья и мои соседи относятся к знающим, образованным и трудолюбивым людям. Фольклор народов Крыма о трудолюбии и прилежании

    Знать что такое «знание», «грамотность», «трудолюбие» и «прилежание». Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен народов Крыма о трудолюбии и прилежании.

    1

    Конфликтология (4 часов)

    Что такое «любовь»? Почему она нужна людям

    «Друг» и «враг»: не «враг», а «оппонент», не оппонент, а «союзник». 

    Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом

    2

    Конструктивное взаимодействие: как из оппонента сделать союзника. 

    Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен. 

    Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций

    2

    Тематическое планирование 4 класс

    «Гордимся Крымом»

    Тема занятия

    Содержание занятия

    Требования к уровню подготовки

    Кол-во

    часов

    Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве 

    Цели и задачи курса «Культура добрососедства».

    Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Гордимся Крымом»

    1

    Географическая среда (5 часов)

    Наш край – самый чистый и красивый. 

    «Чисто не там где убирают, а там, где не сорят»: необходимость поддержание чистоты и обустройства территории для отдыха (детской или спортивной площадки), территории вокруг школы

    Находить на карте России Крымский полуостров. Знать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова; названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов местности, где находится населенный пункт.

    1

    Географическое районирование Крыма.

    Крым — своеобразная лаборатория, где ведется комплексное изучение природы, охрана естественных ресурсов, восстановление и увеличение численности редких животных и растений

    Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека 

    1

    Что такое «Красная книга»

    Россия и Крыма и зачем они нужны. Характеристика терминов «эндемик», «экзот», «реликт». Редкие растения моего региона

    Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека 

    1

    Заповедники и заказники Крыма: история их возникновения и характеристика. Их значение в охране природы Крыма.

    Музеи природы в Крыму (Никитский ботанический сад, парковые зоны южнобережных дворцов, природоведческие отделы в краеведческих музеях, Музей Института биологии южных морей («Аквариум»), дельфинарии и т. д.)

    Знать, что такое музей природы, какие бывают музеи природы; правила поведения в музеях природы. Иметь представление о роли и значении музеев природы.

    1

    Знакомство с наиболее известными памятниками архитектуры Крыма.

    Знакомство с наиболее известными памятниками архитектуры Крыма. Их внешний облик, назначение зданий, значимость этих памятников сегодня

    Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3–4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии

    1

    История (3 часов)

    История Крыма

    Какие исторические события сделали Крым известным в Европе. Северный маршрут Великого Шелкового пути. Героическая оборона Севастополя в Крымскую и Великую Отечественную войны. Ялтинская конференция

    Знать основные памятники истории и культуры (своего населенного пункта и ближайшего окружения)

    1

    Знаменитые личности, побывавшие в Крыму

    Знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым. Знакомство с биографиями и деятельностью некоторых известных исторических, общественных и культурных деятелей, ученых, поэтов и писателей, которые приезжали в конкретный регион или жили в Крыму.

    Познакомиться с биографиями и деятельностью наиболее известных крымских исторических, общественных и культурных деятелей, ученых и литераторов. Знать знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым

    1

    Наш край гостеприимный.

    Что такое «туризм» и кого называют «туристом». Крым как туристический регион вчера и сегодня. Достопримечательности нашего региона, туристические маршруты и экскурсии

    Соблюдать  основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях.  Уметь рассказывать о достопримечательностях нашего региона.

    1

    Традиционная и современная культура (11 часов)

    Великие духом: религиозные деятели, прославившие Крым. 

    Знакомство с жизнью религиозных деятелей, прославивших Крым

    Знать несколько великих религиозных деятелей и великих книг человечества.

    1

    Поем о нашей родине на разных языках.

    Поем о нашей родине на разных языках. Гимн Крыма – символ автономии.

    Знать несколько композиторов, которыми гордятся крымчане. Музыкальные произведения о Крыме и его людях. Известные фольклорные произведения народов, проживающих в Крыму

    2

    Художники, которые прославили Крым. 

