Классный час "Всей известно детворе - много радости в игре"
классный час (3 класс) на тему

Лочехина Светлана Викторовна

Классный час по краеведению. Поморские игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя школа № 82»

Учитель начальных классов: Лочехина С. В.

Классный  час.

Тема: «Всей известно детворе – много радости в игре».

Цель: Расширение знаний  детей о Поморье  через фольклор (игры).

Задачи:

- познакомить с поморскими подвижными играми;

- развивать у детей интерес к поморским играм;

-  воспитывать у детей чувство любви к своей малой Родине;

Ход классного часа.

  1. Подготовка к восприятию нового.

(Ребята сидят в зале группами на которые предварительно разделены.  Каждая группа приготовила одну поморскую игру. Группа познакомит присутствующих с игрой, её правилами и покажет как в неё играть).

Звучит песня: «Как у наших у ворот» (Северный русский народный хор).

Ученик 1

На просторах России-матушки,
Да на вольной её сторонушке,             
Во сторонке далёкой, во северной
Пораскинулось Белое морюшко,
Во всю ширь свою величавую!
Летом тихое море Белое,
Взойдёт солнышко, разомлеется,
За волной волна понакатывает,
Зверем ласковым к берегу ластится,
Да обратно уходит по камушкам.
И опять волна беломорская  
Начнёт веселиться у берега.
Никому не сдержать этой силушки,
Морской силушки моря Белого.
Кто познал её, тому ведомо,
Каково оно – море Белое!
Тот, кто зол к нему,
Да и духом слаб,
Не подступится к морю Белому!
Тот, кто добр к нему, уважителен, 
Обращается к морю с почтением,
Называет его, море-батюшко,
К тому море само ласкается,
Того поит и кормит морюшко,
Помогает во всём море Белое! 

Ученик 2    

О Летней Золотице,
О Северной Двине, 
О северной столице, 
О всей моей родне,
О счастье и о доме
Мы разговор ведем,
То с радостью, то с болью,
В мороз и под дождем.
И пусть луга и пашни
Цветут с любой весны.
И нет милей и краше
Поморской стороны.

(Исполнение частушек).

Мы выходим петь частушки

Просим не смеяться

Здесь народу очень много

Можем растеряться.

Эй, подружка, выходи

Я-то уже вышла

На Двине мы запоем

В Москве нас будет слышно.

По Двине-реке широкой

Лодка с парусом плывет

У мальчишек нос курносый

Он до неба достает.

Бело море, Бело море

Ой, студеная вода

Кто бывал на Белом море

Не забудет никогда.

На пригорочке, в лесочке

Красна ягода росла

Соберу скорей бруснички

Испеку два пирога.

Мы кончаем петь частушки

До другого вечера

А вы сидите до зари

Коль дома делать нечего.

  1. Работа по теме классного часа

Учитель

На завалинках, в светёлке,

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Веселы частушки пели

Да водили хоровод.

В прятки, салочки играли

Во дворе или избе

И ребята с детства знали

Много радости в игре.

Сегодня мы проведем классный час, тема которого «Всей известно детворе – много радости в игре»

- О чем пойдёт речь на классном часе?

- Начали мы его необычно, со стихов и частушек. А чему посвящены стихи и частушки? (ответы детей)

- Да, все посвящено нашему родному краю – Поморью, значит и игры, о которых пойдет речь – поморские.

Мы с вами современные поморы и игры в которые вам нравиться играть несомненно отличаются от тех, в которые играли наши предки. Давайте посмотрим, а каким играм вы отдаёте предпочтение? Мы перед классным часом провели анкетирование. Давайте посмотрим и послушаем его результаты (ученик зачитывает результаты анкеты, которые спроецированы на экран).  Приложение 1 (анкета)

 Учитель

Данные анкеты показали, что игр, в которые вы любите играть, очень много, все они разные, но всех их объединяет одно – в каждой игре есть радость. Радость победы, радость быть вместе с друзьями, радость общения.

- Чему учит нас игра? (ответы детей)

- Да, игра учит соблюдать правила, слушать водящего, выполнять то, что предписано игрой, помогать товарищу, не обижаться, если проиграл.

- А как вы думаете, современные игры отличаются от тех игр, в которые играли поморы? Чем? (ответы детей)

- Давайте немного вспомним, кто такие поморы? (ответы детей)

- Поморы – жители Беломорского побережья. Помор – «человек, идущий по морю». Ведь главным их занятием были морские промыслы. Не случайно о поморах говорили: «Радость и горе помору – все от моря». А сами поморы с гордостью утверждали: «Морем живем, ему и песни поем».

- А чем занимались поморы, какими промыслами? (охотой, рыбалкой, сбором грибов и ягод, заготовкой дров).

- Наверно не случайно, игры поморов отражали их быт, занятия. Главные герои и предметы, которые использовались в игре, говорят об этом.

Сейчас я предоставлю слово команде № 1 (каждая команда по очереди будет рассказывать и демонстрировать свою игру)

Команда № 1

Игра «Веретенце».

