ДЮП (2012-2015)
рабочая программа ( класс) по теме
Программа разработана в целях повышения безопасности жизнедеятельности учащихся.
Предназначена для школьников 2 – 4 классов (8 – 11 лет) и рассчитана на 3 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyup._programma_2-4.docx | 62.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано на заседании методсовета Протокол №____________ от «__»_______20___г | Утверждено Директор МАОУ СОШ № 58 КГО ______________________ С.А. Ремнева |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 58
Камышловского городского округа
Программа внеурочной деятельности
«Юные пожарные»
для начального общего
образования
Составитель: учитель нач. кл.
1кв. категории
Харитончук Ю.Н.
Год разработки −20___
Пояснительная записка
Анализ причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или халатности, а также по причине детской шалости.
Актуальность выбора определена тем, что возникает необходимость в изучении правил пожарной безопасности в образовательном учреждении, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.
В целях повышения безопасности жизнедеятельности учащихся разработана программа внеурочной деятельности «Юные пожарные». Она предназначена для школьников 2 – 4 классов (8 – 11 лет) и рассчитана на 3 года.
Новизна данной программы определена Федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков).
Отличительными особенностями являются:
- определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
- ценностные ориентации организации деятельности предполагают оценку в достижении планируемых результатов.
Программа социального направления позволяет закрепить знания по пожарной безопасности и в течение трех лет организовать дружину юных пожарных на базе общеобразовательного учреждения.
Цель программы – создание условий для организации деятельности школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди учащихся и населения в микрорайоне школы.
Основные задачи:
- обучение правилам пожарной безопасности;
- привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара;
- формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- улучшение правовой и экологической подготовки;
- овладение умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Ценностные ориентиры содержания курса
- Ценность истины – это ценность познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию окружающего мира и самосовершенствованию в социальной деятельности.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
- Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
- Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
- Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса
Обучение проводится во внеурочное время. Форма проведения занятий: игра, беседа, презентация, лекция в сочетании с практическими занятиями, экскурсиями, спортивными соревнованиями.
Во время занятий необходимо проводить спортивные разминки, игры и прогулки на свежем воздухе.
При подготовке к занятиям подбираются наглядные средства и пособия (плакаты, слайды, презентации, короткометражные видеофильмы, различные макеты, противопожарный инвентарь), необходимые для лучшего восприятия программы обучения. Как дополнение к теоретическим занятиям организовываются экскурсии в пожарную часть и на пожарно-техническую выставку.
К занятиям целесообразно привлекать сотрудников государственной противопожарной службы, медицинских учреждений, отделов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностными результатами являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами являются следующие умения:
- характеризовать явления, действия и поступки окружающих, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении практических заданий, отбирать способы их исправления;
- обеспечивать защиту и сохранность имущества от огня личного и общественного, природных объектов;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, анализировать и объективно оценивать её результаты, находить возможности и способы их улучшения;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Предметные результаты. К завершению обучения каждый обучающийся должен знать:
- основные правила пожарной безопасности;
- причины возникновения пожаров;
- первичные средства пожаротушения;
- виды огнетушителей и область их применения;
- знаки пожарной безопасности и места их размещения;
- меры предосторожности при обращении с огнём,
- правила поведения в экстремальных ситуациях;
- правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и поражении электрическим током;
- главные исторические события становления пожарной охраны России, Свердловской области.
Уметь:
- выявлять нарушения правил пожарной безопасности;
- пользоваться огнетушителями;
- работать с пожарным инвентарём;
- различать знаки пожарной безопасности;
- оказывать первую медицинскую помощь; выполнять элементы пожарно-прикладного спорта.
Контроль и оценка планируемых результатов
В основу изучения программного материала курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Воспитательные результаты | Приобретение школьниками социальных знаний (1 уровень) | Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) | Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) |
Формы внеурочной деятельности | Создание «Дружины юных пожарных», приобретение социальных знаний по темам курса | ||
«Дружина юных пожарных», КТД (коллективные творческие дела) | |||
Социально-образовательные проекты |
Для оценки результативности проводимых занятий применяется нулевой, текущий и заключительный мониторинг.
Нулевой мониторинг — диагностика первичных знаний о пожарной безопасности, экологической культуре учащихся. Для диагностики используется анкетирование и собеседование.
Текущий мониторинг — тестирование и выполнение текущих творческих заданий.
Заключительный мониторинг — участие в конкурсе по противопожарной безопасности и в экологической конференции. На конкурсе и конференции оценивается уровень усвоения полученных знаний.
Материалы для проведения занятий:
- http://www.spas-extreme.ru/
- http://viki.rdf.ru/cat/1-4_klass/
ПОЛОЖЕНИЕ О ДРУЖИНЕ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ
I. Общие положения
1. Дружина юных пожарных – добровольное объединение школьников, которое создано с целью воспитания у них мужества, гражданственности, находчивости, бережного отношения к государственной собственности, коллективизма и творчества, а также физической закладки, профессиональной ориентации.
