конкурсная программа
методическая разработка (4 класс) на тему

Резяпова Гульфира Нуриахметовна

конкурсная программа поможет закрепить и углубить знания о правах и обязанностях детей, способствует формированию правовой культуры, развивает положительное отношение к законам и стремление действовать пв соответствии с законом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

«Счастье  всего  мира  не  стоит  

одной  слезы  на  щеке  невинного  ребёнка»

для учащихся 5-6классов.

http://forum.materinstvo.ru/uploads/1275497179/post-229530-1275558243.jpg

РЕЗЯПОВА Г.Н., соцпедагог,

высшая квалификационная категория.

                                                            Февраль  2016г.

Конкурсная программа

  «Счастье  всего  мира  не  стоит  одной  слезы  на  щеке  невинного  ребёнка».

 Цель: формирование у детей знаний о правах человека.

Задачи:

- закрепить и углубить знания о  правах и обязанностях ребенка;

- развивать положительное отношение к законам и  стремление действовать в соответствии с законами жизни;

- способствовать формированию правовой культуры;

 -формировать критерии нравственно-патриотического воспитания;

-способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;  

Оборудование: презентация, маршрутный лист для каждого уч-ся.

Форма проведения: конкурсная программа.

 Ход мероприятия:

  1. Вступительная часть.

- Добрый  день, друзья. Сегодня в  нашей  школе  открывается «Неделя права», в  течение  которой  мы  будем  говорить  о  правах  детей, т.е. о  ваших  правах. В 5-6 классах  проводятся конкурсные программы  в классах, самые лучшие знатоки будут защищать свои знания на общешкольном правовом турнире «Я – ребёнок» Я – человек!».  20 ноября  ежегодно  отмечается  Всемирный  день  прав  ребёнка, посвященный  принятию  очень  важного  документа – Конвенции  о  правах  ребёнка. В течение года в классах прошли различные формы мероприятий, обогащающие правовыми знаниями

- Скажите, а кто, прежде  всего, проявляет  беспокойство  о  вас, пытается  уберечь  от  неприятностей, создать  все  необходимые  для  вашего  развития  условия, защитить  ваши  интересы  и  права?

- Конечно, в первую  очередь, это  ваши  родители, семья  и, конечно же, ваши  учителя  и  воспитатели.  Но  о  детях  заботятся  не  только  в  семье.  Существуют  разные  общественные  организации, которые  главной  своей  задачей  считают  защиту  детей. Такие  организации  есть  во  многих  странах  мира, а  наиболее  авторитетна  международная  организация – ООН.

- Организация  Объединенных  Наций – международная  организация, основанная  в  1945 году  со  штаб-квартирой  в  Нью-Йорке.  ООН  создана  союзными  державами-победительницами  после  окончания Второй  Мировой  войны. Основные  цели  этой  организации – мир, прогресс, демократия. Она  заботится  о  правах  каждого  отдельного  человека, поэтому  была  разработана  Декларация  прав  человека.

-Декларация  включает  30 статей, устанавливающих  основные  права  и  свободы  человека, которыми  должна  обладать  все  мужчины  и  женщины  без  исключения. Далее  ООН  признала  необходимым  разработать  специальный  документ  по  правам  ребёнка. Сложная  работа  продолжалась  много  лет. Наконец, 20 ноября  1989 года вступила  в  силу  Конвенция  о  правах  ребёнка, в которой  насчитывается  54 статьи.

- Конвенция (договор, соглашение) – это  соглашение  по  специальному  вопросу, обязательное  для  государств, которые  к  нему  присоединились, то есть  подписали  договор.

