Рабочая программа внеурочной деятельности «Алфавит садовых растений» 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Михальцова Любовь Николаевна

Воспитание экологической культуры, это одна из актуальнейших задач в сложившемся потребительском отношении к природе. Идеалы общего воспитания всесторонне развитой личности, согласуются со способностью жить в гармонии с окружающей природной средой. Через живые объекты, растения, осуществляется связь познания себя и отношение к себе и окружающему миру, как части самого себя.

Основной идеей построения программы кружка является: углубление знаний обучающихся о разнообразии садовых цветочно-декоративных  растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alfavit_sadovyh_rasteniy_1_kl_r_p.docx40.63 КБ

Предварительный просмотр:

                             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Согласовано                                                                  Утверждена

на Управляющем Совете                                            приказ № 153

протокол №  6

о   т                                                       25.08. 2015г.                                                               от 28.08. 2015г.

Председатель                                                             Директор школы
______  Дубовицкая Л.П..                                              ______       А.М. Круглов

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА   ВНЕУРОЧНОЙ         ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Алфавит садовых растений»

                            направление  - общеинтеллектуальное

                                             

 

                                            Режим занятий:  в год -  33 ч ,1час в неделю,

                                  продолжительность занятия 35 минут

                       

                                             Возраст обучающихся 1 « А» класса 7 - 9 лет

                                                                                  Составитель: Михальцова Л.Н.

                                                              учитель начальных классов

р.п. Дмитриевка  2015 г.

Пояснительная записка.

           В России существует многовековая традиция: украшать жилища, строения не только резьбой, коваными балконами, витьеватой изгородью, но и великолепными цветниками. Такую традицию русские заимствовали у европейских государств .Сад считался защитником дома, его добрым духом.

Цветы – это взрыв красоты, фантазии, чувств. Ребёнок, не умеющий говорить, обязательно тянется ручкой к цветку.

А взрослый обязательно скажет: «Рвать нельзя , он живой!»

Так ребёнок постигает красоту окружающего мира. А потом очень важно не только научить беречь всё прекрасное, созданное природой и человеком , но и научить самому создавать красоту. Человек, вырастивший цветок, никогда уже не причинит вреда живому. Создавая клумбы, цветники, дети на опыте смогут понять, что каждый цветок уникален, неповторим, как, впрочем, и все живые организмы.

Общение с растениями  непременно оставят неизгладимое впечатление на духовный мир ребёнка, его интеллектуальное развитие, творческое воображение

  Актуальность программы:

Воспитание экологической культуры, это одна из актуальнейших задач в сложившемся потребительском отношении к природе. Идеалы общего воспитания всесторонне развитой личности, согласуются со способностью жить в гармонии с окружающей природной средой. Через живые объекты, растения, осуществляется связь познания себя и отношение к себе и окружающему миру, как части самого себя.

Основной идеей построения программы кружка является: углубление знаний обучающихся о разнообразии садовых цветочно-декоративных  растений.

                           

 Практическая значимость .Благодаря полученным знаниям  , школьники будут  учиться: самостоятельно мыслить, осуществлять поиск, работать творчески, приобщаться к науке, учитывать пути и возможности своего организма и природной среды, в которой они живут.

Цветоводческая деятельность на земле – это активный отдых, связанный с физическим трудом, заряд бодрости  и творческое удовлетворение.  Занимаясь в кружке, обучающиеся  обнаруживают и развивают у себя определенные способности, такие, как декоратор, художник, садовник, цветовод, проектировщик. В подготовке к занятиям используется  различная литература: научная, научно-популярная, художественная, местная и периодическая печать, справочники и др.

Перед учащимися должна стоять ближняя и доступная цель - экскурсии, творческие дела, подготовка докладов, сообщений, умение планировать, фантазировать, составлять экспозиции из природного материала, изготавливать поделки из различных материалов.  

Кружок  « Алфавит садовых растений»- это детское объединение ребят. Занимаясь  в кружке, воспитываются такие качества как: отзывчивость, дружелюбие, чувство прекрасного, творческие и интеллектуальные способности, усидчивость, трудолюбие, коммуникативные.

  Рабочая программа к курсу составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе   следующих  нормативно – правовых  актов:

Закона  «Об образовании» .

Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования МБОУ «Никифоровская СОШ №1»

Устав МБОУ « Никифоровская СОШ №1»

Программа  разработана на основе авторских программ

«Цветик - семицветик»   Безрукова Е.Г      и «Экология растений»                                                                                                                                                                              (Деларова Е.В.) для учащихся 1–4 классов общеобразовательной  школы.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках  обще-интеллектуального  направления  .

Программа данного курса представляет систему занятий для учащихся первого  класса

Цель

 способствовать расширению знаний в области садовых растений  и активизации  творческого потенциала  .

В ходе её достижения решаются задачи:

- познакомить  с садовыми растениями, в частности с цветами,

-   освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;

- развивать   творческий  потенциал детей .

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы;  стремление создавать прекрасное

Особенность изучаемого курса состоит в тесном  общении с природой., что является  благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку;  развития  творческого потенциала.

Каждый ребёнок готов творить. Направить его интересы в нужное русло, помочь проявить фантазию, понять важные законы творчества, помочь проникнуть в тайны природы- вот предназначение курса

Украсить цветами открытку, сумочку, изготовить прекрасный букет, создать макет детского городка и украсить его цветущим садом.  Интересно придумать  и соорудить  детский дворик  с клумбами разных форм, дорожками, причудливыми аллеями. А можно создать мир сказки, например, «Садик для феи», «Королевство цветов».

Дети научатся не только различать сорта цветов, их разновидности,  но ухаживать за  растениями и  выращивать их,.

        Программа предназначена для организации разнообразной внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально – нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребёнка.

       Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.

Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования. Это:

-  гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;

-  воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;

-  создание условий для самореализации;

-  интеграция личности в национальную культуру;

-  учёт разнообразия  творческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Программа предполагает систему занятий ,педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень полученных знаний, умений и навыков.

                               

                           

По продолжительности реализации -  годичная.

Режим занятий:

Число  часов в  год – 33 , 1 час в неделю, 4 часа в месяц. Продолжительность занятия для обучающихся  1-их  классов  - 35 мин.

 

Возраст обучающихся   7 - 9 лет

Формы и  виды контроля 

Изготовление информационно – иллюстративной книжки – раскладушки «Цветочные фантазии».

Творческий проект «Мой сад»  ( Изготовление макета из разных материалов ).

 Цель  - развить творческие и коммуникативные способности ребенка первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения .

Виды деятельности и предполагаемые формы :

  Учебно-тематический план

Наименование тем

Всего

час

Количество часов

теория

практика

1

«Цветы – краски природы»

6

2

4

2

Строение цветущего растения

4

3

1

3

Уход за растениями

4

1

3

4

 Эти удивительные растения

6

5

1

5

Растения в  в саду

6

2

4

6

Школа цветовода

7

1

6

Содержание программы

Наименование тем

Всего

час

Количество часов

теория

практика

1

«Цветы – краски природы»

Что мы знаем о цветах (рисование любимого цветка).

6

2

1

4

Экскурсия: Цветы вокруг нас.

1

Цветы в нашей жизни (просмотр слайдов, загадки).

1

Аппликация «Мой любимый цветок»..

1

Коллективное панно «Цветочная поляна».

1

Цветочные узоры. Декорирование платка, сумочки

1

2

Строение цветущего растения

4

3

1

Строение  цветущего растения

1

Живи цветок (что необходимо для жизни растений).

1

Строение  цветущего растения

1

Части растения (корень, стебель, листья). Практическое определение

1

3

Уход за растениями

4

1

3

Уход за растениями

1

Правильный полив.

1

Рыхление. Подкормки

1

 Уход за листьями

1

4

 Эти удивительные растения

6

5

1

Эти удивительные растения

1

Эти удивительные растения

1

Цветы-синоптики.

1

Цветы- доктора

1

Цветы-хищники.

1

Игра - практикум  «Что мы знаем о цветах

1

5

Растения в  в саду

6

2

4

Садовые растения (просмотр слайдов) Цветы на праздник.

1

Какие цветы в нашем саду.

1

Условия выращивания.

1

Цветы на праздник. Открытки . Техника оригами «Розы», «Тюльпаны»

1

Игровая  программа «Во саду ли , в огороде».

1

Конкурсная программа «Угадай цветок».  

1

6

Школа цветовода

7

1

6

Практикум «Садовые цветы» (наблюдение)

1

Подготовка почвы к посадке. Отбор семян. Проверка семян на всхожесть, посев.

