Внеклассное мероприятие "Гора Самоцветов"
классный час (2 класс) на тему

Кулиш Валентина Юрьевна

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - субъект Российской Федерации, расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины. Ханты-Мансийский автономный округ Югра - мощный индустриальный комплекс, который занимает лидирующие позиции среди регионов Российской Федерации по добыче нефти и газа, производству электроэнергии и поступлению налогов в бюджетную систему страны. Югра - это уникальная территория, на которой раскинулись великолепные кедровые урманы, разделенные могучими широкими реками, где чистые озера прячутся в кедровых борах, а седые горы соседствуют с бескрайними клюквенными болотами. С целью повышения интереса обучающихся к культурно-историческим ценностям и традициям края, было проведено внеклассное мероприятие, посвященное 85 летию со дня образования Ханты-Мансийского АО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гора Самоцветов.

Викторина, посвящённая 85-летею ХМАО.

 - Мы всех приветствуем на игре «Гора Самоцветов». Играть сегодня у нас буду две команды из учащихся 2-г и 3-в класса. Сейчас мы с ними познакомимся.

Жеребьёвка команды: Каждый из вас сейчас вытянет бумажку зелёного или синего цвета.

И так, мы приветствуем команду «Лягушка» и команду «Соболь».

- Команды готовы? Мы начинаем. Тему нашей игры вы узнаете, изменив слово. Перед нами слово ИГРА, замените в этом слове первую букву на другую гласную.

- Получилось слово ЮГРА. За правильный ответ команда получает жетон в виде рыбки.

- Мы не зря выбрали такую тему. Вы наверно знаете, что 10 декабря нашему округу исполнилось 85 лет.

Всех людей мы называем ханты.

 Ханты – русский, ненец и узбек.

 Потому, что это слово – ханты

 В переводе значит – человек.

 Это слово северным сияньем

 Пусть сияет в заполярной мгле.

 Помни наше мудрое названье

 Ханты – все народы на земле.

- Всё наше путешествие будет связано с картой нашего округа. Карта есть, но на ней не хватает названия наших населённых пунктов. У нас всего девять районов. Сейчас вам нужно будет их поставить на свои места.

Команды выходят по очереди и наклеивают название района.

- И так, наша карта преобразилась, но посмотрите в середине карты у нас осталось место. Отсутствует сердце нашего округа. Как вы думаете какое название имеет сердце округа? (Ханты-Мансийск)

- А почему город Ханты-Мансийск я назвала сердцем округа?

(Столица)- ПРИКРЕПИТЬ ФЛАЖОК.

- Наш Ханты-Мансийский автономный округ – часть России. Символы Российского государства вы все знаете, они перед вами. А каковы же символы Ханты-мансийского округа и что они обозначают мы сейчас узнаем.

Я предлагаю командам собрать ещё один пазл. 1-я команда должна собрать герб округа и приклеить его на лист, а вторая флаг.

- Вот мы и увидели символы нашего округа. А что они обозначают это ваше домашнее задание. Пожалуйста расскажите нам.

Команды рассказывают о флаге и гербе ХМАО.

- Молодцы. Переходим к следующему заданию.

Коренное население нашего округа очень древнее. Раньше их называли Остяки и Вогулы. А как же сейчас называют коренных жителей вам предстоит угадать. Вы видите буквы и под ними цифры, вам нужно по цифрам угадать название. 1-я команда ваши буквы синие, 2-я команды красные.

Правильно это Ханты и Манси.

- Издревна коренные жители сами себе шили одежду. И оформляли или украшали её различными узорами, орнаментами.

- Сейчас вам нужно будет выбрать из текста определения и написать их возле названия вида одежды или обуви. Время пошло.

Дети зачитывают по очереди определения.

- Теперь вы знаете названия название одежды и обуви коренных народов и из чего она шилась. Так же вы узнали, что названия ваших команд связано с узором на одежде и что каждый узор имел большое значение для хантов и мансей.

- Пришло время создать самим одежду. Сейчас каждый из вас оформит куклу и приклеит её на нашу карту. Для этого вам понадобятся фломастеры.

Время пошло.

Команды расписывают узорами куклу.

- Вот мы и заселили наш округ жителями. Но нашим жителям нужно где-то жить. Кто знает, как называлось жилище коренных народов? (чум)

- Сейчас вам нужно будет поставить свой чум. Для этого вам нужно вписать правильные ответы под нужными номерами.

Дети зачитывают свои варианты.

