Программа внеурочной деятельности «Земля – наш дом» 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме

Рыжкова Мария Евгеньевна

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Кружок даёт возможность научить детей необходимым знаниям о природе, о поведении в природе, умение работать в группе, оказывать необходимую помощь в нестандартной ситуации себе и товарищам. А так же ребята учатся другим жизненно – необходимым навыкам.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vd.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение /  
Средне Специальное Учебное Заведение «Челябинский педагогический колледж №1»

    «Согласовано»                                                                        «Утверждено»                                                                                                    Зам. директора по УВР                                                  Директор _____________(ФИО)                                                                     _______________(ФИО)                                                  Приказ №___ от                                                                      

Рабочая программа
 по внеурочной деятельности

Наименование программы «Земля – наш дом»
Класс: 1
Срок реализации: 1 год
Ф.И.О. разработчиков программы:
Гунтина М. Е.

Челябинск, 2014

Пояснительная записка.

Программа по внеурочной деятельности по экологическому направлению «Земля – наш дом».

Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально - исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде,  экологическое воспитание.

Актуальность программы:                

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Кружок даёт возможность научить детей необходимым знаниям о природе, о поведении в природе, умение работать в группе, оказывать необходимую помощь в нестандартной ситуации себе и товарищам. А так же ребята учатся другим жизненно – необходимым навыкам.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.

Педагогическая целесообразность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

Основная идея программы  состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры; умение рационально организовывать свою деятельность;  позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.

Новизна программы «Земля – наш дом» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.

Цели  программы:

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- привитие любви к родному краю, познание окружающего мира;

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Задачи программы:

Обучающие:

-  расширять представления об окружающем мире;

-  формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать  ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

-развивать навыки практической работы, исследовательской и проектной деятельности, творческие способности учащихся;        
- развивать коммуникативные способности детей;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и  неживой природы;

-способствовать воспитанию активной жизненной позиции младших школьников;        
- формировать целостную личность, развивающуюся в гармонии природы и цивилизации.

Сроки реализации программы и возраст воспитанников.        
Программа рассчитана на детей  7-9 лет. Срок реализации программы – 1 год.

Количество занятий и учебных часов в неделю, за год: программа рассчитана на 34 недели, на 68 академических часа.

В процессе реализации программы будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты,  творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения):

- экскурсии;

- конкурсы;

- практические занятия;

- творческая работа;

- викторины;

- игры;

- проекты;

- спортивные игры;

- беседы;

- экологические сказки.

Формы занятий:

  • фронтальные,
  • подгрупповые,
  •  интегрированные,
  • индивидуальные.

На занятиях используются различные методы и приёмы:

- игровой метод;

- метод наглядности;

- словесный;

- эвристический;

- метод проектов;

- проблемно-мотивационный;
- наблюдение;

- исследовательский метод;

- мотивационный (убеждение, поощрение).

Формы отслеживания результатов:

  • презентации;
  • выступление;
  • выставка;
  • проектные карты.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

Методическая база: 

1. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы, наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, муляжи и др. материалы), инструменты и принадлежности для практических работ;

2. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;

3. Использование интернет – ресурсов.

Материально – техническое обеспечение:

Для проведения занятий по программе имеется материальная база:        
- наличие учебного класса со столами, стульями, доской,        
- техническое оборудование для демонстрации видеоматериалов;        
- библиотека учебно-популярной и энциклопедической литературы;        
-  наличие компьютерного класса с возможностью выхода в Интернет.

Личностные  и  метапредметные результаты

Результаты

Формируемые  умения

Средства формирования

Личностные

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания;

- развитие критического и творческого мышления.

- Организация на занятии парно-групповой работы

Регулятивные

- умение взаимодействовать с окружающими;

- различать допустимые и недопустимые формы поведения в окружающей действительности;

- формирование готовности к преодолению трудностей.

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать теоретическую задачу в практическую;

- проявлять творческую инициативу в совместном сотрудничестве.

Коммуникативные

- развитие умения учебного сотрудничества;

-формировать собственные высказывания;

- умение слушать и вступать в диалог.

- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, отношение;

Планируемые результаты работы по программе:

Учащиеся должны знать:

- какую пользу приносят представители животного мира;

- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

-  ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

-  заботиться о здоровом образе жизни;

-  заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

-  осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

-  оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.

Методическое обеспечение учителя:

  1. практические материалы для психологической работы с младшими школьниками;
  2. раздаточный материал для детей;
  3. оборудование (рабочие) материалы для учителя;
  4. методические пособия по художественному творчеству для учителя;
  5. книги по изобразительному искусству.

Кадровое обеспечение: 
- учитель начальных классов и учитель- предметник;
-
педагоги школы, реализующие программу;
-
педагоги дополнительного образования;
- психолог;
- родители детей;
- работники Областного художественного музея, галерей, выставок.

Тематическое планирование.


пп

Тема

Всего часов

Теоретич.

Практич.

УУД

1.

Введение

3

1

2

-интерес к познанию мира природы.

Что такое экология?

Экскурсия в природу.

Игра «Азбука экологии».

2.

Мой дом за окном

15

4

11

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой.

Мой дом

Игра «Тайны вокруг нас».
Устный журнал  «Наш дом – планета Земля».

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

Откуда берётся и куда девается мусор?

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы»

Деревья твоего двора

Викторина «Что ты знаешь о деревьях?»,

Экскурсия –наблюдение.