2. Основными задачами дружины юных пожарных являются:
а) активное содействие школе в воспитании обучающихся, их всестороннем развитии, выработке у школьников активной жизненной позиции;
б) оказание практической помощи взрослым в сохранении государственной собственности, жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров;
в) овладение основами пожарного дела, умениями и навыками по предупреждению и тушению пожаров, оказанию первой помощи пострадавшим на пожаре.
3. Дружины юных пожарных создаются из числа школьников общеобразовательного учреждения.
4. Администрация общеобразовательной школы при помощи добровольных пожарных обществ и органов пожарной охраны подбирает и утверждает общественного организатора работы с дружиной юных пожарных из числа активистов общественных работников пожарной охраны, учителей, воспитателей.
Подготовка общественных организаторов работы с дружинами юных пожарных осуществляется организациями добровольных пожарных обществ совместно с органами пожарной охраны, образования.
II. Основные направления работы с дружиной юных пожарных
Работа с дружиной юных пожарных включает следующие основные направления:
- Обучение правилам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения пожара. Изучение первичных средств пожаротушения и ознакомление с пожарной техникой, пожарно-техническим оборудованием, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.
- Привлечение к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем и пожарно-профилактической работе в школе, детском саду, внешкольных учреждениях и жилых домах с использованием технических средств пропаганды, стенных газет, фотомонтажей, «молний» и уголков юных пожарных.
- Проведение занятий и соревнований по пожарно-прикладному спорту, противопожарных конкурсов, олимпиад, викторин, слетов, организация агитбригад, коллективов самодеятельности, детских кинолекториев, участие в соревнованиях, экскурсиях, походах, рейдах, дозорах, военно-спортивных играх и молодежных фестивалях.
- Посещение пожарно-технических выставок, музеев и памятных мест, рассказывающих о подвигах пожарных, сбор новых материалов об истории и людях пожарной охраны и добровольных пожарных организациях, создание при школьных музеях экспозиции боевой славы, организации встреч с заслуженными работниками и ветеранами пожарной охраны и добровольных пожарных обществ, чемпионами и мастерами пожарно-прикладного спорта.
III. Структура и организация работы дружины юных пожарных
- Членами дружин юных пожарных могут быть обучающиеся школы в возрасте от 8 до 16 лет, изъявившие желание активно участвовать в работе дружин.
- Дружина юных пожарных создается при наличии не менее 10 дружинников и может делиться на отряды и звенья.
- Прием в члены дружины юных пожарных производится на основании устного заявления на общем собрании дружины. Со всеми вновь принятыми пожарными общественные организаторы с помощью добровольных пожарных обществ проводят занятия по специальной программе.
- Повседневное руководство работой дружины осуществляет штаб, избираемый на общем собрании дружины.
- Штаб из своего состава избирает командира и его заместителя.
IV. Обязанности и права юного пожарного
Юный пожарный обязан:
- Выполнять все правила для обучающихся, добросовестно учиться, показывать пример поведения в школе и вне ее.
- Дорожить честью и званием юного пожарного, активно участвовать в делах дружин, своевременно и точно выполнять задания штаба дружин.
- Изучать пожарное дело, быть примером в соблюдении правил пожарной безопасности.
- Вести разъяснительную работу среди сверстников и детей младшего возраста по предупреждению пожаров.
- Под руководством специалистов пожарной охраны и добровольных пожарных обществ участвовать в проведении пожарно-профилактической работы в жилом секторе, детских и школьных учреждениях, по охране полей и лесов от пожаров.
- Повышать свое спортивное мастерство, заниматься пожарно-прикладным спортом.
Юный пожарный имеет право:
- Избирать и быть избранным в руководящие органы дружины юных пожарных.
- Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности дружин и вносить соответствующие предложения.
- Обращаться за помощью и консультацией по вопросам пожарной безопасности в местные учреждения пожарной охраны и организации добровольных пожарных обществ.
- Награждаться за активную работу в дружине организациями пожарных обществ, органами образования, пожарной охраны грамотами, нагрудными знаками, ценными подарками, путевками в лагеря; направляться на районные, областные слеты юных пожарных.
- Представляться за смелые и решительные действия по тушению пожара, спасению жизни людей, эвакуации животных и материальных ценностей к награждению в установленном порядке наградами.