    Художники, которыми гордятся крымчане, их творчество. Художественные музеи и галереи в Крыму

    Знать несколько художников, которыми гордятся крымчане, их творчество.

    1

    Современный театр кукол в Крыму.

    История возникновения кукольных театров. Марионетки, перчаточные и теневые куклы

    Иметь представление о возникновении кукольных  театров.

    1

    Ремесла, прославившие Крым. 

    Что такое ремесло и чем занимается ремесленник. Какие ремесла были распространены в Крыму раньше. Изделия, которыми славились крымские ремесленники далеко за пределами полуострова.

    Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму.

    1

    Знаменитые ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства Крыма 

    Знакомство с биографиями и работами известных ремесленников и мастеров декоративно-прикладного искусства, проживавших в Крыму в старину или в настоящее время. Знакомство с мастерской, выставочным залом или музейной экспозицией

    Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму.

    1

    Орнаменты народов Крыма в декоративно-прикладном искусстве.

    Виды крымских орнаментов и их краткая характеристика. Цветовая гамма. Орнаменты в повседневной жизни. Учимся придумывать и рисовать орнаменты

    Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму.

    1

    «Крымская кухня»

    «Крымская кухня» – это блюда, которые любят готовить крымчане.

    Знать о блюдах, которые любят готовить крымчане, какие блюда мы едим каждый день, чем мы угощаем гостей, какие блюда можно попробовать только в Крыму

    1

    Крымские сувениры.

    Что такое «сувенир». Какие бывают сувениры. Сувениры, которые можно сделать своими руками.

    Принять участие конкурс-игра «Какой крымский сувенир я подарю гостю из-за рубежа»

    2

    Язык соседа (3 часов)

    Известные детские поэты и писатели Крыма. 

    Поэты и писатели, прославившие Крым. Учимся сочинять стихи и рассказы.

    Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе

    1

    Древние способы передачи информации. 

    «Каменная летопись»: надписи на камне (эпиграфика) и на сырой глине (граффити) – это рассказы наших предков о себе. Пергамент и бумага – хранители памяти наших предков. Традиции летописания в Крыму

    Знать несколько способов передачи информации. Танец как отражение важных для человека действий, чувств и событий.

    1

    Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке

    Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке. Правила гостеприимства.

    Соблюдать  основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях.  

    1

    Аксиология (8 часов)

    Родина и мир.

    Россия – наше Отечество, родная страна. Малая родина – это дом, улица, город (поселок, село), в котором мы живем. Мир – жизнь в согласии, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры.

    Уметь рассказывать о  своей Родине, о своей семье.

    2

    Отношение к Родине и миру в культурах народов Крыма.

    У каждого народа есть один дом – это Родина. Легенды, сказки, пословицы и поговорки разных народов Крыма о Родине и о мире

    Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях

    1

    Добрососедство как ценность

    Зачем нужно быть добрыми соседями. Тема добра, согласия и мира в крымском фольклоре. Исторический опыт мирного сосуществования в Крыму: изучаем и продолжаем

    Знать  и понимать личностные качества гостеприимного хозяина (например: приветливый, внимательный, тактичный, предупредительный, щедрый и т. д.)

    2

    Крымчане – радушные хозяева

    Крымчане – радушные хозяева, внимательные и гостеприимные друзья. Правила приема гостей в разных культурах. Угощения и подарки.

    Знать  и понимать личностные качества гостеприимного хозяина (например: приветливый, внимательный, тактичный, предупредительный, щедрый и т. д.)

    2

    «Откроем для других наш край родной».

    Игра-ярмарка

    1

    Конфликтология (3 часов)

    «Мы» и «они» – нет «лучших» и «худших» культур

    «Мы» и «они» – нет «лучших» и «худших» культур, есть «другие», в чем-то непохожие на нас, люди и этим они нам интересны

    Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом

    1

    Конструктивное общение.

    Класс — маленькая модель населения Крыма. Тренинг «Рассказываем вместе»

    Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения.

    1

    Ситуации дружбы

    Ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела. «Праздник дружбы»

    Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций.