Экскурсия по территории школы
Игровой прием «Путешественник»
Конкурс рисунков.

Птицы нашего двора
Беседа «Птицы вокруг нас».

Акция «Птичья столовая»

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»
Праздник «День птиц».

Дорога из дома в школу
Игра «Тайны вокруг нас».

Конкурс загадок о природе.

3.

Я и мое окружение

14

4

10

- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека.
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, описывать и  характеризовать факты и события, происходящие в природе.

Моя квартира. Моя семья. Соседи.

Мой класс
Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»

Дом моей мечты
Устный журнал «Наш дом – планета Земля».

Комнатные растения в квартире, классе

Экскурсия в городской ботанический сад

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

Проект «Выращивание лука в комнатных условиях».
Викторина «Угадай растение».

Экскурсия в лес
Игра «Приключения в лесу».
Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?

Животные в доме
Фотовыставка «Наши любимцы».

Экскурсия в живой уголок
Конкурс рисунков  «Повадки животных»

4.

Гигиена моего дома

8

3

5

- установка на безопасный здоровый образ жизни.

Уход за квартирой

Практическое занятие «Гигиена класса»

Бытовые приборы в квартире Экскурсия в школьную кухню

Природа в квартире и в классе

Наша одежда и обувь

Русская народная одежда Экскурсия в краеведческий музей.

Практическая работа «Уход за одеждой»

Экскурсия в школьный музей

5.

Вода – источник жизни

8

4

4

- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов.

Вода в моём доме и в природе Стихи, рассказы о воде и природе

Экскурсия к водоёму 
Игра «Водой не разольешь»

Вода в жизни растений, животного мира

Вода и здоровье человека

Личная гигиена
Практическое занятие «Как правильно чистить зубы»

Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»

6.

Солнце и свет в нашей жизни

10

7

3

- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Солнце, Луна, звёзды – источники света

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света

Отношение к свету и теплу различных животных

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»

Электрический свет и тепло в моём доме

Откуда приходит свет и тепло в мой дом

Телевизор в моём доме

Сколько стоят свет и тепло

Итоговое занятие
Праздник «Наш окружающий мир».

7.

Воздух и здоровье

2

1

1

- установка на безопасный здоровый образ жизни.

Воздух и здоровье человека

Практическое занятие «Уборка в классе»

8.

Мой край

5

3

2

- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

Растительный мир области
Экскурсия в городской ботанический сад

Животный мир области

Исчезающие растения и животные родного края Составление загадок.

9.

Весенние работы

3

1

2

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков.

Беседа о посеве растений. Необходимость урожая для жизни.

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву.

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними.

Создание мини – сада.

Итоговое занятие
Праздник «Берегите нашу планету»
Создание портфолио с результатами деятельности школьников

68

28

40

Список литературы:

Для учителя:

  1. Примерные программы внеурочной деятельности (Начальное и основное образование) Под редакцией В. А. Горского – Москва «Просвещение» 2011.
  2. Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  3. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. - Ярославль: Академия развития, 1997
  4. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
  5. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
  6. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. –  М.:Просвещение, 2010, 119с.
  7. Аверина,  Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
  8. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе.  Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
  9.  Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
  10.  Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
  11.  Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова,   М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.
  12.  Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной  деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.
  13.  Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
  14.  Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
  15.  Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
  16.  Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.
  17.  Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.
  18.  Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
  19.  Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.
  20.  Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
  21.  Зверев  И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
  22.  Лучич  М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
  23.   Никитина  Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только   / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.

Для учащихся

  1. 3. Ефремов Ю. К. Природа моей страны - М.: Мысль, 1985.
  2. 4. Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
  3. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
  4. Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
  5. Букин  А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
  6. Грехова  Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
  7. Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
  8. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. -  2001. - № 1.  
  9. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. /  Москва 2008.  
  10. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных.  Москва 2010.
  11. Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород  2009.
  12. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва  2007.
  13. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для  любознательных. /  Харьков , Белгород  2008.
  14. Экология России. Хрестоматия - М.,  1995.
  15. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н. В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

Интернет ресурсы

  1. Внеурочная деятельность «Природа и мы». http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/06/11/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po
  2. Образовательная программа внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов.  http://www.menobr.ru/materials/1227/37082/
  3. Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Природа и мы" программа "Школа 2100".  http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/04/22/konspekt-uroka-okruzhayushchego-mira-v-1-klasse
  4. Программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления. http://shkola509.ucoz.ru/load/rabochie_programmy_uchebnykh_disciplin/programma_vneurochnoj_dejatelnosti_nauchno_poznavatelnogo_napravlenija/programma_vneurochnoj_dejatelnosti_nauchno_poznavatelnogo_napravlenija/47-1-0-23
  5. Программа по внеурочной деятельности по экологическому направлению « Мы и природа». http://pandia.ru/text/77/253/54669.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Земля-наш дом" для 1-4 класса

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. З...

Программа внеурочной деятельности "Земля - наш дом" 3 класс

Программа внеурочной деятельности "Земля - наш дом" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля наш общий дом» 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Земля родная» для 1 класса

Курс «Земля родная» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Земля - наш дом" (3 класс)

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  «Земля – наш дом»  составлена на основе  ФГОС   НОО,   ООП МОУ «Узуновская СОШ», ав...

Приложение к программе внеурочной деятельности "Земля - наш дом" для 3 класса

Приложение содержит календарно - тематиченское планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности "Земля - наш дом" для 3 класса...