- «Конвенция  о  правах  ребёнка» - документ, в  котором  отражены  все  права  детей. Они  должны  соблюдаться  всеми  странами, которые  подписали  этот  документ. Она  принята  20 ноября  1989 года  многими  странами, которые  входят  в  Организацию  Объединенных  наций  (ООН), а  вступила  в  силу  2 сентября  1990 года. Этот  документ  должны  знать  все  дети  мира, так  как  он  международного  характера. Конвенция  потому  и  существует, что  взрослые  люди  прекрасно  понимают – из  бесправного, запуганного  ребёнка  может  вырасти  только  бесправный  и  запуганный  взрослый. Об  этом  и  подумало  мировое  сообщество, принимая  Конвенцию, которая  вступает  в  силу  с  первого  вздоха  родившегося  ребёнка. Ф.М. Достоевский  писал: «Счастье  всего  мира  не  стоит  одной  слезы  на  щеке  невинного  ребёнка».

- Эти  слова  сейчас  очень  часто  повторяются, но  при  этом  мало кто  руководствуется  этой  абсолютно  нравственной  мыслью.

  1. Конкурсная программа (написать Ф.И., класс)
  1. Задание №1: Слайд8

Что  по  вашему  означает  слово  СВОБОДА? (выбери  правильный  ответ, допиши цифры)

  1. Возможность  делать  все, что  хочешь;
  2. Независимость  от  кого-то;
  3. Отсутствие  стеснения, ограничений;
  4. Возможность  выбора;

  1. Задание №2: (право:     обязанность: допиши цифры) Слайд 9

- «Я  имею  на  это  право!», «Почему  вы  нарушаете  мои  права?» - эти  слова, к сожалению, часто  произносятся  невпопад, в ситуациях, когда  человек  явно  не  прав. Очень  часто  заявление  о  своих  правах  служит  оправданием  пассивности, стремления  получать, а  не  отдавать. Надо  помнить, что  помимо  прав  существуют  и  обязанности, и  они  взаимосвязаны. Посмотрим  эту  связь  на  примере  игры.

  1. Учиться в школе;
  2. Помогать маме;
  3. Отдыхать на перемене;
  4. Внимательно слушать на уроках;
  5. Посещать поликлинику при болезни;
  6. Комфортные условия в семье;

  1. Задание №3. Слайд 10

Какое право  нарушает человек, выполняя действие: (право на здоровье:  право на образование:   право на жизнь:   право на индивидуальность:  допиши цифры)

1.Курит  в  общественных  местах.

2.Пропускает  занятия  без  уважительных  причин.

3.Катается  по  перилам.

4. Играет  на  проезжей  части  дороги.

5. Обзывает из-за  цвета кожи.

4) Задание №4  Слайд 11-15

 Игра «Какое право нарушено?». (Показ слайдов с изображением фрагментов из сказок, дописать название)

1. Право на жизнь («Колобок»)

2. Право на неприкосновенность жилища («Три поросенка»)

3. Право на свободу вступления в брак («Дюймовочка»)

4. Право на отдых и досуг («Золушка»)

5. Жестокое, бесчеловечное обращение, эксплуатация несовершеннолетних («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

5) Задание №5 Слайд 16

Составьте слово: (написать)

Нокевниця - Конвенция

гоусардтсов - Государство

ижзнь – жизнь

рбоазоавине – образование

        6) Задание №6: Слайд17

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Чьё право нарушено? Какое?  1. Сына?  2.Соседа?

Ученики отвечают. (Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).

Сценка 2

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено насилие над детьми!

Ведущий: Насилие?   1. Да 2.Нет?

 Ученики отвечают. (Кроме прав, у Оли есть еще и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!) и т.д.

    7) Задание №7 Песенный Слайд 18

     8) Задание №8 Слайд 19

1.право на свободное передвижение;

2.право на неприкосновенность жилища;

3.право на образование;

4.право на труд.

     

  1. Заключение.  Слайд 20,21,22

Просмотр фильма. Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ТУРНИР ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

«Я - ребёнок!

Я -  человек!»

для учащихся 5-6классов.

http://forum.materinstvo.ru/uploads/1275497179/post-229530-1275558243.jpg

РЕЗЯПОВА Г.Н., соцпедагог,

высшая квалификационная категория.

                                                            Февраль  2016г.

Турнир правовых знаний  «Я - ребёнок!  Я -  человек!».

 Цель: формирование у детей знаний о правах человека.