    1

    Тематическое планирование

    п/п

    Дата проведения

    Содержание

    учебного материала

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    Характеристика

    УУД  обучающихся

    По плану

    Фактически

    1.

    01.09

    Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве (стр.2-3)

    Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Я, моя семья и мои соседи»

    Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

    На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные УУД, т.е.:

    • Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
    • Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
    • Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, Республики Крым, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
    • Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
    • Симпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

    Регулятивные УУД, т.е. научатся:

    • Принимать и сохранять учебную задачу;
    • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
    • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
    • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
    • Оценивать правильность выполнения действия;
    • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

    Познавательные УУД, т.е. научатся:

    • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
    • Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
    • Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

    Коммуникативные УУД, т.е. научатся:

    • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
    • Формулировать собственное мнение и позицию;
    • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
    • Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
    • Задавать вопросы;
    • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Географическая среда (5 часов)

    2.

    07.09

    Крым на географической карте. (стр.10-11)

    Находить на карте России Крымский полуостров 

    3.

    14.09

    Крым на географической карте. (стр.10-11)

    Находить на карте России Крымский полуостров 

    Знать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова; названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов местности, где находится населенный пункт

    4.

    21.09

    «Зеленые острова» (сады, лесопарки, скверы, бульвары) (стр.12-13)

    5.

    28.09

    Что такое экология. (стр.34-35)

    Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека 

    6.

    05.10

    Почему надо беречь природу. (стр.36-37)

    Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным

    История – 5 часов

    7.

    12.10

    Названия вокруг нас. (стр.16-17)

    Знать названия культурных и исторических памятников своей местности. Иметь представление об истории своего города (поселка, села)

    8.

    19/10

    Мое родословное древо. (стр.26-27)

    Иметь представление об истории своего рода.

    9.

    02.11

    Мое родословное древо. (стр.26-27)

    Иметь представление об истории своего рода.

    10.

    09.11

    Кто такие «крымчане». Мои соседи. (стр.28-29)

    Знать, кого называют «крымчанами», иметь представление о разнообразии этнического состава населения Крыма. Знать, кого называют соседями и уметь рассказать о своих соседях. Иметь представление о том, что такое «добрососедство»

    11.

    17.11

    Кто такие «крымчане». Мои соседи. (стр.28-29)

    Знать, кого называют «крымчанами», иметь представление о разнообразии этнического состава населения Крыма. Знать, кого называют соседями и уметь рассказать о своих соседях. Иметь представление о том, что такое «добрососедство»

    Традиционная и современная культура (6 часов)

    12.

    24.11

    Представление о национальной одежде. Одежда наших предков. (стр.40-43)

    Иметь представление о том, что такое национальная одежда. Различать мужскую и женскую одежду, повседневную и праздничную. Уметь одеть куклу в национальный костюм

    13.

    01.12

    15.12

    Ремесла Крыма. (стр.60-63)

    Знать, что такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму.

    14.

    08.12

    Ремесла Крыма. (стр. 60-63)

    Знать, что такое «ремесло» и «декоративно-прикладное искусство», иметь представление о различных ремеслах и видах декоративно-прикладного искусства, распространенных в Крыму.

    15.

    15.12

    22.12

    Разнообразие блюд крымской кухни. 

    (стр.54-59)

    Иметь представление о многообразии блюд в кухнях народов Крыма. Знать 3-4 названия национальных блюд, уметь рассказать, как готовится любимое блюдо.

    Знать и уметь назвать 2-3 праздника своей семьи. Уметь рассказать об одном из семейных праздников

    16.

    22/12

    29.12

    Праздники нашей семьи. (стр.72-73)

    17.

    12/01

    Представление о многообразии религий на примере праздников. (стр.44-47)

    Знать 2-3 названия религиозных праздников народов, живущих в данном регионе. Иметь представление о многообразии культур и религий народов, населяющихся Крым.

    Понимать значение терминов «родной язык», «государственный язык». Иметь представление о родных языках своих соседей

    18.