Содержание программы (2 класс)
Содержание программы (3 класс)
Номер темы | Содержание занятия | Кол-во часов на занятие | Сроки |
1. | Тайны огня. Огонь - друг, огонь - враг. (5 часов) | ||
1.Планирование работы кружка. Конкурс рисунков «Огонь – друг, огонь – враг». | 1 | ||
2.Цели и задачи дружины юных пожарных. Обязанности и права юных пожарных, сфера их действий. | 1 | ||
3.Из истории пожаров и катастроф. Подвиги пожарных в годы Великой Отечественной войны и в годы мирного строительства. | 1 | ||
| 1 | ||
5.«Способы вызова Пожарной команды. Твои действия при пожаре» (игра – практикум). | 1 | ||
2. | С огнем не шути. (8 часов) | ||
1.Просмотр фильма «Основы противопожарной безопасности». | 1 | ||
2.Понятие о пожарной профилактике. Задачи юных пожарных во время проведения массовых мероприятий. | 1 | ||
3.Пожарная безопасность на новогодних ёлках (разъяснительная работа среди учащихся). | 1 | ||
4.«Искру туши до пожара, беду отводи до удара». Викторина по ППБ. | 1 | ||
5.Пожар в школе. Как действовать при пожаре. (практическая работа). | 2 | ||
6.Выступление агитбригады «Камышловские огнеборцы» перед учащимися 1 – 4 классов. | 2 | ||
4. | Единая служба спасения 01. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование. (9 часов) | ||
1.Историческая справка о развитии пожарной охраны. Зарождение государственной противопож. службы в России. | 1 | ||
2.Пожарная техника и противопожарное оборудование пожарных автомобилей. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты огнеборца. | 2 | ||
3. Экскурсия в пожарную часть. Оформление альбома по экскурсии. | 2 | ||
4.Виды огнетушителей, внутренние пожарные краны, пожарный щит. Система автоматической пожарной сигнализации, виды пожарных извещателей. | 1 | ||
5.Простейшие средства защиты органов дыхания и кожи. Детские противогазы (практическая работа). | 1 | ||
6.Противопожарный режим в кабинетах начальной школы во время проведения лабораторных работ. | 1 | ||
7.«Помощь при термических ожогах. Аптечка» (практическая работа). | 1 | ||
5. | Главное – самообладание. Практические занятия по эвакуации. (6 часов) | ||
1.Последствия пожаров и взрывов. Меры пожарной безопасности. | 1 | ||
2.«Пожар в школе. План эвакуации. Как действовать при пожаре» (практическая работа). | 2 | ||
3.Пословицы и поговорки (рекомендации по ОБЖ). | 1 | ||
4.«Запомнить нужно твёрдо нам – пожар не возникает сам!». Викторина по ППБ. | 1 | ||
5.Выпуск тематической стенной печати. | 1 | ||
6. | Дым над лесом. (3 часа) | ||
1.Причины и последствия лесных пожаров. Предупреждение и борьба с ними. | 1 | ||
2.Изготовление листовок и плакатов. Пожарно – профилактические мероприятия по месту жительства с населением. | 1 | ||
3.«Лесной пожар» (игра – соревнование). | 1 | ||
7. | Пожарно-спасательный спорт. (3 часа) | ||
1.Прикладной спорт пожарных. Изучение его видов и правил соревнований по ППС. | 1 | ||
2.Упражнения по пожарно-строевой и физической подготовке. Спортивные игры. | 2 |
Содержание программы (4 класс)
Номер темы | Содержание занятия | Кол-во часов на занятие | Сроки |
1. | Историческая справка о развитии пожарной охраны в России. (6 часов) Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Пожарная охрана и ее задачи. Значение ленинского декрета от 17 апреля 1918 года «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Предупреждение пожаров — основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров. Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью «За отвагу на пожаре» и другими правительственными наградами. | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
2. | Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях. (10 часов) Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых, сжигания мусора вблизи строений и т.д. Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии и изделиями в аэрозольном исполнении. Обратить особое внимание на недопустимость игр детей с данными предметами, привести примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности, задымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации. Основные сведения об установках пожаротушения: спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки. Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Понятия о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации. Обучение населения правилам пожарной безопасности по месту жительства. | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 2 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
3. | Основные причины пожаров и меры предосторожности в окружающей среде. (5 часов) Распространение среди населения памяток, плакатов и других материалов по пожарной безопасности; проведение с детьми младшего школьного возраста и дошкольного возраста бесед о недопустимости игр с огнем в общественном транспорте; участие в рейдах и других мероприятиях по охране от пожаров лесов. | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 2 | ||
4. | Пожарная техника и костюм пожарного. (6 часов) Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т.д.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране. Пункт связи части, его оборудование. | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
| 2 | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
5. | Огнетушители и их предназначение. (4 часа) Пенные, порошковые, огнекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря. Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения некоторых зданий и помещений, места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре. | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
6. | Основы медицинских знаний (2 часа) Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара, предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом, оказание первой медицинской помощи. | ||
| 1 | ||
| 1 | ||
Тест для выявления уровня знаний обучающихся о мерах пожарной безопасности и действиях в случае возникновения пожара. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по нравственному воспитанию детей семьи №2 на 2012-2015 годы "Дружок".
В своей работе я использую программу «Дружок» по нравственному воспитанию детей во внеурочное время, утвержденную на заседании МО воспитателей 12.09.2012. .1. Пояснительная записка. Мы вст...
Участие учащихся и педагога, Погодиной С.В., в конкурсах за период 2012-2015 г.г.
Участие учащихся и педагога, Погодиной С.В., в конкурсах за период с 2012 по 2015 г.г....