Вечерами поморские девушки пряли пряжу.  Веретено кружиться, песня поётся. Наша игра называется «Веретенце»

Дети стоят к плечу по кругу, руки за спиной. У одного из игроков руках небольшой предмет. (может быть веретено)

Все поют поморскую попевку:

Со поверья, с поверья, с поверья была зима.

Со поверье, зимоверье против перья на земле

Григорию жениться да Наталью замуж взять

Арсентьевичу да Григорьевну.

Во время исполнения попевки предмет передаётся за спиной из рук в руки. Тот, у кого  на последних словах остался предмет, выполняет общее желание.

Команда № 2

Игра «Зафуфара»

Прежде чем в неё играть надо отгадать загадку.

"Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.

 Брат большой не согласился и отдельно поселился" (рукавица).

На севере, рукавица очень нужный предмет одежды, но в следующей игре мы не будем его одевать на руки, а будем им пятнать. Игра очень похожа на «Вышибалы», только вместо мяча, рукавица.

Выбирают водящего. По сигналу все разбегаются по залу.

Правила игры: водящий пятнает, стараясь попасть в игроков свернутой рукавицей. В кого попал, отходят в сторону. Игра продолжается пока водящий не попадет во всех игроков.

Команда № 3

Игра «Кри-кри».

- На чьи звуки это похоже?  ( на звуки, которые издает утка, только она кричит кря-кря.)

Главный герой этой игры – тетерка. Тетерка – это самка тетерева. Птица, на которую поморы охотились.

Как в нее играть?

Двое делают воротики, остальные идут взявшись за руки друг за другом. Напевая слова:  

Кри - кри -  кри – тетерка шла за собой детей вела,

 Что за махонька, косолапенька, ворота открывай

 Обниматься давай.

Кого поймают в ворота, должен обнять любого из двух , делавших воротики, и встать за ним. Затем две команды перетягивают друг руга. Чья команда перетянет, та и победила.

Команда № 4

Игра «Важенки и оленята»

Оленя в поморской семье почитали. Олень – солнце несет хозяину, доброту, тепло, свет, здоровье и благополучие.

- А вы знаете кто такие важенки? Так зовут маму олененка. Вот и игра так называется «Важенки и оленята»

На полу  рисуется несколько кругов, в каждом из них находится важенка и двое оленят. (на другом конце площадки сидит волк). На слова ведущего: бродит в тундре важенка с нею - оленята, объясняет каждому все, что непонятно… топают по лужам оленята малые, терпеливо слушая наставления мамины.

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едет траву, пьют воду. На слова “волк идет” оленята и важенка убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

  1. Обобщение по теме.

Учитель:

- Каждая из команд рассказала и показала нам по одной поморской игре. Я думаю, что таких игр достаточно много. Мы будем продолжать знакомиться с другими играми поморов.

- А какая игра вам понравилась больше и почему? (ответы детей).

Наш классный час подходит к концу.

- Скажите, что нового вы на нем узнали?(ответы детей)

- Где вы сможете применить эти знания?

- Где можно найти ещё информацию о других играх?

  4. Рефлексия.

И в заключении, чтобы классный час оправдал свою тему: Всей известно детворе – много радости в иге», я предлагаю сыграть поморскую игру, которая вам больше всего понравилась.

 

 

Приложение 1.

Анкета

Фамилия  Имя

В какие игры ты любишь играть в свободное  время?

Какая спортивная игра тебе нравиться больше всего?

В какие игры ты любишь играть с друзьями  на улице?

Если в этой игре надо играть командой, то какой игре ты отдашь предпочтение?

Спроси у родителей, какая игра в детстве им нравилась больше всего?

Если есть такая возможность, спроси у бабушки и дедушки в какие игры они играли в детстве?

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семья, как много в этом слове"

Классный час "Семья, как много в этом слове"  преднозначен для учащихся 3 класса, проводиться совместно с родителями. Данное воспитательное мероприятие наполнено различными играми, педагогическим...

Классный час "Моя семья -моя радость"

Классный час к дню семьи....

Классный час "Москва! Как много в этом звуке..."

Классный час посвящён Москве: какой она была, какая она есть и что её ожидает...

Классный час "Моя семья - моя радость"

Данный классный час  адресован учащимся 4  класса. Цель - воспитание уважительного отношения к семье как базовой ценности...

Классный час “Уже так много лет прошло с той самой солнечной победы…”

Классный час, посвященный  70-летию победы в ВОВ “Уже так много лет прошло с той самой солнечной победы…...

Сценарий ко Дню Святого Николая "В день Святого Николая много радости желаем!"

Цели и задачи:познакомить обучающихся с особенностями  почитания нашим народом Святителя Николая;формировать впечатления о зимних изменениях в природе;создавать условия и вызвать желание тво...

Соревнования по шашкам и шахматам «Шашки и шахматы - это и наука, и спорт, и искусство в одной игре, доставляющие много радости и удовольствия».

Известно, что игра в шашки и шахматы равно как и другие игры, требующие умственного напряжения, способствует формированию такого характера, который украшает человека, делает его приятным в общест...