"Кубань моя, пою твою красу..."
методическая разработка ( класс) по теме

Гейдарова Елена Александровна

Данная разработка предназначена для внеклассной работы по кубановедению с учениками начальной школы. История родного края, его самобытный фольклор и неповторимая природа является живым памятником и средой проживания кубанского народа – созидателя, труженика и защитника. И кому, как ни нам следует рассказывать об этом детям, расширять их кругозор, прививать любовь к родному краю, творчеству кубанского народа, его обычаям и традициям.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuban_moya_poyu_tvoyu_krasu.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение -

средняя общеобразовательная школа №6

ст. Старовеличковская

 Калининский район

Внеклассное мероприятие на тему:

«Кубаньмоя,

пою твою красу…»

разработано

учителем начальных классов

Гейдаровой Е.А.

Цель: Гражданско-патриотическое воспитание.

Задачи:

          -привитие любви к родному краю, к творчеству кубанского народа, к его обычаям, традициям;

          -расширение кругозора учащихся;

          -развитие эстетического вкуса, любознательности;

          -воспитание чувства патриотизма, уважения к старшему поколению, чувства коллективизма и товарищества;

         -совершенствовать  эмоцинально-волевую сферу учащихся.

Предполагаемые результаты:

             

  • Приобретение  и использование в жизненной практике знаний о родном крае, городе, селе: его истории, культуре, о быте, традициях казачества.
  • Сформировать активную позицию в процессе развития.
  • Полученные знания помогут в будущем становлению личности ребёнка и

               активной гражданской позиции.

Оборудование: выставка книг о Кубани, дети в кубанских костюмах, кубанские пословицы и поговорки, презентация.

Ход мероприятия

Учитель:

Наша малая родина, наша удивительно прекрасная Кубань, имеет богатую историю и глубокие корни. Они уходят далеко в прошлое. Сегодня мы с вами вспомним великих предков, поговорим и о великих современниках, чтобы быть на них похожими, зарядиться их патриотизмом, ведь МЫ С ВАМИ…НАСЛЕДНИКИ ЗЕМЛИ КУБАНСКОЙ!

Вед.1: Наша станица – казачья, а сами мы – казаки,

 Любим мы песни и танцы нашей родной стороны.

 Ребята третьего класса сегодня приветствуют вас,

 Исполнят и песни, и танцы, смотрите и слушайте нас.

Вед.2: Я живу на Кубани, в хлеборобном краю,

 Где бескрайние дали – их я очень люблю.

 Я живу, а значит, сердцем воспою

 Этот край казачий, эту ширь мою. (Слайд 2)

1: Цветы и песни смех ребячий

Степной простор из края в край

Мы славим нынче край казачий

Родную матушку Кубань.

2: Ты всегда чудесен

Летом щедр, как сказка

Край хлебов и песен

Край наш Краснодарский

3: Здесь мы все родились

Здесь мы подрастаем

Хорошо живётся

Забот пока не знаем

4: Есть у нас и горы,

Есть у нас и степи

Край наш омывают

Два чудесных моря

5: Много на Кубани тропок и дорог

Мы травой пропахли с головы до ног

Нет конца Кубани, сколько не шагай

Вот какой огромный наш родимый край. (Слайд 3)

Накануне нашего праздника в каждом классе прошел конкурс на лучшее прочтение стихотворений кубанских писателей. И сейчас перед вами выступят лучшие чтецы.(Слайд 4)

Стихи в исполнении уч – сянач.классов

1 Ведущий:

Бывают края, что недвижны веками,

Зарывшись во мглу, да мох.

Но есть и такие, где каждый камень

Гудит голосами эпох.

Учитель:

Более 200 лет назад началось переселение казаков-запорожцев на «дарованную землю» Кубанского края, была основана столица- «войсковой град» Екатеринодар. Эти исторические события связаны с именами двух выдающихся людей того времени- атамана ЗахарияЧепеги и войскового судьи Антона Головатого.

     Вашему вниманию мы представляем инсценирование стихотворения Николая Краснова «Кубань», посвященного тем далеким временам. (Слайд 5)

Автор: ВЗапорожской Сечи  дым табачный клубами

            Казаков взбудоражил посланцев рассказ.

        -Там, говорите, тэпло?

        -Та жара, як у бани!

        -А землица яка?

       -Хороша, в самый раз.