Задачи:

- закрепить и углубить знания о  правах и обязанностях ребенка;

- развивать положительное отношение к законам и  стремление действовать в соответствии с законами жизни;

- способствовать формированию правовой культуры;

 -формировать критерии нравственно-патриотического воспитания;

-способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;  

Оборудование: презентация, жетоны.

Форма проведения: конкурсная программа.

 Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово.(слайды1-3 открываются сразу)

 1.       1слайд Давным  - давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Вместе с их появлением, сразу же возникли первые главные вопросы: что люди могут сделать и что не могут, на что имеют право и на что не имеют? Сегодня мы постараемся ответить на данные вопросы.

2 слайд Права ребенку нужно знать,

                          Не только знать, но соблюдать!

                          Тогда легко нам будет жить, играть, дружить и не тужить!

2.  3 слайд Если бы каждый делал только то, что ему хочется, жизнь бы превратилась в полную неразбериху. И люди договорились жить по правилам. Самые главные правила, которые установили для себя граждане нашей с вами страны, записаны в Конституции Российской Федерации. Конституция – это основной закон нашего государства.

Кто законы соблюдает,

 Тот, конечно, уважает

 Конституцию, страну,

 Родину свою одну!

II.Конкурсная программа. (слайды открываются после ответа детей для проверки знаний)

  • 4 слайд
  1. Как называется наша Родина? (Россия)
  2. Символика государства?
  3. Как называют людей, живущих в России? (россиянами)
  4. Почему к Москве у нас особое отношение? (Москва – это столица нашей Родины, главный город)

5 слайд

Какой основной закон государства? (конституция)  

      6 слайд 

В конституции прописаны права гражданина в соответствии с документом - Всеобщей Декларацией прав человека,  Декларацией прав ребёнка. Существует основной закон, который защищает права ребенка во всём мире. Этот закон, документ называется как? (Конвенция о правах ребенка)

  • 7 слайд Отправляемся на сказочную поляну, где очень часто нарушаются права сказочных героев.  Название сказки? Какое право нарушено?

       

8 слайд

Ведьма схватила Алёнушку, привязала ей на шею камень и бросила в воду. Сама, обернулась Алёнушкой, одела её одежду и вернулась в дом. (Право на жизнь и собственность). Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

9 слайд  Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)  Гуси-лебеди

10 слайд

Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка и растаяла. Вот она меня из избушки и выгнала. (Право на неприкосновенность жилища). Отрывок из русской народной сказки «Заячья избушка». 

11 слайд

В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

12 слайд

В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? («Гадкий утёнок»)

13 слайд

В какой сказке нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? («Три поросёнка»)

14 слайд

В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. ( «Золушка»)

15 слайд 

  • Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино) «Приключения Буратино».

Какое право нарушил Буратино,    схватив Шушару за хвост? (право на личную неприкосновенность)

  • Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? (правом на образование)

16 слайд 

В какой сказке главная героиня совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? («Лягушка-путешественница», воспользовалась правом на свободу передвижения)

17 слайд 

Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? (право на жизнь)

18 слайд 

В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь и жизнь бабушки было совершенно покушение. ( бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища, «Красная шапочка»)

19 слайд 

Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

  • Конкурс. «Анаграммы» (20-21 слайд сразу с вопросом)

Ребенок —   КОРЁНБЕ

Семья –  МЯСЬЕ

Страна –   АРАНСТ

Закон –  КОНЗА

Жизнь –   ЗИНЬЖИ

Родители –  ДИЛИЕТОР

 Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Право – В О Р А П

Школа – Л О К А Ш 

Отдых – Д Ы Х О Т

Человек – Л О В Ч Е К Е

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я

  • Конкурс «Ситуация»  22 слайд

Сценка 3

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Ведущий: чьё право  нарушено?

Ученики отвечают (Пример: другие ученики имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников).

Сценка 4

Учитель. Петров, ты почему на перемене бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Ведущий: - какое право других ребят нарушено?

Ученики. Его одноклассники имеют право на отдых. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

  • Конкурс «Песенный» (23слайд)

III. Заключительная часть.  (24 слайд)

Подведение итогов.