- Молодцы ребята, вы сегодня проделали очень огромную работу. Мы ещё раз убедились, что наш край — Югра — древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна как гора Самоцветов многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, животными и конечно же рыбой.

- Сейчас мы с вами посчитаем сколько же рыб наловила каждая команда.

- Молодцы команды. Улов богатый. Мы ещё раз всех поздравляем с юбилеем округа и хотим на память о нашей игре вручить небольшие сувениры.

- И в заключении просмотр мультфильма «Гора Самоцветов».

Учитель начальных классов: Кулиш В.Ю.

Приложение

Сахи-это двойная шуба, у которой подкладка всегда из меха, а верх либо из оленьей шкуры, ворсом наружу, либо из прочной ткани яркого сукна.

Парка- верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу.

Малица – Носят мужчины. Это зашитая спереди шуба, а к шейному вырезу пришивается меховая шапка.

Няра – женские красивые туфли, сшитые из кожи, украшенные бисером или аппликацией из ткани. Их носят с длинными шерстяными носками, связанными из цветной собачьей шерсти.

Унты – сапоги с мехом внутри и с наружи. Мех чаще всего используется собачий или олений, подошва из толстой кожи.

Узор: «Лягушка» -  У хантов и мансей особое отношение к лягушке. Она представляет счастье и изобилие в семье.

Узор: «Соболь» - Соболь почитался как священное животное. Узор соболя на одежде давал охотнику удачу и изобилие.

Порядок установки чума.

  1. Выбор площадки
  2. Разметка мест для посетителей, очага.
  3. Установка трёх основных шестов.
  4. Приставляются 30-40 основных шестов.
  5. Устанавливается очаг.
  6. Вносят доски пола, циновки, утварь.
  7. Покрывают нюками, берестой или брезентом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов Подготовили и провели: у чителя начальных классов Рожкова Н.И ., Кулиш В.Ю.

Слайд 2

ГРА И Ю 85 ЛЕТ

Слайд 3

СТОЛИЦА ОКРУГА

Слайд 4

ХАНТЫ-МАНСИЙСК

Слайд 6

Символы Ханты-Мансийского автономного округа

Слайд 7

ИГРА «РАСШИФРУЙ СЛОВА» 1 3 5 7 9 2 3 5 8 9 1 - Х 5 - Н 9 - Ы 3 - А 7 - Т 2 - М 8 - с 6 - И

Слайд 8

ХАНТЫ МАНСИ

Слайд 9

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА

Слайд 10

« Лягушка» «СОБОЛЬ»

Слайд 11

Традиционное жильё хантов и манси

Слайд 12

Порядок установки чума Выбор площадки Разметка мест для посетителей, очага. Установка трех основных шестов. Приставляются 30-40 основных шестов . Устанавливается очаг. Вносятся доски пола, циновки, утварь. Покрывают нюками , берестой или брезентом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Камни-самоцветы. Пашанина Ангелина

Реферат о камнях -самоцветах был выполнен ученицей второго класса Пашаниной Ангелиной. Может использоваться как дополнительный материал к урокам окружающего мира и классным часам....

Путешествие по стране самоцветов

Самоцветы всегда казались людям настолько прекрасными. Данный проект знакомит учащихся с различными видами камней.Результаты данного проекта представлены в презентации, которую можно использовать на у...

Фольклорный праздник "Русские самоцветы"

Является заключительным этапом изучения темы «Русские народные игры, стихи, песни, забавы». Дети готовятся заранее:-делится класс на две деревни;-собирают русские поговорки, пословицы;-разучиваю...

Уральское самоцветие московского музея.Статья опубликована в журнале "Туризм в школе" №5 (спецвыпуск), 2010г.

Статья о рождении  музея  "Сказы Павла Петровича Бажова".Посвящена 60-й годовщине памяти Мастера. Создание музея -  творчество учителя, коллективный исследовательский проект  учащи...

Внеклассное мероприятие «Сундучок северных самоцветов» 1 класс

На этом внеклассном мероприятии дети в игровой форме знакомятся с фольклором народов Севера на примере саамской песни «Мой отец - оленевод», пословиц и сказок (мультфильма «В яранге горит огонь», созд...

Сундучок северных самоцветов. Презентация к внеклассному мероприятию. 1 класс

Сундучок северных самоцветов. Презентация к внеклассному мероприятию. 1 класс....

Внеклассное занятие "Самоцвет и человек"

Проводится в форме игры-соревнования команд. Увлекательные задания дают возможность командам собрать необходимое количество камней-самоцветов со словами. В итоге из слов команда составляет пословицу, ...