Ткны оглоблю и будэтоби тарантас!

      - Як у бани…        

Автор: Дывятся, качают чубамы.

            И решились:

            - А ну, вестовой, барабань!

             Ось побачимо, щоцэтакэ- як у бани!

Гэй, козаче, даешь Якубань!

            - На Кубань!

            - На Кубань!

            - На Кубань!        

Автор: По стэпи, по Днипровью – на волах, на волах.

             Да по синему морю – на волнах, на волнах.

             И увидели очи казацкие

Дыво в рассветную рань:

           - О це ж горы Кавказские!

           -Ось туби и Кубань!

Автор:ОбнялХарькуЧепегу  Антон Головатый:

           -Ой, годи ж нам журытыся,

            Пора пэрэстаты!

           - На Кубани житы-

Вирнослужиты,

           -Граныцюдэржаты,

           -Рыбу ловыты,

           - Горилку пыты.

           - Щ эй будэм богаты!

           - Та в же трэба и женытыся.

           - И хлеба робыты.

           - А хтопрыйдэ из нывирных

           - Як ворога быты!

(Слайд 6 - 8)

Учитель:

Так еще в конце  18 века появились на Кубани люди, которые неустанно трудились, заботясь о том, чтобы дикая невозделанная земля превратилась в богатый, сильный, цветущий край, в котором мы с вами сейчас и живем.(Слайд 9)

1 ученица:  Чем дальше в будущее входим,

                     Тем больше прошлым дорожим,

                     И в старом красоту находим,

                     Хоть новому принадлежим.(Слайд 10)

2 ученица:   Там, где речка струится,

                     Казаки и казачки живут в станице.

                     Жить продолжают в привольном краю,

                     Издавна помнят историю свою.(Слайд 11)

3 ученица:   Мы, казачата, гордимся станицей.

                     Традиции дедов продолжить стремимся.

                     Любим мы свою станицу,

                     Любим мы родимый край.

                     Будем следовать традициям,

                     Расцветай, наш милый край. (Слайд 12)

Ученики исполняют песню « Казачата»

2 Ведущий:

 Людьми земля не оскудела,

 Для рук умелых много дела.

Твердят  два века год от году

«Казацькому роду нэмапэрэводу».

Нам, юным, мудрость и задор

Несет кубанский наш фольклор.(Слайд 13)

Учитель:

Устная разговорная Кубанская речь –ценный и интересный элемент традиционной народной культуры.Речи кубанских казаков пересыпалось поговорками, пословицами, фразеологизмами.

А сейчас проверим: знаете ли вы старинные кубанские слова, которые употребляли в речи ваши прадеды и деды. Кто из вас может кубанские пословицы перевести на русский язык:

Очи бояться, а руки роблять.
Не сиди сложа рукы, тай и нэбудэскукы.
Живэ, як мыша в крупах.

Кубанские поговорки:

Яка мамка, така и лялька.

Слухав бы бог пастуха, так всэ стадо бы пэрэдохло.  (Слайд 14)

- Давайте отгадаем загадки.

 «Йист, йист, не найистся.

Накормишь – живет, напоишь – убьет». (Огонь).

«Висом висят, ходом ходят, время показывают». (Часы).

«Длиннадровыняка в желизонарядылась, в работе пригодылась».  (Лопата).

«Стоить Антошка на одной ножке, его шукають, а вин не отклыкается». (Гриб).

«Лычки дэрэ, а лаптей нэшье». (Коза).

«Жовтый шар сыпэ жар». (Солнце).

«Висит, телепается, всяк за него хватается». (Рушнык).

«Новаяпосудынауся в дырах». (Решето).(Слайд 15)

Потешки в исполнении детей:

  1. -Сынок, сходы за водычкой на ричку!

-Брюхо болыть!

-Сынок, иды кашу исты!

-Шо  ж, раз маты кажэ- надо идты.

2)  - Кума!

-Га?

- Оту вас собакы зли, семь штук напало - еле пэрэгавкала!

3) - Фома, у тебя в хатитэпло?

 - Тэпло! На печи в кужухесогриться можно. (Слайд 16)

Ученик 4: Край наш Краснодарский, песню тебе мы поем,

 Здесь, на земле кубанской, дружно мы все живем

Песня «Казачок»(Слайд 17)

Ученица:   Однажды теплым, весенним вечером мы сидели с бабушкой на лавочке. Я её спросила: «Какие она знает Кубанские песни, частушки?». Вот что бабушка рассказала. Она работала в колхозе. Работала с раннего утра до позднего вечера. Тяжело было, но выручали шуточные песни и частушки.