1

Весенняя экскурсия «Рождение жизни»

1

Экскурсия в сад. Наблюдение за появлением                  первых всходов растений.

1

Цветочное местечко.  Уход за ростками.

1

Коллективный коллаж из разных материалов «Цените красоту»

1

Выпуск  газеты «Зелёная  страничка»

1

                         

Методическое обеспечение программы

п/п

Название

темы

Формы

занятий

Методы

Дидактический

материал

Техничес

кое обеспече

ние

1

«Цветы – краски природы»

Что мы знаем о цветах.

 Рисование любимого цветка. Цветы в нашей жизни. Экскурсия «Цветы вокруг нас»

Аппликация  «Мой любимый цветок». Коллективное панно «Цветочная поляна»

Цветочные узоры.

Декорирование платка, сумочки

Рисование загадки презентации

Экскурсия.,декорирование

 Таблицы

компьютер компьютер

ные презен-тации  по теме

2

Строение цветущего растения

Строение  цветущего растения. Живи цветок (что необходимо для жизни растений) .Строение цветущего растения. Части растения (корень, стебель, листья). Практическое определение

Практическая работа ,заочное путешествие,

рассказ, беседа,

Наборы раз-вивающих и дидактичес-ких карточек

компьютер компьютер

ные презен-тации  по теме

3

Уход за растениями

Уход за растениями. Правильный полив. Рыхление. Подкормки. Уход за листьями

Практическая работа

таблицы

-

4

 Эти удивительные растения

Эти удивительные растения (слайды). Цветы-синоптики. Цветы-доктора. Цветы-хищники.  Игра- практикум  «Что мы знаем о цветах»

игра, экскурсия,

прогулка, викторина

Раздаточный материал (открытки, иллюстрации).Определи-тели и опре-делительные таблицы.

 Гербарий

компьютер компьютер

ные презе-нтации  по теме

5

Растения в  в саду

Садовые растения (просмотр слайдов) Какие цветы в нашем саду. Условия выращивания. Цветы на праздник. Открытки . Техника оригами «Розы», «Тюльпаны»Игровая  программа «Во саду ли , в огороде».Конкурсная программа «Угадай цветок».  

конкурсы, кроссворды, экологические игры, выставка работ Фотоотчёт

Контрольные карточки и тесты .Набор материалов и техниче-ских средств для сюжет-но-ролевых игр

компьютер компьютер

ные презен-тации  по теме

6

Школа цветовода

Практикум «Садовые цветы» (наблюдение) Подготовка почвы к посадке. Отбор семян. Проверка семян на всхожесть, посев.

  Весенняя экскурсия «Рождение жизни»

Экскурсия в сад. Наблюдение за появлением                  первых всходов растений.

 Цветочное местечко.  Уход за ростками. Коллективный коллаж из разных материалов «Цените красоту

Выпуск газеты « Зелёная  страничка»

экскурсия – исследование наблюдения коллаж загадки, игры, ребусы, кроссворды

Определи-тели и опре-делительные таблицы.

 Гербарий

компьютер компьютер

ные презен-тации  по теме

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

ПК, проектор

Библиотечка литературы (художественной, методической, справочной)

Раздаточный материал (открытки, иллюстрации)

Определители и определительные таблицы

Руководства по работе с комнатными растениями и гербарием

Методические рекомендации по оформлению реферативных и исследовательских работ

Кабинет для занятий

Телевизор

Гербарий

Алексеев С.В., Гущина Э.В. Город и окружающая среда. СПб. Крисмас. 1997

Андронов Н.М., Богданов П.Л. Определитель древесных растений по листьям. Л. 1974

Бобакова Т.А., Момонтова А.П. 500 экологических задач. Петрозаводск. Карелия. 1991

Гдалин Д.А., Сорокина Т.Г.Час экологической игры. СПб. 1992

Головкин Б.Н., Китаева Л.А., Немченко Э.П. Декоративные растения СССР. М. 1986

Горышина Т.К. Экология растений

Дубяго Т.Б. Русские регулярные сады и парки. Л. 1963

Лархен В. Экология растений М. Мир. 1978

Буданова Г.П., Буйлова Л.В. Дополнительное образование детей: путь к себе, М.Чистые пруды, 2010

Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М., 1984.

Симакова Т.А. Диагностические материалы к дополнительной образовательной программе. – Дополнительное образование и воспитание. №12, 2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"

Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности  для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....

Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс

Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)

Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс

Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...