    19/01

    Родной язык, государственный язык. (стр.6-7)

    19.

    26/01

    Учимся общаться на разных языках. (стр.8-9)

    Знать «словарик дружбы» в рекомендованном объеме не менее чем на двух национальных языках, носители которых учатся в классе или являются соседями ученика. Уметь использовать эту лексику в общении со сверстниками и учителем

    Иметь представление о календарном фольклоре этносов Крыма и знать не менее 3-х фольклорных произведений

    20.

    02/02

    Календарный фольклор людей. (стр.48-53)

    21.

    09/02

    Календарный фольклор людей. (стр.48-53)

    Иметь представление о календарном фольклоре этносов Крыма и знать не менее 3-х фольклорных произведений

    22.

    16/02

    Произведения национальных литератур о семье и соседях. (стр.64-67)

    Знать не менее одного стихотворения о семье и соседях

    Знать не менее одного стихотворения о семье и соседях

    Аксиология (4 часа)

    23.

    01/03

    Отношение к родителям и старикам (стр.22-25)

    Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам

    Иметь представление о том, что такое «святыня», «ценность». Знать и уметь назвать свои семейные святыни

    Иметь представление о ценностях, которые объединяют все народы

    24.

    15/03

    Ценности моей семьи. (стр.68-69)

    25.

    22/03

    Придумаем и проведем праздник нашего класса (стр.74-75)

    Конфликтология (6 часов)

    26.

    05/04

    Учимся знакомиться. (стр.4-5)

    Уметь знакомиться с другими школьниками, соседями, детьми на игровой площадке и др. Уметь вести диалог с товарищами

    27.

    12/04

    У нас конфликт.

    (стр.30-31)

    Уметь сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение

    28.

    19/04

    Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек. (стр.32-33)

    Знать не менее 3-х игр и уметь в них играть 

    29.

    26/04

    Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек. (стр.32-33)

    Знать не менее 3-х игр и уметь в них играть 

    30.

    10/05

    У нас конфликт.

    (стр.30-31)

    Уметь сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение

    31.

    17/05

    Учимся знакомиться. (стр.4-5)

    Уметь знакомиться с другими школьниками, соседями, детьми на игровой площадке и др. Уметь вести диалог с товарищами

    32-33.

    24/05

    Придумаем и проведем праздник нашего класса (стр.74-75)

    Знать и уметь назвать свои семейные праздники.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «КУЛЬТУРА ДОБРОСОСЕДСТВА»
    - «Культура добрососедства» Араджиони М. А., ИИЦ «Интеграция и развитие», 2011
    - «Культура добрососедства : программы интегрированного курса и методические рекомендации для учебных заведений Автономной Республики Крым» : М. А. Араджиони Редакторы: И. С. Гладкая, И. А. Андрющенко ИИЦ «Интеграция и развитие», 2011
    - «Культура добрососедства : программа» (Араджиони М. А., Яковлева Т. Э.)
    Программа «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе» для 3-го класса (Кравцова Л. Ф., Араджиони М. А., Алмазникова Е. В., Наумова Л. В., Опенко Н. Ю.) ИИЦ «Интеграция и развитие», 2011
    - «.Календарное планирование учебных занятий по «Культуре добрососедства» в 1-4-х классах» по Араджиони М. А., Кравцовой Л. Ф. ИИЦ «Интеграция и развитие», 2011

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по изобразительному искусству. 1-4 класс. ( по программе Кузина В.С.) 2017

    Рабочая программа по учебному курсу составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2017)....

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

        Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 класс "Культура добрососедства"

    Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю. Проблемы...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1-4 класс "Культура добрососедства"

    Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю. Проблемы...

    Рабочая программа по культуре добрососедства 4 класс

    Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей. Программа предназначена для обучающихся 4 класса, составлена в соответствии с во...

    Рабочая программа Физическая культура ФГОС 1-4 класс

    АННОТАЦИЯ К КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯОбразовательная область: физкультурно - спортивная Название предмета: физическая культура Класс: 1-4Аннотация к комплексной программе физического...