Ученик: Кубанские частушки! (Дети исполняют частушки.)

1. Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка, частушки!

И мальчишки - не зевайте,

Вы девчонкам подпевайте!

2.Во саду ли в огороде

Выросла черешня.

Полюбила казака,

А казак нездешний.

3.Мы на ферму заглянули,

В сапогах там не пройти.

Ну, подайте – ка  ходули,

Чтоб до корпуса дойти.

4. Эх, сторонушка родная,

Дорогая старина!

Здесь повсюду нас встречает

Краснодарская земля.

5. Ты играй, играй, гармошка,

Гармошка кубанская!

Я девчонка боевая

С края Краснодарского!

6. Посмотрите на меня.

Я хорош собою.

Выходите-ка, девчата,

Поплясать со мною.

7. Ох, ох, не дай бог

С казаками знаться.

Гарны брови, ясны очи,

Тяжко расставаться.

8. Мы с весёлой песней дружим,

По кубански говорим,

Хорошо живём, не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

9. Мы вам пели и плясали,

Каблучками топали,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.(Слайд 18)

1 Ведущий. О станице говорить сердце так и просится.

 Но на танец пригласить нам девчонок хочется.

Дети исполняют кубанский танец(Слайд 19)

Ученик 1: Кубань – земля такая, от края и до края две Дании войдет.

Омытая морями, укрытая в леса, пшеничными полями глядится в небеса,

 А снежные вершины, как воина седины, как мудрость старины.

 Кубань – земля такая, в ней слава боевая

 И слава трудовая цементом скреплена.

Ученик 2:  Кубанский край- богатый край,

Здесь славит пашню урожай.

Но в 21 быстрый век

Край славит все же человек! (Слайд 20)

Учитель:

Кубань – чудесный благодатный край снежных гор и золотых полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, ученые и спортсмены, художники и поэты...

 Все они стремятся сделать нашу Кубань еще лучше, богаче, красивее. (Слайд 21 – 22)

Ученик 3: Над кубанским краем песня разольется,

В ней о нашем крае солнечном поется.

 Милый край наш отчий, где мой двор и дом,

 Здесь, где звезды ночью пляшут над прудом,

Узкие тропинки и зеленый лес,

 Край мой ненаглядный, где полно чудес.

 Сказок, песен, света, синих родничков…

 Лучший ты на свете среди всех краев.  (Слайд 23)

Ученики поют песню «моя Кубань – моя душа». (Слайд 24 – 31)

Ученица:  Земля моя родная

 Мой милый Краснодар

 И ты Кубань прекрасная, –

 Моей судьбы причал

 Здесь родилась, я,

 Выросла, без горести и бед

 И вот я всем потомкам

 Даю большой совет:

 Цените нашу Родину,

 Любите вы ее

 И охраняйте бережно

 Не жить нам без нее

 Нигде нет места лучшего

 Где б могли бы жить!

 Где все могли бы радоваться,

 Смеяться и любить

 Вы берегите рощи, нивы, зеленые поля

 И будет вами славиться кубанская земля. (Слайд 32)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе

Цели:1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...

Символика Кубани: флаг, гимн, герб. Исторические и православные символы Кубани

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 имени И.И.Тарасенкостаницы Выселки Краснодарского края      «...

События Великой Отечественной войны на Кубани. Кубань – многонациональный край.

«Вспомним всех поименно»к 70-летию освобождения Кубани от не«Вспомним всех поименно»к 70-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков.мецко-фашистских захватчиков.Битва за Кавказ была о...

Классный час, посвященный Дню освобождения Кубани от фашистских захватчиков "Юные герои Кубани".

Классный час, посвященный Дню освобождения Кубани от фашистских захватчиков "Юные герои Кубани"....

Открытый урок «Цвети, Кубань», посвященной музыкальной культуре Кубани

«Цвети,Кубань», посвященной музыкальной культуре Кубани...

Страничка событий Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса...

Все ученики готовились кпразднику Осени: плели венки из осенних листьев, готовили к празднику поделки из природного материала, посвятили осени стихи и загадки, учили песни. Болельщики шумно переживали...